Маленький принц в романе МиМ

Илья Уверский
Маленький принц в романе «Мастер и Маргарита» и 7-ое доказательство



Само собой, что детская сказка-аллегория про маленького принца мало кому интересна, тем не менее, она была опубликована в 1943 году, через 3 года после смерти автора романа «Мастер и Маргарита». В связи с чем, параллели и общение между двумя произведениями несколько более впечатляет, чем общение романа «МиМ» с героями Достоевского или Шекспира, или Кэррола или Лермонтова.

Само собой, что я не ограничусь простыми общими аналогиями. Важно смотреть детали. Вначале будет непонятно, затем, как обычно, паззл начнет складываться. Попробуйте увидеть то, что невозможно увидеть глазами. Вы сможете.



1. РОЗЫ, ШИПЫ И ВРАНЬЕ ПРО ТИГРОВ. Маленький принц и роза. Всем известно, что Маргарита очень любит розы. У нее острые когти, как у ведьмы и она может царапаться. Также у нее растрепанные волосы. Кроме того, после бала у сатаны, в диалоге с котом-Бегемотом ключевую роль играло ВРАНЬЕ ПРО ТИГРОВ.



На всякий случай приведу цитату (это глава «Извлечение мастера»).



«— Никакой прелести в нем нет и размаха тоже, а эти дурацкие медведи, а также и ТИГРЫ в баре своим ревом едва не довели меня до мигрени, — сказал Воланд.



— Слушаю, мессир, — сказал кот, — если вы находите, что нет размаха, и я немедленно начну придерживаться того же мнения.



— Ты смотри! — ответил на это Воланд.



— Я пошутил, — со смирением сказал кот, — а что касается ТИГРОВ, то я велю их зажарить.



— ТИГРОВ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ, — сказала Гелла.



— Вы полагаете? Тогда прошу послушать, — отозвался кот и, жмурясь от удовольствия, рассказал о том, как однажды он скитался в течение девятнадцати дней в пустыне и единственно, чем питался, это мясом убитого им тигра. Все с интересом прослушали это занимательное повествование, а когда Бегемот кончил его, все хором воскликнули:



— ВРАНЬЕ!



— И интереснее всего в этом вранье то, — сказал Воланд, — что оно — ВРАНЬЕ ОТ ПЕРВОГО ДО ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА.

— Ах так? Вранье? — воскликнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал: — История рассудит нас».



Теперь смотрим «Маленький принц», 8 глава.



«Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему:



- Пусть приходят ТИГРЫ, не боюсь я их когтей!



- НА МОЕЙ ПЛАНЕТЕ ТИГРЫ НЕ ВОДЯТСЯ, - возразил Маленький принц. - И потом, ТИГРЫ НЕ ЕДЯТ ТРАВУ.



- Я не трава, - тихо заметил цветок.



- Простите меня...



- Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?

….

- Растение, а боится сквозняков... очень странно... - подумал Маленький принц. - Какой трудный характер у этого цветка.



Она не договорила. Ведь ее занесло сюда, когда она была еще зернышком. Она ничего не могла знать о других мирах. ГЛУПО ЛГАТЬ, КОГДА ТЕБЯ ТАК ЛЕГКО УЛИЧИТЬ! Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват».



****



2. СТЫД И НЕЖНОСТЬ.



Маленький принц (глава 8).



«Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, КАК ОН ПЕРЕД НЕЮ ВИНОВАТ:

….

Тогда она закашляла сильнее: пускай его все-таки помучит совесть!



Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок, и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.



- Напрасно я ее слушал, - доверчиво сказал он мне однажды. - Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх... Они должны бы меня растрогать, а я разозлился...



И еще он признался:



- Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать НЕЖНОСТЬ. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить».



Мастер и Маргарита (глава «Пора! Пора!»)



«Горькая НЕЖНОСТЬ поднялась к сердцу мастера, и, неизвестно почему, он заплакал, уткнувшись в волосы Маргариты. Та, плача, шептала ему, и пальцы ее прыгали на висках мастера.



— Да, нити, нити, на моих глазах покрывается снегом голова, ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня... А плечи, плечи с бременем... Искалечили, искалечили, — речь Маргариты становилась бессвязной, Маргарита содрогалась от плача.



Тогда мастер вытер глаза, поднял с колен Маргариту, встал и сам и твердо сказал:



— Довольно! Ты меня ПРИСТЫДИЛА. Я никогда больше не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу, будь покойна. Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе... Ну что же, вместе и понесем ее».



****



3. МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ.



Роман «Мастер и Маргарита» («Прощение и вечный приют»).



«— Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, ТОТ, КТО ЛЮБИТ, ДОЛЖЕН РАЗДЕЛЯТЬ УЧАСТЬ ТОГО, КОГО ОН ЛЮБИТ».



«Маленький принц» (Глава 21, разговор с лисом).



«- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

- Потому что я отдавал ей все свои дни... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ. Ты в ответе за твою розу».



****



4. ОСНОВНЫЕ ГЕРОИ.



Как Вы знаете Маленький принц по очереди навещает нескольких героев.



1) Король (УЗНАЙ, ЗЕВНИ, ПОДОЙДИ, СЯДЬ)



Очень важно, чтобы был король. Он должен быть в мантии. Ему должны повиноваться звезды. Принц должен вначале постоять, сделать глотательное движение, пожаловаться на усталость, затем сесть. Король может сообщить что-нибудь про смертный приговор.

Маленький принц (глава 10)



«- А, вот и подданный! - воскликнул король, увидав Маленького принца.



- Как же он меня узнал? - подумал Маленький принц. - Ведь он видит меня в первый раз!



Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди - подданные.



- Подойди, я хочу тебя рассмотреть, - сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем.



Маленький принц оглянулся - нельзя ли где-нибудь сесть, но великолепная горностаевая мантия покрывала всю планету. Пришлось стоять, а он так устал... И вдруг он зевнул.



- Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха, - сказал король. - Я запрещаю тебе зевать.



- Я нечаянно, - ответил Маленький принц, очень смущенный. - Я долго был в пути и совсем не спал...



- Ну, тогда я повелеваю тебе зевать, - сказал король. - Многие годы я не видел, чтобы кто-нибудь зевал. Мне это даже любопытно. Итак, зевай! Таков мой приказ.



- Но я робею... я больше не могу... - вымолвил Маленький принц и густо покраснел.



- Гм, гм... Тогда... тогда я повелеваю тебе то зевать, то...



Король запутался и, кажется, даже немного рассердился.



Ведь для короля самое важное - чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания.



- Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя.



- Можно мне сесть? - робко спросил Маленький принц.



- Повелеваю: сядь! - отвечал король и величественно подобрал одну полу своей горностаевой мантии».



«Мастер и Маргарита» (глава «Погребение», вообще-то под Пилатом, в конечном итоге зашифрован Бог)



«Прокуратор изучал пришедшего человека жадными и немного испуганными глазами. Так смотрят на того, о ком слышали много, о ком и сами думали и кто наконец появился.



Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего, каких много толчется на террасах храма или на базарах шумного и грязного Нижнего Города.



Молчание продолжалось долго, и нарушено оно было странным поведением приведенного к Пилату. Он изменился в лице, шатнулся и, если бы не ухватился грязной рукой за край стола, упал бы.



— Что с тобой? — спросил его Пилат.



— Ничего, — ответил Левий Матвей и сделал такое движение, как будто что-то проглотил. Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала.



— Что с тобою, отвечай, — повторил Пилат.



— Я устал, — ответил Левий и мрачно поглядел в пол.



— Сядь, — молвил Пилат и указал на кресло.



Левий недоверчиво поглядел на прокуратора, двинулся к креслу, испуганно покосился на золотые ручки и сел не в кресло, а рядом с ним, на пол».



2) Честолюбец (очень важно им ВОСХИЩАТЬСЯ).



«Маленький принц» (глава 11)



«Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.



- Ты и правда мой восторженный почитатель? - спросил он Маленького принца.



- А как это - почитать?



- Почитать - значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.



- Да ведь на твоей планете больше и нет никого!



- Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!



- Я ВОСХИЩАЮСЬ, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, - но какая тебе от этого радость?».

«Мастер и Маргарита» (Великий бал у сатаны)



«— Я В ВОСХИЩЕНИИ, — заорал прямо в лицо поднявшемуся по лестнице господину Жаку кот.



В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке.



Супруга господина Жака уже становилась перед Маргаритою на одно колено и, бледная от волнения, целовала колено Маргариты.



— Королева, — бормотала супруга господина Жака.



— Королева в восхищении, — кричал Коровьев.



— Королева... — тихо сказал красавец, господин Жак.



— Мы в восхищении, — завывал кот».



3) ПЬЯНИЦА (очень важно пить, чтобы ЗАБЫТЬ).

Маленький принц (глава 12).



«Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел, уставясь на полчища бутылок - пустых и полных.



- Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.



- Пью, - мрачно ответил пьяница.



- Зачем?



- Чтобы забыть.



- О чем забыть? - спросил Маленький принц. Ему стало жаль пьяницу.



- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.



- Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц. Ему очень хотелось помочь бедняге.



- Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова».



«Мастер и Маргарита» (Нехорошая квартирка)



«Что вам угодно? — и сам поразился, не узнав своего голоса. Слово "что" он произнес дискантом, "вам" — басом, а "угодно" у него совсем не вышло.



Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке, позвонил одиннадцать раз и сказал:



— Одиннадцать! И ровно час, как я дожидаюсь вашего пробуждения, ибо вы назначили мне быть у вас в десять. Вот и я!



Степа нащупал на стуле рядом с кроватью брюки, шепнул:



— Извините... — надел их и хрипло спросил: — Скажите, пожалуйста, вашу фамилию?



Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему иголку в мозг, причиняя адскую боль.



— Как? Вы и фамилию мою забыли? — тут неизвестный улыбнулся.



— Простите... — прохрипел Степа, чувствуя, что похмелье дарит его новым симптомом: ему показалось, что пол возле кровати ушел куда-то и что сию минуту он головой вниз полетит к чертовой матери в преисподнюю.



— Дорогой Степан Богданович, — заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, — никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, — лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.



Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем.



— Откровенно сказать... — начал он, еле ворочая языком, — вчера я немножко...



— Ни слова больше! — ответил визитер и отъехал с креслом в сторону».



4) Деловой и очень занятый человек-костюм, ЗВЕЗДОЧЕТ.



Маленький принц (глава 13)



«Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.



- Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - Ваша сигарета погасла.



- Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два. Двадцать два да шесть - двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть. Двадцать шесть да пять - тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.



- Пятьсот миллионов чего?



- А? Ты еще здесь? Пятьсот миллионов... Уж не знаю чего... У меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! Два да пять - семь...».



Мастер и Маргарита (глава «Беспокойный день»)



«— Не узнает! Меня не узнает! Вы понимаете? — взрыдала секретарь.



— Попрошу не рыдать в кабинете! — уже злясь, сказал вспыльчивый костюм в полоску и рукавом подтянул к себе свежую пачку бумаг, с явной целью поставить на них резолюцию.



— Нет, не могу видеть этого, нет, не могу! — закричала Анна Ричардовна и выбежала в секретарскую, а за нею как пуля вылетел и бухгалтер.



— Вообразите, сижу, — рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, — и входит кот. Черный, здоровый, как бегемот. Я, конечно, кричу ему "брысь!". Он — вон, а вместо него входит толстяк, тоже с какой-то кошачьей мордой, и говорит: ""Это что же вы, гражданка, посетителям "брысь" кричите?" И прямо шасть к Прохору Петровичу, я, конечно, за ним, кричу: "Вы с ума сошли?" А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло! Ну, тот... Он — добрейшей души человек, но нервный. Вспылил! Не спорю. Нервозный человек, работает как вол, — вспылил. "Вы чего, говорит, без доклада влезаете?" А тот нахал, вообразите, развалился в кресле и говорит, улыбаясь: "А я, говорит, с вами по дельцу пришел потолковать". Прохор Петрович вспылил опять-таки: "Я занят!" А тот, подумайте только, отвечает: "Ничем вы не заняты..." А? Ну, тут уж, конечно, терпение Прохора Петровича лопнуло, и он вскричал: "Да что ж это такое? Вывести его вон, черти б меня взяли!" А тот, вообразите, улыбнулся и говорит: "Черти чтоб взяли? А что ж, это можно!" И, трах, я не успела вскрикнуть, смотрю: нету этого с кошачьей мордой и си... сидит... костюм... Геее! — распялив совершенно потерявший всякие очертания рот, завыла Анна Ричардовна.



Подавившись рыданием, она перевела дух, но понесла что-то уж совсем несообразное:



— И пишет, пишет, пишет! С ума сойти! По телефону говорит! Костюм! Все разбежались, как зайцы!».



Но ведь он не ЗВЕЗДОЧЕТ! А где обещанный ЗВЕЗДОЧЕТ?



См. главу «Пора! Пора!»



«Маргарита приблизила губы к уху мастера и прошептала:



— Клянусь тебе своею жизнью, клянусь угаданным тобою сыном ЗВЕЗДОЧЕТА, все будет хорошо.



— Ну, и ладно, ладно, — отозвался мастер и, засмеявшись, добавил: — Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там».



Поясню. Звездочет - это Бог.



5. ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ НЕТ ПОКОЯ НИ ДНЕМ, НИ НОЧЬЮ.



Мастер и Маргарита (глава «Извлечение мастера»)



«Воланд взял в руки поданный ему экземпляр, повернул его, отложил в сторону и молча, без улыбки уставился на мастера. Но тот неизвестно отчего впал в тоску и беспокойство, поднялся со стула, заломил руки и, обращаясь к далекой луне, вздрагивая, начал бормотать:



— И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги...».



Маленький принц (глава 14)



«- Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...



- А потом уговор переменился?



- Уговор не менялся, - сказал фонарщик. - В том-то и беда! Моя планета год от года вращается все быстрее, а уговор остается прежний.



- И как же теперь? - спросил Маленький принц.



- Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.



- Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!



- Ничего тут нет забавного, - возразил фонарщик. - Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.



- Целый месяц?!



- Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер!



И он опять засветил фонарь.



Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, как он когда-то переставлял стул с места на место, чтобы лишний раз поглядеть на закат. И ему захотелось помочь другу.



- Послушай, - сказал он фонарщику. - Я знаю средство: ты можешь отдыхать когда только захочешь...



- Мне все время хочется отдыхать, - сказал фонарщик.



Ведь можно быть верным слову и все-таки ленивым.



- Твоя планетка такая крохотная, - продолжал Маленький принц, - ты можешь обойти ее в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце. Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто все иди, иди... И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.



- Ну, от этого мне мало толку, - сказал фонарщик. - Больше всего на свете я люблю спать.



- Тогда плохо твое дело, - посочувствовал Маленький принц».



«Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке еще по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!»



Роман «Мастер и Маргарита» (глава «Прощение и вечный приют»)



«Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.



— Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита».



****



5. ЗАСОХШАЯ РОЗА.



Маленький принц ((глава 15).



«- А что такое "эфемерный"? - спросил Маленький принц, ведь раз задав вопрос, он не отступался, пока не получал ответа.



- Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.



- И мой цветок должен скоро исчезнуть?



- Разумеется.



"Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира: у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!"



Это впервые он пожалел о покинутом цветке. Но мужество тотчас вернулось к нему».



Мастер и Маргарита (глава «Маргарита»).



«Однако, получив свободу на целых три дня, из всей этой роскошной квартиры Маргарита выбрала далеко не самое лучшее место. Напившись чаю, она ушла в темную, без окон, комнату, где хранились чемоданы и разное старье в двух больших шкафах. Присев на корточки, она открыла нижний ящик первого из них и из-под груды шелковых обрезков достала то единственно ценное, что имела в жизни. В руках Маргариты оказался старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки ЗАСОХШЕЙ РОЗЫ и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».



«— Мерзавец! — отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:



— Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней... Пропал Ершалаим, великий город, как будто не существовал на свете... Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и СУШЕНОЙ РОЗОЙ! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!».



***



6. БАЛ СТА КОРОЛЕЙ.



Маленький принц (глава 16)



«Итак, седьмая планета, которую он посетил, была Земля. Земля - планета непростая! На ней насчитывается СТО ОДИННАДЦАТЬ КОРОЛЕЙ (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых».



Мастер и Маргарита (глава «При свечах»)



«— Но к делу, к делу, Маргарита Николаевна. Вы женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин.



Сердце Маргариты стукнуло, и она кивнула головой.



— Ну, вот-с, вот-с, — говорил Коровьев, — мы враги всяких недомолвок и таинственностей. Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом СТА КОРОЛЕЙ. НАРОДУ! — тут Коровьев ухватился за щеку, как будто у него заболел зуб, — впрочем, я надеюсь, вы сами в этом убедитесь».



****



7. ТОЛПА НАРОДУ НА СТРАШНОМ СУДЕ.



Маленький принц (глава 17).



«Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на самом маленьком островке в Тихом океане».



«Мастер и Маргарита» (глава «Великий бал у сатаны»)



«Какой-то шорох, как бы крыльев по стенам, доносился теперь сзади из залы, и было понятно, что там танцуют неслыханные полчища гостей, и Маргарите казалось, что даже массивные мраморные, мозаичные и хрустальные полы в этом диковинном зале РИТМИЧНО пульсируют.



Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей. Все их имена спутались в голове, лица СЛЕПИЛИСЬ В ОДНУ ГРОМАДНУЮ ЛЕПЕШКУ, и только одно сидело мучительно в памяти лицо, окаймленное действительно огненной бородой, лицо Малюты Скуратова. Ноги Маргариты подгибались, каждую минуту она боялась заплакать. Наихудшие страдания ей причиняло правое колено, которое целовали. Оно распухло, кожа на нем посинела, несмотря на то, что несколько раз рука Наташи появлялась возле этого колена с губкой и чем-то душистым обтирала его. В конце третьего часа Маргарита глянула вниз совершенно безнадежными глазами и радостно дрогнула: поток гостей редел.



— Законы бального съезда одинаковы, королева, — шептал Коровьев, — сейчас волна начнет спадать. Клянусь, что мы терпим последние минуты».



****



8. АХ, ВЕНЕРА, ВЕНЕРА.



Маленький принц (глава 17)



«Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.



- Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета - прямо над нами... Но как до нее далеко!



- Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать здесь, на Земле?



- Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц.



- А, вот оно что....



И оба умолкли».



Мастер и Маргарита (Эпилог)



«Он увидит сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица. Иван Николаевич всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. Ивану Николаевичу известно, что, полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что-то необыкновенное.



Все дальнейшее Иван Николаевич знает наизусть. Тут надо непременно поглубже схорониться за решеткой, ибо вот сейчас сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что-то в воздухе, непременно восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой-то сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать:



— Венера! Венера!.. Эх я, дурак!..



— Боги, боги! — начнет шептать Иван Николаевич, прячась за решеткой и не сводя разгорающихся глаз с таинственного неизвестного, — вот еще одна жертва луны... Да, это еще одна жертва, вроде меня.



А сидящий будет продолжать свои речи:



— Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин!»



9. СМЕРТЬ РЕШАЕТ ВСЕ ЗАГАДКИ



Маленький принц (глава 17, разговор со змеей).

«Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...



Маленький принц не ответил.



- Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...



- Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все время говоришь загадками?



- Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли».



Мастер и Маргарита (Прощение и вечный приют)



"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна <успокоит его.....

Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.....

 — Почему он так изменился? — спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

 — Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, — ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, — его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!"



****



10. МОГУЩЕСТВО БОЛЬШЕ, ЧЕМ У КОРОЛЕЙ



Маленький принц (глава 17).

«- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.



Маленький принц внимательно посмотрел на нее.



- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...



- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.



Маленький принц улыбнулся.



- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...



- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея».



Мастер и Маргарита (При свечах)



«— Не пугайтесь, — сладко успокоил Коровьев, беря Маргариту под руку, — бальные ухищрения Бегемота, ничего более. И вообще я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться. Это неразумно. Бал будет пышный, не стану скрывать от вас этого. Мы увидим лиц, объем власти которых в свое время был чрезвычайно велик. Но, право, как подумаешь о том, насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять, становится смешно и, даже я бы сказал, грустно. Да и притом вы сами — королевской крови».



Глава "Извлечение мастера".

 "— Ни в коем случае, — ответил Воланд, — дело в том, дорогая королева, что тут произошла маленькая путаница. Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди...

 — Да, уж гораздо больше, — не утерпел и вставил кот, видимо гордящийся этими возможностями".



****



10. ИГЛЫ И СКАЛЫ.



Маленький принц (глава 19)



«Маленький принц поднялся на высокую гору. Прежде он никогда не видал гор, кроме своих трех вулканов, которые были ему по колено. Потухший вулкан служил ему табуретом. И теперь он подумал: "С такой высокой горы я сразу увижу всю планету и всех людей". Но увидел только скалы, острые и тонкие, как ИГЛЫ.



- Добрый день, - сказал он на всякий случай.



"Добрый день... день... день..." - откликнулось эхо.



- Кто вы? - спросил Маленький принц.



"Кто вы... кто вы... кто вы..." - откликнулось эхо.



- Будем друзьями, я совсем один, - сказал он.



"Один... один... один..." - откликнулось эхо.



"Какая странная планета! - подумал Маленький принц. - Совсем сухая, ВСЯ В ИГЛАХ и соленая. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь... Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым".



Мастер и Маргарита (Прощение и вечный приют)

 "Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

 Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну".



***



12. ПРИРУЧЕНИЕ ЛИСА, ПРИХОДИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВРЕМЕНИ ЗА ЧАС, ЧТОБЫ ПРИГОТОВИТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ



Маленький принц (глава 21)



«- Пожалуйста... приручи меня!



- Я бы рад, - ответил Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.



- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!



- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.



- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...



Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.



- ЛУЧШЕ ПРИХОДИ ВСЕГДА В ОДИН И ТОТ ЖЕ ЧАС, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В ЧЕТЫРЕ ЧАСА Я УЖЕ НАЧНУ ВОЛНОВАТЬСЯ И ТРЕВОЖИТЬСЯ. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды».



Мастер и Маргарита (глава «Явление героя»).



«Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой.



Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы. За десять минут я садился к оконцу и начинал прислушиваться, не стукнет ли ветхая калитка. И как курьезно: до встречи моей с нею в наш дворик мало кто приходил, просто сказать, никто не приходил, а теперь мне казалось, что весь город устемился в него. Стукнет калитка, стукнет сердце, и, вообразите, на уровне моего лица за оконцем обязательно чьи-нибудь грязные сапоги. Точильщик. Ну, кому нужен точильщик в нашем доме? Что точить? Какие ножи?»



Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти. Я не лгу. А потом, когда приходил ее час и стрелка показывала полдень, оно даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти совсем бесшумно, не равнялись с окном туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками.



****



13. СЕРДЦЕ



Маленький Принц (глава 21)



«- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь СЕРДЦЕ. САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ.



- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить».



Мастер и Маргарита (глава «Извлечение мастера»)



«Маргарита, по-видимому, до сих пор переживая убийство, которое она видела впервые в жизни. — Вы, наверное, хорошо стреляете?



— Подходяще, — ответил Азазелло.



— А на сколько шагов? — задала Маргарита Азазелло не совсем ясный вопрос.



— ВО ЧТО, СМОТРЯ ПО ТОМУ, — резонно ответил Азазелло, — одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое дело — ему же в сердце.



— В сердце! — воскликнула Маргарита, почему-то берясь за свое сердце, — в сердце! — повторила она глухим голосом.



…..



— Так на чем мы остановились, драгоценная королева Марго? — говорил Коровьев, — ах да, сердце. В сердце он попадает, — Коровьев вытянул свой длинный палец по направлению Азазелло, — по выбору, в любое предсердие сердца или в любой из желудочков. Маргарита не сразу поняла, а поняв, воскликнула с удивлением:



— ДА ВЕДЬ ОНИ ЖЕ ЗАКРЫТЫ!



— Дорогая, — дребезжал Коровьев, — в том-то и штука, что закрыты! В этом-то вся и соль! А в открытый предмет может попасть каждый!».



****

14. ДОМ С ТАЙНИКОМ



Маленький принц (глава 24)



«Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме - рассказывали, будто в нем запрятан клад. Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто никогда его и не искал. Но из-за него дом был словно заколдован: в сердце своем он скрывал ТАЙНУ».



Мастер и Маргарита (глава «Сон Никанора Ивановича»)

" — Где же спрятаны?

 — У тетки моей, Пороховниковой, на пречистенке...

 — А! Это... постойте... это у Клавдии Ильиничны, что ли?

 — Да.

 — Ах да, да, да! Маленький особнячок? Напротив еще палисадничек? Как же, знаю, знаю! А куда ж вы их там засунули?

 — В погребе, в коробке из-под Эйнема...

 Артист всплеснул руками.

 — Видали вы что-нибудь подобное? — вскричал он огорченно. — Да ведь они ж там заплесневеют, отсыреют! Ну мыслимо ли таким людям доверить валюту? А? Чисто как дети, ей-богу!

 Канавкин и сам понял, что нагрубил и проштрафился, и повесил свою хохлатую голову.

 — Деньги, — продолжал артист, — должны храниться в госбанке, в специальных сухих и хорошо охраняемых помещениях, а отнюдь не в теткином погребе, где их могут, в частности, попортить крысы! Право, стыдно, Канавкин! Ведь вы же взрослый человек.

 Канавкин уже не знал, куда и деваться, и только колупал пальцем борт своего пиджачка.



****

15. ВСЕ ЭТО ЛИШЬ ОБОЛОЧКА



Маленький принц (глава 24)



«Потом он уснул, я взял его на руки и пошел дальше. Я был взволнован. Мне казалось, я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже, ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: ВСЕ ЭТО ЛИШЬ ОБОЛОЧКА. Самое главное - то, чего не увидишь глазами...

Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит... И я понял, он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить...».



Мастер и Маргарита (глава «Прощение и вечный приют»)

"Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

 ....

 Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собирались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате N 118-й привычке, сам себе бормотал".



****

16. ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННАЯ ОБСТАНОВКА – ИЛЛЮЗИЯ



Маленький принц (глава 25)



«Колодец, к которому мы пришли, был не такой, как все колодцы в Сахаре. Обычно здесь колодец - просто яма в песке. А это был самый настоящий деревенский колодец. Но деревни тут нигде не было, и я подумал, что это СОН.



- Как странно, - сказал я Маленькому принцу, - ТУТ ВСЕ ПРИГОТОВЛЕНО: и ворот, и ведро, и веревка....



Он ЗАСМЕЯЛСЯ, тронул веревку, стал раскручивать ворот. И ворот заскрипел, точно старый флюгер, долго ржавевший в безветрии».



Мастер и Маргарита (глава «Пора!Пора!»)



«Комната также имела очень странный вид, и что-нибудь понять в хаосе ее было очень трудно. На ковре лежали рукописи, они же были и на диване. Валялась какая-то книжка горбом в кресле. А на круглом столе был накрыт обед, и среди закусок стояло несколько бутылок. Откуда взялись все эти яства и напитки, было неизвестно и Маргарите и мастеру. Проснувшись, они все это застали уже на столе.

….

— Ну вот, ну вот, теперь ты прежний, ТЫ СМЕЕШСЯ, — отвечала Маргарита, — и ну тебя к черту с твоими учеными словами. Потустороннее или не потустороннее — не все ли это равно? Я хочу есть.



И она потащила за руку мастера к столу.



— Я не уверен, что эта еда не провалится сейчас сквозь землю или не улетит в окно, — ответил тот, совершенно успокоившись.



— Она не улетит!»



****



17. ПОКРАСНЕТЬ – ЗНАЧИТ «ДА», ПРОШЕЛ РОВНО ОДИН ГОД.



Маленький принц (глава 25)



«- Знаешь, - сказал он, - ЗАВТРА ИСПОЛНИТСЯ ГОД, как я попал к вам на Землю... - И умолк. Потом прибавил: - Я упал совсем близко отсюда.. -. И ПОКРАСНЕЛ.



И опять, бог весть почему, тяжело стало у меня на душе. Все-таки я спросил:



- Значит, НЕДЕЛЮ НАЗАД, в то утро, когда мы познакомились, ты не случайно бродил тут совсем один, за тысячу миль от человеческого жилья? Ты возвращался к месту, где тогда упал?



Маленький принц ПОКРАСНЕЛ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ.



А я прибавил нерешительно:



- Может быть, это потому, что исполняется год?..



И снова он ПОКРАСНЕЛ. Он не ответил ни на один мой вопрос, но ведь когда краснеешь, это значит "ДА", не так ли?



- Неспокойно мне... - начал я».



Мастер и Маргарита (глава «Извлечение мастера»)



«— В сердце! — воскликнула Маргарита, почему-то берясь за свое сердце, — в сердце! — повторила она глухим голосом.



— Что это за критик Латунский? — спросил Воланд, прищурившись на Маргариту.



Азазелло, Коровьев и Бегемот как-то стыдливо потупились, а Маргарита ответила, КРАСНЕЯ:



— Есть такой один критик. Я сегодня вечером разнесла всю его квартиру.



— Вот тебе раз! А зачем же?



— Он, мессир, — объяснила Маргарита, — погубил одного мастера.



— А зачем же было самой-то трудиться? — спросил Воланд.



— Разрешите мне, мессир, — вскричал радостно кот, вскакивая.



— Да сиди ты, — буркнул Азазелло, вставая, — я сам сейчас съезжу...



— Нет! — воскликнула Маргарита, — нет, умоляю вас, мессир, не надо этого.



— Как угодно, как угодно, — ответил Воланд, а Азазелло сел на свое место».



Мастер и Маргарита (глава «Маргарита», ПРОШЕЛ РОВНО ОДИН ГОД).



«Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.



Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как РОВНО ГОД, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним. И точно так же, как и тогда, черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке. Его не было рядом в этот день, но разговаривала мысленно».



****



18. ПРОЩАНИЕ



Маленький принц (Глава 25)



«Неспокойно мне... - начал я.



Но он сказал:



- Пора тебе приниматься за работу. Иди к своей машине. Я буду ждать тебя здесь. ВОЗВРАЩАЙСЯ ЗАВТРА вечером...



Однако мне не стало спокойнее. Я вспомнил о Лисе. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать».



Мастер и Маргарита (глава «Явление героя»)



«Она страшно оживилась, припала ко мне, обвивая мою шею, и сказала:



— Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя.



И вот, последнее, что я помню в моей жизни, это — полоску света из моей передней, и в этой полосе света развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза. Еще помню черный силуэт на пороге наружной двери и белый сверток.



— Я проводил бы тебя, но я уже не в силах идти один обратно, я боюсь.



— Не бойся. Потерпи несколько часов. ЗАВТРА УТРОМ я буду у тебя. — Это и были ее последние слова в моей жизни.».



****



19. ВСТРЕЧА РЯДОМ С РАЗРУШЕННОЙ СТЕНОЙ.



Маленький принц (глава 26)



«Неподалеку от колодца сохранились развалины древней КАМЕННОЙ СТЕНЫ. На другой вечер, покончив с работой, я вернулся туда и еще издали увидел, что Маленький принц сидит на краю стены, свесив ноги. И услышал его голос.



- Разве ты не помнишь? - говорил он. - Это было совсем не здесь.



Наверно, кто-то ему отвечал, потому что он возразил:



- Ну да, это было РОВНО ГОД НАЗАД, ДЕНЬ В ДЕНЬ, но только в другом месте...



Я зашагал быстрее. Но нигде у стены я больше никого не видел и не слышал. А между тем Маленький принц снова ответил кому-то:



- Ну конечно. Ты найдешь мои следы на песке. И тогда жди. СЕГОДНЯ НОЧЬЮ я туда приду.



До стены оставалось двадцать метров, а я все еще ничего не видел.



После недолгого молчания Маленький принц спросил:



- А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?



Я остановился, и сердце мое сжалось, но я все еще не понимал».



Мастер и Маргарита («Маргарита»)



«Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.



Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как РОВНО ГОД, ДЕНЬ В ДЕНЬ и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним. И точно так же, как и тогда, черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке.

….

— Без драм, без драм, — гримасничая, отозвался Азазелло, — в мое положение тоже нужно входить. Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность, но разговаривать с влюбленными женщинами — слуга покорный. Ведь Я ВАС ПОЛЧАСА УЖЕ УЛАМЫВАЮ. Так едете?



— Еду, — просто ответила Маргарита Николаевна».



****



20. ПОСМОТРИТЕ НА НЕБО



Маленький принц (глава 26)



«Как так?



- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь ТАМ БУДЕТ ТАКАЯ ЗВЕЗДА, ГДЕ Я ЖИВУ, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!



И он сам засмеялся.



- И когда ты утешишься - в конце концов всегда утешаешься, - ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: "Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!" И они подумают, что ты сошел с ума. ВОТ КАКУЮ ЗЛУЮ ШУТКУ Я С ТОБОЙ СЫГРАЮ...».



Мастер и Маргарита («Эпилог»)



«Он увидит сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица. Иван Николаевич всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. Ивану Николаевичу известно, что, полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что-то необыкновенное.



Все дальнейшее Иван Николаевич знает наизусть. Тут надо непременно поглубже схорониться за решеткой, ибо вот сейчас сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что-то в воздухе, НЕПРЕМЕННО ВОСТОРЖЕННО УЛЫБАТЬСЯ, а затем он вдруг всплеснет руками в какой-то сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать:



— Венера! Венера!.. Эх я, дурак!..



— Боги, боги! — начнет шептать Иван Николаевич, прячась за решеткой и не сводя разгорающихся глаз с таинственного неизвестного, — вот еще одна жертва луны... Да, это еще одна жертва, вроде меня.



А сидящий будет продолжать свои речи:



— Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин!



….

— Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет! — бормочет, уходя от решетки, Иван Николаевич, — вовсе не воздух влечет его в сад, он ЧТО-ТО ВИДИТ В ЭТО ВЕСЕННЕЕ ПОЛНОЛУНИЕ на луне и в саду, В ВЫСОТЕ. Ах, ДОРОГО БЫ Я ДАЛ, ЧТОБЫ ПРОНИКНУТЬ В ЕГО ТАЙНУ, чтобы знать, какую такую Венеру он утратил и теперь бесплодно шарит руками в воздухе, ловит ее?»



****

21. ЕЩЕ ОДНО ПРОЩАНИЕ



Маленький принц (глава 26)

«- Знаешь... сегодня ночью... лучше не приходи.



- Я тебя не оставлю.



- Тебе покажется, что мне больно. Покажется даже, что я умираю. Так уж оно бывает. Не приходи, не надо.



- Я ТЕБЯ НЕ ОСТАВЛЮ.



Но он был чем-то озабочен.



- Видишь ли... это еще из-за змеи. Вдруг она тебя ужалит... Змеи ведь злые. Кого-нибудь ужалить для них удовольствие.



- Я тебя НЕ ОСТАВЛЮ.



Он вдруг успокоился:



- Правда, на двоих у нее не хватит яда...



В ту ночь я не заметил, как он ушел. Он ускользнул неслышно. Когда я наконец нагнал его, он шел быстрым, решительным шагом.



- А, это ты... - сказал он только.



И взял меня за руку. Но что-то его тревожило.



- Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда...



Я молчал.



- Видишь ли... это очень далеко. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести.



Я молчал.



- Но это все равно что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального...».



Мастер и Маргарита (глава «Извлечение мастера»)

«— Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. — Он ухватился за подоконник рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в сидящих, и закричал: — Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации.



Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами:



— Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою!



Воланд кивнул головой, и Маргарита, припав к уху мастера, что-то пошептала ему. Слышно было, как тот ответил ей:



— Нет, поздно. Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую — ОСТАВЬ МЕНЯ. Ты пропадешь со мной.



— НЕТ, НЕ ОСТАВЛЮ, — ответила Маргарита и обратилась к Воланду: — Прошу вас опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было».

….

«— А чем вы будете жить? Ведь придется нищенствовать.



— Охотно, охотно, — ответил мастер, притянул к себе Маргариту, обнял ее за плечи и прибавил: — Она образумится, уйдет от меня...



— Не думаю, — сквозь зубы сказал Воланд».



****



22. МОЛНИЯ



Маленький принц (глава 27)



«Знаешь... моя роза... я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.



Я тоже сел, потому что у меня подкосились ноги. Он сказал:



- Ну... вот и все...



Помедлил еще минуту и встал. И сделал один только шаг. А я не мог шевельнуться.



Точно желтая МОЛНИЯ мелькнула у его ног. Мгновенье он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал - медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает все звуки».



Мастер и Маргарита (Судьба мастера и Маргариты определена)



«Воланд поднялся с своего табурета, подошел к балюстраде и долго, молча, один, повернувшись спиной к своей свите, глядел вдаль. Потом он отошел от края, опять опустился на свой табурет и сказал:



— Распоряжений никаких не будет — вы исполнили все, что могли, и более в ваших услугах я пока не нуждаюсь. Можете отдыхать. Сейчас придет гроза, последняя гроза, она довершит все, что нужно довершить, и мы тронемся в путь.



— Очень хорошо, мессир, — ответили оба гаера и скрылись где-то за круглой центральной башней, расположенной в середине террасы.



Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно».



Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле.



****



23. ПОСЛЕДНИЙ ШАГ В ПУСТЫНЕ.



Маленький принц (глава 27)



«Знаешь... моя роза... я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.



Я тоже сел, потому что у меня подкосились ноги. Он сказал:



- Ну... вот и все...



Помедлил еще минуту и встал. И сделал один только шаг. А я не мог шевельнуться.



Точно желтая МОЛНИЯ мелькнула у его ног. Мгновенье он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал - медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает все звуки».



Мастер и Маргарита (глава «Прощение и вечный приют», бездна – это космос)



«Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.



— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду.

…..

Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».



****



24. ТЕЛО ТАК И НЕ БЫЛО НАЙДЕНО



Маленький принц (глава 27)



«И все же понемногу я утешился. То есть не совсем... Но я знаю: он возвратился на свою планетку, ведь, когда рассвело, я НЕ НАШЕЛ НА ПЕСКЕ ЕГО ТЕЛА. Не такое уж оно было тяжелое. А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенцов...».



Мастер и Маргарита (Эпилог)



«Но вот что осталось совершенно неясным для следствия — это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники. Этого установить не удалось, как не удалось добыть и фамилию похищенного больного. Так и сгинул он навсегда под мертвой кличкой: "Номер сто восемнадцатый из первого корпуса».



****

25. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ



Маленький принц (Эпилог)

«Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите мне, что он вернулся...».



Мастер и Маргарита (Прощение и вечный приют)



«Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны».



***

26. ЗНАКОМСТВО. ЯЩИК С СЮРПРИЗОМ



Маленький принц (глава 2)

«Но он и от этого рисунка отказался.



- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.



Тут я потерял терпение - ведь надо было поскорее разобрать мотор - и нацарапал вот что:



И сказал малышу:



- ВОТ ТЕБЕ ЯЩИК. А в нем сидит твой барашек.



Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:



- Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?



- А что?



- Ведь у меня дома всего очень мало...



- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.



- Не такого уж маленького... - сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. - Смотри-ка! Мой барашек уснул...



Так я познакомился с Маленьким принцем».



Мастер и Маргарита (Явление героя)



«Я рассмеялся. Да, но чем, собственно говоря, он меня привлек? Дело в том, что вообще человек без сюрприза внутри, в своем ЯЩИКЕ, неинтересен. Такой СЮРПРИЗ В СВОЕМ ЯЩИКЕ Алоизий (да, я забыл сказать, что моего нового знакомого звали Алоизий Могарыч) — имел. Именно, нигде до того я не встречал и уверен, что нигде не встречу человека такого ума, каким обладал Алоизий. Если я не понимал смысла какой-нибудь заметки в газете, Алоизий объяснял мне ее буквально в одну минуту, причем видно было, что объяснение».



****

27. ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ОДЕТЫ В ПОДШТАНИКИ, НИКТО ВАМ НЕ ПОВЕРИТ

Маленький принц (глава 4)



«У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется "астероид Б-612". Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом.



Астроном доложил тогда о своем замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые!



К счастью для репутации астероида Б-612, правитель Турции велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 году тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был одет по последней моде - и все с ним согласились».



Мастер и Маргарита (Глава «Поединок между профессором и поэтом)



«Вы желаете уйти отсюда? Извольте-с. Но позвольте вас спросить, куда вы направитесь отсюда?



— Конечно, в милицию, — ответил Иван уже не так твердо и немного теряясь под взглядом профессора.



— Непосредственно отсюда?



— Угу.



— А на квартиру к себе не заедете? — быстро спросил Стравинский.



— Да некогда тут заезжать! Пока я по квартирам буду разъезжать, он улизнет!



— Так. А что же вы скажете в милиции в первую очередь?



— Про Понтия Пилата, — ответил Иван Николаевич, и глаза его подернулись сумрачной дымкой.



— Ну, вот и славно! — воскликнул покоренный Стравинский и, обратившись к тому, что был с бородкой, приказал: — Федор Васильевич, выпишите, пожалуйста, гражданина Бездомного в город. Но эту комнату не занимать, постельное белье можно не менять. Через два часа гражданин Бездомный опять будет здесь. Ну что же, — обратился он к поэту, — успеха я вам желать не буду, потому что в успех этот ни на йоту не верю. До скорого свидания! — и он встал, а свита его шевельнулась.



— На каком основании я опять буду здесь? — тревожно спросил Иван.



Стравинский как будто ждал этого вопроса, немедленно уселся опять и заговорил:



— На том основании, что, как только вы явитесь в кальсонах в милицию и скажете, что виделись с человеком, лично знавшим Понтия Пилата, — как моментально вас привезут сюда, и вы снова окажетесь в этой же самой комнате.



— При чем здесь кальсоны? — растерянно оглядываясь, спросил Иван.



— Главным образом Понтий Пилат. Но и кальсоны также. Ведь казенное же белье мы с вас снимем и выдадим вам ваше одеяние. А доставлены вы были к нам в кальсонах. А между тем на квартиру к себе вы заехать отнюдь не собирались, хоть я и намекнул вам на это. Далее последует Пилат... И дело готово!»



****



28. ВЗРОСЛЫЕ СПРАШИВАЮТ ВСЯКУЮ ЕРУНДУ



Маленький принц (Глава 4)



«Я вам рассказал так подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?" И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков", - и тогда они восклицают: "Какая красота!"



Точно так же, если им сказать: "ВОТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, что Маленький принц НА САМОМ ДЕЛЕ существовал - он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот уж конечно существует", - если сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя как на несмышленого младенца. Но если сказать им: "Он прилетел с планеты, которая называется астероид Б-612", - это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым».



Мастер и Маргарита (Поединок между профессором и поэтом)



«И у Ивана выспросили решительно всё насчет его прошлой жизни, вплоть до того, когда и как он болел скарлатиною, лет пятнадцать тому назад. Исписав за Иваном целую страницу, перевернули ее, и женщина в белом перешла к расспросам о родственниках Ивана. Началась какая-то канитель: кто умер, когда да отчего, не пил ли, не болел ли венерическими болезнями, и все в таком же роде. В заключение попросили рассказать о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах, но очень не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись.





Иван только горько усмехался про себя и размышлял о том, как все это глупо и странно получилось. Подумать только! Хотел предупредить всех об опасности, грозящей от неизвестного консультанта, собирался его изловить, а добился только того, что попал в какой-то таинственный кабинет затем, чтобы рассказывать всякую чушь про дядю Федора, пившего в Вологде запоем. Нестерпимо глупо!».



"И опять крайне удивились и редактор и поэт, а профессор поманил обоих к себе и, когда они наклонились к нему, прошептал:

 — Имейте в виду, что ИИСУС СУЩЕСТВОВАЛ.

 — Видите ли, профессор, — принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, — мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.

 — А не надо никаких точек зрения! — ответил странный профессор, — просто он существовал, и больше ничего.

 — Но требуется же какое-нибудь ДОКАЗАТЕЛЬСТВО... — начал Берлиоз.

 — И доказательств никаких не требуется, — ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал: — Все просто: в белом плаще...



****



29. ЛУННАЯ СОНАТА (НАЗВАНИЕ СОНАТЫ ДАНО В ЧЕСТЬ ОЗЕРА В ШВЕЙЦАРИИ РЯДОМ С ГОРОЙ ПИЛАТ)



«И в самом деле. Все знают, что, когда в Америке полдень, во Франции солнце уже заходит. И если бы за одну минуту перенестись во Францию, можно было бы полюбоваться закатом. К несчастью, до Франции очень, очень далеко. А на твоей планетке тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты опять и опять смотрел на закатное небо, стоило только захотеть...



- Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!



И немного погодя ты прибавил:



- Знаешь... когда очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...



- Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?



Но Маленький принц не ответил».



Мастер и Маргарита (Прощение и вечный приют)



«Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.



Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну.



У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.



Всадники остановили своих коней.



— Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.



— Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.



— Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.



— Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита».