Про Кольку и его друзей. Про самокат...

Николай Голодяев
- Ну и чё? - Лёшка смотрел на доску и ножовку, которые лежали рядом со мной.
- Да вот, - я сидел на лавке у нашего подъезда и поджидал его, моего друга Лёху, что б вместе начать делать самокат. Собственно говоря самокат делать совсем не хотелось, так как я вчера начал читать очень интересную книгу и мне не терпелось узнать что же там дальше. Но коль мы с Лёшкой договорились об этом ещё три дня назад, то договор надо выполнять, так говорит мой папка, «назвался груздем - полезай в кузов», это у него поговорка такая. Мол, если не можешь выполнить обещание, то лучше не обещай, а коль пообещал, то будь добр - выполни. Вот и получилось, когда мы пытались делать воздушного змея, я обмолвился, что буду делать самокат из шариковых подшипников, тем более что у меня уже комплект с самой зимы лежит и ждёт своего часа, а Лёшка тогда подхватил эту идею. А почему бы нет, подумал я, коль все уезжают на каникулы Лёшка как всегда в деревню, там у них дача, а Люська в отпуск куда-то на юг, а я остаюсь один, так хоть у меня самокат будет.
  Люська с родителями всегда ездит отдыхать на юг, у неё папка командир гарнизона и им положено отдыхать именно на юге, во всяком случае так Люська сказала. А она никогда не врёт, коль сказала, что положено на юге, значит положено, а я не спорю. А зачем спорить? Даже, если и не положено, что от этого изменится? Да ничего. Ведь всё-равно они едут отдыхать на юг, когда в Крым, а когда на Кавказ. Ведь едут же? Едут. А положено или не положено, это не имеет особого значения. Это Лёха может спорить. А зачем, не понятно. Ради принципа, - это он так говорит. А сам он хочет быть военным, а какие принципы могут быть у военных? Да никаких, там приказ - вот и все принципы. Тогда зачем всё это? Мне и это не понятно. Я, - говорит, - вырабатываю командный голос.  А где он его вырабатывает? Он просто пытается командовать мною и Люськой. Но Люськой-то особо не покомандуешь, она может и поддать, так, что мало не покажется. Она всякие там приёмчики знает, да и ловкая такая, что с ней лучше не связываться. Лёшка пару раз попытался, теперь только спорит, хотя знает, что будет, если заденет Люську. А мне так всё равно, Люська мировая девчонка, с ней интересно, она много читает и много чего знает, и добрая, всегда поможет когда попросишь, и ещё красивая... Лёшка, вот недавно поссорился с ней, когда воздушного змея делали, теперь когда Лёха рядом, она к нам не подходит, и в наш охотничий домик, тоже не ходит. Жалко конечно, а так можно было бы поболтать с ней, обсудить книгу, которую я прочитал, про капитана Немо. Эх, интересно...
- И это всё, - Лёшка показал на доску и ножовку.
- А что ещё надо?
- Ну, не знаю, молоток, гвозди какие-нибудь?
- А зачем? - Не понял я.
- Забивать...
- Чего забивать?
- Ну, не знаю, чего-нибудь, - Лёшка почесал затылок, понимая, что его вопрос пустой.
- Вот здесь надо отпилить, - показал я пальцем линию на доске, - и вот здесь, и здесь, а уж потом прибивать. - Лёшка почему-то начинал мне действовать на нервы, и кто меня за язык тянул с этим самокатом. Сказал, а Лёха тогда уцепился за мои слова, своих-то подшипников нету, а там книга интересная...
- А почему здесь, - Лёшка смотрел на доску, - почему именно здесь?
- Так мой папка сказал, это он отчертил согласно чертежа...
- Какого ещё чертежа?
- Как какого? Прежде чем пилить, - так сказал папа, - надо знать, что пилить. А что б знать, что пилить, надо иметь представление, что ты будешь делать...
- Ой, - рассмеялся Лёшка, - да что там представлять, вот здесь отпилим, здесь отпилим и всё и будет самокат. Чертежи какие-то, ерунду придумают...
- А вот и не ерунду, - возмутился я, - совсем не ерунду, мой папка ерунду не будет говорить, он у меня строитель и у него этих самых чертежей знаешь сколько? Они когда дом строят, только по чертежам и работают...
- Да ладно, - рассмеялся мой приятель, - а мы что будем дом строить? Нам надо доску распилить на детали для самоката, я видел такой у Кольки Прохора,что в соседнем дворе, он на таком гоняет. И без всяких чертежей наверно сделан.
- А я буду по чертежу, как папка сказал.
- Ну и пили, а я сейчас пойду в сарай и тоже возьму доску и пилу и тоже буду пилить, и ещё посмотрим у кого быстрее и лучше получится. Ты только без меня не начинай... Я тебе докажу, что самокат - это не дом, и его можно без чертежей делать.
- Давай, - согласился я.
- А если я сделаю вперёд и лучше, тогда дашь мне подшипники?
Я молчал и размышлял как быть. Если честно, мне вообще не нравилась эта затея, кто вперёд, кто лучше. Ерунда какая-то. Подшипники мои, самокат тоже я придумал, а Лёха начинает руководить и ставить мне свои условия. Зачем мне это?
- Не дам, - наконец ответил я. - Я буду делать как мне посоветовал мой папка. Вот он здесь отчертил и сказал пилить согласно этого чертежа, - и я достал из кармана свёрнутый в четыре раза лист бумаги с чертежом самоката.
- Аха-ха-ха, - рассмеялся Лёшка, - ты ещё чертёж бутерброда с колбасой нарисуй, аха-ха-ха...
- Не смешно, - насупился я, - не хочешь не делай, а я буду как папка сказал.
- А ты пилой когда-нибудь пилил? - Чувствовалось Лёшка начал злиться и хотел как-то разозлить меня.
- Это не пила, - ответил я, - это ножовка, как-нибудь отпилю, не переживай...
- Ну и пили. Дай-ка мне чертёж посмотреть, - он взял лист бумаги и начал внимательно его рассматривать. - Отец рисовал?
- Угу, - промычал я, пытаясь приспособиться, что б было удобнее пилить.
- А здесь не правильно, здесь мало, надо больше...
- Папка сказал так, значит надо так.
- Не правильно он сказал...
- Нет правильно, - ответил я.
- Как ты можешь знать, если у тебя не было такого самоката...
- И у тебя не было, - парировал я.
- Зато я видел, - не унимался Лёшка.
- И я видел, ну и что?
- А ничего...
- Что это вы пилите? - Я поднял глаза и увидел Люську.
- Привет, - обрадовался я, - вот, самокат пытаюсь сделать...
- Здорово, - улыбнулась она, - а это что? - Она взяла чертёж и посмотрела, - здорово, папка рисовал?
- Ага, - улыбнулся я, - он ещё мне здесь и здесь отчертил, где пилить...
- Здесь не правильно, - вмешался Лёшка, - здесь надо больше.
- Нет, не надо, Колькин папка правильно нарисовал...
- А вот и не правильно, - начал было Лёшка, но Люська его оборвала:
- Бери и делай свой, раз у Кольки не правильно. Его папка строитель и он лучше знает, как надо делать самокаты. Возьми доску и сделай свой самокат, а мы посмотрим, да Колька?
- Да, - согласился я, продолжая пилить. - Люсь, а ты куда собралась?
- Да хотела на речку сходить, позагорать, но раз ты самокат делаешь..., - она помолчала мгновение и продолжила, - а прокатиться дашь?
- Конечно, - улыбнулся я, - сейчас только отпилю и вот сюда вот эту часть прибьём, а вот эта , - я показал пальцем на чертёж, - уже готовая есть, а эти тоже готовые есть. Короче, осталось тут отпилить и тут, продолжал я, - просто папка сказал - приучайся сынок сам пилить, а я помогу...
- Здорово, - улыбнулась Люська, - значит скоро кататься будем?
- Ну да, только отпилить надо...
- Ааа, так тебе папка всё сделает, - вмешался Лёшка, - тогда понятно. Так не считается...
- Почему не считается?
- Колька не сам делает...
- Нет сам, - обиделся я, - я же пилю...
- Но остальное-то ты не сам.
- Ну и что же, - заступилась Люська, - пилит он сам, а ты только командовать можешь, а сам даже ничего ни разу и не отпилил. Колька видишь, уже одну отпилил, сейчас ещё одну отпилит и всё. А ты только болтать и можешь...
- А вот и нет, - не унимался Лёха, - у меня просто подшипников нету, а то я бы знаешь какой самокат сделал?
- Знаю, двухэтажный, - рассмеялась Люська...
- Почему двухэтажный, они разве бывают? - Спросили мы с Лёшкой в один голос.
- Да потому что никакой, - рассмеялась наша подруга, коль двухэтажных не бывает, значит никакой, ты только командуешь.
Я тем временем отпилил вторую и третью часть и довольный сказал :
- Ну всё, можно идти домой, сейчас папка прикрутит на шурупы вот здесь и вот здесь, а подшипники, он вот-так, на гвозди, и будет у нас самокат. Пошли домой, - я посмотрел на ребят.
- Пошли, - улыбнулась Люська.
Через час мы с готовым самокатом спускались вниз.
- Я чур первый буду кататься, - начал Лёшка.
- Нет, - отрезала Люська, - Колька будет первый, он пилил, а ты только советовал, тут не так, тут не эдак, и что?
- Что? - Лёшка смотрел на неё насупив брови.
- А то, что всё так, видишь, - Люська ткнула пальцем в самокат, - всё очень даже так.
- Нет, - начал было Лёшка, - вот здесь можно было...
- Нам всё хорошо, - перебила его Люська, - да Колька? А ты-бы взял да показал...
- Да что показывать, я уже послезавтра уезжаю на дачу. Вот если б не уезжал, тогда бы я...
- Тогда бы ты сделал двухэтажный самокат, - рассмеялась Люська, а в след за ней и я.
- Ну и ладно, - махнул рукой Лёшка, - пошли кататься.
Самокат получился на удивление хорошим. Не такой, конечно, как покупной, но всё-же, он был.
- Люсь, давай ты первая..., - предложил я.
- А ты? - Улыбнулась она.
- Я потом...
- Лёшь, а теперь ты...
- Спасибо, - Лёха довольный заулыбался.
Как сейчас помню этот самокат, первый и единственный, деревянный, из досок, подшипники вместо колёс - ногой оттолкнёшься, он еле разгоняется, потом ещё, ещё, и ещё, и вот уже нужная скорость и ты с грохотом несёшься по асфальту, люди оглядываются, а ты летишь и кажется это так быстро. Сейчас я конечно понимаю, что скорость была не ахти какая, но зато какой звук, какой грохот стоял вокруг, будто танк едет по асфальту...
- А пошли на дорогу, - предложил Лёшка, - там есть уклон и вообще будет зыконско гонять, пошли...
- А машины? - Засомневалась Люська.
- Да какие там машины, - махнул рукой Лёшка и направил самокат на дорогу.
Действительно, какие в то время были машины, только грузовые и то их было мало. И мы наслаждались, дорога шла под уклон, стоило раз другой оттолкнуться и ты уже летишь, словно на велосипеде. Разгонялись почти до космических скоростей, казалось, что вот ещё чуть-чуть и взлетишь, жаль крыльев не было...
 Но разве так можно? Дерево, оно слабое, это не железо... Не выдержало, сломался мой деревянный конь, прям по Лёхой.
- Уй-ю- юй, - прыгал Лёшка на одной ноге, вторая нога была изранена, пропахал коленкой, когда самокат развалился под ним на две части. Одна поехала вниз, а Лёшка с рулём полетел на обочину и коленом проехал по асфальту.
- Ерунда, - Люська деловита сорвала поддорожник, поплевала на него и прилепила Лёшке на раненое колено. - Ничего, заживёт, я сама много раз так падала. Пошли за самокатом...
- Мдааа, - мы стояли и смотрели на обломки моего деревянного коня.
- Может как-нибудь можно починить? - Пробормотал мой приятель, - может папка твой...
- Нет, - твёрдо ответил я, - он предупредил - сломаешь, чинить будешь сам...
- А как тут...
- Мдааа, покатались, - вздохнула Люська, - жаль. Мы-то с тобой Лёшка уезжаем, а Колька будет без самоката...
- Я когда приеду, то обязательно помогу тебе починить, - сказал Лёшка, рассматривая обломки, - если ты, конечно, сам не сможешь... 
- Спасибо Лёша, - усмехнулась Люська, - а всё это время Колька на чём будет...
- Да ладно, - вздохнул я, - буду книгу читать, которую ты мне дала...
- Нет, Колька, так дело не пойдёт. Книжка книжкой, а самокат хороший был. Пошли...
- Куда? - Спросили мы с Лёшкой в один голос.
- Пошли я тебе свой велик дам, ты будешь кататься пока я буду на юге.
- Да ну, Люсь, - засомневался я, - не надо, вдруг сломаю...
- Надо Колька, и ничего с ним не будет, покатаешься, а потом, когда я приеду - отдашь. Договорились?
- А отец ругаться не будет?
- Нет, - рассмеялась Люська, папка ругаться точно не будет...
- Так он же у тебя девчачий, - вклинился в наш разговор Лёшка, - как ты на нём кататься-то будешь, - сказал он с усмешкой глядя на меня
- А как ты катался, так и он будет, - парировала Люська, - или забыл?
- Так я чуть-чуть, а тут целых три недели...
- Ну и что,  главное, что колёса есть и можно быстро доехать до речки, да Колька?
Вообще-то Лёшка был немного прав, девчачий велосипед, это девчачий велосипед и пацану кататься на нём, если честно - не очень. Ребята точно будут смеяться. Поэтому я и стоял в нерешительности, поэтому и придумывал разные причины. То что Люськины родители ругаться из-за велосипеда точно не будут, даже если я его весь изломаю, это я знал. Я помню, как Люськин папа один раз сказал -  это твой велосипед и можешь делать с ним что угодно, просто помни -  второго не будет. 
- Бери Колька, - Люська вывела велик из подъезда, - бери и не слушай никого. Мой папка сказал мне один раз, когда надо мной смеялись во дворе, мы тогда ещё в Сибири жили, что если на всех обращать внимания и переживать из-за того, что кто-то что-то сказал, то тогда и жить не стоит. А что велик, это всего лишь велик, короче, плюнь на всё, и не думай, случаи бывают всякие... Тем более мы твой самокат сломали, а кое-кто помочь починить не хочет, а только смеяться может, да Лёха?
Чувствовалось, что Люська никак не могла простить Лёшку из-за воздушного змея. Я-то к Лёхе привык, мы же с самого первого класса дружим, и я уже многое знаю о нём и многое ему прощаю. Подумаешь - желание командовать, это же не говорит о том что я буду обязательно подчиняться. Нет конечно, мы иногда ссоримся, потом миримся, потом дружим, потом опять Лёшка начинает командовать и всё начинается по-новой. А вот Люська не терпит его командирские нотки, наверно потому, что она сама командир и сама любит командовать. Но это у неё получается мягко, она убеждая  показывает свою правоту, а Лёха давит. А кто-нибудь разве любит, когда на него давят? Даже я не люблю, а Люська вообще ненавидит... Вот и сейчас - разве так друзья поступают? С самокатом, с великом... А ведь Люська права, плевать, что скажут пацаны, главное мне удобно, и потом, это ведь не навсегда, вот починю свой самокат и буду на нём гонять...
- А я починю самокат. Сам починю, - сказал я в слух уверенно, - а пока покатаюсь на твоём велике. Спасибо Люся...