О военных дневниках Константина Симонова

Анатолий Емельяшин
                О военных дневниках Константина Симонова.
                Фото поэта в военные годы.

          Взахлёб читаю дневник К. Симонова «Разные дни войны». Погрузился в них как алкаш в запой. Необъяснимо, как это за свою долгую жизнь я не удосужился их читать? Дневники много раз печатались в разных журналах и отдельными изданиями, но всё это каким-то образом проскакивало мимо меня.
          А я-то с детских лет обожал этого писателя, знал наизусть почти все его стихи и поэмы, считал лучшим писателем – корреспондентом военной поры. Да он и был, вероятно, лучшим. Во всяком случае, в моём военном детстве кроме него запомнился только Илья Эренбург с его ненавистью ко всему немецкому – «Убей немца!».

          В 1946 году мне посчастливилось и видеть поэта – он выступал на предвыборной встрече с избирателями, а мы, мальчишки, сидели на первых рядах в нескольких метрах от поэта. Тогда он по нашей просьбе кроме других стихов прочёл и поэму «Сын артиллериста».
          Правда, в детстве я его воспринимал больше как поэта. Не прозаика, тем более не корреспондента сразу двух газет – армейской «Красной звезды» и «Известия». Это восприятие и осталось со мной на всю жизнь. Хотя я перечитал, и не раз, и все его рассказы и повести а потом и роман-трилогию «Живые и мёртвые».
          Фильм, снятый на основе этого романа, я и сейчас иногда пересматриваю. Как и другие картины о страшных военных годах. Видимо военное детство напрочь застряло в моей душе. В то же время не переношу современных  подделок – сериалов о Великой войне – обычных развлекаловок.

          Поэт узнал о начале войны только в два часа дня – писал стихи и к телефону не подходил. А уже 23-го получил в Наркомате военное обмундирование и направление в газету 3 армии дислоцированной в Гродно. Через день он уже выехал в направлении Минска, но доехал только до Борисова – дальше дорога была разбомблена. Перешли на шоссейную и на грузовиках приехали в Оршу.

          В течение первого года войны спецкор К.Симонов побывал на всех фронтах и дал в Красной звезде описания событий этих горячих дней. Вот на кого надо опираться историкам. Но пока-что историки в первую очередь опираются на книгу Г.К.Жукова. 
          Не знаю, может быть будут в дневниках у Симонова и дифирамбы Маршалу – пока в описаниях первого года войны о Жукове ни слова. Видимо спецкор в годы войны с маршалом и не встречался. Хотя чувствуется, спецкор понимает, что неудачи в первой фазе войны – результат плохой подготовки к ней РККА и её Генерального штаба. А возглавлял ГШ в то время генерал армии К.Жуков.
          И в первом отпоре немцам под Москвой роль Жукова – командующего Резервным, а потом и Западным фронтом – в дневниках Симонова не отражена, видимо спецкор понимал, что роли этой и не было. Это позже стали приписывать маршалу заслуги к которым он, возможно, и не имел отношения. Впрочем, это моя додумка, субъективная.

          Дочитал дневник. Он заканчивается на подписании германским командованием акта о безоговорочной капитуляции и праздновании войсками окончания войны. Салюты из всех видов оружия всеми войсками.    И не только войсками, даже я – в то время десятилетний мальчишка – учинил тогда свой салют: (http://proza.ru/2019/05/09/1904 )
          И только здесь, в последних строках дневника Симонова появляется К.Жуков (как подписант). До этого маршал внимания спецкора не привлекал.

          И интервью у Жукова Симонов возмёт когда тот уже будет в немилости у Хрущёва