Цена одной буквы, и с передовой в тыл

Сергей Плетнев
   Есть в военкоматах отделения занимающееся  учетом военных специальностей (ВУС), каждый, из призывников, запасников и отставников, находящихся на учете,  имеет свой шифр и номер. Это что бы быстро составить боевое подразделение из запасников, мобилизовать,  отправить учиться, призвать на сборы, найти замену и т.д.
   Обычно получивших офицерское звание на военных кафедрах в гражданских учебных заведениях, практически раз в два года призывали на учебные сборы без отрыва от производства, по вечерам. Для повышения квалификации по воинскому профилю, где знакомили с  современной военной техникой, уставам, программами. По прохождении, таких вечерних занятий, иногда даже и в звании повышали. Так я дорос до старшего лейтенанта, командира взвод артиллерийской  разведки.  И в военкоматовском   ВУСе  числился -  топографом.
   Вот как - то в очередной раз, меня вызывают повесткой. Явился в обозначенный кабинет, представился, смотрю, в  военной форме знакомая личность, однокашник, с которым мы одновременно закончили учебное заведение. Только  меня распределили по гражданке, а его забрали в кадры. Тогда в 1968 году, много выпускников призывали, вот он при погонах и остался. Ну, обнялись, как работа, как дома, договорились вечерком посидеть, тем более, что он, будто бы  меня вычислил по картотеке.
 - Олег, вот за этим и позвал?
-  Не совсем, У нас тут одна редкая вакансия образовалась, думаю тебе предложить, небось, сборы  задолбали, не очень – то, ваш брат их жалует. И потом, я помню, что ты писал, читал.
- Ну, было  немного.
 - Вот,  смотри   специальность - топограф, ловкость рук,  и меняем «О» на «И» получается - типограф,  добавляем -  начальник,  и получается – начальник военной типографии.  Умения, знаний и звания  тебе хватит, и никаких военных  сборов больше  не нужно.
Так изменилась моя военная специальность, с переднего края, ушел в тыл. Мой  же служебный рост, вечерком был отмечен в кругу друзей.  ПыСы. Это было более сорока лет назад. Да и писалось лет двадцать тому будет.