1. 11. 1 Кто создал Книгу мёртвых?

Лариса Болотова
              Из книги Сергея Рязанцева «Танатология – наука о смерти»:

«Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших, названный позднее «Книгой мёртвых», создали жрецы из долины Нила во времена первой египетской династии, около 4266 года до нашей эры. Отдельные фрагменты этого сочинения сохранились до наших дней. Более поздние версии «Книги мёртвых» были дополнены жрецами Гелиополя и нанесены множеством ремесленников в виде иероглифов на стенах помещений и переходов внутри пирамид, расположенных в Сахаре, в период 5-ой и 6-ой династий. Эти произведения названы «Текстами пирамид». Новые тексты, нередко с изображением различных фигур, во времена 11-ой и 12-ой династий наносили на боковые стенки саркофагов (так называемые «Тексты саркофагов»), а в период 26-ой династии – на папирус посредством иератического или иероглифического письма. Наконец, во времена Птолемея существовал текст на папирусе, подобный шестой версии. Этот папирус с текстом неизвестного автора был обнаружен в отдельном контейнере вне саркофага. В качестве хранилища для папирусов использовались статуи богов или чучела птиц, обычно ястребов. Последняя версия, относящаяся к греко-римской эпохе и содержавшая выдержки из текстов на кусочках папируса, была написана очень неразборчивыми знаками.

Совершенно непонятно, почему версии «Книги мёртвых», выполненные столетия спустя, так разительно отличаются друг от друга по стилю, содержанию, манере письма. Возможно, что желание властителей 26-ой династии иметь свою версию манускрипта обусловило создание жрецами нового варианта первоначального текста. Последующие версии времён Птолемея были менее точны, в них пропущены важные фрагменты ранних текстов. Кроме того, разные списки «Книги мёртвых» нетождественны, выбор и порядок текстов часто был произвольным. Привести все эти взгляды в стройную, последовательную систему невозможно.

Двенадцатичленная композиция очерчена наиболее ясно в «Книге Амдуат». Она отражает и идею загробного воздаяния, широко известную ценителями египетской культуры по описаниям «психостазии» («взвешивания души») на суде Озириса: сцены кары над грешниками мы видим в последних частях «Книги Амдуат» Но это лишь один аспект «книг загробного мира». Главным же представляется другое – отождествление усопшего с Великим Богом в его различных ипостасях (Ра, Озирис), твёрдое знание имён богов и демонов, которые встречаются в запредельном мире.

Эта концепция – не плод вольного мифотворчества, она имеет глубокое психологическое обоснование. Египтяне считали, что человек ещё при жизни должен познать тайные пути мира запредельного, чуждого бытовому опыту; более того, должен слиться с высшими проявлениями этого мира – иначе невозможно блаженство в загробном царстве. Эта идея находит соответствие в родственном памятнике мировой культуры – тибетской «Книге мёртвых» (возможно, она восходит к тому же источнику, что и египетские книги загробного мира).

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы. Приятного всем прочтения.