Не забудьте про Морену

Людмила Павельская Вощинина
Стародавние времена не то, что нынешние.
Всё правильно на Руси было: зимой мороз, снег по колено, седой дед Снеговей огромной лопатой кидает с гор белую кашу.
Жена его Вьюга в тулупе с лилейным  воротником, в расписных сапожках, разносит снег по земле, укрывает поля, чтоб не вымерзли корни растений, застилает дороги для летящих троек  с бубенцами.
Дочь их Метелица, молодая красавица в венке из снежинок, веселится, кружит в быстром танце, серебром округу украшает.
А где они, там и Пурга с Бурей, подружки верные, разгоняют всё лишнее, поганое да вредное. Укрепляют род человеческий.
Красота!
Морозы, войско зимнее, от Свирепого до Лёгкого, сметают с земли грязь и болезни, очищают воздух от чужих запахов, тело бодрят, душу согревают.
Следом Зюзя с Зимником, Морозко с Сивым, Трескунец, Студенец!  Не бывать без них зимы-чудесницы.
А нынче что?
Слякоть да грязь, вода талая по колено. Совсем природа людей разлюбила: болезни кругом, не подмороженные, сильные, скоро мир себе подчинят.
Куда зима делась? То ли на род людской обиду затаила, то ли ещё что? Кто разберётся!
В городах ещё ладно, а в селе, как жить! Поля голые, деревья сухие. Кто напоит, накормит? Что с урожаем? Нет надежды.
Вот собрались молодые парни и девчонки из села справного, что раскинулось в предгорье Рифея да пошли к старушке-сказительнице совета у неё спросить, что делать, как спасать положение.
- Сами вы, ребятки, не справитесь. Тут сила волшебная нужна, чтобы природу к истокам вернуть. Искать надо зимних кудесников. Морену, самую сильную богиню зимы, я вам звать не советую, сила в ней суровая, чуть что не по ней, может беду накликать. Ищите того, кто попроще, но тайну снега знает.
- Может, Снежича ?
- Да хотя бы и его. Говорили мне, что он далеко от наших мест не ушёл. Избушка его ледяная подтаяла, так он в пещере прячется.
Делать нечего. Отправились ребята всем гуртом к пещере Ледяной. Плутали внутри, плутали, пока к озеру подземному не вышли. Там, у воды, и заметили старичка низкорослого, с большущей белой спутанной бородой в тулупчике сером, но босого.
Сидит бедняга, пригорюнился, тоскует по работе своей весёлой, снежной. Поклонились ему молодые, уговаривать стали на землю вернуться, обещали дом поправить, если он снег сотворит.
- Как же это сделать? Снежинка – чистая пыль, поднятая с земли, напоенная водой родниковой, замороженная на лету. Где же мы найдём что-то подобное? Грязь одна осталась.
Призадумались ребята.
Хорошо, что один их них, Василий, на мастера–камнереза учился, сообразил, где взять чистую пыль.
Разделилась компания. Одни пошли деду Снежичу избу поправлять, другие в мастерские побежали собирать то, что остаётся после огранки камней драгоценных. Набрали полный мешок: тут и алмазная крошка, и рубиновая, и сапфировая. Повезло, что не только светлые самоцветы при огранке белой пылью осыпаются.
Девчонки к чистому озеру направились за водой.
Через день собрались все у новой избушки седого старичка, расселись на пенёчки, наблюдать стали.
Снежич приосанился, подпоясался да за дело взялся с радостью: не терпелось ему красоту сотворить.
Собрал пыльцу драгоценную, слегка водой окропил, да как дунет. Холодным дыханием каждую снежинку наполняет, она и преображается: одна звёздочка, другая иголка, третья - столбик закрученный, четвёртая – крестик. Нет числа придумкам мастера- снежнотворца.
Через несколько часов работы набралось снега на сугроб. Мало! «Что же дальше делать»?
- Один не справлюсь, - расстроился старичок, - подмогу звать надо. Из всех зимних волшебников одна Метелица  недалеко убежала. Знаю, где она прячется и почему? Ожерелье своё девица белокурая рассыпала в предгорье. А куда она без жемчужных нитей денется! Двенадцать ниток ей носить полагается, а у неё и шести не осталось. Так быстро улетала, что зацепила за сосновые ветви свою красу. Теперь сидит, плачет. Попробуйте её уговорить, она с Морозами дружит, позовёт их на помощь людям.
Друзья, прежде чем к Метелице идти, изготовили семь ниток жемчужных. Особый, пещерный жемчуг брали, чтобы сверкал алмазной гранью, радовал сердце красавицы–танцовщицы.
Увидела Метелица щедрое подношение, обрадовалась и поспешила на помощь к Снежичу, и Морозов  кликнула, чтобы земле помогли чистой да нарядной стать.
Пошла работа у зимних чародеев споро да ловко.
Пылинки взлетали, поднятые силой Снежича в морозный воздух, на лету превращаясь в снежинки. Метелица кружилась в быстром танце, разнося снег по земле. Поля наполнялись   небесной крупой, деревья оплетались белым кружевом, земля   покрывалась ледяной алмазной коркой, солнышко отражалось в белоснежном облаке, разбивался яркий свет на радужные круги: изумрудные, рубиновые, аметистовые, цитриновые, сапфировые, топазовые, селенитовые.
Чудо - чудное!
Радовались люди, гордились своей работой зимние волшебники: и Метелица, и Морозы, и Снежич.
Земля успокоилась и уснула под живительным снежным покрывалом.
И только белокожая красавица Морена с чёрными, как зимняя ночь волосами, притаившаяся в облаках, печалилась:
«За что судьба такая! Почему боятся меня люди и стороной обходят? Отвернулись от повелительницы зимы!  Надолго ли сил мелких кудесников хватит! Всё равно придётся о Морене вспомнить!»
Посмотрела волшебница на землю под лёгким покровом, запечалилась и хрустальные слёзы полились с небес ледяным дождём.
Смешались на земле льдинки с пушистым снегом, захрустел наст и запел чарующую мелодию зимы.


Словарь:
1. Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти.
С именем Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак» и даже «смерть». Богиню Морену побаивались, однако, уважали. Особенно на Севере, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине Морене. Упоминания имени Морены встречаем в текстах северных заговоров. Уговоры, обращенные к Богине Смерти, чаще всего читают для доброго дела, например, исцеления от хворей. Считают, что именно Богиня Зимы способна прогнать болезни, приходящие вместе с холодами.
Богиня Морена – дочь Сварога, Небесного Отца и Лады-Богородицы. Сёстры её — веселая Лёля, Богиня Весны, и добрая Жива, Богиня Лета.
Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей.
2. Снеговей – своеобразный старик Мороз в культуре славянских народов. Буквально понимается, как «сеятель снега».
3.Лилейный- нежно-белый.
4.Снежич -  старый дед с длинной бородой. Весь белый. Одет в тканую рубаху, украшенную снежинками. Обуви у старика нет. Он приходит в разгар зимы, чтобы укрыть Землю снегом.
5.Метелица, Вьюга, завируха – фольклорный персонаж южных славян. Вместе с ними приходят Метель и снежная Буря. Известны предания, что бурю учиняет старший сын бога ветра, Стрибога зимнего, — ветер Буревой (Буревик), который крутит свои длинные седые усы, когда хочет наказать людей за грехи.
6.Зимерзла — суровое зимнее божество древних славян. Она дышит холодом и морозами. Одежда у нее – тулуп из инея.
Морозы – ее дети, они ей корону ледяную куют, сережки из сосулек. Люди обращались к Зимерзле с просьбой не холодить жилище, не вымораживать посевы.