Враг - как философское понятие

Александр Руденский
       
          ВРАГ – ПОНЯТИЕ И ЯВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ СУЩНОСТИ.

   Что же значит само по себе такое простое и общеизвестное слово «Враг».
  Всем кажется, что это настолько понятно и известно, что нет необходимости
                даже рассуждать на эту тему.

   И вот тут, в этом вопросе человечество, как и во многих других, находиться
                в плену старых стереотипов.

    Принято считать, что враг – враги это что-то от нас не зависимое, вне нас
   самих, это те, кто задумывает или совершает против нас враждебные действия. 
   Такое понимание закрепилось в сознании современных людей.
 
    И довольно не редко, когда этим понятием человек награждает тех, кто совсем
   не имеет к нему (слову - понятию) отношения, кто ничего плохого ему не сделал
   и не собирается делать, а порою вообще не имеет представления о его, этого
   человека существовании.

     В связи с этим хочу обозначить, что понятие «Враг», ощущение враждебности
   находиться не вне нас, а внутри нас самих. Очень не редко сам человек создает
   себе, в своем сознании «Врага»,  наделяя его враждебностью, и за эту самую
   враждебность готов принять многие поступки других, которые сами по себе
   враждебностью не являются.

     Следует признать, что «Враг» явление находящееся внутри самого человека,               
   в его сознании.

     Очень многие резонно могут мне возразить и привести массу примеров
   реального бытия. И они будут правы. Но их правота будет носить эмпирический
   характер и все примеры будут справедливыми. Но при этом следует напомнить, 
   что во всем действуют причинно-следственные связи.  Очень часто «следствие»
   определенных процессов принимают за их «причину», или пытаются выдать за
   причину.
 
     Происходит это по двум причинам: первое когда это выгодно в силу разных
   обстоятельств, и второе то, что само по себе следствие в дальнейшем
   превращается в причину последующих событий и обстоятельств.
   ВоТ и требуется правильно, точно разобраться и понять эти взаимоотношения. –
   что для чего являлось причиной, а что следствием.

     Безусловно, что в жизни могут существовать для отдельно взятого человека,
   группы, и в целом государства враждебные субъекты, действия которых в каждый
   данный момент не проявляются, не видны, и реально ещё не сказываются на тех
   объектах, на которые они направлены. Иногда говорят - «скрытый враг», но это
   уже относится не к пониманию явления, а к сфере его функционирования. И при
   этом технологии действия «Врага» одни и те же, что по отношению к отдельно
   взятому индивидууму, что к группе, что к целому государству. И во всех этих
   случаях необходимо очень точно разобраться в причинах и определить последствия 
   действия «Врага» и их устранения.
 
     Для человеческого сообщества в условиях когда численность населения дошла
   до многих миллиардов, когда имеют место проблемы с питанием, энергоносителями,
   проблемы религиозные, или проще говоря, с взаимопониманием среди
   представителей всего сообщества, правильное понимание «Врага», его наличие,
   или отсутствие становиться очень важным для дальнейшего существования   
   вообще человеческой цивилизации.
               
                *   *   *
      
     Понятие «Враг» – враждебность в сознании человека и человеческого сообщества
   присутствует изначально с самых первых этапов существования человека и
   человеческого общества, пусть даже в самых примитивных формах и условиях.
   Первоначальное ощущение враждебности у человека относится к природе - к
   окружающей его действительности.

     В отличии от животного мира, человек наделенный способностью осмысливать
   происходящее с ним, начал борьбу против этой, как ему казалось враждебности
   природы. Не понимая природу процессов происходящих в природе (смену дня и
   ночи, тепла и холода, изобилия и недостатка в пище, и прочее) человек
   приспосабливался, учился как избегать, избавляться от опасности, и в
   результате пришел к понятиям защиты от  угрожающих ему явлений.
 
     Постепенно человек научился многочисленным способам защиты от враждебных,
   как он считал, сил природы. Начали создаваться разнообразные способы, приемы,
   правила как себя обезопасить. И в этом процессе не маловажную роль играли
   разнообразные орудия созданные эмпирическим опытом самого человека. 
   Постепенно доведенные до совершенства, они  начинают превращаться в орудия
   борьбы человека за свое право существования на земле. Можно сказать, что все   
   эти орудия постепенно превращаются в оружие, как мы называем это сегодня.
   От враждебности природы человек переходит к враждебности между такими как               
   он сам  мыслящими существами.

     Самый яркий пример этого явления излагается в Библии, в самом ее начале.
   Это история Каина и Авеля.  Слова – « Я не сторож брату моему » - хорошо
   известны в мире. Но настоящий смысл их намного глубже.
   Я не сторож, а значит, не защитник, можно сказать, не союзник, не друг.
   Человечество, к сожалению, еще на очень ранней стадии развития, сознание
   враждебности природы перенесло на враждебность и человеческого сообщества.
   И в этом даже родственные узы не служили гарантией.

     А в древнейшем в человечесом сообществе родственные отношения в какой-то
   момент вообще перестали восприниматься как узы. Главным становиться категория
   выживаемости отдельно взятого индивидуума, потом группы людей, соплеменников,
   жителей одного поселения, территории, а в дальнейшем государства.
      
           В связи с этим хочу напомнить одно историческое положение:

      « Государства возникают там и тогда, где и когда возникают классы »
   Хотим мы того или нет, но разные социальные группы (классы) в своей основе
   всегда были антагонистичны друг другу. Враждебность (Враг) присутствовали не
   только по отношению к другому классу (патриции-плебеи, рабы и рабовладельцы,
   аристократы и чернь, дворяне и крепостные, богатые и бедные), но и внутри
   самих классов.

      Враждебность внутри классов всегда уравновешивалась враждебностью между
   классами. А враждебность между классами в обществе уравновешивалась
   враждебностью между государствами.
      И следует признать, как это не прискорбно, что так было, есть и будет,
                к сожалению, и в ближайшем будущем.