Законы моих бабушек, часть пятая

Марина Геннадиевна Куликова
Законы моих бабушек , часть пятая
Бабушка была очень заядлая театралка, больше всего она любила оперу, слушать оперу могла всегда и везде.
Очень любила «Аиду» и «Травиату «,опер Джузеппе Верди.
Самым любимым ее исполнителем был солист Большого театра Владимир Атлантов, бабушка считала, что лучше Атлантова никто не исполняет арию Ленского в опере  Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».

Еще бабушка любила оперную диву Тамару Милашкину.

Почти все арии бабушка знала наизусть, часто напевая, мурлыча их себе под  нос.

Дед театр не уважал поэтому, бабушка  имела сопровождающего по театрам только одного, в моем лице.
В те годы я и не знала, люблю ли я театры, я , честно говоря , и сейчас не имею на этот вопрос однозначного ответа.

Видимо, люблю, но только с  хорошими, интересными актерами.
Бабушкиными любимыми передачами по телевидению были предпраздничные   концерты со звездами советского вокала.

Еще бабушка любила  Голубые огоньки
К отечественным фильмам бабушка относилась довольно равнодушно, ей мало что нравилось  в кинематографе тех лет.
Бабушка очень любила смотреть фигурное катание, знала всех фигуристов, болела за своих любимчиков.
Хорошо разбиралась во всех технических особенностях, выполняемых фигуристами  движений. Очень критиковала, если музыка или наряд не соответствует исполняемому танцу

По поводу сериала Александра Зархи » Анна Каренина»,мои  обе бабушки не совещаясь ,вынесли один и тот же вердикт-, о поведении Анны,так вести себя может только простолюдинка, случайно и недавно ,попавшая  в светский  круг, даже дама полусвета никогда не позволит себе таких публичных истерик, аристократка  же по рождению вести подобным образом не может и ни никогда  не будет,  мнение бабушек было высказано в адрес   сериала Александра Зархи, скажу я вам далеко не худшего сериала, кроме единственного ляпа, я не могу вспомнить ничего более нелепого.

От моих бабушек я узнала и о других различиях и поведениях дам по рождению ,принадлежавших к разным социальным кругам.

Речь шла о фильме 1967 года Алексанра Зархи,а не о фильме Соловьева, увидевшего свет значительно позже, когда уже не было моих дорогих бабушек. Чтобы они сказали, посмотрев фильм Соловьева… с Друбич.


Я уже писала, что мои обе бабушки не общались между собой даже _скажем, враждовали и этому были свои причины , но когда вышел фильм  «Анна Каренина» Александра Зархи ,обе, не слыша друг друга, критиковали  его одинаково.

Татьяна Самойлова исполнительница Карениной понравилась обеим,но не понравилось истерическое поведение Анны,сцена  одной из режиссерских  находок.

Женщина , получившая  воспитание социального круга Анны не могут ни кричать, ни биться в истерике, тем более бросать столовые приборы в негодование на стол во время принятия еды. Обе бабушки были возмущены  такими режиссерскими нововведениями в реальности той эпохи.

Режиссеру Александру Зархи  заочно попало от своих современниц, моих обеих бабушек.


Еще бабушка очень любила шить, я не помню сшитых ею каких то  больших вещей, но школьные  манжеты  и воротнички у нас с сестрой были всегда особенными , очень красивыми , кружевными . Одно время, когда школьная форма была коричневой, бабушкой были сделаны одни воротнички, потом форма стала  синей, воротнички и манжеты мгновенно изменились, только цвет у них остался прежний
У бабушки был серебряный наперсток и ручная швейная машинка Зингер, бабушка была убеждена, что шторы на окнах обязательно должны быть длинным до пола, и обязательно от стены  до стены.

Это требование к шторам было  обязательным для всех, скажем штор, одинаковым и для городской квартиры, и для  летнего чердачка

Бумажных  салфеток в те времена не было и бабушка строчила на своём Зингере салфетки и скатерти из льна.

Особо парадные салфетки были с обязательной вышивкой вензелем начальных букв дедушкиного имени, дедушка возражал, но в этом вопросе бабушка не слышала дедушкиных возражений.

  Салфетки к столу шились в количестве десяти или двенадцати штук, к этим салфетками полагалось две скатерти.

Чуть позднее, я уже училась в старших классах школы, бабушка убрала салфетки , не объяснив никому почему она это сделала.
Я никогда не видела бабушку ничего не делавшей, просто сидящей, возможно, только в последние годы жизни, когда она перед сном любила посидеть в розарии