Теория тупости Бонхёффера

Аркадий По
   Пастор Дитрих Бонхёффер создавал свою теорию в гитлеровской Германии. Он был казнен в концентрационном лагере Флоссенбюрг 9 апреля 1945 года.
   «Глупость - еще более опасный враг добра, чем злоба. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам просто не верят, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение.

 Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон.

 Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло.»

 Бонхёффер считал, что «преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения». Трудно не согласится. Немцы освободились от нацистского зомбирования только после того, как Красная Армия помогла им, войдя в Берлин.
Что вызывает сомнение в теории Бонхёффера? Если 3/4 населения так легко отказываются от собственного мнения, то возможно его и не было вовсе. Куда проще положится во всем на авторитета…  Стоит только авторитету проявить свою силу, как уставшие мыслить тут же свалят с себя ответственность думать о чём-нибудь важном и сложном.

 Возможно, всё так устроено неспроста. Если Бонхёффер хоть отчасти прав, то данный механизм позволяет сообществам меняться в выбранном направлении. Если бы никто не впадал в зависимость от авторитета, то нельзя было бы провести ни одной реформы. Если у каждого было бы свое мнение, то как всех убедить в чём-то одном?  Если и удастся, то очень нескоро. Только делегировав лидеру право решать за всех можно провести быстрые реформы.

 Изъян теории Бонхёффера в том, что сильные лидеры появляются не всегда, а только в сложные, поворотные, моменты истории. То есть сильный лидер приходит не в связи с низкой сообразительностью масс, а в сложном повороте истории. Даже если этот поворот не в ту стороны, это никак не связано с умом или глупостью масс, а со сложностью момента, в котором очень трудно разобраться и очень легко пойти за сильным лидером, который говорит, что знает дорогу. Если в таком поведении и есть глобальная причина, то она не в глупости, а в страхе, который ещё называют инстинктом выживания.