Непостижимое. Три статуи

Галина Райхерт
                "...Позабыв про еду и питье, 
                Он ваял ее нежно и грубо. 
                Стали теплыми бедра ее,
                Стали алыми белые губы.
                Над собою не видя беды,
                Жизнь он отдал созданью родному. 
                Пропадают напрасно труды —
                Галатея уходит к другому!"
                А.Городницкий
 

Пигмалион, талантливый древний скульптор, был еще и царем Кипра (помимо мифологии, был такой финикийский правитель Китиона в IV веке до н. э)…

   …И вот завершил он главный труд своей жизни – статую прекрасной женщины.  Скульпторы и в то время не обходились без натурщиц, но ваяли красоту неземную… Не смог Пигмалион найти среди земных женщин ту, что походила бы на его творение, а жизни без нее уже не мыслил. Любовь редко дружит с разумом.
   С последней надеждой он обратился к самой Афродите – царям проще было разговаривать с богами. Просил он богиню помочь ему найти совершенную женщину, похожую на его прекрасную статую. Афродита сжалилась над влюбленным, но… посчитала, что проще оживить статую, нежели искать идеал среди людей.
   Так Пигмалион обрел свою возлюбленную. Возможно, помимо красоты ожившая статуя сохранила и какие-то особые качества: была молчалива, не менялась с годами… Имя ее пропало в веках. Галатеей ее назвал много позже Жан-Жак Руссо.   Зато именем их сына назван Пафос.
   Отсветы и отблески, отзвуки и отголоски древней легенды нет-нет да и вздрогнут, мелькнут, прозвучат в человеческих судьбах, пусть не в той полноте и законченности, но вблизи…
   В чем причина такой притягательности и неотразимости? Не в том ли, что все мы уповаем на любовь Творца к творению?
   В чем сила творений? В них осталась душа Творца? Ведь без всякой мистики мы ощущаем тепло и обаяние любой вещи, сделанной добрыми руками!
   Эти рассказы, скупые и отстраненные, никогда не обрастают деталями. Подробности приближают, а вдруг захватит и унесет стремительное безумие?..
К истории оживающих картин, скульптур, к любви трагической и неотвратимой обращались А. Пушкин и Н.Гоголь, О.Уайльд, П.Мериме и А.Грин, В.Высоцкий и Т.Толстая…
   Пигмалиону повезло. К другим влюбленным боги не были так благосклонны.  Подобная безнадежная любовь вплоть до наших дней ломает и отнимает жизнь.
   …Средиземное море, 1886 год. Моряки итальянского фрегата обнаружили в волнах и подняли на борт деревянную статую с именем на постаменте: «Аталанта». Почему она оказалась в открытом море – неизвестно. Красавицу передали в морской музей небольшого городка Ла Специя, где она тихо простояла сорок лет. В 1926 г. молодой смотритель музея необъяснимо погрустнел, стал задумываться, и друзья обнаружили, что он влюбился в Аталанту! Через некоторое время влюбленный покончил с собой, бросившись в море.
   В 1943 году на военно-морской базе в Ла Специи стоял немецкий гарнизон. Аталанту увидел офицер Эрик Курц, увез статую к себе и долго никому ее не показывал… Через несколько месяцев его нашли подле Аталанты. Он застрелился, оставив предсмертную любовную записку…
   Статуя (и записка) по сей день находятся в Музее военно-морской техники в Ла-Специи (Technical Naval Museum of Spezia, Viale Giovanni Amendola). А рядом – мраморная копия (как утверждают) той самой статуи, которую полюбил Пигмалион.
   Начало 80-х годов (наверно, правильнее сказать: последняя четверть!) недавнего ХХ века, Рязань. В старом доме напротив автовокзала жила семья художника. Не бедствовали, поэтому решили копить деньги на спальный гарнитур, и не простой, а старинный. Однако жили скромно, и копить пришлось несколько лет. Не стоит задаваться вопросом, где они собрались размещать мечту –внушительную кровать, ночные столики, трельяж…Что-то, наверно, придумали.
   Настал день, и художник, забрав капитал, поехал в Москву. Антикварная мебель была на всякий вкус и карман. Вот только мечта пропала. Мужчина увидел ЕЁ – статую прекрасной женщины. Ничего монументального, совершенные линии, теплый мрамор… Денег было много, но все равно не хватало. Поторговавшись, художник отбил телеграмму жене. Та собрала и выслала, сколько надо. Ждала с нетерпением: не иначе, муж купил спальню редкостную, музейную!…
   Кто знает, что там случилось, когда муж вернулся без мебели, но не один…Жена с детьми уехала навсегда.
   А художник остался. Со своей любовью и мечтой.
   Эта история, по сути городская легенда, была безучастно выслушана уроженкой Рязани, которая спросила: «А дальше-то что?». И в самом деле, что дальше?..
   Вряд ли он еще жив, художник. Но может быть, кто-то его вспомнит? Дом напротив Приокского автовокзала… И где сейчас ОНА, статуя?
   На фото – Морской музей.
   Август 2021 г.                г.Гирне, Северный Кипр