Большое сердце

Сергей Локтионов 2
Рассказ

Конец декабря 2021 года.

Я неспешно прогуливался, возле запорошенного свежим снегом небольшого ельника, сонно дремавшего в сугробах, возле моего дома.

На душе было легко и спокойно.
Вдыхая свежий, морозный воздух я мурлыкал себе под нос какой то прилипчивый, попсовый мотивчик

И тут моему умиротворённому, прекраснодушному настроению пришел неожиданный конец.

Обычно я не реагирую на подобные, назойливые приставания молодых людей, желающих получить от меня, то или иное мнение, или какую либо нужную им, своеобразную информацию.

Но в тот тихий, декабрьский вечер, видимо так сошлись всемогущие звёзды, что моя муторная, противоречивая натура вдруг взяла и дала предательскую слабину. А потому я решил не кочевряжиться и откликнуться на очередную, подобную просьбу.

 – Мужчина, извините можно вас немного побеспокоить? – вежливо обратились ко мне откуда то сбоку, когда я согнувшись в три погибели, пытался  выманить из под заснеженного внедорожника, бездомного пушистого, котёнка, – снизойдите пожалуйста до презренного студиозуса, который зарабатывает себе на хлеб насущный, богомерзкими соцопросами! Не откажите, буде ласка!

Помяв в руке пакет с кошачьим кормом, я тяжело опёрся на свою инвалидную клюшку, медленно выпрямился и недовольно уставился на говорившего.

Передо мной стоял худющий парнишка лет двадцати с только что пробившейся, испанской бородкой на узком, бледном лице.
За спиной у юноши висел огромных размеров драный рюкзак, цвета хаки.

Одет он был весьма неважно. На нём были: черная, побитая молью шерстяная шапка, видавший виды, древний пуховик, застиранные голубые джинсы и стоптанные, осенние ботинки.   

– Чего желаете, гражданин хороший? – моментально смягчился я, оценив бедную экипировку, подошедшего ко мне молодого человека,  – чем могу быть вам полезен? Вы никак уроженец юга России?

– Ну и да и нет… – смутился парень, – смотря что в моём случае, считать Россией… Донецкий я…А здесь у бабушки по отцу живу…
 
– Аааа…вот оно что…– невольно опустил глаза я,  – понятно!  Итак, что вы от меня хотели, милостивый государь?

– Простите! – встрепенулся парнишка, доставая из рюкзака приличных размеров, ободранный планшет,  – Меня зовут Денис, и мой институт,  уполномочил меня провести массовый соцопрос, на улицах Москвы и ключевых городов Подмосковья! Будете ли вы столь любезны немного мне посодействовать в выполнении, столь нелёгкой миссии?! Простите, как мне вас звать, величать?

– Сергей Евгеньевич! – степенно представился я, – Только предупреждаю сразу! На каверзные и провокационные вопросы, я не отвечаю. А также не даю никаких личных данных! Устроит?

– Да, безусловно! – оживился мой молодой визави, – Итак первый вопрос! Довольны ли вы нынешней ситуацией в нашей стране и мире? Можете отвечать развёрнуто. Это не тест, с вариантами ДА или НЕТ!

– Скорее да, нежели нет! – немного подумав изрёк я, – меня радует падение паскудного запада и постепенное возвеличивание будущей, Российской Империи.

– Хм! Вот даже как? – потыкал пальцем в гаджет Денис, – Вы стало быть монархист... Ясно!  Идём дальше. Как вы считаете, достаточно ли жестка повестка нашей страны, на внешнем контуре? Мы даём слабину или наоборот чрезмерно резки в высказываниях и необдуманных поступках?

– Я считаю, что мы излишне осторожны и тактичны в своей риторике и действиях. Особенно это касается республик бывшего Советского Союза и стран входивших в блок Варшавского договора. Да и всем остальным, недружественно к нам настроенным, давно пора показать Кузькину Мать! Ибо оборзели чрезмерно и инстинкт самосохранения утратили! Кис-кис-кис!

Я вновь согнулся к земле и зашуршал пакетом с кошачьим кормом.

– Понял, – хмыкнул студент, –  а вы я вижу человек бойкий, с активной жизненной позицией! Это хорошо! Идём дальше! Следующий вопрос. Деятельность какой из думских партий вы считаете наиболее правильной и полезной для России, и поддерживаете ли вы политику Владимира Путина?

– Из всех кто там есть  с бОльшим пиететом я отношусь к Единой россии. Как к наиболее вменяемой фракции. Что до президента… То к нему у меня  отношение, сильно сложное. Хотя знаете Денис, несмотря на все его просчеты, наверное всё таки да. Поддерживаю!

Тут из под машины наконец показалась настороженная, кошачья мордочка. Мяукнув, зверёк доверчиво посмотрел в мои глаза.

– Ну наконец то! – мгновенно отвлёкшись от опроса, умилился я,  – Вышел! Ну или вышла! Не знаю кто ты там есть! Ну иди сюда мой хороший, я тебя покормлю!

Серый, пушистый шарик выкатился мне под ноги и принялся с громким мурчанием тереться о поставленный на снег, пакет с кормом...

– Какая прелесть! – воскликнул Денис, – такой красотунчик и бездомный!

– Нда! – проворчал я, выкладывая на снег приличную порцию сухих зёрен, – жалко его... Если не замерзнет, то боюсь дворовые собаки порвут! Взял бы себе, да только у меня дома дюже своенравная и свирепая кошка живёт. Боюсь задерёт...

– Ой да, беда с этими животными… – мой интервьюер тяжело вздохнул, – Я продолжу опрос если вы не против?

– Валяй!

Пошел небольшой снег. Закружила позёмкой колючая, декабрьская метель.

Студент поёжился, поднял ворот свитера и откашлявшись продолжил...

Вновь потекла череда вопросов, касающихся самых разных аспектов, нашей повседневной жизни.

Были безобидные, из разряда «какие вы предпочитаете есть салаты на Новый Год?», до весьма неприятных, типа «каков размер вашей ежемесячной пенсии?».
 
На некоторые я развёрнуто отвечал. Щекотливые же предпочитал оставлять без комментариев.

Меж тем котёнок съел всё предложенное ему угощение и прыгнул в искрящийся свежим снегом, сугроб. Затем громко мяукнув он принялся гоняться за кружащимися  и сверкающими в свете фонаря, крупными снежинками.

И тут из за угла соседнего дома появилась моя тёща.

Старушка совершила свой ежевечерний вояж по магазинам и возвращалась домой с продуктами.

Увидев меня мирно беседующего с незнакомым ей молодым человеком, моя почтенная вторая мама, Зоя Ильинична, насупилась и быстро заторопилась в нашу сторону.

– Серёнь это кто?! – спросила меня тёща, настороженно осматривая Дениса, – Тебе чего от моего сынка надо, а?! Охальник малолетний!

Посмотрев на Зою Ильиничну, тот широко улыбнулся и показал ей планшет.

– Не извольте нервничать милая дама! – сказал Денис, – я провожу социологический опрос! Уважаемый Сергей Евгеньевич любезно согласился ответить на несколько моих, достаточно безобидных вопросов...

– А ну пшёёёол отселя! – поставила на снег полные сумки теща, – ничего ему не рассказывай Серёня! Ты ему щас наплетёшь, с три короба, а он потом у нас квартиру отсудит! Эттттжжж мошенник! Неужели ты сам не видишь! Уууу морда продувная!   

Зоя Ильинична воткнула руки в боки и задиристо подступила к  невольно попятившемуся, растерянному Денису.

В этот момент котёнок высоко подпрыгнул, уцепился за покрытую снегом еловую лапу, не удержался и с громким мявом сверзился в сугроб. Его с головой накрыло съехавшим следом, снежным каскадом.

Новообразованная пушистая горка тут же зашевелилась. Непоседливый котик чихнул и прыжком выбрался наружу.

– Ой мурзенька наш вышел!  – немедленно отвлекаясь на котёнка, расцвела моя теща, – кис-кис-кис! Серёнь, давай его домой заберём! Иди сюда маленький! Сейчас я тебе колбаски докторской дам!

Зоя Ильинична согнулась и принялась сосредоточенно рыться в пакете с продуктами, что то умильно бормоча себе под нос.

– Я думаю не стоит вам этого малыша брать! – вдруг сказал Денис приманивая доверчивого зверька, – Насколько я знаю, у вас уже есть одна своенравная, пушистая питомица. Которая вряд ли потерпит ещё одного жильца на своей территории. Я заберу этого котёнка себе!

Пораженная теща выпрямилась и подозрительно уставилась на сердобольного студента.

– А ты откель про нашу кошку то знаешь? – злобно вопросила она Дениса, – Ааааа!!! Ясно! Ты Серёнька ему рассказал! Ну и трепло же ты сына!
Рот без крышки!

Меж тем котенок  подошел к студенту и громко замурчав улёгся у его ног.

Денис взял его на руки, осмотрел со всех сторон и широко улыбнувшись усадил себе за пазуху.

– Он у нас оказывается девица красная! – студент погладил за ушами, тихо мяукнувшего, сытого котёнка, – будешь ты у меня Дарьей Денисовной!

– Ну вот! – немедленно расстроилась Зоя Ильинична, – Увёл у меня животину из под носа! Паразит ты противнущий!

– Мать ну иди ты уже домой, а! – улыбнулся я поднимая сумки с заметенного позёмкой асфальта, – видишь как всё здорово устроилось! Иди, иди не мёрзни!

– Ничего ему больше не рассказывай! – сверкнула выцветшими глазами, теща, – не нравится мне этот охламон! И сам давай домой иди! Нечего по улицам шляться, да пиво пить! Людмилка поди уж наверняка ужин приготовила!

Зоя Ильинична взяла у меня сумки и старчески кряхтя, медленно побрела к подъезду.

– Суровая у вас мама! – засмеявшись произнёс Денис, когда тёща скрылась за металлической дверью, – Блюдёт смотрю вовсю вас! Вы не против если мы закончим? Осталось всего десять-пятнадцать вопросов!
 
– Ну чтож, давай! – согласился я, – только это не мать. Это как говорил со сцены Владимир Винокур, ЛЮБИМАЯ ТЁЩИНЬКА! Итак, что у тебя там дальше?

– Понял! – студент вновь уткнулся в планшет, – Так, а что думаете о ситуации на востоке Украины?

– А что тут думать? – жестко произнёс я, – выручать нужно Донбасс. По мне так нам ёще в четырнадцатом, этот нацистский  свинарник в Киеве раздавить было нужно! Сколько людей бы тогда выжило! А главное дети! Им то как достаётся!

– Полностью согласен с вами! – прочувствованно произнёс парень, ставя галочку, на опросной странице планшета,  – ну может и сейчас ещё не поздно помочь...
– Да я только за! – тяжело вздохнул я, – только вот вопрос сей, к сожалению ни в моей и не в твоей компетенции...

– И тут вы правы...

Эх, если бы знали мы тогда, ЧТО произойдёт в конце февраля 2022 года, то не столь уныло смотрели бы на эту ситуацию. Но в декабре 21- го, мы этого ещё не знали....

Ответив ещё на семь разнообразных вопросов, я засобирался домой.

– Ой Сергей Евгеньевич, а вы не могли бы уделить мне ещё капельку вашего времени? – придержал меня Денис, – я впервые в Мытищах, вы не могли бы показать мне где у вас тут сетевые магазины находятся? Ну типа «Дикси», «Пятёрочки» или «Перекрёстка»? У меня задание опросить людей возле крупных, продуктовых супермаркетов... Будьте так добры!

– А, ну пойдем покажу! – хмыкнул я, – «Перекрёстка» у нас тут нет, а вот «Магнит»,  «Дикси» и «Пятёрочка» в наличии имеются. Тем больее что на сей раз, уже мне захотелось задать тебе несколько вопросов, если ты конечно не против?

– Хорошо, отвечу! Спрашивайте!

Мы неспеша двинулись в сторону сверкавшего золотыми фонарями, вечернего шоссе.

– Скажи Денис, – начал я, – а для чего вообще нужна вся эта канитель с соцопросами? Чего это в принципе даёт?

– Нуууу, мы передаем информацию в центры обработки данных, – ответил парень поправляя рюкзак, – Ну а дальше, она стекается в различные комитеты, партии Единая Россия. Ну а после поступает в ГосДуму, где рассматривается на сессиях работы правительства. Там они смотрят, делают выводы и принимают меры по улучшению жизни народа...

– Нда уж! – скривился я,  – вона как они всё улучшили! Картошка в овощной палатке по 67 рублей. Да отечественные макароны по 70! Супер! Про мясо я вообще молчу! Да и коронавирус никак не победят, чтоб ему пусто было!

– Согласен, – вздохнул Денис, – цены действительно скакнули. Ну а с другой стороны...Мы ведь под санкциями, который год живём... А что до короны... Я считаю, что наши люди сами виноваты! Не хотят вакцинироваться и всё тут!

– Лааадно, я понял! – поморщился я, – лучше не обсуждать эти темы... А то я сейчас заведусь! И хрен ты меня остановишь!

Мы подошли к оживленному перекрестку. Снегопад усилился. Светя полуослепшими фарами, ползли по заметённому шоссе, усталые автомобили.

– Вон смотри Денис! – сказал я, – вот тут слева «Дикси», прямо по курсу «Пятёрочка», ну а вон там справа, метрах в ста найдёшь «Магнит».

– Спасибо Сергей Евгеньевич, – молвил парень, натягивая капюшон, – было очень приятно с вами пообщаться! Всего Вам доброго!

– Погоди, как там твоя Дарья Денисовна? – улыбнувшись спросил я, – пригрелась смотрю! Не вылазит!

– Да! Пригрелась! – заглянул за пазуху студент, – Уснула! Сопит вон вовсю!

– Ну и Слава Богу! – сильно расчувствовался я, – у тебя очень большое сердце! Не каждый вот так... Сможет взять уличного котёнка...

– Знаете Сергей Евгеньевич, война... Она ведь учит либо озверению, либо милосердию... – сильно помрачнев, сказал Денис, – В моём случае, это был второй вариант... В окопах ведь не только люди сидят. Там и кошки с собаками от укрозверья прячутся...

– Война?! – опешив остановился я, – Боже, мальчик мой! Ты воевал?! Тааам?!!!

Я неопределенно махнул рукой куда то в сторону.

– Да! – жестко произнес Денис, – там, в непризнанном Россией, мятежном Донбассе... В легендарном батальоне «Спарта»... Под командованием гвардии полковника, Владимира Жоги, позывной «Воха»...

Парень вдруг расстегнул пуховик, оттянул ворот потрёпанного свитера в левую сторону и я увидел старый, пулевой шрам на его безволосой груди.

– Вот! – тихо сказал он, – подарок от украинского снайпера. Я был комиссован по ранению в лёгкое. Потому то сейчас здесь, а не там... Не берут меня больше в армию... Да и не осталось у меня больше никого в Донецке... Родители и сестрёнка погибли при артобстреле... Снаряд попал в наш дом...

Ледяной ком вдруг распёр моё горло. Стало очень трудно дышать.

Глаза предательски защипало. Денис сам того не ведая ответил на мой так и не заданный ему последний вопрос...

Плохой вопрос, с язвительной подковыркой...

Я хотел спросить его: А почему собственно говоря, он сейчас в России обретается, не смотря на призывной возраст? Почему не защищает родной Донецк от свидомых укропейцев, отсиживаясь у бабушки? А тут оказывается вот оно как...

Я почувствовал дикий, обжигающий стыд. Если бы не приличный мороз, раскрасневшееся лицо, выдало бы меня с головой...

– Удачи тебе парень! – неловко протянул руку я, сдергивая шерстяную перчатку, – Храни тебя Господь, сынок...

– И вам всего доброго! – обезоруживающе улыбнулся Денис, пожимая мою подмёрзшую ладонь, – Здоровья вам и всего самого наилучшего!

Он повернулся и преодолевая усилившийся, снежный ветер пошел в сторону «Магнита».

Я незаметно перекрестил его удаляющийся, сутуловатый силуэт.

«Эх да... война страшная вещь,» медленно бредя к дому думал я, «никого не щадит. Прав Денис. Одних людоедами делает, других святыми... И какой же там в Новороссии живет железный народ. Нет, не сломают их, ни мерзкий запад, не галушкино царство, во главе с недомерком-клоуном. Не получится у них ничего!

Ой, хорошо всё же, что у меня дочки, а не сыновья родились! Всё же девок если что, призывают в армию по их желанию. Да и не их дело война! Им ещё детей рожать не перерожать! А вот внуки...  Тех сам пну служить, как срок подойдёт! Потому как мужики! И обязаны Родину защищать, а не за мамкиными юбками прятаться!»

Да! Я чувствую, навсегда в моей памяти останется, этот худющий парень, с горячей душой и огромным сердцем...

Так я думал тогда и не знал, что вскоре эта берущая за душу история, получит новое, ещё более  трогательное продолжение...

Середина мая 2022 года.

Я сидел на кухне и как всегда с тревогой за наших воюющих ребят, смотрел опостылевший телевизор.

Следил за фронтовыми сводками и общим ходом течения СВО.

Сухо доложившего о наших военных победах, генерал-майора Конашенкова, сменили отрывистые репортажи, военкоров.

На экране замелькали страшные кадры, разрушенных городов, разбитой, вражеской техники и заблюренные очертания тел, убитых укронацистов.

Ставшие привычными картины, нашей резко изменившейся с 24 февраля, жизни.

Я вдруг осознал, что уже не так остро реагирую на ежедневные новости из истекающего кровью, непокорённого Донбасса.

Наверное адаптировался. Ну а как иначе? Человек, он ведь ко всему привыкает. Даже к самому мерзкому и жуткому.

Меж тем репортаж из Луганска, сменила видеосводка из осажденного нашими войсками, Мариуполя.

Показывали окрестности, проклятой Богом и людьми, Азовстали.

С улицы примчался мой девятилетний внук Данька.

– Дедаааа! Я пить хочу! – с ходу заявил непоседливый бузотёр,  – и поесть чего нибудь! Только я это, доширак и чипсы хочу если что!

– Ага! Щас! – заворчал я вставая, – а кока колу и  гамбургер не желаешь? Совсем желудок испортить хочешь?!

Открыв холодильник, я достал кастрюли и сковородки, с приготовленным женой обедом.

– Сегодня у нас борщ и картошка с мясом!
А на попить, грушевый сок! Всё иди мой руки!

– Ну дееед! – плаксиво заныл  из ванной внук открывая воду, – я с этим супом час просижу! А меня ребята во дворе ждут! Надо бы побыстрей чего!

– Ничего, подождут тебя твои ребята! – отрезал я, – им кстати тоже, подкрепиться не помешает! Марш за стол я сказал!

Я поставил кастрюлю с борщом на газ и запихнул тарелку со вторым в микроволновку.

– Ой дедааа, смотри какая киса у солдата! – восторженно протянул с порога кухни, Даня. Стряхивая воду с мокрых рук, внук уставился в телевизор, – как Мурзик что у нашего дома зимой жил, только большой!

Бросив взгляд на экран, я застыл с открытым пакетом сока в руке.

Из настольной плазмы на меня смотрел... студент Денис!

С автоматом за плечом, в военной форме и шлеме с поднятым забралом.

На его руках устроилась сильно подросшая и ещё более распушившаяся, Дарья Денисовна...

Это действительно был он. Возмужавший и раздавшийся в плечах, студент. Свежий шрам пересекал некогда худощавое, а теперь широкое лицо.

Маски солдат не носил, так что ошибиться я не мог.

Позывной «Меченый», боец роты сопровождения медицинских конвоев.

Прочёл я сноску в левом, нижнем углу телевизора.

– Какой шикарный у вас кот, товарищ солдат! – улыбнулась красивая девушка-военкор, – здесь наверное подобрали? Из бездомных?

– Это кошка, – заулыбался в ответ Денис, – да из бездомных, но только нашел я её не здесь! Она у меня россиянка. Уроженка подмосковных Мытищ. Зимой ещё подобрал, на улице. С тех пор кисуля со мной. Как спецоперация началась, я её сюда привёз... Воюем вот теперь вместе...

– Ой, а как её зовут? – протянула изящную ладонь девушка, – можно погладить?

– Да конечно, гладьте, она ласковая. – почесал за ушами мурчащую питомицу, боец, – а зовут Дашка! Она талисман нашей роты...

Дальше я уже не слушал. Стоял истуканом с пакетом сока в руке и думал... Да ниочём я  тогда не думал. Просто молча стоял и всё....

Из ступора меня вывел испуганный, моим внезапным столбняком, внук.

– Дед, ты чего? – дрожащим голосом произнёс Даня, забирая у меня сок, – у тебя всё в порядке? Ты что плачеееешь?

– Нет тебе показалось, – ответил я отворачиваясь, – садись за стол, борщ уже почти подогрелся...