Чок, полу чок. Только для реальных пацанов

Третьяков Николай Дмитриевич
 Я ещё учился в школе, а Мишка, старший брат, уже закончил борисоглебский лесной техникум и три года скитался в лесоустроительных экспедициях где-то в Забайкалье.
 Повестка из военкомата гонялась за ним по пятам, как исполнительный лист за алиментщиком в песне Юрия Лозы, но бесполезно!
 Как- то буквально на денёк он появился в родных Пенатах, и тут- на тебе! Принесли её, повестку из военкомата. Так Мишка загремел в армию.

 Мишки нет, а его охотничье ружьё, ТОЗовка 16 калибра осталось и все прибамбасы для стрельбы при ней, - латунные гильзы, капсюли, порох, дробь, пыжи,  ружейное масло, мерный стаканчик для пороха и т.д. ТОЗ- это тульский оружейный завод.
 И тут наступило время исполнения моей мечты- отлить пулю под калибр и оценить пробивную способность этой пули.
 Раньше, в шестом классе сделал дробовик, где вместо пороха сера от спичек, а пуля- от мелкашки, благо, тир под боком. Этот дробовик я обменял на отличный фонарь "DAIMON" (у дружка отец- фронтовик привёз его из Германии) с большим рефлектором, под плоскую батарейку, которые тогда были в ходу. В ночном небе луч этого фонаря уходил в небо, как от прожектора, на зависть дворовой пацанвы. Батарейки, лампочки для фонарика, как и рыболовные крючки, леску, клеёнку и прочий дефицит в то время в магазине не купить, но работал вторчермет, где за макулатуру, металл, кости, тряпки можно было всё это заполучить. Этот фонарик я взял с собою в интернат, где его у меня благополучно спёрли.

 Такой дробовик натурально показан в фильме "Брат". Мой пробивал навылет двухсантиметровую доску. А пуля 16 калибра, сколько досок пробьёт она?
 Кстати, о калибре. Многие думают, что чем больше калибр, тем крупнее пуля. На самом деле это не так, и пуля 12 калибра больше, чем 16-го. Калибр определяется количеством круглых пуль, которые можно отлить из фунта свинца (около 450 грамм).Диаметр пули- это калибр.
 А у Кольта 45 калибра по-другому. 0,45 часть дюйма. И там- чем больше число, тем больше калибр.

 Но мне не пришлось фунт свинца делить на 16 частей. Я всё сделал по- простому. По внутреннему диаметру гильзы отлил свинцовые шаровые пули.
 Они с небольшим трением входили в гильзу. Сейчас уже не встретить таких латунных гильз. Им на смену пришли одноразовые картонные, или пластиковые.
 Я долго любовался своей работой. Шарик входит в гильзу, и выходит из неё,  как лопнувший воздушный шарик входит в пустой горшочек из под мёда Винни Пуха, и выходит из него.
 Капсюль аккуратно через деревяшку забит в хвостовой части патрона, порох отмерен, засыпан в гильзу, зафиксирован войлочным пыжом. Осталось затолкать в патрон пулю и сверху пыж.
 Пуля уже в патроне, в руке войлочный пыж, готовый её зафиксировать в гильзе, но что-то остановило меня в последний момент (ангел-хранитель?) Я решил прокатить её через ствол. Вытряхнул пулю из патрона и из магазинной части ствола аккуратно вставил её, наклонил ствол на диван, чтобы потом не искать укатившуюся пулю.
 Она с лёгким шорохом покатилась в стволе и вот сейчас выкатится...
 Но она не выкатилась! Она застряла в конце ствола!
 Перед глазами живо, в красках нарисовалась картина выстрела с этой пулей. Яркая вспышка, развороченный ствол, разлетающиеся его осколки...
 Я похолодел и меня забила мелкая дрожь.

 Тот самый чок, или полу чок.
Это сужение в конце ствола для увеличения кучности стрельбы дробью.
Позже узнал, что чок- сужение ствола на миллиметр, а полу чок- на пол миллиметра.
 Кстати, у этой ТОЗовки один ствол с чоком, а другой- цилиндр, без чока,без сужения.
На стволах это было выбито, но кто знал!
 Выстрел с застрявшей в стволе пулей- это разрыв ствола (пороховые газы при воспламенении увеличиваются в объёме в 1000 раз в сравнении с порохом) - практически нулевой шанс остаться в живых.
 Дрожащими руками вытряхнул пулю, разобрал ружьё, сложил в чехол, как было, и на антресоли до Мишкиного возвращения. С тех самых пор я не прикасался к нему.
 Даже воспоминания об этом случае, едва не стоившим мне жизни, вызывают дрожь в коленках.

 А эта ТОЗовка шестнадцатого калибра вынырнула летом 1965 года в лесоустроительной экспедиции в Коми АССР, где я с Мишкой и с Валеркой, после первого курса, в университетские каникулы рубил таксационные просеки (рассказ "Валерка").

 Фото из открытых источников.
28.12.2021