О чём говорят наши лыжи

Полковник Чечель
          «Батюшка, по моему, у нас звонарь сегодня пьян».
     «А, шо, тебе «Металлика» не нравится», - отвествовал Батюшка.

     В коридоре нашей квартиры на 8-ом этаже в южном городе Херсоне стоит 13 пар лыж, из них – 8 пар – горных. Вчера я сел на лавочку рядом с лыжами прямо под старым штопанным рюкзаком, на котором надпись: «Рюкзак «Ермак», фирмы «Абалаков и Ко» - мечта каждого уважающего альпиниста СССР», и как-то незаметно для себя «закемарил», дожидаясь милую жену Ирину, которая умчалась на рынок, запастись продуктами перед Новым годом. Проснулся от того, что кто-то тихим голосом рассказывал, как они оказались в доме полковника, когда того поставили командиром полка. Я, не веря себе, что это не сон, дослушал историю до конца, и только хотел поправить рассказчика, что всё было несколько не так, как другой голос поведал эпизод, как полковник чудом остался жив, чуть не попав под мчавшийся на огромной скорости поезд.

     Тут до меня дошло, что я попал случайно в состояние изменённого сознания, редко, но оно у меня бывает, и я просто слышу разговор своих лыж. Ведь они скучают по зиме, как и я, т.к. крайний раз мы с Ириной, нашей подругой Надеждой и КВС ГА, пилотом-инструктором Сергеем Шевцевым были в Домбае   в феврале 2015 года. А потом летом отказали ноги, пришлось сесть в инвалидную коляску. Раздался ещё один тихий голос, и я услышал  ещё одну историю про себя, но дослушать её до конца не удалось. Прибежала кошка, села перед дверью, из чего я понял, что минут через пять придёт Ира, приход которой наша Мишель чувствует заранее и, как правило, занимает позицию, чтобы суметь прошмыгнуть хотя бы на лестницу, а, если повезёт, то и  на чердак.

     Ира пришла, и хотя она постаралась сразу быстро захлопнуть за собой дверь, кошка успела прошмыгнуть между ногами, и помчалась не вверх, как обычно, а вниз. Ирина её еле догнала на площадке 4-го этажа. Мы объяснили такую непредсказуемую реакцию нашей Мишель тем, что на улице за ночь выпало много снега,  и она это почувствовала. Ей ведь тоже, как и мне, надоело дома сидеть. Поэтому мы беглянку сильно не ругали и в угол не ставили…

     Я ощутил, что пелена изменённого состояния с меня слетела, но осталась идея, рассказать о своих лыжах, ведь 41 год подряд я умудрялся зимой выбираться в горы, но это когда встал взрослым. А ведь было ещё детство. Мой первый вид спорта – 4 года – прыжки на лыжах с трамплина в Москве. Когда же уехали из столицы в Эстонию к новому месту службы отца, каждую зиму я бегал на беговых лыжах. Затем был Дальний Восток, училище в Оренбурге и Орске, и везде были лыжи, т.к. я состоял сразу в 4-х сборных ОВВАКУЛ им. И.С.Полбина: по боксу, хоккею, лыжные гонки и по лёгкой атлетике.

     В общем, перед Новым годом возникло желание рассказать несколько историй, связанных с моими «приключениями» на лыжах. Сразу скажу, что про некоторые из них вы уже читали, но мне они дороги, поэтому я решил их повторить, итак:

                СУХОЙ  ЗАКОН

     Накануне моего юбилея — 40 лет — мой полк, 12 омрап, решил мне сделать сюрприз. Спросили у моей дочери Ольги, какой самый дорогой подарок для папы? Она — новые ГОРНЫЕ ЛЫЖИ с креплениями. И вот тогда нашли техника, старшего лейтенанта, который был КМС по горным лыжам. По его совету поехали в Латвию, т.к. во всех спортивных магазинах Псковской области горных лыж не нашли. Там в каком-то городке купили горные лыжи «Младость» (Болгарские — других не было), потом в другом городке и магазине нашли горнолыжные крепления «Бескид» (Украина, Карпаты) , их тоже купили. Всё перевязали ленточкой и мне вручили на банкете дома.
 
   Это был тоже очень непростой вопрос тогда, т.к. был разгар «сухого закона». Спиртного в магазинах практически не было, и купить его можно было только по талонам, которые выдавались каждому в начале  месяца — аж два талона нос. Бутылка водки или вина за талон. Или второй вариант — втридорога по блату , из под «прилавка». А мне Командующий накануне позвонил и предупредил: «ВВ, Вы пример для подчинённых. Никаких отмечаний юбилея со спиртНым...».  Я его заверил: «Так точно, тов. Командующий. Бу сде. тов Командующий… Я ж всё понимаю  — обстановка не та… тов. Командующий»
 
     А сам думаю: «Ведь подчинённые не поймут — скажут: «Трус, командир или скряга, банкет замылить хочет», — в тоже время, на рожён лезть тоже нельзя. Мне же ещё полковника получить надо», —  решил пойти на компромисс. Так бы  я устроил выходной для всего полка под каким-нибудь благовидным предлогом, типа — продолжаем отмечать 8 марта, благо снять всех с довольствия в лётной столовой — это была не проблема и потом отметить юбилей в профилактории на Гороховом озере. (такое иногда практиковалось). А тут решил собрать у себя дома, но только командиров эскадрилий и своих замов. (про горные лыжи я, естественно, не знал), даже свой экипаж в полном составе не пригласил, с ними потом отметил отдельно.
 
     Главное сомнение было, что делать с замполитом полка? Им у меня был однокашник, подполковник Дима Белов. Не приглашать — решил сначала. Потом думаю — всё равно узнает и заложит. И поменял решение — Пусть у него тоже будет «рыло в пуху», тогда , мол, заложить не посмеет, т.к. сам пил. В общем, собрались «узким кругом ограниченных лиц», человек 14 с жёнами. Из «рядовых» был только друг - командир отряда Лёша Сердюк, (будущий генерал и начальник Центра Морской авиации России в городе Ейске), с женой Таней.

      Серёга Губарь, мой зам, которому я потом полк сдал и улетел служить в Николаев, провозгласил первый тост: «За командира»!!!  Вторую здравицу озвучил Саша Мартынцов — мой начальник штаба — «За жену командира». Третий тост выпили молча. А когда произнесли 4-ый тост «За родителей...», — Дима Белов, который сидел с краю стола, вдруг вспомнил, что, кажется, картошка подгорает, надо проверить и умчался на кухню. Само собой, его никто не ждал — выпили. При следующих тостах он опять находил повод сачкануть, но я на него не обижался, т.к. понимал, ему морально тяжелее всего - Партия у нас же — совесть и ум всей эпохи!!!
 
     В общем, Дима меня всё равно заложил, но доложил всё по «божески», типа, да, пьянка была, но выпили на всех только бутылку шампанского, а потом, согласно Ваших указаний, тов. Командующий, пили только чай с малиновым вареньем…

     В общем, Командующий Пётр Иванович Гончаров меня всё равно отпорол, но так это — по отечески, а через поп года присвоил очередное воинское звание «полковник», т.е. вот что значит правильный доклад вышестоящим инстанциям!!!... А вообще, заканчивая эту тему насчёт замполитов, скажу, что мне с моим - повезло. Он пользовался авторитетом у личного состава полка, мы были однокашники по училищу и понимали друг друга.
 
   Что касается горных лыж, то мне их вручили после первого тоста. Я был тронут таким искренним подарком, т.к.  за месяц до этого в феврале был в зимнем отпуске, в своём любимом Терсколе, где старые свои горные лыжи  «Эпокси» умудрился сломать, точнее, они расслоились. Мне их поставили на заклёпки, но это было не то. И я прибывал в пессЬимизЬме, а тут такой Царский подарок!!! Но кончилась вся эта история не очень весело. Когда я в конце февраля вышел из отпуска и появился перед строем полка с чёрной, загорелой мордой лица, этот старший  лейтенант, КМС, сказал себе: «Как же так? Командир в 40  лет катается на  горных лыжах, а я в 25  лет уже повесил их на гвоздь, точнее, поставил в чулан на вечное хранение. Неправильно это».

     А так совпало, что его через неделю отправили в плановый отпуск. Он прилетел в Красноярск, откуда был родом. А там как раз шли  соревнования по горным лыжам. Его друзья по старой памяти уговорили выступить за их команду в скоростном спуске. А он же не тренировался. В итоге, превысил скорость, вылетел  с трассы, влетел головой в опору под снегом, и на  третий день отдал Богу душу. Так что я потом, вставляя ноги в крепления  этих  лыж «Младость», всегда вспоминал этого парня, своего подчинённого, которого я, как командир, который отвечает всегда и за всех, увы - не уберёг.

                СПЕШКА  НУЖНА  ПРИ  ЛОВЛЕ  БЛОХ

    Я уже два года состоял в сборной Военно-Морской академии по лыжам и привык, что почти каждые выходные нас приглашают участвовать в каких-нибудь соревнованиях, коих в те времена, начало 80-х годов, во множестве проводилось зимой в славном городе Ленинграде. Такой авторитет сборная академии завоевала благодаря неутомимой  деятельности начальника физподготовки и спорта, подполковника Балина, который был просто «фанатом» - Мастером  Спорта СССР, и делал всё для того, чтобы возглавляемая им команда, всегда находилась в высокой спортивной форме. А где её можно лучше всего проверить? Конечно, соревнуясь с другими спортсменами.

      Первый год мы с моим корефаном и однокашник по училищу Генахой Самойловым бегали на «деревяшках», так мы называли простые деревянные лыжи. Но многие наши соперники заимели пластиковые лыжи и, естественно, сразу заимели перед нами «фору». Выход нашли самый простой – на скользящую поверхность «деревяшек» наносился специальный слой графита, который значительно повышал скорость скольжения. Операция эта стоила дорого, делало её всего два мастера на весь Питер, но чего не сделаешь, чтобы остаться в сборной команде ВМА. И вот, я купил новые беговые лыжи «Тисса», отдал Мастеру, их покрыли графитом, собираюсь на свои первые соревнования на «пластике». Как сейчас помню – это была «гонка патрулей» в Кавголово.

      Жили мы тогда на проспекте  Пархоменко в гостинице на 8-ом этаже. Собрав рюкзак, выскакиваю на лестничную площадку, сажусь в лифт, нажимаю кнопку первого этажа и замечаю на полу перед лифтом перчатку, которую я, оказывается, обронил при посадке. Чисто на автомате, выскакиваю из лифта, задев при этом рюкзаком лыжи. Они падают так, что носки торчат, и лифт начинает ехать. В нижнем его положении раздаётся оглушительный треск. Носки лыж остаются со мной на площадке, А сами они уезжают вниз. Не веря себе, сбегаю на первый этаж, а там уже стоит красивая женщина и недоумённо держит в руках мои сломанные суперовые лыжи…

     Когда я приехал в Кавголово на электричке и жестом фокусника вытащил из чехла две своих «Тиссы» без носков перед подполковником Балиным, того чуть «кондрашка» не хватила. Но он не стал тратить время на бесполезные вопросы: «Как?» или вспоминать моих родственников до «7-го колена, начиная с мамы», а подскочил к своему знакомому, стоявшему рядом в мастерской форме, и заставил его свои пластиковые лыжи отдать мне. Я на них нормально выступил, не подвёл команду. По окончании гонки, получил заслуженных «ебуков» от Балина, купил коньяк хозяину лыж и думал, что на этом инцидент исчерпан. Увы, свою горемычную починенную «Тиссу» на следующий год я умудрился сломать второй раз. Вот как это было:

           НЕ ХОДИТЕ ПО ПУТЯМ, ГРАЖДАНЕ – ЭТО ОПАСНО, (отрывок из рассказа «Женщины в нашей жизни)

     А потом произошёл случай, который собственно и подвигнул меня на этот рассказ. Я совершенно случайно узнал, что Таня оказывается «Заслуженный Мастер Спорта СССР по плаванию», долгое время была членом сборной Советского Союза, кандидатом в Олимпийскую сборную, что  она бы и сейчас ещё бы выступала на соревнованиях, возраст и результаты позволяли. Но когда её не взяли на Олимпиаду, как она говорит: «Во мне что-то оборвалось. Я подумала, мне 18, я плаваю с 4-х лет, объездила много стран, а что я видела? Только голубую воду бассейна, 2-3 тренировки в день, да окрестности всяких достопримечательностей из окна автобуса. Мои сверстницы уже на дискотеки ходят, с мальчиками целуются, а я что? Всё тренировки, да тренировки. Зрение ведь в бассейне потеряла, вода хлорированная, что на зрение влияет и не знали, а я очки для плавания стала одевать, лишь когда Мастером стала».

      А узнал я, что Таня Мастер Спорта, когда мы были на художественной выставке в Русском музее. Глядя на одну фреску, она произнесла: «Странно, когда я видела эту картину в Соборе Парижской Богоматери, она смотрелась совсем по-другому». Я ей: «Эй, ты что ругаешься, Парижскую «маму» вспоминаешь, ты что, там была?» «Да, и не один раз», - был ответ. Так я узнал, что она объехала на соревнованиях почти весь мир, начиная от Америки и кончая Австралией, в том числе, раз пять была в Париже. Потом она показала мне кучу своих дипломов, медалей, наград. Я спросил: «Как тебе удалось сохранить такую идеальную фигуру и не «накачаться»? Никогда не скажешь, что ты пловчиха». Она ответила: «Не знаю, наверно это от того, что у меня основной стиль баттерфляй, а может, просто от природы».

     В тот день, о котором хочу рассказать, были соревнования в Кавголово в честь завершения лыжного сезона. Мастера бежали 70 км, ветераны – 30 км. Трасса одна, нарезаешь круги по 10 км, но мастерам сделали старт на 2 часа раньше, чтобы на финиш все прибегали примерно одинаково. В нашей сборной академии по лыжам всем за 30, поэтому мы бежим «тридцатку». Стоял яркий воскресный день. На соревнования за мной как всегда увязалась Таня. Когда я узнал, что она Мастер, во всех вопросах, касающихся спорта, советовался с ней, и это никогда не было лишним. Так и в тот раз. Мне ребята предложили кофе выпить перед стартом, мол, бодрее бежать будешь, она командирским тоном: «немедленно прекрати пить эту гадость». И тут же уже спокойно объяснила, что это иллюзия, якобы кофе помогает. Оно наоборот разрушает естественную реакцию организма на нагрузку, и результат будет хуже.

      После этого замечания вся наша команда дружно выбросила стаканчики с недопитым кофе в урну. Стартанули. Гонка получилась тяжёлой. В тени деревьев лыжня ледяная, лыжи «отдают», а на солнце всё подтаяло – лыжи «тупят». Всё это требует дополнительной затраты сил и энергии. Наконец, финиш. Ух! Можно дух перевести и насладиться, что выдержал – не дрогнул. Когда объявили результаты, оказалось, что сборная академии заняла общекомандное первое место. Как-то стихийно на столе появилось сухое вино, причём много, как мы говорим «7 бутылок на рыло». Поскольку закрытие сезона, а спортсмены они тоже люди, но это относится лишь к «ветеранам». У действующих - порядки строже. Таня рассказала, как она недавно была на юбилее 30 лет у товарища по команде неоднократного Олимпийского чемпиона Сергея Сальникова, так он капнул себе в компот несколько капель шампанского и поднял тост «За себя!» - и это было всё, что он себе позволил в свой день Варенья!!!

      После выпитого вина наступило состояние «лёгкой эйфории» - организм после гонки обезвожен – всосалость мгновенно и сразу дало эффект. Я видел, что и Тане тоже хорошо. Никто не спрашивал, кто она, что она, почему со мной… Здесь она была своя, и народ её сразу принял, даже имени не спрашивал. Так мы просидели в общей компании минут 40, а потом почувствовали, что нам хочется побыть одним. Вышли и не торопясь, пошли в сторону станции. Решили доехать до Питера и там где-то посидеть в кафэшке. Подходим, а в расписании написано, что в электричках два часа перерыв. Таня мне и говорит: «Что мы будем два часа как пенсионеры по перрону ходить? В компанию возвращаться тоже не хочется. Давай лучше прогуляемся на лыжах до следующей станции, там и сядем на электричку, погода ведь «так и шепчет!» Я согласился, хотя, если честно, лыж этих на сегодня я уже «наелся», но не будешь же перед женщиной показывать свою «слабость».

     Встали на лыжи, пошли рядом, благо есть две лыжни и идут параллельно. Километра через три две лыжни перешли в одну, а потом и вовсе она кончилась. Пошли по «целине», а снег-то уже подлипать стал, тяжеловато, и я Тане предложил, снять лыжи и пойти прямо по шпалам, типа - пусть ноги отдохнут. Она согласилась. Взял я две пары лыж на плечи, она две пары лыжных палок, идём по левой колее железной дороги.  «Умные разговоры» разговариваем и наслаждаемся погодой. Яркий солнечный день, всё завалено снегом, сильный встречный ветерок в лицо, как раз в тему – «потеть не даёт». Кругом зимняя сказка, и в тоже время чувствуется, что весна вот-вот вступит в свои права. Лепота!!!

      Смотрим, в километре от нас из леса встречный поезд выскочил и как загудит. А у нас как раз принципиальный спор разгорелся, могла ли Вера из произведения русского писателя Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» в полной мере оценить силу любви к ней бедного телеграфиста Г.С. Желткова, который ушёл из жизни со словами: «Да святиться имя твоё…»  Я считал, что нет, Таня – да, поэтому мы, не переставая спорить, сошли с левого пути и пошли между колеями, расстояние между которыми было примерно 3 метра. Поезд опять дал длинный сигнал. Думаю, что он гудит, мы же сошли с рельсов. Ещё больше отошли вправо, но спор продолжаем. До поезда остаётся метров 100, и тут он опять как загудит. И только я хотел уже на правую колею ступить, как вдруг вижу, у Тани лицо мгновенно покрывает гримаса ужаса. В ту же секунду она падает и хватает меня за обе ноги.

      Я, ничего не понимая, начинаю разворачиваться, чтобы понять, что её так напугало, и в метре от себя вижу «бампер» тепловоза, несущегося на огромной скорости по правой колее, и перекошенное ужасом лицо машиниста, высунувшегося по пояс из кабины тепловоза. В ту же секунду меня со страшной силой тепловоза бьёт по рюкзаку. Лямки лопаются, рюкзак летит по ходу движения метров на 30, а я лечу под встречный поезд, идущий навстречу по левой колее. И тут я на обеих своих ногах, почувствовал мёртвую хватку Таниных рук. Падаю вперёд, лыжи ударяются об поезд, они же обе пары у меня на плечах были, а руки не долетают до рельсов ровно 5 сантиметров. И вот я лежу мордой лица вперёд, вижу, как под каждой парой колёс прогибаются шпалы, а в голове бьётся одна мысль: «Жив… Жив… Жив… Жив…» и так до самого конца, пока оба  поезда нас не миновали.

      Тут только до меня дошло, что из-за встречного ветра и шума, который создавал поезд, идущий нам навстречу, мы не услышали поезд, идущий сзади по правой колее сзади. И машинист встречного поезда своими длинными гудками пытался нас об этом предупредить. Я встал, хотел идти посмотреть, что стало с моим рюкзаком и лыжами, но тут у Тани случилась такая истерика, что  минут 15 я не мог её успокоить. Мы сидели на рельсах, она рыдала, кричала, пыталась бить меня по щекам, а я хватал её руки, пытался целовать и говорил: «Ну, что ты, всё обошлось, всё обошлось»…  Когда она, наконец,  успокоилась, я пошёл за рюкзаком, размышляя, если бы лямки были чуть крепче, мне был бы «пипец». Никакие бы Танины руки не удержали бы такой удар.

      Подобрал рюкзак, в нём был китайский термос с чаем, который от удара разлетелся на мелкие кусочки. Потом подобрал лыжи, на моих два носка было сломано. Поднял Таню. Обнялись, постояли так минуты две, и пошли дальше в сторону станции. По моему, это было Токсово. Я шёл и размышлял, что бы подумали люди, найдя на рельсах два перерезанных трупа, мужской и женский, и всё это в открытом поле среди яркого, воскресного дня. В общем, один кусочек термоса я дал Татьяне, а один взял себе. Лет 10 он лежал у меня на полке среди камней, которые я приношу из каждой своей экспедиции, как напоминание о моей глупости, и одновременно о моём ангеле-хранителе, а также о любви женщины, которая меня спасла.

     Потом при очередном переезде из гарнизона в гарнизон этот лазуревый кусочек термоса потерялся, но я помню его до мельчайших подробностей, как и тот случай, что с нами тогда произошёл. Он ещё больше сблизил меня с Таней, но как мужчина и женщина мы по-прежнему встречались редко - негде было, да и занят я был сильно учёбой и тренировками. Лыжи же я снова отдал в ремонт, и, продолжая бегать на своей  «Тиссе», всегда вспоминал этот эпизод из своей экстремальной жизни…

     ВСТРЕЧА С Заслуженным лётчиком-испытателем СССР Иваном Бачуриным

      Встреча с Иваном Иваном Бачуриным произошла так. Нас распределили по группам, я попал в 300-х сотую, куда берут горнолыжников с высоким классом катания. 300-х групп обычно на турбазе несколько, а 400-х сотая всего одна. Там катаются асы, (кстати, на следующий год я уже катался в ней). Так вот, утром второго дня катания меня неожиданно рано разбудили и приказали до завтрака явиться на планёрку и постановку задачи на очередной катальный день. Прибыл я на этот представительный кворум, и Начальник турбазы, полковник Муса Султанович Махов объяснил мне «диспозицию». Инструктор нашей группы неожиданно заболел.

       Больше свободных инструкторов на турбазе нет. Он принял решение с общего согласия инструкторов турбазы предложить мне поработать инструктором по горным лыжам у себя в группе, учитывая мой 10-летний стаж пребывания на турбазе и звание подполковник. Но я по глазам Начальника прочитал, что он меня помнит ещё по «банкету» у Гурама Николайшвили. Именно это сыграло решающую роль, потому что в группе у нас были и полковники, тот же Иван Бачурин, и более опытные горнолыжники. Я, конечно, дал согласие, польщённый доверием такого представительного коллектива, несмотря на то, что работать предстояло бесплатно, т.к. оклад идёт инструктору, который болеет.

     В общем, представили меня моей группе 18 человек. Объяснили, что отныне мои указания должны выполняться неукоснительно, и я приступил к приятным, но очень хлопотным и ответственным обязанностям инструктора по горным лыжам. Для информации – в посёлке Терскол весь горнолыжный народ катается в двух местах: горе Эльбрус, самой высокой вершине Кавказских гор, и горе Чегет, сложнейшей горе по своему профилю в пределах всего Советского Союза. Каждый год в Терсколе не обходиться, к огромному сожалению, без летальных исходов. В основном, народ гибнет в лавинах, а иногда разбивается на лыжах, поэтому безопасность катающихся, прежде всего, зависит от инструктора, который ими руководит. Поделюсь в плане обмена опытом таким горьким фактом. За год до этого, со мной за столом в столовой сидела красивая молодая пара с Москвы, которая только поженилась и приехала в Терскол  в свадебной путешествие.

                ПРЕДЧУВСТВИЕ СМЕРТИ

     На восьмой день катания Володя, старший лейтенант, за завтраком вдруг мне говорит: «Что-то у меня предчувствие нехорошее, сегодня на гору не пойду». А погода в тот день была изумительная. Я ему: «Ты что, Володя, пропускать такой красивый день не «по-государственному», путёвка всего 14 дней, а завтра к тому же день отдыха, на гору нас не пустят. Я бы на твоём месте пошёл».  А тут его жена Лена добавила: «Да брось ты хандрить, поехали». В общем, Володя, с нами согласился. Остальное всё произошло на моих глазах. Я остановился отдохнуть на самом крутяке, метров 300 ниже от начала поворота в солнечную мульду. Туда траверз идет поперёк склона метров 800-1000.

      Вытер пот со лба, посмотрел наверх и увидел Володю в характерном, серебристом, болоньевом комбенизоне. Он выскочил на траверз на большой скорости, обычно даже опытные горнолыжники её здесь сбрасывают, т.к. ты не видишь, что творится за бугром. А там стоял «чайник», потому что только «чайник» может стоять и отдыхать на лыжне, где нет обзора. В итоге, Володя пытается его объехать, падает и летит по склону, проносится мимо меня вниз головой, лыжи отстрелило, а в болонье он скользит как «болид», скорость огромная. Метров 300-400 ниже врезается головой в опору бугельного подъёмника.

      Я сразу погнал поперёк склона к одно кресельному подъёмнику между 1-м и 2-м Чегетом. Ребятам, которые едут в креслах, ору: «Срочно сообщите спасателям наверху, внизу крутяка  перед солнечной мульдой лыжник сильно разбился. Лежит возле опоры ВЭЛ-1000.  После чего помчался к упавшему Володе. Он был без сознания, народ пытался оказать первую помощь. А через 4 минуты подъехала «акья» со спасателями. Это такая лодка с ручками, и два лыжника её буксируют. Володю погрузили в неё и увезли.

     На третий день он умер, не приходя в сознание. Как я себя ругал, что уговорил молодого старшего лейтенанта поехать кататься в этот день. Ведь у него было предчувствие, что нельзя ему сегодня ехать на гору...… В тоже время на меня такое впечатление произвело зрелище, как он скользил в своём болоньевом костюме и не мог остановиться, а ведь у меня такой же. Что я на следующий день костюм снял и  одел «брезентовые», демисезонные,  лётные штаны-ползунки и потом катался только в них. При падении они не скользят, только ткань на больших скоростях подгорает. Теперь вы понимаете, что я чётко представлял свою ответственность, как инструктора нашей группы.


      Я бы мог ещё много рассказать историй, связанных с моими горными и беговыми лыжами. Но ограничусь высказыванием 4-х кратного олимпийского чемпиона, француза, Жана Клода Килли: «Горные лыжи сами по себе не могут дать счастье, но вполне могут заменить его!!!» Отдав горам 41 год своей жизни, подтверждаю его слова…