Враг - как философское понятие
ВРАГ – ПОНЯТИЕ И ЯВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ СУЩНОСТИ.
Что же значит само по себе такое простое и общеизвестное слово «Враг».
Всем кажется, что это настолько понятно и известно, что нет необходимости
даже рассуждать на эту тему.
И вот тут, в этом вопросе человечество, как и во многих других, находиться
в плену старых стереотипов.
Принято считать, что враг – враги это что-то от нас не зависимое, вне нас
самих, это те, кто задумывает или совершает против нас враждебные действия.
Такое понимание закрепилось в сознании современных людей.
И довольно не редко, когда этим понятием человек награждает тех, кто совсем
не имеет к нему (слову - понятию) отношения, кто ничего плохого ему не сделал
и не собирается делать, а порою вообще не имеет представления о его, этого
человека существовании.
В связи с этим хочу обозначить, что понятие «Враг», ощущение враждебности
находиться не вне нас, а внутри нас самих. Очень не редко сам человек создает
себе, в своем сознании «Врага», наделяя его враждебностью, и за эту самую
враждебность готов принять многие поступки других, которые сами по себе
враждебностью не являются.
Следует признать, что «Враг» явление находящееся внутри самого человека,
в его сознании.
Очень многие резонно могут мне возразить и привести массу примеров
реального бытия. И они будут правы. Но их правота будет носить эмпирический
характер и все примеры будут справедливыми. Но при этом следует напомнить,
что во всем действуют причинно-следственные связи. Очень часто «следствие»
определенных процессов принимают за их «причину», или пытаются выдать за
причину.
Происходит это по двум причинам: первое когда это выгодно в силу разных
обстоятельств, и второе то, что само по себе следствие в дальнейшем
превращается в причину последующих событий и обстоятельств.
ВоТ и требуется правильно, точно разобраться и понять эти взаимоотношения. –
что для чего являлось причиной, а что следствием.
Безусловно, что в жизни могут существовать для отдельно взятого человека,
группы, и в целом государства враждебные субъекты, действия которых в каждый
данный момент не проявляются, не видны, и реально ещё не сказываются на тех
объектах, на которые они направлены. Иногда говорят - «скрытый враг», но это
уже относится не к пониманию явления, а к сфере его функционирования. И при
этом технологии действия «Врага» одни и те же, что по отношению к отдельно
взятому индивидууму, что к группе, что к целому государству. И во всех этих
случаях необходимо очень точно разобраться в причинах и определить последствия
действия «Врага» и их устранения.
Для человеческого сообщества в условиях когда численность населения дошла
до многих миллиардов, когда имеют место проблемы с питанием, энергоносителями,
проблемы религиозные, или проще говоря, с взаимопониманием среди
представителей всего сообщества, правильное понимание «Врага», его наличие,
или отсутствие становиться очень важным для дальнейшего существования
вообще человеческой цивилизации.
* * *
Понятие «Враг» – враждебность в сознании человека и человеческого сообщества
присутствует изначально с самых первых этапов существования человека и
человеческого общества, пусть даже в самых примитивных формах и условиях.
Первоначальное ощущение враждебности у человека относится к природе - к
окружающей его действительности.
В отличии от животного мира, человек наделенный способностью осмысливать
происходящее с ним, начал борьбу против этой, как ему казалось враждебности
природы. Не понимая природу процессов происходящих в природе (смену дня и
ночи, тепла и холода, изобилия и недостатка в пище, и прочее) человек
приспосабливался, учился как избегать, избавляться от опасности, и в
результате пришел к понятиям защиты от угрожающих ему явлений.
Постепенно человек научился многочисленным способам защиты от враждебных,
как он считал, сил природы. Начали создаваться разнообразные способы, приемы,
правила как себя обезопасить. И в этом процессе не маловажную роль играли
разнообразные орудия созданные эмпирическим опытом самого человека.
Постепенно доведенные до совершенства, они начинают превращаться в орудия
борьбы человека за свое право существования на земле. Можно сказать, что все
эти орудия постепенно превращаются в оружие, как мы называем это сегодня.
От враждебности природы человек переходит к враждебности между такими как
он сам мыслящими существами.
Самый яркий пример этого явления излагается в Библии, в самом ее начале.
Это история Каина и Авеля. Слова – « Я не сторож брату моему » - хорошо
известны в мире. Но настоящий смысл их намного глубже.
Я не сторож, а значит, не защитник, можно сказать, не союзник, не друг.
Человечество, к сожалению, еще на очень ранней стадии развития, сознание
враждебности природы перенесло на враждебность и человеческого сообщества.
И в этом даже родственные узы не служили гарантией.
А в древнейшем в человечесом сообществе родственные отношения в какой-то
момент вообще перестали восприниматься как узы. Главным становиться категория
выживаемости отдельно взятого индивидуума, потом группы людей, соплеменников,
жителей одного поселения, территории, а в дальнейшем государства.
В связи с этим хочу напомнить одно историческое положение:
« Государства возникают там и тогда, где и когда возникают классы »
Хотим мы того или нет, но разные социальные группы (классы) в своей основе
всегда были антагонистичны друг другу. Враждебность (Враг) присутствовали не
только по отношению к другому классу (патриции-плебеи, рабы и рабовладельцы,
аристократы и чернь, дворяне и крепостные, богатые и бедные), но и внутри
самих классов.
Враждебность внутри классов всегда уравновешивалась враждебностью между
классами. А враждебность между классами в обществе уравновешивалась
враждебностью между государствами.
И следует признать, как это не прискорбно, что так было, есть и будет,
к сожалению, и в ближайшем будущем.