В предрождественские дни в католических храмах Мюнхена можно видеть специальные ниши или целые часовни, где декораторы оформили модельные пейзажи с изображением Вифлеема и воспроизвели на его фоне рождественскую историю с кукольными фигурами людей и животных. В центре такой трехмерной композиции – рождественские ясли, где Иисус лежит как новорожденный ребенок. Изображения могут напоминать не только сцену Рождества, но и другие модельные пейзажи с известными сценами из жизни Иисуса Христа.
Внешне эти знакомые нам сцены похожи на макеты театральных декораций с фигурками Богомладенца, Девы Марии, св. Иосифа, трех волхвов (у немцев – «трех королей»), пастухов и животных, повествующих о таинстве «тихой и святой ночи» в Вифлееме более двух тысяч дет назад. В далекие времена, после распространения в Баварии христианства, во многих германских семьях дети вместе со взрослыми готовили в канун рождественских праздников неприхотливые вертепы или ящики с марионетками. Они служили местом для устройства кукольных представлений на библейские темы. Такие рождественские вертепы или ясли, изображающие рождество Иисуса Христа, называются в Германии «Weihnachtskrippe». Широкое распространение эта традиция получила в Германии в средние века.
Рождественские ясли можно видеть в праздничные дни почти в каждой католической церкви, на рождественских базарах и в других общественных местах Мюнхена. Многие баварцы устраивают у себя дома миниатюрные рождественские ясли, их мастерят дети в детских садах и школах. Не отстают от них и учащиеся воскресных школ, действующих при русских православных храмах, ибо традиция устраивать рождественские вертепы появилась в XVI веке и в России.
Деревянные, восковые или пластмассовые фигурки святого семейства можно приобрести и за деньги у талантливых резчиков и кукольников на традиционных рождественских базарах в Мюнхене. На улицах города можно видеть и так называемые «живые» рождественские ясли – народные фольклорные представления сцен из Священного Писания. Глядя на неприхотливые декорации и живых исполнителей таких «ясельных представлений», невольно ловишь себя на мысли, что рождение Богомладенца Иисуса произошло не в пастушеском вертепе Вифлеема, а где-то в одной из альпийских деревень, расположенной в географических пределах горной Баварии, Австрии или Швейцарии.
Эксперты считают, что одной из самых старых и больших коллекций в мире рождественских яслей обладает Баварский национальный музей в Мюнхене (Prinzregentenstrasse 3). В его залах развернута большая экспозиция, рассказывающая о технике и мастерстве изготовления рождественских яслей на юге Германии, Австрии и Италии. Не только накануне или в праздничные дни Рождества Христова, но и в продолжение всего календарного года можно обозревать в залах мюнхенского музея оригинальную коллекцию рождественских яслей, основание которой положено известным баварским меценатом Максом Шмедерером (1854–1917), долгое время собиравшем миниатюрные и дорогостоящие экспонаты в Италии, Тироле, Баварии и других немецких землях. Большую часть своей коллекции он завещал Национальному музею музею Баварии, где сам продолжал участие в организации выставки.
Материалами рождественских вертепов и фигур людей и животных являются драгоценные металлы, дерево, фарфор, слоновая кость, картон, бумага и т.п. Мюнхенская выставка рассказывает, что, начиная с 1750 года, Неаполь стал важным и художественно значимым центром в Европе изготовления композиций рождественских яслей и групп святых. Фарфоровый завод «Каподимент» в Италии изготавливал уникальные по красоте и изяществу фигуры, а одаренные художники раскрашивали их, шили одежду и обувь. Так называемые «финименти» окончательно оформляли аксессуарами фигуры. В Сицилии тоже возникали небольшие артели, изготавливавшие рождественские ясли и группы святых. Рождественские композиции чаще выставлялись в домах знатных семей, нежели в храмах.
Уникальные экспонаты Баварского музея свидетельствуют о культурной и историко-религиозной жизни народов Западной Европы и демонстрируют связь религиозной народной традиции и народного творчества.
На крупных площадях Мюнхена можно видеть и развернутые выставки-продажи и экспозиции рождественских яслей из частных коллекций, соперничающих своим мастерством и богатством с собранием Баварского национального музея. Талантливо выполненные церковными декораторами или самодеятельными художниками рождественские ясли заставляют благоговейно устремлять наши мысли к совершившейся тайне Боговоплощения, снова и снова открывать для себя высокий и благодатный смысл священного события в жизни мира – Рождества Христова, ставшего точкой отсчета нового исторического времени и положившего начало богатейшей христианской культуре.