Дима Джексон с улицы Марата

Василий Доценко
   Кличку Джексон Дима получил, учась на стоматологическом факультете медицинского института, потому что носил настоящие джинсы и всегда чистую рубашку. Вы спросите, а где брал деньги? Резонный вопрос, поскольку каждый третий парень поступил, отслужив в армии, и донашивал так называемую «парадную» форму. Кто-то ходил в мятых спортивных штанах. О наряде девочек вообще не хочется останавливаться.

   Дима закончил музыкальную 7-летку по классу фортепьяно и с серебряной медалью десятилетку в городе Коростыне Житомирской области. В школе он организовал эстрадный оркестр, с которым выступал на областном конкурсе школьных коллективов и даже был рекомендован на республиканский смотр в Киев.

   Уже на первом курсе зазвучал его вокально-инструментальный ансамбль «Магнолия», выступавший на студенческих вечерах и, по большому секрету, - на свадьбах. Димы владел приятным баритоном, виртуозно играл на аккордеоне, знал массу популярных советских песен. Главным источником его доходов были свадьбы, на которых ценились выносливость музыкантов и знание «свадебного» репертуара, особенно гуцульского.

   Закончил медицинский институт Дима с отличием и на распределении попросил направить его на работу в Воркуту. Члены комиссии просьбой Димы были буквально ошарашены. Представители областных отделов здравоохранения стали наперебой предлагать место работы в Закарпатской, Тернопольской, Черновицкой области, кроме Львовской. Но Дима стоял на своем и странным «романтиком» отправился в Воркуту.

   В Воркуте в это время проживало около 200000 жителей, из которых половина были ссыльные. Работало 13 шахт с приличной медицинской инфраструктурой. Однако медицинского персонала катастрофически не хватало. Дима работал на три ставки, сочетая работу стоматолога с посттравматической нейрохирургией, получал «северные» надбавки.

   Отработав 5 лет, Дима вернулся во Л-в. Место стоматолога получил с большим трудом, отработав вначале участковым терапевтом. Виртуозно владея всеми разделами стоматологии (терапевтической, хирургической, ортопедической), Дима вскоре стал одним из лучших специалистов в городе и был назначен начмедом стоматологической поликлиники. Спустя 15 лет Дима возглавил поликлинику в качестве главного врача.

   В это время началась реформа стоматологической службы. Государство решило отказаться от бесплатной помощи, сократив до одной коммунальной поликлиник в каждом районе города, а позже – до одной. Стоматологическая поликлиника, которой руководил Дима, держалась до последнего. Финансирование поликлиники государством прекратилось. Врачи сами приобретали стоматологические материалы, платили за газ и свет, принципиально обслуживая бесплатно ветеранов Великой отечественной войны.
   
   Чтобы окончательно расправиться с персоналом, трудовые книжки персонала были изъяты и заключены в сейф, ключ от которого был только у чиновника горздравотдела. Все суды против властей персонал поликлиники проиграл. И только тогда, когда спецслужбы стали организовывать против Димы провокации, чтобы уличить его якобы на взятках, он оставил работу и ушел на пенсию.

   Встретив Диму недавно, прогуливаясь с собакой, я пытался его разговорить. Мне казалось странным, что он начало своей врачебной карьеры начал с Воркуты. Первая мысль была, что он из-за тюремного песенного репертуара, который хорошо знал, решил на себе испытать «прелести» ссыльной жизни. Однако истина оказалась иной.

   Отец его окончил культпросвет училище и был направлен на работу в Коростеньский дом культуры, где участвовала в художественной самодеятельности Нина, ставшая его женой. По причине увечья он не был мобилизован в ряды Советской Армии и оказался в оккупации. В армию был призван в 1943 году и отличился в боях за освобождение Будапешта. Возвращаясь с фронта, он был снят с поезда СМЕРШом в Новоград-Волынске, судим по доносу за исполнение до войны народных, с «националистическим» душком песен, и отправлен в ссылку в Воркуту на 10 лет. После отбытия наказания ему разрешили соединиться с семьей. Жена с дочкой и сыном Димой поселились в бараке в пригороде Воркуты (Воркутинский круг), где Дима проучился 2 года в школе. Заканчивал школу Дима, проживая у дяди во Л-ве.

   О черной странице жизни Диминой семьи не знал никто, видимо, из-за отдаленности событий, что позволило ему благополучно получить образование и достойно пройти жизненный путь от врача санитарной части шахты до главного врача городской поликлиники.