Спартак

Максим Рябов 2
        Книжку «Спартак», которую написал Рафаэлло Джованьоли, я прочёл лет в десять. Она показалась мне на редкость длинной и нудной. Немудрено, не для детей ведь была написана.
 
Через какое-то время после этого по телевизору показали старый американский фильм «Спартак». Картинка там была яркая, гладиаторы отважные, тётки красивые, а римляне свирепые. При всей примитивности сюжета, это кино смотреть было интересно. Меня, однако, насторожила трактовка повода к восстанию. У американцев получалось так, что у Спартака закрутился роман с девушкой-рабыней, а когда её захотели продать другому хозяину, он, чтобы не разлучаться с любимой, устроил мятеж и года два громил имперские войска. Девицу, непонятно зачем, в боях и походах повсюду таскал за собой. Наверно, для красоты.
Странно даже, ведь в книге, насколько я помнил, Спартак тайно спал с женой какого-то знатного римлянина, и не о каких левых девушках там речь не шла.

Свои сомнения я высказал отцу. Он подумал и сказал:
- Говоришь, у американцев Спартак устроил восстание из-за бабы?
- Ну да, - ответил я. - По фильму получается так.
- Это потому, что они американцы. Если бы кино снимали наши, то Спартак сперва изучил бы труды классиков марксизма-ленинизма, затем создал революционную партию и лишь тогда поднял бы народ на борьбу против угнетателей.
- Но это же очень долго. - Удивился я.
- Поэтому в СССР и не сняли фильм про Спартака. - Пожал плечами отец.

В общем, тогда я понял, что исторические события, конечно, не переделаешь, но вот трактовать их причины можно совершенно по-разному. Причём в каждой стране их трактуют по-своему. Ну, и интерес к древнеримской истории пропал у меня навсегда. Я и сейчас её не знаю.