Суфизм - путь и наследие наших предков в исламе

Шери Пашаева
СУФИЗМ - ПУТЬ И НАСЛЕДИЕ НАШИХ ПРЕДКОВ В ИСЛАМЕ.
ЛЕЗГИНЫ. ДАГЕСТАН.
(вторая часть)


Великим суфием лезгинского народа является шейх (муршид) Мухаммад Яраги. Суфий, достигший просветления и понимания сущности веры, поставивший знак равенства между верой и свободой человека («Без Свободы нет Веры»). Наставник всех трёх дагестанских имамов эпохи Кавказской войны, зачинатель и духовный вождь народно-освободительного движения горцев Северо-Восточного Кавказа XIX века против царской колонизации. Ислам Мухаммада Яраги это тарикатский суфизм. Это наше духовное наследие, чего мы обязаны придерживаться в современном мире, чтобы не сбиваться с правильного пути, пути, идти по которому нам завещали наши предки.



СУФИЗМ И НАРОДЫ МИРА.
Стремление к Лучшему для народов в их земной доле.


Имам аш-Шафии говорил: «Я дружил с суфиями и получил от них в пользу выражени:
 
«Время — как меч: если ты не возьмешь его в руки, то будешь им разрублен».

Вывод: народ должен максимально использовать все свои шансы и возможности для улучшения своего положения в мире, а если он смиряется и опускает руки, принимает несправедливость к себе как данность, он тем самым предаёт свою суть и Дух.


Все люди мира, народы, племена стремятся к Лучшему для себя в этом мире. Часто несправедливость и плохое положение народа ведут к его унынию, к неверию в собственные силы и возможности. Суфизм всегда на стороне несправедливо униженных народов мира и направляет такие народы на пути самовосстановления, на пути отстаивания своих прав. Поэтому именно суфизм возглавлял все известные народно-освободительные движения мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока. Суфизм возглавил и народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни. Суфизм даёт надежду на Вероятное изменение судеб народов, которые оказались в угнетение. И это Вероятность на самом деле всегда чрезвычайно высока, хотя многие верующие из-за низкой самооценки и не могут осознать его. К Лучшему нужно всегда стремиться, особенно, когда очевидно, что судьба народа была определена изначально иначе.

Великий Имам аль Газали сказал:
«Нет в Вероятности ничего удивительнее, чем то, что уже было»

Эти слова могут означать, что все вещи, существование которых «Вероятно», Аллах выявил в том облике, в каком находились они в Его изначальном знании, а Его изначальное знание не приемлет увеличения, В Священном Коране сказано: «Придал облик всякой вещи, а затем направил к Истине» (Коран, 20:50). Если эти слова перенести в область международных отношений и положения народом мира, то их можно трактовать следующим образом: истинное положение каждого народа, его территория, его культура, обычаи были дарованы ему изначально с момента сотворения этого народа. Если народ потерял все эти дары по каким-то историческим обстоятельствам, не зависящим от него самого, то это не означает, что его текущее положение и есть его участь навсегда, а перемены невозможны. Совсем наоборот, то, что народу было дано изначально и есть самое правильное его состояние. И только возврат к нему означает нахождение своего истинного места в мире. Каким способами и методами вернуть себе изначально дарованное ему положение свыше - уже решает сам народ в зависимости от своего уровня и качества.



Необходимость серьёзной работы в сфере просвещения народов Дагестана, в том числе, лезгинского народа, в направлении ценности традиционного суфизма как единственно правильной, приемлемой формы ислама для этого многострадального народа, имеющего огромный накопившейся пласт социально-экономических, культурных, общественно-политических проблем в связи с его длительным состоянием разделения между разными государствами, интенсивными процессами культурно-языковой ассимиляции, утрате своей численности и этнической территории, этнического лица, размывания национального самосознания. Запуск иных форм ислама в среде лезгин, кроме как суфийского традиционного, например, салафизма, является формой перманентного религиозного этноцида, добивающей лезгинский народ окончательно, так как именно салафизм не даёт возможность народу отстаивать свои этнические права, размывает этническое сознание молодёжи и уводит молодые растущие силы нации в деструктивное русло отрицания традиций предков, потери этнических корней и национального самосознания. Вот конечная цель бесплатного исламского образования зарубежом за счёт зарубежных фондов. Ничего бесплатного в мире нет. Плата за образование всё же существует. Но плата нематериальная, а в тысячи крат более ценная - чистые души обучающихся, которые становятся в результате послушными инструментами для пропаганды определённого направления в исламе в среди тех народов, представителями которых эти люди являются. Вернувшись на Родину, они сеют новые чуждые этой земле семена и взращивают свои посевы, удобряя и поливая их щедро. Все вернувшиеся имеют постоянное общение со своими проводниками извне региона.

Посвященные знают, что у салафитов в дагестанском социуме есть своя агентура, в частности, среди исламских интеллектуалов, обучавшихся в исламских университетах зарубежом, известных исламских блогеров, через которых проводится непрерывная пропаганда фундаментализма (салафизма) и очерняется суфизм. Ни одно государство мира и ни один фонд просто так не финансирует ничьё образование. Если обучение происходит за счёт исламских центров, фондов и различных зарубежных университетов, то необходимо задуматься об конечной цели такого финансирования. Выпускники возвращаются назад, но никто из них более не вспоминает о своём этносе и его проблемах, национальная принадлежность становится формальностью, они становятся проповедниками фундаментализма (салафизма) в лезгинской среде.Никакого блага для Дагестана и для его народов нет в таком образовании.

Сейчас в лезгинской среде уже сложился устойчивый костях фундаментализма.

В августе 2017 года салафиты добились рецензирования опубликованного перевода Корана на лезгинский язык, чем обеспечили себе «господствующие высоты» в среде лезгин-мусульман. Произошло перетягивание практически всей религиозной лезгинской уммы (особенно молодёжи) в совершенно иное направление, которое пресекает всякое национальное самосознание. Осознование себя представителями определённого этноса становится чисто формальным, без переживания за свой народ, без втягивания в решение своих национальных проблем. Попытки консолидировать религиозную лезгинскую молодежь в русло конституционного отстаивания интересов своего народа на разных общественных площадках столкнулись с тяжёлым сопротивлением и возражениями о том, что в исламе нет национальности, все мусульмане. То есть уже начался процесс деградации этнического самосознания у религиозной лезгинской молодёжи. Именно лезгины важны в этом смысле для многих заинтересованных сторон такого процесса. Салафизм в лезгинское среде снимает сразу же много геополитических вопросов и практически духовно парализует нацию, отнимает у него способность к консолидации в постановке своих национальных вопросов на международной арене. Салафизм даёт ситуации разделённости лезгинского народа иную трактовку: разделённость нации должна воспринимать как нечто предопределённое ему свыше, как его участь в этом бренном мире,  как наказание свыше даже за отступление от норм ислама в какие-то периоды, так как, по логике салафизма, каждый народ заслуживает то, что он имеет, геополитическое положение любого народа в мире это есть  его судьба, а судьбу даёт Всевышний, потому нет никакой необходимости пытаться что-то менять, а надо смириться со своей участью, принять свою долю, а всю национальную энергию направить в религиозное русло общих интересов уммы, а также в русло интересов «мусульманских» государств, которым надо помогать воевать с кафирами. Перевод Корана на лезгинский язык в 2017 это не культурно-просветительская акция, отнюдь нет, а напротив, имеет далеко идущие политические цели. Обратило на себя внимание, что авторам и издателям перевода Корана на лезгинский язык направил свое приветственное письмо не кто иной, как сам сопредседатель СМР (Совет муфтиев России) Нафигулла Аширов, занимающийся активной защитой интересов самой известной салафитской мечети Дагестана «Ан-Надирия», в недавнем прошлом активный «поставщика» рекрутов в «лесное» подполье и на «джихад» в Сирию. Чтобы понять всем, кто же такой этот Нафигула Аширов, столь заинтересованный в религиозной направленности лезгин, затронем несколько фактов его биографии. Сибирский татарин (род.в 1954), прошедший сложный путь от разбоя (привлекался к уголовной отвественности по ст. 206 и ст. 145 УК РСФСР) до имама мечети в Тобольске (1979). В 2001 году Нафигулла Аширов выступил в поддержку афганского радикального движения «Талибан», в 2001 году Н. Аширов оказался единственным мусульманским лидером России, кто одобрил вандализм талибов, разрушивших в марте 2001 г. все буддийские, индуистские и античные памятники культуры в Афганистане, тем самым он вызвал протесты буддистов России, в 2002 году Н. Аширов и его соратник Гейдар Джемаль прямо высказались в поддержку использования «шахидов»-смертников в освободительной войне на Ближнем Востоке. Нафигулла Аширов поощрял участие лезгин в Карабахской войне в том числе, является одним из заинтересованных лиц во втягивание лезгин в фундаментализм.



Пропаганда фундаментализма в лезгинской молодёжной среде в настоящее время получила широкий размах, на это брошено немало финансов от третьих сторон. Совершенно точно, что лезгинский народ намеренно вводят в заблуждение. Помимо всего, есть и материальная заинтересованность некоторых лезгин в сотрудничестве такого плана. Так как салафизм хорошо финансируется извне, он имеет много адептов и проповедников в среде лезгин. Став адептом фундаментализма, мусульманин получает помощь в своих вопросах и финансирование, зарплату за проповедническую деятельность. Просто так, не имея никакой материальной выгоды, мало кто способен всё своё время тратить на проповеди и пропаганды. Поэтому следует относиться чрезвычайно осторожно к подобным новым адептам в лезгинской среде. В отличии от фундаментализма, Суфизм в лезгинской среде никем извне не финансируется. Потому суфизм в настоящее время не может активно противостоять салафизму и даже не имеет такой политической направленности. Тревожит, что в последнее время пропаганда фундаментализма также исходит от многих лезгинских журналистов и публицистов. Не понимая много вещей, они пишут невежественные статьи о том, что якобы фундаментализм это религия наших предков и Мухамада Яраги. Они вводят в заблуждение тем самым свой народ, а возможно, и сами пребывают в заблуждении. Образованные люди не могут не знать, что исламский фундаментализм исторически чужд лезгинам, никогда не культивировался в лезгинской среде в прошлом. Поэтому, зная это, тем не менее если пропагандируют фундаментализм, то это означает внутренний отход этих личностей от своего собственного народа, внешне сохраняя вид патриотизма, они наносят серьёзный ущерб будущему своего народа.  Лезгины должны понимать, что религия предков лезгин не имеет ничего общего с салафизмом и фундаментализмом вообще ни на 1%. Незрелую молодёжь вводят намеренно в заблуждение, что якобы, салафизм это есть возвращение к своим религиозным истокам, что является абсолютной ложью во всех отношениях.

Религией предков лезгин, а также религией Мухаммеда Яраги, Хаджи-Давуда Мюшкюрского, Мирзы-Али Ахтынского, Гасан-эфенди Алкадарского был исключительно только СУФИЗМ. Но не фундаментализм и не салафизм. Народно-освободительные движения лезгин против тюркско-иранской экспансии в средние века и русской колонизации XIX века исторически во все времена возглавляли шейхи суфии, которые благославляли военных деятелей лезгин на такую борьбу за интересы своего народа.  Именно суфийский ислам и есть религия предков лезгин. Мухаммад ал Яраги являлся муршидом, степень высшая, чем шейх, в суфийском ордене Накшбандия-халидия, он рукоположил (благословил) всех трёх имамов Дагестана на народно-освободительную борьбу за свободы и права народов Дагестана и Чечни. Какое мог иметь отношения шейх Яраги к исламскому фундаментализму и салафизму? Никакого. Он был чужд их.

Суфийские общины лезгин в прошлом были чрезвычайно сильны и распространены. Свидетельство тому множество пиров, священных мест в этнической зоне проживания лезгин их наибольшее количество. Распространение ислама у лезгин имело два этапа. Первый (ранний) этап, связанный с арабским военным вторжением, насильственной исламизацией, уничтожением государственности Кавказской Албании, длился вплоть до конца распада Арабского Халифата и имел разрушительные последствия для лезгинского этноса, сложившегося в результате распада конфедерации Кавказская Албания. Лезгинские земли дочиста обчищались, грабились, выжимались арабскими военачальниками, которые отсылали собираемые отовсюду налоги в столицу халифата, часть оставляли себе. У обессиленного и истощенного лезгинского народа, большая часть населения которого была уже убита арабами, часть скрывалась в горах и искала защиту среди непреступных скал, забирали харадж и закят живым товаром: дети, подростки, молодёжь, ремесленники, мастера, имеющие любые таланты в производстве, просто наиболее красивые люди – все они угонялись в халифат и бесследно там исчезали.  После ухода основных арабских войск, повсеместно были оставлены отряды во главе с сборщиками налогов. Именно эти мытари (сборщики налогов в халифат) и стали родоначальниками так называемых местных дагестанских ханских и бекских фамилий, генетически далёких от тех горских народов, в среде которых они пустили корни в последующем. В какой-то момент их потомки перешли на местный язык и их уже воспринимали как собственно лезгин или иных местных народов. Но они не были лезгинами (как и любыми иными местными народами)и ими не стали, даже несмотря на то, что переняли язык и внешнюю форму. Поведение, менталитет, отношение к окружающим их народам оставалось у их потомков в последующие эпохи практически тем же, что и у арабских родоначальников таких фамилий. Процесс исламизации лезгин не был отнюдь завершён к моменту распада Халифата, как утверждают некоторые авторы. Лезгины не принимали добровольно ислам, и не принимали первыми ислам. Нет такой даты в истории. Совсем наоборот, формально приняв ислам, на самом же деле большая часть лезгин оставалась вне ислама, придерживалась своих былых вер, христианства и алпанизма вплоть до XVIII века. Исламизация части лезгин при арабах носила вынужденный формальный характер, а в сердце народа ислам тогда не вошёл. А вот огромную роль в настоящей исламизации лезгин, как в серьёзном духовном процессе, сыграл именно суфизм, который проник в лезгинские земли еще в раннем средневековье вместе с миссионерами и проповедниками суфиями.

Можно даже уверено утверждать, что распространение ислама в лезгинской среде происходило именно в рамках и в форме суфизма. Не арабы принесли лезгинам ислам на кончиках своих мечей, а только позже суфии - посредством Слова и своих духовных проповедей.  Суфийские общины действовали в Дербенте с ХI века. Об этом свидетельствует монументальный энциклопедический труд Абу Бакра Мухаммада ад-Дербенди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»). С первой половины ХIХ в. в Дагестане действуют накшбандийский (через Мухаммада Яраги), со второй половины ХIХ в. - кадирийский (через Кунта-Хаджи Кишиева) и с начала ХХ в. - шазилийский (через Сайфулла Кади Башларова) тарикаты. В современном Дагестане представлены все три разновидности тарикатов. Лезгины традиционно исповедуют накшбандийский тарикат – тарикат великого шейха Яраги – духовного предводителя как прошлого, так и настоящего лезгинского народа.

В настоящее время в Южном Дагестане есть только один признанный шейх Сиражутдин Исрафилов, чьи ученики (мюриды) проживают в Табасаранском, Хивском, Сулейман-Стальском, Ахтынском районах. Но их количество общее не более чем 3 т. человек. Характерные черты нынешних суфийских общин Южного Дагестана: их чрезвычайная скромность, тихая конкуренция между собой, мирное сосуществование с органами государственной власти, спокойный характер во всём – разительный контраст с агрессивной пропагандой фундаментализма, который очерняет суфизм всеми способами, в то время как суфизм молчит в ответ. Возрождение суфизма в лезгинской среде в той его форме, что принёс нам Мухаммад Яраги дело времени, ибо не может его дело праведное и правое быть не продолженным. Но современный мир диктует свои правила. Самое главное, что лезгины должны взять сейчас себе на вооружение, это последняя проповедь Мухаммада Яраги о том, что вера и Свобода должны быть наравне, но Свобода выше…Свобода для нас означает, в первую очередь, духовную непримиримость с текущей исторической справедливостью к себе, восстановление своего этноса, восстановление своего культурного лица, поиск духовного ориентира в суфизме, который поможет нам найти равновесии этнических традиций и религии.


Автор статьи: Шери Пашаева.
Историк-вотоковед.