Детство не помнит пасмурных дней часть 8

Галина Санарова
Моё детство осталось возле сказочных гор.
Возле речек бурливых, где долины простор.
Там хорошие люди окружали меня.
Жили все нараспашку, ничего не тая.
Поделиться последним - было там, как закон.
Добротой и душевностью был народ наделён.
Уже целую жизнь в Ленинграде мой дом.
Но Камчаткой настроен души камертон.
             *.   *.   *

    Сейчас на Камчатке проходит гонка на собачьих упряжках «Берингия». Это захватывающее и азартное зрелище собирает много поклонников. А я в детстве очень боялась собак. Не тех, что сидели в каждом дворе на цепи скорее как компаньоны, чем как сторожа. Я боялась собак в упряжке.
  Одну содержал дед Иван, отец Ольги Ивановны Мельник. Он был профессиональным охотником. Летом собаки жили на островке за Антоновкой. Осенью с первым снегом начиналась охота, и он уезжал в лес, но временами появлялся за продуктами. Я помню, как тётя Оля Мельник намораживала сладкое домашнее молоко в кастрюле. Наливала слоем высотой 10 сантиметров. Потом вытряхивала белый мёрзлый кружок на марлю. И так несколько раз, складывая их в столбик.
 Я спросила — «Тётя Оля, вы мороженое делаете?»
Она мне ответила, что готовит отцу запасы.
  Молоко он возьмёт с собой в лес и будет там отламывать кусочек и класть в чай, или сварит кашу.

Пару раз я застала деда Ивана около их старого дома на ул. Лазо с нартами и собаками, они громко лаяли и мне было страшно даже приблизиться. А в другой раз я столкнулась с упряжкой в движении. Тот же яростный лай, напористое движение! Дорогу! Я отскакиваю на обочину и сани проносятсся мимо

СОСЕДИ

С нами соседствовала со стороны нашей бани семья Ланковых. С Ирой Кричковской (Ланковой) нас соединил интернет.

Мы вспомнили события детства, которые шли параллельно. Просто жизнь младших и старших школьников происходит в разных измерениях, но в том же пространстве. Те же учителя и школа. Тот же клуб и кино. Мы вспоминали те же самые магазины и витрины с шоколадками уложенными спиралью. Берега тех же самых речек, вкус шиповника и черёмухи…Она живёт в Мильково и даже выращивает с мужем арбузы и виноград в теплицах, яблони в кадках, розы почти круглый год — неслыханное дело во времена нашего общего детства.

Перемены неизбежны и они преображают пространство жизни и самих людей.
Соседей с противоположной стороны я не помню. Знаю, что там жила Плотникова тётя Дуся и у неё была дочь Клара, она на четыре года старше меня. Моих сверстников во дворе дома 37 не было.

Я помню семью других Плотниковых, что жили напротив, через дорогу. Семья была многодетная и именно с ними чаще всего мы общались.

 Родителей звали тётя Катя и дядя Ваня. Это была «камчадальская» семья. В доме у них многое было «не так», как у нас.
С потолка свисала люлька с верёвкой. В люльке лежал очередной ребёнок. Он просто мистически возникал в ней. Тётя Катя наверное рожала дома. Я не помню, чтобы мы ходили с детьми навещать её в больницу.
   Детей у них было много. Старшие — Валентина, Иван жили своими семьями отдельно, потом шли Валера и Ольга, затем моя ровесница Таня и одногодка братика Саши — Катерина. Однажды Таня пришла и говорит:
 — «У нас родилась Дуська».
 Мы шли смотреть на Дуську.
 Когда люлька ненадолго отсутствовала, посмотреть всё равно было на что.
- «Айда смотреть! У нас кутьки родились!» —
приглашали девчонки.

Я смело лезла под пыльное чрево "корьюшки"( подобие сарая, только крытое корой тополя)совсем не страшась утробного рычания кормящей собаки.
 Порой разделяли даже собачью трапезу. Ха-ха!!!

На выступающих жердях крыши сарая висели ястыки икры. Вялившиеся на солнце вперемешку с пластинами рыбы. Не задумываясь, мы могли угоститься этим собачьим деликатесом. А может и не собачьим?

Потом, через время, снова шли смотреть в люльку, потому что родилась Наташка…

Мама, конечно, догадывалась, какой экстрим могли включать наши общие игры. И придирчиво расспрашивала о нашем времяпрепровождении.

 А нам всё было интересно!  Например, у Плотниковых так необыкновенно пили чай! Мне дома делали чай с сахаром. Или хлеб с маслом и сверху сахарный песок. А у соседей всё иначе — рядом с чашкой на клеёнку насыпалась горочка песка и в неё обмакивается хлебный мякиш!

 Мама печёт пироги из белой муки. Обыкновенные...
 А тётя Катя такие красивые золотисто-коричневые, пахнущие как-то особенно, ржаные булочки. Конечно вкуснее наших!
 В детстве у чужих всё вкуснее, как известно... только теперь я понимаю разницу в семейном достатке на примере разных видов муки.

 Взрослые всегда предлагали угощение, но был особый ритуал принятия.
   Я помню, что вначале надо было сначала отказаться и ждать повторного предложения. Наверное, в этом был особый смысл: если  угощения недостаточно, совесть хозяина чиста — гость отказался. А если хозяин искренне хочет угостить гостя, он делает повторное предложение. В этом случае проверяется искренность отказа. Здесь «да» или «нет» уже показатель для действия.
Чай в их семье пили чёрный, как дёготь, заваривая плиточный чай.

Дядя Коля даже с табаком проделывал какое-то действо. Махорка смешивалась с пеплом жжёного трутовика, высыпалась в махонький берёзовый туесок-табакерку, а потом щепоткой закладывалась куда-то под язык или за щёки.
  А ещё у них всегда была вожделенная серка!
   Как это было вкусно — разжевать в пыль откусанный кусочек перетопленной лиственничной смолы, потом в процессе жевания слепить из крошек пластичный ароматный комочек и жевать, переворачивая языком с одного уголка рта в другой. Дорожа этим сокровищем, мы приклеивали жёваные кусочки к обратной стороне столешницы. Чтобы потом ещё раз насладиться непередаваемым ореховым ароматом это национальной «жвачки»!


У Плотниковых была баня.
  Пока мы свою не построили, мама нас мыла у соседей. Как я ненавидела банные дни! Это было сущим наказанием — стоять не шевелясь, пока мама моет младших. Чуть коснёшься стены или потолка — снова надо перемываться! Баня была по-чёрному!
    Какое было удовольствие потом, как хочешь, размахивать руками в нашей бане по-белому.
   Предбанник это "чёрной" бани служил в наших играх театральной сценой.
    Ребята в этой семье были талантливыми и очень самостоятельными. Например, отлично пели. У Валеры и Ольги были красивые голоса. Валерка был постарше и с нами не общался.
 А Ольга младших организовывала «казать концерт». Мы были зрителями. Кажется, и билеты были по 3 копейки.
     Исполнялись популярные песни из кинофильмов и «индийские» песни на тарабарском языке.
     Подражали отлично. А попробуйте спеть, — это совсем непросто — выдумывать «слова».
     Маленькая Наташка тоже пела!
Я до сих пор помню популярную песню в её исполнении: «Ах, зачем я на свет народился, ах, зачем меня мать родила…» — выводила она жалостным голосом, очень похоже, почти как Мамочка из «Республики ШКИД.

На месте дома моих соседей Плотниковых и соседствующей с ними по правой стороне бабушки Любы Красильниковой, а так же домика Машинистовых слева, во дворе которого был колодец, сейчас стоит большой трёхэтажный дом.
  Как сложилась судьба у всех детей семьи Плотниковых я не знаю.
    Но помню тот двор, два дома во дворе: старый, в котором жил кто-то из старших детей и новый, в котором я наблюдала всё описанное выше, также корьюшку — сарай, покрытый кусками древесной коры. Заросли шиповника в углу огорода, там мы охотно поедали молодые побеги, очистив от нежных колючек.
     И густо расцветающие цветы космеи под окнами их дома. Цветы удивительным образом цвели в каждом дворе. Неприхотливые космеи, бархатцы, циннии. Анютины глазки, душистый табак, настурции, астры — эти цветы были в нашем палисаднике. Потом кто-то поделился клубнями георгинов, и они горделиво вознеслись над старожилами.

Мои односельчане того времени — добросердечные и наивные. Готовые поделиться последним куском хлеба.
   Сколько раз я, заигравшись, не успевала купить хлеба к обеду и чтобы избежать наказания, бежала через дорогу к тёте Кате. И она не отказывала дать кусок или полбуханки «взаймы». С тем, чтобы я вернула хлеб попозже и мне при этом не досталось «на орехи».

 Добрейшая тётя Оля Мельник всегда угощала нас, ребятишек, вкуснейшими семечками из тыквы, перемешанными с подсолнечными. В этой смеси прятались замечательные копчёные груши. Чёрные, сморщенные и такие сладкие! Жёлтые грецкие орехи — просто чудо какая вкуснота! Это были гостинцы с Украины от бабушки с Волыни внукам, но и нам выделялась для радости какая-то толика. Всегда.
  Нет, жадными не были. Если ребятишки оказывались у кого-то дома, я помню по себе, угощали хоть кусочком сахара-рафинада, если не было конфетки.
  Мой отец, когда прилетал с " материка", будучи как правило в санатории или на курорте, привозил гостинцы и подарки на всех племянников. Конфетки честно делились на соответствующее число для угощения.

  Мой дядя Влас помню привез мне совсем простую игрушку: сачок. Я так радовалась! Пошла играть к сестре, у нее была посуда кукольная, А я вращаясь с сачком вокруг собственной оси, набила кончик его комарами. И важно предложила:
  "Люда, давай сварим суп с насекоНыми комарами!"-
Долго мне припоминали, смеясь,это умное словечко. Было мне 5 лет.

 Уже после поездки на Камчатку стою в магазинной очереди на даче и рассказываю, что наше Ленинградское молоко "Большая кружка" увидела на камчатском прилавке.
Мужичок из очереди оживился:
 -А где в частности?-
 отвечаю что я сама из Мильково.
- О!- Со стоном отозвался мужичок, - Там такие злые комары! Они, мне кажется, даже пивную банку могут проткнуть!-

  А я не помню. Как и ПАСМУРНЫХ дней.
Окончание тутhttp://proza.ru/2021/12/26/1393