Посиделки мальчишечьи

Владимир Игнатьевич Черданцев
 
           Если от горы высокой, что нависла, с одной стороны над селом, отъехать, или отойти чуть подальше, да свежим глазом глянуть на нее, приложив при этом, чуточку фантазии своей, то вы увидите, вместо горы этой, огромного, лежащего на спине, исполина. Только вот на вершине, где голова исполина должна быть, она то, как раз и отсутствует. Отсекли ее мечом, по самые плечи, видать, другие враги-исполины, миллионы лет назад.

     Пал навзничь исполин, вот так и лежит с тех пор на спине, руки широко раскинув в разные стороны, а ноги свои протянул вниз, до самой речушки, где притулились дома деревенские. Правда, вначале здесь не дома стояли, а аилы алтайские, круглые, крытые корьем лиственничным, а уж потом избы рубить начали. Небольшое село, и мелкая, совсем, речушка, воробью по колено.
 
     Одна нога этого исполина, заканчивалась крутой горкой, с выступающими острыми щебнями, уходящей круто вниз, в эту самую речушку, где и образовалось отличное место для ребячьего времяпровождения.

       Действительно, место – лучше не придумаешь. Во-первых, со всех концов села видно, кто сейчас на этих щебнях сидит, при случае, можно громким криком, позвать своего парнишку домой. Во-вторых, все мальчишки и девчонки всегда в курсе, что в деревне в сей момент делается. Даже приближающееся стадо коров, что вечером возвращается с пастбища, они первыми видят. И никогда не прокараулят, чтобы вовремя встретить их.

     Вылазки на щебни эти, начинаются ранней весной, когда, только-только, появляются первые проталины на снегу. Еще речка скована льдом, а в центральном углублении каменном, где щебни образовали естественный карниз, уже дымятся первые костры.

     Летом, чтобы и на щебни эти попасть, через речку переброшен пешеходный переход, или как здесь их ласково называют – переходчики. Толстая лиственница, с одной стороны чуть стесана топорами, чтобы было, куда ноги свои ставить. Не обязательно  и перила делать. Зачастую, весенним половодьем, сносит разбушевавшаяся речушка, это бревно-переход-переходчик. Приходится, при помощи трактора, вновь устанавливать его на своё место.

        А если учесть, что бревно это, под тяжестью тела твоего, изрядно раскачивается, то перейти или перебежать на другую сторону, требуют от тебя определенной сноровки и умения.

         Бывало, мальчишки, стоя посредине этого переходчика, начнут баловаться, подпрыгивать, тем самым раскачивать его. Неопытные ребятишки, особенно девчонки, не удержав равновесия, тут же оказываются в воде. Смех, визг, всеобщее веселье.

          Когда начинает из земли вылезать трава, на этой горочке можно найти съедобные, тоненькие волоски вшивика, или еще смешнее – так называемую, репку. А может капустой она звалась? Только не заячьей. Вроде как микроскопический кочан, с пятикопеечную монетку, размером, в расщелинах меж камней, сидящие. С маленькими, колючими крючками, на каждом лепесточке, что впивались, конечно же, в детские языки. Но ребятам и девчонкам пофиг неудобства эти. Горький вшивик и кислая репка, самые, что ни на есть, полезные витамины деревенские, того времени года.

        Но самая лучшая пора, это летние, полуночные посиделки у костра, в  полупещере, расположенной, в центре этой горы. Нужно всего лишь, захватить с собой, несколько поленьев дров, да сырой картошки с солью, чтобы потом запечь ее в костре. И с огромным аппетитом съесть ее, всю без остатка, чуть ли, не с горелой кожурой.

        Вроде костер, но не пионерский. Песни “Взвейтесь кострами, синие ночи”  тоже не слыхать. Это они там, в школе, в отрядах своих, пионеры, с галстуками. Рядом с учителями и вожатыми. А здесь кружком, вокруг огня, сидят рассудительные, деревенские мальчишки, мужики будущие, поэтому и говорить стараются как их отцы и братья старшие. Правда, еще не всегда получается, но… какие их годы.

         Здесь ребята могут говорить, что им на ум взбредет, начиная с последних деревенских новостей, кончая самыми невероятными историями. И чем невероятнее, тем интереснее. Правду, отличить от вранья, нелегко, подчас.  Да здесь, у костра, это и не приветствуется вовсе.

        Пока еще не совсем стемнело, первые, рассказанные, истории, скажем, ну так себе. А вот ближе к ночи, сюжеты закручиваются. Или рассказчики, скорей всего, специально оставляют их напоследок, но именно так всегда и происходит.

       Так давайте же, подсядем тихонечко к ним, да подслушаем, о чем там разговоры ведутся. Да простят нас юные рассказчики, начала тех далеких, шестидесятых годов.

    - Пацаны! Сегодня, в промтоварном магазине, я встретил наших инвалидов-ветеранов, Петра Ефимовича и деда Семена. Они у прилавка покупку себе выбирали. Оба ведь, с войны, каждый, без ноги одной, вернулись. Оказывается, у Ефимовича левой ноги нет, а у деда Семена, правой. А размер ноги у обоих сорок третий. Так вот, они каждый раз договариваются, какую обувку, и когда, им в магазине покупать надо. И берут всегда одну пару на двоих. Ловко придумали. Экономия. Каждый платит только за свой сапог.

      - В гробу бы я видал такую экономию! Лучше на своих двоих ходить, чем на деревяшке прыгать, зато за один сапог или валенок платить.

      Пришлось несколько минут потратить на обсуждение этой темы. Согласились, что молодцы фронтовики, догадались с этими покупками, не выбрасывать же, в самом деле, лишний сапог. Но лучше, всё же, если бы у каждого, обе ноги были на месте.

     -  Я, недавно, совсем, узнал, что наши, два глухонемых мужика в деревне, совершенно не умеют, не могут, и даже не хотят, разговаривать друг с другом. Если, они, еще и могут что-то понять, когда нормальные люди к ним обращаются, с жестами и мимикой.  А вот между собой, хоть ты тресни, никак. Никакого понимания. Распсихуются, расплюются друг на друга, и разбегутся в разные стороны.

      Проблема общения двух немых между собой, тоже вызвала бурное обсуждение у парнишек. Но, коли помочь этим мужикам, не в их силах, будем считать, что данное сообщение, ребята приняли к сведению своему.

       - А я сегодня на конюховке нашей был, так там мужики тоже историю одну обсуждали. Вроде бы, не так давно, жеребец с фермы, одному мерину содрал изрядный кусок шкуры с крупа. А хозяин его, кто на нем работал, как раз, барана своего заколол, и шкуру с него снимал. Так он, мол, не долго думая, кусок этой шкуры бараньей и прилепил коню, вместо недостающего, родного. И говорят, что прижился этот кусок. Теперь конь сам весь гнедой и гладкий, а бараний кусок белый, и с длинной шерстью.

      Это сообщение, собравшиеся, вокруг костра, встретили  единогласным недоверием. Или, это шутка такая у мужиков была, или, рассказчик что-то недопонял. Но тему откусанных частей тела тут же продолжили.

      - А вы слыхали, как в соседней деревне, два пьяных мужика подрались? Один то, раньше у нас в селе жил, фамилию только запамятовал. Так вот ему, его собутыльник, нижнюю губу, напрочь, откусил. Откусил и выплюнул. А дело, как раз, зимой было. В больнице спрашивают, а где, мол, сама губа то сейчас? Да кто ее знает, может там, в снегу и лежит, если собаки не утащили. Поехали искать. И ведь нашли и пришили на место. Чудеса, если, правда.

     С трудом, но пришлось поверить рассказчику. Это всё же не клок бараньей шкуры коню на задок приляпать. Но решили, при случае, внимательно глянуть на губу нижнюю, мужика этого, если в деревню приедет. Зафиксировать и убедиться.

    - А я вообще чудную историю слышал. Вот только была ли она на самом деле? Будто бы один парень, очень любил одну, красивую девушку. И когда настала пора ему идти в армию, он побоялся, что она его может не дождаться… Ничего лучше придумать не мог, как взять и откусить ей кончик носа. Конечно, после этого, на нее никто и не смотрел из парней, страшненькой стала она. А парень, вернувшись из армии, будто бы, сразу женился на ней, и стали они счастливо жить вместе.

     О-о-о!!! Лучше бы парнишка этого не говорил! Такого не может быть! Да если он сделал такое, то его бы вместо армии, за решетку, по-быстрому, упрятать следовало. Вердикт вынесли единогласно – парень, сотворивший такое с девчонкой, заслуживает их глубочайшего презрения. Если это правда, конечно.

       - А я тоже одну историю, касаемо членовредительства, вам расскажу. Это я подслушал, когда мой брат, Иван-подводник, был в отпуске, и друзьям рассказывал своим. Это еще до войны было. Жили муж с женой. Молодые, бездетные. И такая, говорит, гулящая жена, этому парню досталась. Ни одного мужика в деревне не пропустит. И никакого сладу с ней не было. Началась война. Забрали всех мужиков из деревни на фронт, в том числе и  муженька ее.

          Когда муж вернулся домой, вдруг поменялись они ролями с женой. Мужик то, по сторонам похаживать стал, успехом большим стал пользоваться у бабочек деревенских.  Жена за ним, как собачонка, стала везде бегать, караулить, чтобы не забрел к какой-нибудь вдовушке. Забыла, знать, как сама когда по мужикам бегала.   

        А виной всему – малюсенький осколок, попавший,… в штаны, мужику ейному. И что-то там, сотворивший. Нарушил, или чего еще там сделал. Я так и не понял. Хирург, мол, смеялся тогда, что отбоя от женщин теперь, не будет у тебя, парень, если живой домой вернешься. Это так, мой старший брательник, Иван, рассказывал, так что это не мои выдумки.

      Ну, если уж сам Иван рассказывал, то какие уж тут у пацанов сомнения могут возникнуть. Как-никак, подводником служил, земляк их. А это вам не хухры-мухры.

     Помолчали, глядя, на догорающие дрова, попутно обдумывая эту ситуацию. Вопрос у каждого в голове вертелся, что же такое мог сотворить в штанах этот маленький осколок. Ну да ладно, молодые, ишшо! Вырастем, потом разберемся, что почём. А пока, своей очереди, следующий рассказчик дождался.

     - Говорят, в горах наших, водятся маленькие, тоненькие змейки, которые, спящему человеку, где-нибудь на покосе, в рот заползают, и живут потом в его организме. Всякое говорят про змеёшек этих. Говорят, могут усыпить человека, а потом выползти, и пока он спит, в банке, или кринке с молоком искупаться, и снова в рот заползти.

      Это значит, что на ребячьих посиделках, вступает в бой тяжелая артиллерия, сейчас пойдут ужастики. Время к ночи приближается.

     - Говорят, что одной нашей тетке, вы все ее знаете, такая вот змея, заползла в рот, много лет назад. Худеть стала тетка эта, а сделать никто ничего не может, врачи тоже руками разводят. Тогда, кто-то посоветовал ее мужу, собрать, сколько может, конского пота, и дать выпить его жене.

     - Говорят, чуть до смерти, не загнал он жеребца тогда, в пене белой, что клочьями с него на землю падала, к дому прибежал тот. Где-то с полстакана, собрали с него, этого пота конского. А когда женщина выпила его, змея тут же вылетела из нее.

    - Фу, страмота какая! Неуж, это правда?

    - А ты пойди, спроси у нее. Правда, мол, или болтают, что тетенька, в тебя змея заползала?

    - Ага, скажешь тоже. Пошлет куда-нибудь подальше, что хрен обратно выберешься сразу. Знаю я ее, матершинницу. Но сейчас то, точно в ней ничего нет, смотри, какая, толстая ходит.

    - А я, пацаны, тоже про таких змей слышал. Говорят, нашему соседу, скотнику, тоже заползла эта тварь. Так он похудел, кожа, да кости, остались. Пришел один старик, учит его. Ты, мол, в баню горячую иди, на полок ложись, голову свесь вниз, а на лавку, то, внизу тазик с кипятком поставь. Ей должно невмоготу от жары стать, так она выползет и булькнет в кипяток. И вся недолга.

     Вот уже до таких разговоров дошли ребята у потухающего костра. Пару историй еще, и домой можно бежать.

      - Когда-то, давным-давно, может в нашем селе, а может, в каком, из соседних, умерла одна женщина. Как положено, отпели и схоронили ее. А назавтра, будто бы, мужа ее, кто, позвал на могилки. Удивился, но пошел мужик. Сел у холмика могильного и слышится ему, как кто-то кричит ему из-под земли. Сбегал, по-быстрому в деревню, позвал мужиков с лопатами. Выкопали. И что вы думаете. Живой женщина оказалась, только вся седой, за эту ночь в гробу, стала.

         - Ёшь, твою мить! Да тут не только поседеть, тут и …

         - Надо же! А я, ведь, почти такую же историю, слыхал, только конец страшнее.  Тоже женщину схоронили. А на следующий день, какой-то близкий родственник издалека приехал. Может брат, а может и сын. Торопился, но не успел. Упросил он, чтобы раскопали могилу, очень уж хотел увидеть ее. Пошли навстречу ему. Выкопали. А когда открыли гроб, все и охренели. На боку женщина в гробу лежала, волосы выдрала все себе. Клуб пены у рта. Не успели, знать, в тот раз.

    - Во, блин! Не приведи господь, вот так в гробу очнуться. Всё, хорош! Хватит на сегодня страшилок, на следующий раз оставим. Пошли домой. Вон, уже кого-то, мать докричаться не может.

    - Так. Чья очередь завтра картофан приносить? Твоя, Ванька, значит. А ты, Федька, про дрова не забудь. Ну, покедова, пацаны. До завтра.

       Хорошее место, для посиделок своих, деревенские ребята облюбовали. Судя по черному, закопченному своду щебней, от многочисленных костров, под которым прозвучали сегодняшние истории, не одно поколение деревенских ребятишек, передавали их друг другу по наследству. Может быть, забывались старые, но каждое новое поколение ребят, добавляли свои, свежие, истории.

      Вот и мы, вроде как, сегодня тоже побывали на этих посиделках у костра, с ребятами деревенскими. Ребята ушли, значит и нам пора честь знать. Интересный вечер получился. А сколько нового узнать пришлось! Пока же – всем пока!