Мои хутора. Хутор Полтаво-Звонаревский

Борис Лембик
Мои хутора. Глава 3.  План хутора Полтаво-Звонаревский


Как было уже написано вероятная дата основания это первые годы двадцатого века. Но без работы в архивах даты первого упоминания о хуторе не узнать.
Составляя планы хуторов, я в первую очередь нарисовал то, что помнил сам. А дальше корректировал их по воспоминаниям земляков Г.Т.Бусенко, Р.Ф.Федорец, И.Е.Будяка и других.
Сложность составления была в том, что со временем некоторые дома сносились, а иногда на их месте, или рядом, строились другие хозяева. Поэтому при беседах с земляками получалась разница в планах и возникала путаница.
Для  справки привожу географические координаты хутора (по месту расположения школы)
- широта - 50°30;50;N (50.513977);
- долгота - 42°43;14;E (42.720488).
Современному человеку не составит труда наложить эти планы на снимок из космоса, затем на местность, и пройтись пешком на место бывшего жилья своего предка, помянуть его и взять на память горсть земли.
На планах цифровая нумерация домов и построек проставлены произвольно. Если жильцы в доме менялись, то используется обозначение: дом 3(1х) – первый хозяин; дом 3(2х) – второй хозяин. В случае если дом был снесен, а затем построен новый, то применяются буквенные индексы: дом 2 и дом 2а. Если дом на два хозяина, то дом 10/1 и дом 10/2.
По своему содержанию списки семей неоднозначны и это связано с наличием сведений о них. В основном данные были получены из личных бесед. Возможны ошибки!

Номер 1 – школа.

Номер 2 – старое кладбище.
 
Номер 3 – ветряная мельница.

Номер 4 – Ещенко Иван Лаврентьевич, жена Дарья Корнеевна, дети Николай, Александр, Леонид, Вячеслав, Анна (всего 9 чел.).

Номер 5 – 1-й щитовой дом.

Номер 6 – 2-й щитовой дом.

Венгрины.

Номер 7(до того жили в 31) – Рубан Егор Кириллович, жена Елена, дети Зина, Зоя, Николай.

Номер 8 – родители Рубана Е.К. или Рынза Митрофан, дети Мария, Антонина, Михаил.

Номер 9 – фундамент для Атапина Ф.П.

Номер 10 – Атапин Федор Панкратович, жена Ольга Федоровна, дочь Антонина (Тося). Переехали в Новокиевку.

Номер 11 – Ивченко.
Затем Тимофеевы.

Номер 12 – «Евдокимов дом»: жителей с такой фамилией никто не упоминал, поэтому хочу предложить следующую версию. В списках раскулаченных и высланных есть Евдоким Кириллович Лымарь, и возможно, что дом принадлежал ему, а позже перешёл в собственность колхоза. В нём периодически был детский садик, клуб или красный уголок. Также в этом доме проживал Федорец Фома Васильевич с семьей. Вторую половину дома занимали Мельниковы – переехали в  Панфилово.

Номер 13 – вербы.

Номер 14 – маленький прудок.

Номер 15 – колодец.

Номер 16 – Федорец Фома Васильевич, жена Татьяна Кирилловна (д.Рубан), дети Нина, Григорий, Мария, Федор, Александр, Антонина.
Затем жила Копылец-Сягайло Елена Федоровна, дети Анатолий, Георгий.

Номер 17 – Лембик Дмитрий Афанасьевич, жена Екатерина Павловна (д.Солодовникова), дети Елена, Евдокия, Семен, Иосиф, Павел, Николай, Алексей.  Переехали в Головатовку.

Номер 18 – Лымарь Петр, жена Евдокия, дети Филипп, Елена, Анна, Прасковья.

Номер 19 – Корольков Александр, Корольков Иван Александрович, жена Мария Филимоновна (д.Грузин), дети Михаил, Иван.

Номер 20 – Кузнецовы Екатерина и Зина, сын Сергей.
До этого жила «Чердачка».

Номер 21 – Сягайло Никита Федорович, жена Анна Федоровна, дети Николай, Мария.
Затем Свительник.

Номер 22 -  Рубан Дмитрий Кириллович, жена Пелагея (Поля) Кузьминична (Рынза), дети Василий, Дарья.
Потом Максимова(д.Лымарь) Екатерина Филипповна с дочкой Любой.


Номер 23 – силосная яма.

Номер 24 – Бывшая маленькая плотина.

Номер 25 -  Рынза?

Номер 26 – Сягайло Федор Андреевич, жена Прасковья?, дети Моисей, Павел, Дмитрий, Елена, Анна, Никита, Тихон.

Номер 27 – Шаповалов Владимир, жена Ганна, дети Екатерина, Любовь, Михаил.

Номер 28 – Именнова Анна Ивановна, дети Вера, Анна, Александр, Иван.

Номер 29 – Тиминский , дети Николай и Татьяна.

Номер 30 – колхозная кузня, кузнец Федорец Ф.В.

Номер 32 – брижанов ток.

По воспоминаниям земляков из хутора последними уехали Татьяна Гарбузова в 1977 году, Анатолий Григорьевич Ивко с семьей в Новокиевку в 1978 году и Николай Прокофьев (Рыжик) в 1978 году в Волгоград – но это уже с Таврии. Но по другим данным это произошло в ноябре-декабре 1976 года.
Официально хутор Полтаво-Звонаревский прекратил свое существование на основании решения Волгоградского облисполкома от 20 декабря 1977 года № 24/994. Он был исключен из учетных данных как фактически не существующий из-за того, что жители переселились в х.Новокиевка.
Уже было написано о том, как пропадают запаханные хутора. Но летом 2010 года эта участь добралась и до родных Звонарей. Новый хозяин земель посчитал нерачительным иметь такие нераспаханные площади и под плуг пошли старая часть хутора, огороды, часть территории школы и место где стояла мельница. На месте мельницы торчали из пахоты обломки небольшого разломанного мельничного круга, жернова.