Черновы-9. Друзья

Михаил Бортников
Продолжение. Начало  - http://proza.ru/2021/11/10/1908  Предыдущая глава – http://proza.ru/2021/12/25/1025


Поженились Арсений и Тамара в ноябре 1947 года, в один день с Борисом и Маней. В тот же день Тамара Дымова стала Тамарой Васильевной Грушевской, а Мария Зинченко – Марией Николаевной Борисевич. Свадьбу устроили совместную, женихи нисколько не возражали. Черновы, конечно, приняли самое деятельное участие в торжестве и были на свадьбе свидетелями. Гостей пригласили немного, но настроение у молодожёнов и приглашённых было праздничное. Радовались и веселились все: и новобрачные, и их друзья, и родители, и родственники. Приятно было смотреть на счастливые лица Тамары, Марии, Арсения и Бориса.

Маня переселилась к мужу, у которого была отдельная комнатка в квартире матери  на Ворошиловском проспекте, Арсений перевёз свои вещи к Дымовым, у Тамары там тоже своя комната была. Отец Тамары погиб ещё в ноябре 1941 года, участвуя в обороне Ростова в составе стрелкового полка народного ополчения, а с мамой её Арсений прекрасно  поладил и даже подружился.

Быстро пробежал медовый месяц, заполненный любовью, теплом, нежностью... и однажды Арсений решил поговорить о профессиональном будущем Тамары.

- Тома, я очень рад был бы видеть тебя в операционной всегда рядом, ты прекрасная медсестра и замечательная помощница. Но я знаю, что ты давно готова к большему. Скажи, ты об учебе в институте не думала? У тебя ведь блестящие способности и огромный уже опыт.
 
- Как же не думала, Арсений? Конечно, думала и не раз. Всегда любила учиться и врачом ещё в детстве мечтала стать. Только время ли сейчас?

- А когда время будет? Тебе двадцать пять, детей пока нет, я зарабатываю достаточно. Самое время для учёбы, а как дальше будет, посмотрим. Родишь сына, отпуск на год возьмёшь, а дальше мама поможет, она только рада будет.

- Не уверена, что она захочет работу свою оставить ради внуков. Да и сам ты не пожалеешь позже? Шесть лет тебе одному придётся семью содержать, а то и больше.

- Не будем так далеко заглядывать. Сменить образ жизни, поучиться в институте тебе в любом случае полезно будет. Даже незаконченное высшее образование у нас сейчас принимается во внимание,  врачей не хватает. А уж тебе с твоей подготовкой сам Бог велел детскую мечту исполнить. Трудно будет, конечно, но и интересно. А когда легко было?

Случилось всё, как Арсений и планировал. Летом следующего года Тамара поступила в мединститут и и училась охотно и с удовольствием. И дети в семье появились, только немного позже. Алексей родился в августе 1949, Таня – через пять лет, когда Тамара уже окончила институт.

У Бориса с Маней жизнь сложилась совсем по-другому. Кипучий нрав обоих супругов быстро дал себя знать, и ссорились они часто, и мирились шумно, что матери Бориса совсем не нравилось. Невестка оказалась совершенно не такой, о какой она мечтала. Самостоятельная, непоседливая, ершистая, со своим мнением, да ещё на три года старше её сына, Мария свекрови по сердцу не пришлась. Жить, однако, приходилось вместе, у Машиных родителей места для молодожёнов не было.

Квартира Зинаиды Львовны была самостоятельная, две смежные комнаты и крохотная кухня, места в которой для двух женщин не хватало. А в комнате матери ещё и младшая сестра Бориса жила, и тоже замуж мечтала выйти. Борис это понимал, искал какой-то выход, и наконец, нашёл. Осталось только с Машей посоветоваться.

- Маня, ты понимаешь, конечно, что специальность у меня всё ещё военная. Знаешь, что я с миноискателем до сих пор не расстаюсь, развалины старых домов взрываю. Такой работы в городе всё меньше в городе становится, и это прекрасно, но другой специальности у меня нет, а менять профессию женатому человеку...
 
- Знаю, Боря, мы же вместе работаем. А к чему это длинное предисловие?

-  В самом деле предисловие.  И ещё я вижу, что с мамой моей вы не очень хорошо ладите. Наверное, хотела бы жить самостоятельно?

- Конечно, хотела бы. Но маме твоей я не хамила и не грубила никогда. Просто у нас характеры разные и понятия о жизни тоже. Нужно и ей как-то терпимее быть, денег на частную квартиру у нас нет.

- Вот я и говорю. К нам вчера кадровик из угольного района приехал, взрывников в шахты искал.

- А ты что, специалист? Ты и шахты, наверное, никогда не видел. Что тебе на Донбассе делать?

- Ну, во-первых, это не Донбасс, а север Ростовской области. Гуково, Зверево, Шахты. И им взрывники опытные нужны. Вот сейчас - конкретно, в Гуково нужны, там новые шахты открываются. И они согласны и жильё предоставить и курсы переподготовки оплачивать месячные. Только бы потом мы там остались. Подумаем?

- Ну, подумать можно. Далеко от Ростова это Гуково? Ниеогда о нём не слышала.

- Сто десять километров всего. Ерунда, два часа езды.

- Боря, ты разузнай всё подробно, тогда и решим. Раз это рядом с Ростовом,  всегда в гости сможем приехать. Да и вернёмся потом. Ростов – это ведь наш город. Я его люблю.

- Я тоже люблю. Поговорю завтра с этим кадровиком, спрошу, как быть, если нам с тобой не понравится там, или если обманут насчёт квартиры. Правда, квартира - это не сразу, пока только комната отдельная в общежитии. Согласна на комнату? - Борис с надеждой посмотрел на Маню, - согласна?

- Согласна, Боря! Лишь бы отдельно от всех жить. А в общежитии я не растеряюсь, не думай. Я жизнью не избалована.

Так Борисевичи оказались в рабочем посёлке Гуково, получившим впоследствии статус города областного подчинения. Городок рос быстрыми темпами, активно  строились жилые дома, магазины, школы, детские сады, открылся большой Дворец Культуры. Кипучая жизнь молодого города Мане и Борису пришлась по вкусу. Семья Борисевичей прижилась в Гуково, и их уже многие считали местными.

* Продолжение следует -http://proza.ru/2022/01/04/1895