Законы моих бабушек, часть шестая

Марина Геннадиевна Куликова
Законы моих бабушек, часть шестая.
Бабушка очень любила цветы,но в отличие от меня страстной любительницы роз, бабушка любила цветы попроще, букетики анютиных глазок, ромашки,васильки, хотя розарии у бабушки в саду были очень хорошие

Где бы мы не жили,в городе или на даче,в большой хрустальной вазе  ,подарок бабушкиной подруги из Гусь хрустального, букетики с этими цветами стояли на столе.
Зимой это были букетики кустарника с белыми круглыми ягодками,не знаю как этот кустарник называется.Он есть в моем любимом лесу,но название этих цветов ягодок я не знаю.
Еще у бабушки в каждой комнате и прихожей были настенные вазочки ,в них тоже стояли букетики с этими ягодками.Я очень не любила эти настенные вазончики, называла их мещанством,бабушка молчала,но дело свое делала, приучая к хорошему вкусу и старым привычкам,белой скатерти, прямой спине, невозможности выставить локти на обеденный стол..и .т.д
Иногда мы с сестрой бунтовали, рыдали,кричали,что это буржуазные пережитки и ,как наша мама,говорили ,что жить нужно попроще,как все живут,по пролетарски.
Дед в наших бунтах участия не принимал,но если мне сильно попадало от мамы,то он даже и не разбирался ,всегда принимал мою сторону.Это очень сердило маму, но спорить с дедом у мамы не было никакой возможности.
Бабушка же тушила мой бунт очень просто, предстоящим походом в театр, новой книгой или разговором о летней поездке.Как только бабушка за чаем начинала говорить на эти темы,вся моя пролетарская сознательность мгновенно исчезала,сестра в одиночестве ещё немного сопротивлялась,но потом тоже смирялась.
В моем подростковом понимании мелькали коварные мысли, лучше уж на белой скатерти пообедать ,чем на кленке,но не пролететь с новой книгой или театром.Если я читала запоем читала книги,то сестра все детство что то шила,кроила,сейчас она мастерица  высочайшего класса по ювелирной ,биссерной вышивки икон,имеет разрешение  и благословение церкви  на эту деятельность.Часто со своими трудами,иконами, бывает в Иерусалиме.
Но в те времена  в период нашего подросткового возраста ,мы обе, конечно, бунтовали, конечно,хотели какого-то единства в понимании ценностей школы,друзей и нашего дома.В этом вопросе дождаться поддержки деда было невозможно,он просто самоустранился,а бабушка молча продолжала гнуть свою линию


Вовлечь бабушку в полемику,в спор, не было никакой возможности,дед молчал,мы с сестрой покипев в борьбе за пролетарское дело, не найдя сопротивления, тоже умолкали, жизнь продолжалась в том же русле

Маму мы с сестрой в детстве видели редко,мама работала ,училась,нами  полностью занималась бабушка.

Даже с папой отношения были более тёплыми и близкими ,чем с мамой.Папа тоже учился,  служил,работал,занимался преподаванием и репетиторством.
Мне было лет семь,я проснулась ночью,увидела свет на кухне,подумала, папа опять делает свои уникальные чертежи,пошла посмотреть,а папа  и бабушка шили нам с сестрой новые платья,мне голубое,сестре розовое,платья были очень красивыми с рукавчиками фонариками,с рюшечками.
Папа  делал крой будущей вещи,а бабушка строчила на своем Зингере.
.В тот год лето было ранним и на первомайскую демонстрацию нужно было одеваться по летнему
Папа и бабушка,мамина мама , очень дружили между собой,у бабушки отношения с папой были теплей ,чем с мамой.

При любой возможности папа баловал бабушку и меня билетами в театр,а бабушка же старалась к возвращению папы с работы или  из командировки приготовить обязательно что-то вкусное.
Меня папа тоже баловал ,принося книжные новинки. Помню, что с Дрюоном я познакомилась тогда, когда официального издания "Проклятых королей" ещё не было,с Маргарет Митчел я тоже познакомилась благодаря папе.От мамы всегда исходили запреты на чтение, папа же втихаря баловал меня  книгами. Бабушка стояла на страже  моих интересов, единственное не разрешала, правда очень мягко, читать Мопассана и Золя
Папа сам много читал, хорошо знал литературу.

Учились мы с сестрой всегда хорошо, в этом отношении проблем у родителей с нами не было, подростковый возраст переживали с некоторым сложностями.  Мне хотелось  самой выбирать театральные программы, я даже пыталась что-то подобное предпринять, но у меня ничего не получилось, мой бунт не начавшись ,тот час  и закончился . Девчонке моего возраста достать билеты  в театр или на премьерный показ кинофильма в те времена  было невозможно.
Но слушать Атлантова в «Евгении Онегине» в сотый или в трехсотый, скажем, раз тоже не хотелось. Честно говоря, бабушка это знала, да и сама не возражала как то разнообразить нашу театральную программу.
Нам с бабушкой повезло, в тот бунтовской  мой сезон, мы смотрели выступление Мариса Лиепы, Майи Плисецкой, Аркадия Райкина.
Слушали концертную программу Ирины Архиповой, вот кто мне действительно понравился, после этого знакомства с творчеством Архиповой, я многие годы следила за ее выступлениями.


В то год я закончила восьмой класс, вопроса куда идти учиться не было ни для кого , кроме меня. Училась я хорошо, и учителя и родители других мыслей и не имели,что учиться в школе нужно и дальше.У меня же ,к моему удивлению ,мысли были совсем другой направленности. Учиться я любила и хотела, но ребята, которые покидали школу после восьмого класса, вдруг становились  такими взрослыми, мы школьники на фоне старых друзей выглядели просто детьми, а взрослеть  хотелось. Очень.
Когда я высказала вслух  это свое желание, по папиному слишком спокойному голосу и резко сдвинутым скулам, я поняла, что гнева не избежать,но я ошиблась.Папа  спокойно спросил,  какую я хочу  получить специальность, шпалоукладчицы или маляра разнорабочего, , тогда зачем тебе книги?,как то так, если память мне не изменяет..шпалоукладчицей я быть не хотела, это  точно..
И в этом своем бунте я потерпела полный крах..
Папа и бабушка мгновенно умели гасить все мои подростковые «взбрыки», но их, правда, много и не было, как и у моих троих внуков, а вот сыновья доставили нам с мужем в этом возрасте много проблем.
Вопрос с дальнейшей учебой был решен, утром я отнесла документы в школу о своем желании учиться в девятом классе, а еще через два дня летела с бабушкой в Крым