21. Севастополь. 35 береговая

Юрий Игнатюгин
               


   Двадцатого декабря приземлился я в Симферопольском аэропорту. Пока летел, беседовал с Леной из Евпатории. Она массажисткой работает вахтовым методом. Летает три раза в год в Подольск. Там живет по два месяца и за две тыщи массирует желающих. Отбоя нет! На вопрос – человека три успеваете размять? Ответила – много больше. Мысленно прикинул – значит семерых по две, получается 14. Умножим на два месяца. Имеем 2 520 000. !
   На вопрос – куда деньги деваете? Ответ – квартира 140 квадратов, сын безработный, хобби – рыбалка на лодке с мотором. Дача ещё. Муж бывший прапорщик – и улыбнулась…. Кое-что выведал я про него, но не буду вам рассказывать.


    И вот я уже еду в маршрутке в Севастополь. Можно было бы на такси за две тыщи. Или попуткой за 500 р. Но назойливость «шнырей» перевозчиков отталкивает. Стоят толпой и кидаются на каждого потенциального с предложениями.
    Меня обещал встретить Сергей, капитан третьего ранга, прямо в порту. Но никаких капитанов я не обнаружил. Поэтому еду самостоятельно. Однако на подъезде к городу герою получаю звонок от встречающего кэпа. И сразу на автовокзале, под проливнем и среди огромной лужи на пешеходном переходе мне протягивает руку действительно капитан. Третьего ранга и в парадной форме. Только без кортика. Бредем с ним к огромному джипяре. За рулём Виктор Михайлович, которого Сергей иногда именует Виктором Григорьевичем. Они друзья еще по военному училищу. Поэтому Виктор, кстати, капитан первого ранга, нисколько не обижается на эту замену отчеств  - от Сергея исходит амбре свежевыпитого и даже вчерашнего – поэтому ему многое прощается. По пути к дому Сергея мне много рассказывают они и показывают. Но я ничего не вижу из залитой продолжающимся дождем машины и не запоминаю из-за обилия сказанного, в основном Сергеем. Поток информации не иссякает и за столом и, после принятого дополнительно на грудь становится полноводнее и заливает меня с головой. Расстаюсь быстро и даже не захлопываю дверь за собой. Даю себе слово – если хочу увидеть Севастополь – никого не слушать! Только сам и в одиночку!


   Гостиница, в которую меня определил Сергей, частная. Хозяин, Янис, переводчик с нескольких языков и это его дополнительный приработок. У меня уютный теплый номер за полторашку в сутки. Есть даже телевизор. Смотрю по нему новости Севастополя и Крыма. Интересно.


   Утро раннее по сибирскому режиму. За окном тоже Сибирь. Хлопья снега мягко  ложатся на кладбищенскую ограду старого мяста. Так это место обозначено на картах Гугла.  Последствия укроКрыма. А я живу как раз между двумя кладбищами. Старым караимским и старым Севастопольским. Вот туда и валит снег. При нулевой температуре. Но, как не хочется выходить на улицу, а нужно посетить 35ю береговую батарею. И я сверяюсь с картами мапса.ме и гуглом. К десяти часам выезжаю в сторону мыса Фиолент. Около двух часов по заснеженному шоссе и по горам-долам добираюсь до грандиозного сооружения в виде стилизованного дота. Но это только снаружи он современный и у него под навесом стоят раритетные автомобили. А вот внутри я едва успеваю за маленькой группой из шести молодых людей и тараторящего скороговоркой экскурсовода. Снимать нельзя, но спешащий как на пожар наш гид бежит бёгом и не очень-то следит за нами. Впрочем молодёжь не снимает. Или не интересно или лень. А я втихаря (для вас же) делаю своё дело….

   35 бб строилась с двадцатых годов и до самой войны. Глубоко в скалы уходят ходы и на поверхности только крыши капониров ничем непробиваемые. Только «Дорой» немцы смогли вскрыть броню «Тридцать пятой».  Держалась она дольше всех прочих городских укреплений. В ней даже располагался штаб обороны во главе с Петровым и Октябрьским. О чем свидетельствует большая групповая фотография армейских и флотских высших чинов с благостными лицами. Июнь 1942 года. Отсюда они ринулись в недалекий аэропорт Фиолента и забившись в последний самолет, в полном составе благополучно приземлились в Новороссийске. А три тысячи гражданских жителей – женщин и детей, а также десятки тысяч солдат и матросов оставили на растерзание немцам. Управляйтесь, мол, как знаете, а наши заслуженные головы нужны СССРу. 


     Мы, из бункера кают компании батареи, где и висит эта фотография, ушли длинным подземным ходом в госпиталь тех времён, а потом и другим ходом вышли к щели в море. Море бушевало. Вот тут батарейцы пытались выйти из укрытий и прорваться по морю сквозь окружение. По некоторым данным с десяток сумело добраться даже до Турции….

   Вся экскурсия бесплатна. Музей, похоже, частный.  Закончилось посещением пантеона. Круглое здание в виде дота видимое издалека - внутри зал. В центре светящийся круг. Встав вокруг круга мы замолчали и замерли. Свет погас. И по всему куполу снизу вверх поплыли сотни фотографий убиенных воинов. Они без фамилий, плывут и плывут под траурную музыку. Среди них я вдруг увидел надпись на груди одного солдата – «stalag 326». Как знамение мне. Ведь я живу в Германии недалеко от этого ужасного места с таким названием. В войну тут было похоронено 65 тысяч наших! Чтобы лучше представить эту цифру нужно уложить в шеренгу всех этих людей. Получится шестьдесят пять километров! Живших до войны здоровых мужей, сыновей, отцов.
   Постепенно фотографии стали замещаться горящими фитильками свечечек, а потом и они преобразились в точечки-звездочки. И мы пошли на выход.

    По дороге я выразил экскурсоводу своё «фи» адмиралам и генералам бросившим в беде сто тысяч живых людей. Он долго бежал за мной по сугробам до ворот и даже выбежал за них. Все доказывал необходимость спасения «мозгов» для будущих подвигов. Но не убедил. И даже более – проезжая по Севастополю я всегда косился на табличку «Улица имени адмирала Октябрьского».  Да и других адмиралов, еще царских, имел в виду. Все они любили хлестать по мордАм нижних чинов. Какие тут симпатии?

    Вечная память защитникам Севастополя – самого героического и самого патриотичного города России.

Мой клип: https://www.youtube.com/watch?v=vqAOoV-d27w

Продолжение осмотра Севастополя:http://proza.ru/2021/12/31/857