Елочка без мамы

Валентина Телухова
Примерно неделю назад моя младшая, но уже взрослая дочь Татьяна спросила меня: "А мы что, елку не будем ставить и наряжать?!"

У нас, как и во многих семьях, есть традиция - украшать зимнюю красавицу-елочку. Когда мы жили отдельно от мамы, то у себя дома ставили маленькую искусственную елочку, потом приезжали к маме и украшали настоящую лесную, вкусно пахнущую гостью.

Таня и моя племянница Даша развешивали шарики, гирлянды, мишуру под чутким руководством моей мамы. Она всегда ждала этого события и, сидя в кресле, принимала в нем самое активное участие.

- А как же мы без бабушки будем елочку украшать? Кто будет смотреть: гармонично ли шарики расположились на пушистых веточках? Кто будет подсказывать, что тяжелые игрушки лучше внизу прикрепить, более легкие - наверху?

- Плохо конечно без бабушки, но вы уже сами все знаете и помните, что и куда надо повесить на елочке, - с грустью ответила я.

Началась кропотливая работа, девочки распаковали коробку с игрушками, достали гирлянду, обвили ее вокруг ствола деревца, потом приступили к игрушкам...

Я заглядывала к ним в зал из кухни, чтобы полюбоваться новогодними преображениями.

Хоть девочки и выросли, но, украшая елочку, они периодически оглядывались на кресло, где раньше всегда сидела бабушка, чтобы спросить, куда лучше подвесить шарик. Замирали, отходили на пару шагов назад от деревца и решали сами, где игрушка будет смотреться лучше всего.

Даша достала большую шишку: "Ну, что? Будем ее вешать или просто полюбуемся? Напомни мне, сколько ей лет".

- Больше 60 лет этой шишке. Мама её маленькой девочкой на елку вешала. Ты каждый год про нее спрашиваешь, - засмеялась я.

- Я проверяю, помнишь ли ты! - в ответ засмеялась Даша.

Девочки нарядили лесную красавицу впервые за многие годы самостоятельно, без поддержки бабушки. Получилось все в лучшем виде. Молодцы мои девочки.

Вечером, когда все домашние дела уже были переделаны, я зашла в зал, села в кресло и стала любоваться новогодней красавицей. Запах от елочки наполнил все пространство вокруг. Посмотрела на родное лицо на фотографии.

- Мама, как вкусно пахнет! Тебе так нравился этот смоляной аромат. Красиво горят огоньки гирлянды, отражаясь неровным теплым светом на потолке и стенах. Так уютно и празднично. Надеюсь, что у тебя ТАМ все хорошо. И ты за нас спокойна. Твои традиции продолжают жить в твоих внуках. Все, как при тебе, но уже без тебя. Время пришло...   

Дочь Марина-Маша Кулакова