Рейсер. На открытых колёсах. Глава 13

Даниил Смит
Четверг, 13 августа



Утро было ясным и тёплым. В окно просторного автобуса, которое я украдкой приоткрыл, задувал ветерок – чуть более чистый, чем в самой Москве, – и я с удовольствием его вдыхал. В салоне после часа поездки ощущался слабый, но оттого не менее противный запах выхлопных газов, от которого побаливала голова. Или я просто хотел верить в это, в то время как болела она от чего-то другого.

На сиденье справа беззастенчиво дрых Игорь. Из прочих гонщиков и инженеров часть также подрёмывала: всё-таки сбор на остановке неподалёку от городской базы был немилосердно ранним. Остальные в основном сидели в смартфонах; кто-то в переднем ряду пробовал читать книгу, коротая время пути до аэропорта.

Наша команда опять всем составом направлялась в Финляндию, куда организаторы захотели засунуть и этот этап кубка. Аластаро, как и Ахвенисто, был, на мой взгляд, средненьким и довольно малоизвестным местечковым автодромом – наподобие «Красного кольца» под Красноярском. Долетев за пару часов и пройдя все формальности, минимум столько же мы должны будем убить и на то, чтобы добраться до места и расположиться где-нибудь на время соревнований. Вечером пройдём своими ногами по трассе несколько кругов, чтобы уточнить разработанную на симуляторах тактику, – а завтра начнутся заезды… Как обычно. Болиды, кстати, уже прибыли на автодром; на этот раз обошлось без накладок.

Если б я открыл окно пошире и выглянул, то увидел бы отцовскую машину, которая следовала за автобусом слева и чуть сзади. Родители снова собрались вдвоём поддержать меня на предстоящем этапе – и также ехали в аэропорт: билеты у нас были на один и тот же рейс. А так как я и теперь предпочёл место в эконом-классе, где летела команда, родители решили тряхнуть стариной и тоже попробовать эконом: чтоб быть поближе ко мне. Я ничего против не имел. И мне спокойней, и им полезно – к счастью, хоть не «Победой» летим…

Да, кстати, недавно стали известны итоги тендера, в котором отец участвовал. Как мы и надеялись, он победил и не скрывал по этому поводу своей радости. Дома мы отметили это хорошим ужином; сам отец говорил, что в Финляндии он будет праздновать только мои результаты. Его собственные пусть остаются в Москве и ожидают его возвращения.

Мои же были сейчас впереди… но кое-что и я оставил дома завершённым. Например, отправил разработчикам написанную структуру, устанавливающую изначальный износ шин в программе симулятора. И получил затем сообщение о том, что мою работу кому-то там показали, бла-бла-бла… и, мол, в общем, меня рекомендовали одной молодой компании по созданию ПО. На следующей неделе со мной, возможно, проведут онлайн-собеседование… и тогда поглядим, будет ли у меня возможность реализоваться по своей прежней, а ныне второй специальности – или понадобится придумывать что-то ещё.

Удивительно, что я продолжал строить планы, даже зная, что могу в скором времени отбросить коньки (не придумал пока «гоночной» версии для этого выражения)? Смирившись с неизбежностью, я стал воспринимать жизнь иначе, более ярко. И во мне вышла на новый уровень жажда побеждать ради престижа своей страны. Теперь каждую гонку я буду ждать как последнюю. И плевать, что всегда стараются говорить «крайний», – для меня это означает, что жизнь продолжится, но уже без гонок. Вариант так себе, не находите?..

Со временем головная боль усиливалась. «Определённо, это не из-за автобуса: не так уж тут и воняет бензином…» – подумал я, огляделся, убеждаясь, что я всем до одного места, и достал из кармана небольшую баночку, а из сетки на спинке сиденья спереди – бутылку с водой. С руки в начале недели наконец-таки сняли повязку, и я мог двигать пальцами почти так же свободно, как и раньше.

Этикетка на баночке уверяла, что там аскорбинки, но я, бесшумно отвинтив крышечку, достал оттуда и выпил безликую белую таблетку. Естественно, анальгин; а вы что подумали?..

Понемногу светлело, и мир за окном обретал краски. Оставалось примерно полчаса пути до аэропорта, как вдруг…

Мерный шум автобусного мотора был разорван сухим треском автоматной очереди. По звуку – стреляли слева и чуть позади. Совсем близко.

Но не в нас.

– А?! – встрепенулся и застыл с ошарашенным видом разбуженный выстрелами Игорь. – Что? Кто это?..

Все вокруг также заворочались и загомонили. Один я впал на секунду в какое-то оцепенение, ещё не веря в происходящее и лишь фиксируя слухом звуки происшествия.

Визг шин, словно автомобиль занесло. Вторая, третья очередь – патронов стрелки, видимо, не жалели. И – от этого сильнее всего сжалось сердце – грохот ответной пистолетной пальбы.

Охранники отстреливались, защищая мою семью и прикрывая её отход… куда?

А что, если с другой стороны дороги тоже засада?!

И я сделал единственное, что пришло в тот миг мне в голову.

А именно – вскочил со своего места и крикнул:

– Остановите автобус! Там мои родители! Скорее!!!



Внедорожник замер прямо посреди дороги – с вывернутыми в заносе колёсами, на двух из которых пули пробили резину. Тут и там валялись осколки стёкол, и машинам, проезжавшим мимо, приходилось объезжать опасное место по крайним полосам.

Металл на дверях по левой стороне покрывали бесчисленные отверстия от пуль. Ну и кровь на кожаной обивке сидений, куда же без этого.

Родители сидели прямо на асфальте, прислонившись к неповреждённому борту машины. Отец, в рубашке с разорванным воротом, зажимая рукой бок, по которому расплывался кровоподтёк из-за отражённых предусмотрительно надетым защитным жилетом двух пуль, вполголоса пересказывал мне случившееся. Мама, пристроившись рядом, тихо плакала. На асфальте валялись помятые попаданиями бронежилеты. Около багажника один охранник с перетянутой ногой оказывал другому, лежавшему без сознания, первую помощь вместе с врачом команды и кем-то из инженеров. Третий – с забинтованным плечом – стоял с другого конца и следил за порядком вокруг.

Автобус замер на обочине метрах в ста от места нападения. Часть гонщиков и персонала высыпала наружу и теперь те, кому не нашлось задачи, растерянно наблюдали за происходящим. Оставшиеся в автобусе, надо думать, сгрудились у заднего окна.

– …Чего-то подобного я, наверное, и ожидал, – говорил отец; я примостился сбоку и слушал. Выехали мы с запасом и даже с учётом инцидента на регистрацию должны были попасть, а потому немного времени я мог позволить себе потратить. – После Сочи, когда – помнишь? – ещё в пятницу я вынужден был сорваться обратно… Какое счастье, что с тех пор все постоянно в «брониках» ходят… Когда мы услышали выстрелы, я ни о чём не успел подумать. Просто сгрёб Милену… в следующий миг Антон, – кивок на «пациента», – справился с заносом, мы вылезли из машины и прижались к земле… Парни сработали на совесть: окружая нас, палили в тех негодяев в ответ. Когда в Валеру попали, я выхватил у него «ствол» и сам начал стрелять…

Отец стиснул зубы и, взглянув на сжавшуюся в комок маму, шёпотом выругался. Заметил тех, кто ждал меня, и добавил:

– Иди, Миш. Не беспокойся за меня. Сегодня тебе уже надо быть в Финке. Там ты на время гонок будешь в безопасности… Мне придётся остаться. В конце концов, я отчасти в ответе и за своих людей, и вообще за произошедшее. А Милену я с тобой отправлю… Хорошо, что у нас чисто случайно оказались две запаски, – бледно улыбнулся он, когда охранник, до этого за всем наблюдавший, с домкратом ушёл за машину. – Сможем эту колымагу назад отправить, а взамен другую пригоним по-быстрому… Ну всё, иди.

Только я направился назад, ко мне подбежали сокомандники и, будто создав вокруг нерушимую стену, вместе пошли со мной к автобусу. Всё – молча.

Кто-то протянул мне руку, я ухватился за неё и крепко сжал.

Мы не нуждались в словах. Всё было понятно и так.



* * *



Вечер того же дня, Аластаро (Финляндия)



Казалось, я и не переносился на сотни километров к северу: над трассой так же, как и в Москве, ярко светило солнце. Пекло по-летнему; глядя по сторонам, я видел себя словно посреди чистого поля, пусть и окружённого лесом. Разве что тени кое-где стали достаточно длинными, чтобы я мог пройти сквозь них с головой. По крайней мере, я думал, что это хотя бы отчасти поможет. А то за сегодня уже дважды анальгином закидывался, но полностью боль так и не ушла. Зараза…

Ладно, всё же пока что мне не ехать. А когда придёт время, – посмотрим. Надеюсь, выдержу.

Мы с Игорем неторопливо шли по гоночному треку, совершая что-то вроде его натурного предпросмотра. Как впереди, так и позади нас прохаживались другие гонщики вместе с инженерами: поглядеть на трассу вживую до начала заездов хотелось каждому. «Гоночный дозор, всем выйти с пит-лейна», – подумалось мне, и я через силу усмехнулся. Игорь, похоже, этого не заметил.

Автодром Аластаро был коротким, короче даже, чем Ахвенисто, – жалкий 2721 метр. При взгляде сверху в зависимости от ракурса он напоминал то ствол дерева с торчащей веткой, то джойстик с отогнутой в сторону ручкой, а то и молоток с погнутой рукояткой. Лично мне был ближе образ джойстика, но в голове я держал вид с карты, на котором старт-финишная главная прямая уходила немного к юго-западу.



Одиннадцать поворотов. В некоторых придётся серьёзно замедляться, как, например, в пятом – почти «шпильке». Сильно разгоняться можно в нескольких местах: на старт-финише и прямых участках перед «шпилькой» и за ней. Поэтому быстрее, чем за минуту одиннадцать, круг здесь ещё никто не проходил.

И тут хотели когда-то провести Гран-при Финляндии? Наивные люди. Если даже насчёт «Кюмиринга»[1] возникнут сомнения, то что уж говорить об Аластаро?..

А вот для североевропейской «четвёрки» – вполне.

А как для меня?.. Я задумался, насколько мне понравилось здесь ездить на симуляторе. По ощущениям – примерно как в Ахвенисто: вождение одновременно держит в тонусе и… успокаивает, что ли. Так что, если сосредоточиться и не допускать грубых ошибок, можно получать настоящее удовольствие от пилотирования. Впрочем, как и везде, просто в Аластаро (в том числе и виртуальном) это состояние лучше осознавалось.

– …Ты слушаешь? – вывел меня из раздумий вопрос Игоря, взиравшего на меня из-под солнцезащитных очков. – Сам в порядке?

– Простите, отвлёкся. – Я покачал головой, стирая со лба испарину. – Так о чём?..

Оглядевшись, я увидел, что мы стоим на апексе той самой «шпильки». Половину круга, считай, прошли.

Игорь вздохнул и сказал:

– Так и быть, повторю. В симе ты сюда пробовал входить и на второй, и на третьей передаче – как для тебя удобнее? Думаю, больше пятидесяти кэмэ тут не вариант…

– По ситуации, – поразмыслив, ответил я. – На первых кругах, когда все паровозиком едут, вторая и только вторая. А когда рассосётся трафик, – почему бы и не попробовать?.. Если выберу правильную траекторию, то и под шестьдесят на апексе выдам…

– «По ситуации»… Да-а, в этом весь ты, – неожиданно расплылся в улыбке инженер и повернулся ко мне. – Миш, ты легко адаптируешься к обстановке на трассе, и в этом, пожалуй, твой главный плюс. Ещё у тебя есть свой стиль вождения – не замечал? Ты стремишься спрямлять траекторию, чтобы иметь больше времени выжимать педаль в пол, и плавно подгазовываешь в поворотах… один раз, как Шумахер, да? Но если уж копируешь технику чемпионов, учись всему, чему возможно. К примеру, Сенна обычно несколько раз ударял по педали – и в какой-то степени это было даже эффективнее… М-да… – Игорь вновь посмотрел прямо перед собой, и я понял, что на этот раз он погрузился в мысли. – «Эску» бы…

– Она тут достаточно широкая, – заметил я; мы говорили о связке второго и третьего поворотов, вслед за углом после главной прямой. – К тому же, на первом апексе нет поребрика, сразу трава, поэтому я не думаю, что смогу её спрямить. Уж лучше поработаю над поворачиваемостью в зигзаге…

Игорь рассеянно кивнул… и вдруг остановился. Упёрся руками в бока и, глядя вперёд, проговорил, обращаясь ко мне:

– Миша, мы оба знаем, какой потенциал в тебе скрыт. Ты ещё можешь выиграть этот чемпионат – при условии, что будешь делать всё, что в твоих силах. Делай как можешь, и если считаешь, что способен хорошо гоняться на этой трассе, то, пожалуйста, выложись по полной…

Если честно, я не до конца был уверен, какой результат смогу здесь показать. В негласном симуляторном соревновании я перед отъездом шёл где-то в середине с быстрейшим кругом в минуту двенадцать с половиной. Но по мере того как я шагал по тёплому асфальту, внутри меня зрело интуитивное понимание: как следует вести машину, чтобы выдать максимум.

– …Ты как себя чувствуешь? – участливо спросил Игорь.

– Терпимо. Если честно, это какое-то чудо, что все живы остались… Но я в порядке. Я могу участвовать. Правда.

– Ну смотри… – ответил инженер, и мы продолжили прогулку по трассе.

«Каждая гонка – последняя», – подумалось внезапно.

Ну и пусть. Зато – никакой обиды. По сути, так всегда и было. Просто на каждый следующий этап я… возвращался.

Вернусь ли после Аластаро? Увидим. Мне бы очень этого хотелось.



* * *



Суббота, 15 августа



…На этом треке не было боксов. Пит-лейн находился не с внутренней, а с внешней стороны кольца – с въездом аж перед восьмым поворотом – и вёл к маленькому «городку» с трейлерами и небольшими домиками. Опять напрашивалось сравнение с Ахвенисто – с тем лишь отличием, что здесь мы могли разместиться на весь уик-энд. Как-никак, это не занесённая не пойми куда локация, а всего лишь продолжение местной деревни с типично финским названием Вирттаа.

Не было тут также и… светофоров. Да-да, вы не ослышались: гонка должна была начаться по зелёному флагу маршала. Даже ограждений я практически нигде не видел, за исключением метрового в высоту барьера слева на главной прямой. Хотя в этом была своя логика: если болиду выпадет попрыгать по траве, всяко будет безопаснее, чем долбиться на полной скорости в бортик…

Одно я знал точно: со мной такого не случится. Я продержусь на трассе до финиша – несмотря ни на что.

Стоит ли рассказывать, как прошли тренировки? Прогрев, быстрый круг, охлаждение; ещё одна попытка – потом опять медленный; серия кругов, чтобы проверить поведение шин в гонке… Как по мне, резина была достаточно жёсткой для этой трассы; на симуляторе ощущалось всё приблизительно так же – значит, мне удалось реалистично адаптировать свой код под исходную программу.

Болиды унифицировались полностью, поэтому никаких специальных настроек, как всегда, не предполагалось. Те же обтекатели, те же задние антикрылья – всё как обычно. Все – в равных условиях. Различалось только то, насколько каждый вкатился в трек, научился сливаться воедино с машиной в его конфигурации.

В квалификации я показал третье время – 1:12.112, самую малость отстав от основных претендентов на победу: Атоева, который проехал поистине выдающийся круг – 1:11.785, почти достав рекорд трассы[2], и Кари с его 1:12.099. Следом за мной места в десятке распределились так: Исаакян, Корнеев, Троицкий, Матвеев, Лааксонен, Нюлунд, Ахмед.

У Алексантери Хуовинена, который так хорошо начал сезон, были проблемы с двигателем, как и у меня в Сочи (разве что по болиду не стреляли, тот сам перестал вывозить на прежнем уровне), и в итоге бывший лидер чемпионата выходил на старт на последнем, пятнадцатом, месте. Хотя машину-то ему починить успели, и я не сомневался, что он ещё поборется.

В команде я чувствовал общий подъём: после того как вновь наладились хорошие отношения, все так или иначе поддерживали друг друга, высказывали искреннее одобрение завоевавших неплохие места на старте, строили планы на предстоящие заезды. К вброшенной мною идее командной тактики открыто пока не возвращались, но к тому явно шло. Не сегодня – так завтра…

Я, конечно, переживал из-за того, что отец опять не смог приехать на мои гонки: после той перестрелки его увезли в больницу. Но меня поддерживала мама, каждый раз приходя на трассу и наблюдая за моей ездой. Так она понемногу отходила от случившегося. Да и отец по три-четыре раза на дню нам названивал: спрашивал, как дела, и коротко рассказывал, что там у него происходит в столице.

Преступник, расстрелявший внедорожник из автомата, был вчера найден мёртвым в том же лесу, в километре от места нападения. Застрелен, – чего, естественно, и следовало ожидать. Кем, когда – неизвестно. Оружие – тоже неясно, откуда взялось. Не осталось никаких следов. Тупик.

Как бы там ни было, эта атака не удалась. Уже что-то приятное. И на склады новых налётов не последовало.

Форман снова всё провалил в попытке повлиять на ситуацию и, устранив конкурента, который его обошёл, пересмотреть итоги тендера.

В чём-то мы с этим горе-рэкетиром были… схожи: я также терпеть не мог признавать поражения. Но я не выходил за рамки дозволенного – и в этом мы кардинально отличались.

На ум неожиданно пришла мысль: «Хорошо, что в гонке нельзя выстрелить по колёсам тому, кто впереди, но вне досягаемости, чтобы его обогнать. Хотя бы потому, что за руль надо держаться обеими руками».

Всё, не время думать о всякой ерунде. Просплю зелёный флаг – замучаюсь отыгрываться. Надо сосредоточиться – и ждать сигнала.

Наконец маршал в оранжевом жилете поверх чёрной футболки и в чёрной кепке замахал зелёным полотнищем, и мы тронулись с места.

Прогревочный круг. Возможность в последний раз перед началом гонки пройти все повороты и освежить в уме схему переключения режимов. На квалификации я постарался сильно не изнашивать шины, да и сейчас ехал осторожно: всё-таки на этом комплекте мне ещё двадцать два круга пилить… если, конечно, ничего не случится. Вдруг всё изменится по сравнению с тем, как на моей памяти уже было? Не должно, по идее, но нельзя исключать и такого.

И вот мы вернулись на решётку. Передние колёса замерли у линий. Повисло ожидание. Всем не терпелось начать эту гонку.

Зелёный флаг!

Я на автомате (голова от тянущей боли плохо варила) врубил передачу и стал ускоряться, приближаясь к первому повороту. Кари стартовал примерно в таком же темпе – а Владимир-то, вышедший на гонку в чёрном зеркальном шлеме, как газанул! Пулей сорвался со своего поула и помчался вперёд, войдя в угол бесспорным лидером. В нескольких метрах позади от него поехал финн, сразу за тем – я, а у меня на хвосте – тоже неплохо стартовавший Исаакян. Но все четверо сохранили свои позиции.

Судя по виду в зеркалах, в дальней части пелотона произошли изменения. Рванул с десятого на седьмое место Ахмед, и Хуовинен обошёл двоих прямо на стартовой прямой. В «эску» в какой-то момент попытались войти колесом к колесу аж четыре машины, и Евстигнеева с Лааксоненом вытеснили в песок; обратно они выехали уже самыми последними. А Алексантери вплотную подобрался к первой десятке.

Гонка обещала быть жаркой – во всех смыслах слова.

Я старался держаться следом за Нико, ибо только он мешал мне, пока не поздно, включиться с Володей в борьбу за лидерство. Сам Кари, видимо, сильнее износил шины в квале в потугах поставить время хотя бы в трёх десятых за Атоевым, так как после первого круга отставал уже на секунду. Но позицию оборонял умело и честно, и пока я не придумал, как мимо него протиснуться. В свою очередь, я закрывал калитку Исаакяну – ещё одному претенденту на подиум. И если первое место почти определено, то за другие два нам предстояло сражаться.

Несколько кругов мы втроём ехали «паровозиком», дыша друг другу в задние антикрылья. Кари не отставал мне почти ни единого шанса, а я из-за головной боли не мог достаточно сконцентрироваться, чтобы выдать исторический обгон. Кое-как удавалось сдерживать Нерсеса, который пару раз чуть не проскочил мимо меня по внешней, но дело было сначала в «эске», а затем в первом повороте, и он не рискнул соваться вглубь и перекрывать мне траекторию.

Становилось ясно, что надо обходить Нико. Как угодно – только бы остаться на трассе и не дать финну сделать – в том числе и случайно – какую-нибудь гадость: задеть моё колесо своим обтекателем или выбить в грунт Нерсеса, который тут вообще ни при чём. Знаю-знаю: Кари, скорее всего, не такой… но всякое в жизни бывает. Проверено.

Когда мы заходили на десятый круг, Владимир успел отъехать от нас примерно на три секунды и продолжал увеличивать отрыв. «По внешке, что ли, попробовать?..» – подумал я и перестроился влево, давая Нерсесу возможность подобраться поближе. Если и ехать на подиум, то желательно вместе. А то ещё ни разу пока в «Ф-4» пьедестал не был полностью нашим…

Вот и поворот – угол под девяносто со скруглённым апексом. Кари тормознул и, судя по взвизгнувшим шинам, едва их не заблокировал. Я же оттягивал своё замедление: «Чуть подождать… ещё… немного осталось… Пора!»

Когда до края трассы оставался жалкий десяток метров, я на миг надавил на тормоз и до отказа наклонил руль вправо.

Меня понесло к обочине – газ в пол!!!

Мотор взревел. Я тут же дважды щёлкнул сцеплением и передачей, чтобы не превысить обороты и не испортить технику. С третьей – на пятую.

Никаких мелких подгазовок! Жать на полную!

Я удержался. Левые колёса не доехали до травы на какой-то сантиметр. Лишняя доля секунды – и я бы вылетел. Но – обошлось. В который раз?..

А главное-то – к связке второго и третьего поворотов я подходил на высокой скорости бок о бок с Нико.

Не отступать! Борьба не закончена!

Опять жму на тормоз на две десятые позже, чем обычно. Руль вбок, короткий удар по педали газа – второй, третий… Заехал на поребрик… подрезал Кари! Тот еле успел уйти на внутреннюю, сильно сбавив скорость, чтобы в меня не врезаться. Мы так и остались вровень…

Однако в третьем повороте траектории поменялись! Теперь уже я был впереди!

Прижался к краю, облизывая колесом кромку трека; выжал дроссель… и увидел нос белого болида в зеркале заднего обзора.

Оставалось добавить мощности и сместиться обратно, закрывая финну путь на второе место.

А сзади уже накатывал Исаакян!..

Гоня, после того как выбрался на простор, на пределе сил – всё равно завтра дадут новую резину, – я посматривал краем глаза на эпичное сражение двух машин за нижнюю ступеньку подиума.

Финский гонщик, которого в моей старой реальности можно было назвать Нико Непобедимым, ощутимо сдавал темп. То, как я его обошёл, наверное, выбило его из колеи, он занервничал… а на него давил и второй соперник.

Кари сдвигался то туда, то сюда, лихорадочно менял траектории, чтобы на сношенных шинах сохранить позицию… но в полную силу обороняться больше не мог.

А Нерсес оказался на высоте – видать, мой обгон придал ему уверенности. И когда Нико на семнадцатом круге наконец-то перетормозил в пятом повороте, Исаакян спокойно проехал мимо.

В третий раз по ходу сезона Кари потерял шансы на призовое место.

В конце концов, это не высшая «Формула», где Макс на «харде» мог ехать быстрее Хэма на «медиуме».

Эх, Нико, Нико… Сколько гонщиков было названо этим или похожим именем, означающим «победитель»! Лауда, Росберг, Хюлькенберг… Латифи, Мазепин… пара моих сокомандников – Никит… И Кари, который, по-моему, больше некоторых оправдывал своё имя. Но – к сожалению для него – не сегодня.

Не имя ведь определяет человека. А то, чего он сам смог добиться.

Атоев уезжал. Оторвавшись ото всех, он мог не париться и гонять в своё удовольствие, поймав тот самый кураж, которого у меня в положении догоняющего и с раскалывающейся головой достичь не получалось.

Вот уж кому трасса подошла на все сто…

Концовка гонки не принесла ничего нового. Как минимум вся первая пятёрка осталась при своём – например Кари, отразивший атаки Корнеева, который ехал следом. У Лёхи ещё и температура была, а потому – чудо, что он сумел ничего не потерять.

«Кто бы говорил», – ехидно откликнулась какая-то часть моего трещавшего от боли разума. Я через силу приказал ей заткнуться и, вперив взгляд в трассу перед носом болида, продолжил испытывать собственную быстроту реакции.

На заключительном двадцать втором круге я проигрывал Атоеву около четырёх секунд. Если бы не застрял перед белой машиной на половину гонки, может быть, и сумел бы навязать борьбу за лидерство. А так ничего нельзя было сделать за остаток времени.

Ничего, второе место – тоже неплохо. Шесть очков отыграны у Кари в личном зачёте. Сейчас до него всего-то пятьдесят восемь…

А выиграть гонку – впервые в жизни Жумакина – я успею. Возможно, это случится даже завтра.

Клетчатый флаг положил конец моим раздумьям.



На награждении произошёл забавный случай. Когда бывший пилот «Формулы-1» и спортивный директор «SMP Racing» Мика Сало вручил Володе кубок победителя (размером лишь чуть побольше, чем у меня с Нерсесом), пожал руку каждому из тройки и отошёл назад в толпу, – Атоев сразу подхватил «свою» бутылку и принялся было её трясти, чтобы взбить пену и отдаться одному из самых приятных гоночных ритуалов.

Я остановил его насмешливым вопросом:

– Эй, а как же гимн?

Мы сняли кепки и стали ждать музыку. Прошло полминуты, пауза затягивалась, и кто-то махнул нам: дескать, давайте уже быстрее. Мы тут же повеселели, натянули кепки обратно и принялись увлечённо поливать друг друга шампанским.

Эх, комбинезон потом стирать…

Вскоре всё закончилось и мы, забрав свои трофеи, а также почти опустевшие бутылки, стали расходиться.

Идя по заполненному людьми пит-лейну, я услышал, как меня кто-то зовёт. Замер, обернулся – и увидел Нико, остановившегося в паре шагов от меня.

Финский гонщик был напряжён и неотрывно на меня смотрел. Он не улыбался; лицо его выражало неприкрытый вызов.

– Не знаю, как ты это сделал, но это было круто, – сказал он, глядя мне в глаза. Затем наставил на меня указательный палец: – Больше я тебе не проиграю. Завтра у всех нас будут новые шины, и обещаю: я тебя сделаю.

– А как же Атоев? Сегодня вроде как был его день, – усмехнулся я.

– Он хороший пилот, и ему вдобавок сильно везёт. На этом этапе мне трудно с ним бороться. Поэтому я выбрал на уик-энд своим главным соперником тебя. Ведь чтобы догнать Владимира, мне понадобится сначала разобраться с тобой, правильно?

– Исаакяна забыл. – Я кивнул в ту сторону, куда ушёл «бронзовый призёр» гонки.

– Его я на первом же круге пройду, – отмахнулся Кари. – А вот с тобой надо будет повозиться…

– Смотри не надорвись, – ответил я.

Зажал кубок под мышкой, чтобы освободить руку, растопырил два пальца и направил их от своих глаз к его.

«Принимаю твой вызов».

Нико наклонил голову: договорились, мол. Я кивнул ему в ответ и продолжил путь.

О, да у меня появился непримиримый противник! Что ж, будет интересно с ним побороться за титул.

«Тем приятнее будет тебя обгонять», – вспомнил я собственные слова, сказанные финну в шутку три месяца назад.

Кто бы знал, что теперь всё станет серьёзно как никогда.

И это только середина чемпионата. Что же будет ближе к концу?..

«Всё зависит от меня. И от нас всех. Как поведём себя и машины, – так и будет. А там посмотрим», – подумал я.



* * *



Воскресенье, 16 августа



– Нерсес, будь аккуратен в первом повороте: Кари может попробовать тебя выбить. Вообще на первом круге следует ехать предельно осторожно. Иначе кто-то в кого-то врежется, при этом кому-то третьему что-нибудь поломают, и часть очков в итоге перейдёт к финнам. А этого допустить мы не можем. Ну всё, погнали.

Одетые в комбинезоны и шлемы – до заезда оставалось меньше получаса, – мы все по очереди дали друг другу пять и стали при помощи инженеров и механиков рассаживаться по болидам.

Спросите, чему был посвящён устроенный мной по пути к пит-лейну «брифинг»? Да всё просто. Нет, я не взял на себя роль лидера команды: на неё лучше подходил Владимир, который стоял в сетке чемпионата выше всех наших и победой обеспечил себе поул во втором заезде… хотя все, включая его, ко мне и прислушивались. Наконец-то.

Догадаться несложно. Я опять захотел предотвратить серию инцидентов в гонке. По «дефолтному» ходу событий из борьбы должны были за двадцать пять жалких минут выбыть аж шесть участников. Я же хотел дать им шанс – а заодно и самому отчасти оградить себя от неожиданностей: врезаться-то кто-либо мог и в меня (на всякий случай украдкой постучал по монококу, хоть и знал, что он не деревянный).

Проезжая короткий круг в направлении стартового поля, я невольно воскрешал в памяти виденные на «Ютубе» несколько субъективных лет назад кадры. Вылет Исаакяна и Ахмеда в первом повороте; британец потом вернулся на трассу, но за пять кругов до финиша уехал на пит-лейн. Разворот Масленникова кем-то из соперников в глубине пелотона. Авария Троицкого и Матвеева под сэйфти-каром в начале второго круга – причём болид Никиты подлетел в воздух и приземлился на машину Евстигнеева, сломав тому носовой обтекатель. Сошедший также из-за поломки антикрыла Ситников…

Всего этого можно было избежать. А потому я снова решил немного поменять историю. Повлияет это разве что на распределение очков – а большего мне и не нужно.

В приподнятом настроении я выходил на старт ещё по трём причинам.

Отца со дня на день должны были выписать. Охранники, несмотря на то что пострадали сильнее, тоже начинали идти на поправку. Всем троим, естественно, отец выписал немалую премию.

То ли выпитый с утра анальгин помог, то ли что, однако голова сегодня почти не болела. Я чувствовал прилив сил и был готов бороться за победу. Исправная машина также позволяла на это рассчитывать. За вчерашний день конфигурация трека окончательно уложилась в мозгу, и в принципе я мог проехать круг, смотря лишь на приборы или в зеркала… если, конечно, соперники уберутся с дороги.

И главное… Формана задержали! Косвенных улик на сей раз следствию хватило, чтобы связать его с этим делом и захотеть побеседовать в более располагающей к признанию обстановке. Отец, правда, презрительно фыркал и говорил, что через пару дней Формана отпустят, но для меня важен был сам факт. Получается, главгад не всесилен. Стоит раскрутить всю цепочку – и он взвоет… Однако будет уже поздно.

Но возвращаюсь к гонке.

Места на старте повторяли вчерашний финиш – только Хуовинен вновь отправился в дальний конец решётки из-за того, что так и не выехал на квалификацию по техническим причинам. В Сочи-то я смог-таки кое-как поставить плохонькое время, но в первом заезде вылетел и по итогу также начинал все три гонки с последнего ряда.

В отличие от того, как всё обстояло сейчас.

Подъезжая после прогревочного круга к стартовому полю, я буквально дрожал от волнения внутри кокпита. Как оно пойдёт? Вышло ли у меня воздействовать на события? Как это лично мне аукнется?..

Никто не знает заранее. Гонка расставит всё по местам.

Маршал взмахнул зелёным флагом, и болиды покатили вперёд, ускоряясь с каждым пройденным метром.

Атоев снова стартовал безукоризненно, в первую же секунду отъехав от меня метра на три и стремительно набирая обороты. Я на миг замешкался с выжимом сцепления, мысленно выбранился и стал лихорадочно переключать вверх передачи, чтобы удержать позицию.

Но Исаакян слева поравнялся со мной и оказался даже немного впереди. Да и Кари, отчётливо видный в зеркале, был тут как тут: воспользовавшись моей ошибкой, он уже дышал мне в заднее крыло и рыскал туда-сюда – нацеливал нос машины то между мной и Нерсесом, то между мной и внутренним краем трассы. По счастью, оба промежутка были чересчур узкими для болида.

Но Ахмед-то как полетел со своего шестого места! Враз прошёл Корнеева и пристроился с внешней стороны к Кари! И по скорости практически не уступал! Во дела…

Меж тем приближался первый поворот – самый важный момент в этой гонке. Он-то и определит, кому ехать, а кому поднимать пыль на обочине.

Атоев зашёл в изгиб уверенно, чуть сместившись к внешке. По той же траектории решил пройти Исаакян, и я подумал о том, чтобы проскользнуть по внутренней, а потом отыграть потерянную вторую позицию.

Больше нельзя попадать в аварии. Иначе мне не победить.

Кари не отставал; шестым чувством я ощущал его присутствие слева сзади, невероятно близко. Как три дня назад – родительский внедорожник, который должны были расстрелять…

На какое-то мгновение я отвлёкся. Но этого было достаточно, чтобы всё испортить.

«Не-е-ет…» – подумал я, когда всем телом уловил толчок и машину внезапно стало разворачивать влево.

Этот идиот Кари задел передним правым колесом моё заднее левое – ошибка, которую ни в коем случае допускать нельзя.

Потому что это может быть опасно для всех вокруг.

На секунду, показавшуюся мне вечностью, восприятие изменилось: как будто я поставил картинку перед глазами на паузу и нажатиями невидимой кнопки отсматривал видеоряд по кадрам. Во всяком случае, в память мне эти зрительные «скриншоты» врезались хорошо.

Болид ведёт влево; краем глаза вижу Нерсеса, который проезжает мимо.

Нос – под прямым углом к трассе; передо мной – Ахмед. Близко. Опасно близко.

Тонкий визг – это шины скользят по асфальту. Массивную корму раскручивает в том же направлении, и я ничего не могу с этим сделать. Тупо не успеваю.

Удар! Заднее правое колесо толкает машину британца, вышвыривая его с трассы. Его тоже разворачивает. Мощный удар по кормовой части болида закручивает меня в другую сторону… и я задеваю Кари. Летят обломки – надеюсь, не мои, – и финн также съезжает в траву.

Из нас троих я один остался на треке. Справа меня обгоняют другие… кто, наверное, успел притормозить перед местом аварии.

Корнеев, Нюлунд, Матвеев, Троицкий… я уже на седьмом месте! Кари пытается вырулить обратно…

Нет, я так просто не сдамся!

Плевать, разбил я машину или нет! Главное – ехать дальше!

Передачи вниз до второй, газ и опять по нарастающей – к «эске». Пришлось чуток пободаться с Евстигнеевым, но уж из этой битвы я вышел победителем и сохранил после выхода из связки седьмую позицию.

Голову резко пронзило болью. Кажется, я закричал, с зажмуренными глазами выжимая на прямой педаль газа.

А-а-а-а!!! И как, спрашивается, мне водить?! Чёртова гематома, угораздило же этого Жумакина в стену вре…

На какое-то время боль выжгла все мысли. Руки продолжали управляться с рулём, а ноги – контролировать скорость, но всё было автоматически, я этого почти не осознавал. Судя по тому, что новых ударов не последовало, я больше ни с кем не сталкивался. Удивительно, если учесть, что ехал я не глядя.

Уже потом я понял, что таким вот извращённым образом вошёл в некий гоночный псевдотранс, когда лишние проблески сознания не мешали мне управлять болидом. Словно бы ненадолго я исчез, сожжённый волной боли, и в тело Жумакина вместо меня на этот промежуток вселился кто-то другой. Кто, возможно, лучше знал, что делать с машиной.

Но тогда мне было не до подобных раздумий. Потеряв на минуту способность мыслить, я от этого… успокоился. И в какой-то миг пришёл в себя.

Я как раз шёл на обгон кого-то на старт-финишной прямой. Вряд ли я «отсутствовал» в этой реальности слишком долго, так что, предположим, успел проехать всего один круг…

Да, очевидно, всё было именно так: впереди пейс-кар собирал за собой пелотон, и все замедлялись, начиная вилять туда-сюда, чтобы сохранить температуру шин. Я поспешил сделать то же самое, чтобы не схватить штраф, и аккуратно встроился в цепочку следом за Троицким, которого до этого готовился обойти.

Статус-кво восстановлен.

Вдруг я похолодел и чуть было не пережал тормоз: «Второй круг, стартовая прямая!..»

Уже подозревая, что увижу, я дёрнул машину резко вправо, на внутренний край трассы. Троицкий начал маневрировать, ушёл влево, подъехав впритык к Матвееву…

Мгновенный контакт, колёса сцепились – и болид взлетел!

А через секунду приземлился, как и в той реальности, точнёхонько на обтекатель Евстигнеева.

На отражении я следил за тем, как раздолбанную машину вело вбок и бортом впечатало в барьер. К счастью, с самим гонщиком ничего серьёзного сейчас быть не могло. Не такой силы удары…

Меня-то после первого поворота тоже тряхануло неслабо… Голова продолжала раскалываться, но, скажем так, не за гранью. Худо-бедно, отрезанный от «гоночного транса», водить я мог. За пейс-каром несколько кругов как-нибудь продержусь. А там уж, надеюсь, и отойду немного.

Кстати, эта двойная авария вывела меня на пятую позицию. Кари, если и вырулил назад, то должен был находиться где-то в конце первой десятки. И в ближайшие минут десять отыграть он что-либо не сможет. Как, впрочем, и я, но я-то в более выгодном положении…

За автомобилем безопасности мы протащились ещё шесть кругов. В кокпите явственно ощущалась жара, и я начинал уставать от однообразной езды. Поэтому, когда серая машина с оранжевыми мигалками завернула на пит-лейн, я воспрянул духом.

Будет, будет шанс побороться…

И-и-и… рестарт с ходу! От белого болида впереди (методом исключения – это Нюлунд) меня отделяла примерно секунда, и я побыстрее включил шестую передачу, чтобы подобраться на прямой как можно ближе.

Перед изгибом мне удалось пристроиться почти впритирку, но дальше что-то не пошло. После первого поворота Никлас опять отъехал от меня на ту же самую секунду. Я преодолевал одну дугу за другой, но атаковать всё никак не выходило.

«Неужели что-то с машиной?» – в отчаянии подумал я. В такой важный момент, на самой середине чемпионата, когда мне надо изо всех сил сдерживать Кари и не давать ему набирать много очков…

«Татуус» и впрямь стал хуже управляться. В правых поворотах меня сносило сильнее, чем раньше, так что приходилось работать рулём, чтобы выровняться; в левых же, наоборот, поворачиваемость была слабее. Да и на прямых всё равно чуть вправо тянуло. Будто бы погнута передняя ось… но мне из кокпита было плохо видно, что там.

А в это время сзади напирал Лааксонен, к которому постепенно подтянулись дополнительно двое иностранцев. Хуовинен и… Кари?!

Вдруг что-то в голове одёрнуло меня, и я от резкого осознания секунду даже сидел в прострации.

«Чего я вообще ною? Машина – едет! Что тебе ещё нужно, Жумакин? Почувствуй себя в роли Капеты[3], называется! Оперативней рули и следи за болидом! Газ в пол – и вперёд!!!»

И, повинуясь мгновенному порыву, я преодолел несколько последних поворотов девятого круга практически не тормозя. Перед апексом я поднимал ногу с педали газа, но затем легонько поддавал для устойчивости, а на выходе давил посильнее.

В результате на старт-финиш я выехал следом за Никласом и врубил максимальное ускорение. Перегрузка вжала меня в сиденье, но я этого почти не заметил – несмотря на пульсирующую боль в черепе.

Догнать и перегнать – вот всё, что меня тогда занимало.

Чуть-чуть поднажать… поравнялся! В поворот – по внутренней! Торможение двигателем, руль – быстро, плавно, до упора, тут же ослабить, чтобы не сорвало в занос!..

И… да! Я впереди Нюлунда!

Финн попытался контратаковать, но я аккуратно заблокировал ему траекторию и, выйдя из «эски» на твёрдом четвёртом месте, помчался дальше.

До лидеров оставались жалкие пять секунд, но сэйфти-кар на полгонки не позволил нам всем нормально прогреть шины, и я не был уверен, что смогу на такой жёсткой резине отыграть всё это время. Однако приготовился сделать всё, что в моих силах.

Следующей моей целью был Корнеев. По тому, как двигался его болид, по мелким ошибкам в поворотах я замечал, что ему тоже тяжело вести машину. Но тут, наверно, главное – справиться с собой; и в конце того же десятого круга, после борьбы борт в борт я обогнал его при выезде на главную прямую, достигнув третьего места в пелотоне.

Впереди маячили трёхцветные аппараты Атоева с Исаакяном. Но мало того, что сокомандники летели как ошпаренные, так у них и машины точно были целыми. И бороться с ними в таком случае – задачка не из лёгких…

Да чихать на это. Keep calm and carry on[4], рейсер. Просто доберись до финиша. А там как получится.

Краем глаза в зеркале я увидел какое-то оживлённое движение и присмотрелся получше.

Опа, а это уже серьёзно… Кари как стоячего сделал Хуовинена на прямой и накатывал на очередного своего соотечественника. Разрыв между мной и Нико составлял секунды четыре, и я понимал, что для финна это ерунда. Разозлённый ошибкой, он будет гнать на пределе сил. И, весьма вероятно, добьётся этим кое-какого успеха.

Мне же, если Кари окажется прямо за мной, ничего не останется, кроме как его сдерживать. Но если я смогу в текущей гонке привезти ему три очка – разницу между третьим и четвёртым местами, – меня это устроит.

Аэродинамика машины после аварии также заметно ухудшилась. Разгоняясь на прямых участках, я ощущал более высокое сопротивление; двое лидеров в это время отрывались на несколько десятых. В поворотах за счёт слабого нажатия на тормоз я немного отыгрывался, но этого было слишком мало.

Я ничего не мог им противопоставить. Во всяком случае, пока не починят болид. Зато у меня оставался шанс сохранить за собой третье место. И уж эту возможность я ни за что упускать не собирался.

Но пока выходило лишь наблюдать в зеркальных стёклах, как финн, бросивший мне вчера вызов, обходит позади меня одного соперника за другим, приближаясь с каждой минутой. Я видел, что и у него с машиной не всё в порядке: явно помяты передняя ось и антикрыло. И обгонял Кари исключительно из-за своего напора, словно тот, кто не потеснится, будет выбит с трассы. После инцидента в начале гонки в это охотно верилось.

Поднажми, Жумакин! Всё сейчас зависит только от тебя!

И я поднажал. Вряд ли поставил лучший круг, но отставание увеличиваться перестало.

Тем временем Нико на двенадцатом витке прошёл Симо Лааксонена, на четырнадцатом – Нюлунда, на шестнадцатом – Корнеева. Теперь между преследователем и мной не было никого – и ничего, кроме временной прослойки в полторы секунды и без малого полусотни метров чистого пространства.

Я прикинул: до конца основного тайминга, должно быть, минуты две. Значит, до финиша три круга. Восемь километров. Тридцать три поворота. Больше сорока мест, где теоретически можно обогнать. И надо отбить все попытки это сделать.

Задачка как раз по мне. Поехали.

Нико летел вперёд, не обращая ни на что внимания. Конечно же, ни на что, кроме меня – своей главной цели в этой гонке. Убивая шины перед крайним заездом этапа. Атоев-то и не старался сильно оторваться: знал, что вечером ему ещё шестьдесят километров ехать.

Я тоже гнал как мог, но меня отвлекала тупая боль в голове… а также непонятные вибрации в корпусе болида. Повреждена подвеска?..

Нет времени паниковать – ходу, ходу, ходу!!!

Медленно, но верно Кари сокращал разрыв. Моё преимущество истаяло ближе к концу предпоследнего круга. И на старт-финиш мы выехали буквально друг за другом.

Кари сразу сместился влево, намереваясь меня обойти. Я вцепился в руль и вдавил газ по максимуму.

Нельзя пропускать. Иначе понадобится выиграть девять гонок из оставшихся десяти, чтобы достичь цели. А судьба вряд ли будет ко мне так благосклонна…

Первый поворот. К нему мы подошли колесом к колесу: Кари – по внешней, я – по внутренней. Надо было только вписаться.

В те мгновения я… успокоенно выдохнул. Теперь уж – пан или пропал. Отчаянная попытка нелетального камикадзе…

Я не затормозил. На краткий миг убрал ногу с газа, крутанул руль вправо. Машину повернуло сильнее, чем я рассчитывал, и, чтобы корму не занесло, я на голой интуиции ударил несколько раз по педали, возвращая этими подгазовками себе устойчивость.

Всё это заняло какие-то доли секунды. Но я успел – и что важнее, не цепанул колёсами траву на обочине. А ещё – выехал впереди Нико, который был вынужден сбросить скорость и даже немного вильнул из-за нестабильного торможения.

В результате к «эске» я подъехал с частично восстановленным секундным отрывом. Не бог весть что, но тоже в определённой степени неплохо.

На протяжении всего последнего круга я не прекращал сдерживать чересчур ретивого финна. Болид потряхивало всё сильнее, и становилось сложно им управлять. Но я ехал. Ехал, чёрт возьми!

Вот и финальный изгиб. Кари вновь висел у меня на хвосте, и я нервничал, зная, что настал второй главный момент в гонке. Но при этом я был полон решимости сделать всё от меня зависящее в оставшиеся несколько секунд.

Требовалось покончить с этим – по крайней мере, до вечера.

Поворот… Чуть резче наклонил руль – задние колёса повело-таки к внешке!

Нико же выехал безошибочно! Он вырвался вперёд!

Не отдавая себе отчёт в том, что творю, я врубил газ по полной и на каком-то инстинкте стал смещаться в сторону соперника.

До финиша сотня метров – между нами пять, он впереди на полкорпуса…

Полсотни – между нами два, опережение на четверть корпуса…

Поравнялись…

Тут наши колёса соприкоснулись – и мы одновременно пересекли черту, над которой размахивала клетчатым флагом некрасивая полная женщина в тёмной одежде и солнцезащитных очках.

Вровень друг с другом мы подъехали к первому повороту, и Нико замедлился, пропуская меня. Простая вежливость – или (что примерно о том же) после драки кулаками не машут? Кто бы знал. Позже спрошу.

А пока – едем на пит-лейн. Надеюсь, контакт на финише не приведёт ни к каким штрафам. Не хочу отвечать за то, что, возможно, не дало эффекта.

На технической дорожке я покатил очень медленно, с замиранием сердца ожидая указаний маршалов.

И вот мне замахали…

Подъезжать к Володе и Нерсесу, которые уже припарковались рядом с грид-гёрлз, держащими указатели с цифрами 1 и 2. Третья улыбчивая женщина в облегающем синем трико ждала меня около них на пустом участке асфальта.

Я сделал это. Седьмой подиум за одиннадцать прошедших гонок. И всего пятьдесят пять очков до лидера в личном зачёте.

Когда я вылез, то окинул взглядом машину… и с трудом подавил желание изумлённо выругаться.

Переднее крыло болталось – того и гляди отвалится. Правое переднее колесо, как я и думал, было малость отогнуто на оси по часовой стрелке. На бортах кое-где содрало краску – а сзади аж откололся кусок обшивки, обнажив в одном месте внутренние детали болида.

И я на таком делал круги по минуте тринадцать? Фантастика…

Непонятно откуда ко мне подскочил Игорь: только что не было – и вдруг появился. Он схватил меня за плечо и радостно заорал:

– Четыре тысячные, Миш! Четыре тысячные!.. Кто бы мог подумать… Ты третий, по очкам почти сравнялся с Хуовиненом! Это было супер… Погоди, как ты? Нормально? – озабоченно спросил он, когда я от утомления и переизбытка чувств опёрся о машину.

– Да… да, – выдохнул я и, когда накатившая было слабость отступила, принялся стягивать шлем.

Удивительно: и голова болеть вроде бы перестала… Однако выжат я был как лимон под печатным прессом. А через несколько часов мне и третью гонку ехать…

Стало быть, выход один. Награждение, обед – и заслуженный небольшой отдых.



* * *



– Миш, на пару слов, – сказал Атоев, когда мы, по общей договорённости не став брызгаться липкой и сладкой пеной, сошли с пьедестала.

Я устало кивнул, посмотрев вслед Нерсесу. Небось пошёл с остальными распивать выигранную бутылку.

А мы с Володей отошли в сторонку и поставили трофеи на асфальт, чтобы они нам не мешали.

– Что случилось? – спросил я.

– Это правда, что Нико в тебя въехал на первом круге и тебе всю гонку пришлось прорываться? – помедлив, ответил вопросом Атоев.

– Ну да. – Я пожал плечами. – А что тут такого? Каждый на моём месте поступил бы точно так же.

– Это да, но… – Владимир вздохнул, посмотрев куда-то вдаль. – Я видел, как ты стартовал. И как ехал на побитой машине после рестарта. Думаю, если бы всё пошло так, как должно было, ты бы оказался к нам с Нерсесом гораздо ближе.

– И что с того? Чего ты от меня хочешь? Скажи прямо.

– Понимаешь… – начал Атоев, взглянул себе под ноги – и лишь затем поднял глаза на меня. – Вчера во время гонки, идя с огромным отрывом к финишу, я понял: этот уик-энд мой. Это мой шанс выложиться по полной и взять от заездов всё, что можно. Со мной так ещё никогда не было… ни в картинге, ни во французской «четвёрке»… Сегодня я хочу оформить хет-трик, а может, и «большой шлем»[5]… как пойдёт, короче. Такая возможность выпадает раз в жизни. И ради этого я буду готов на всё. Если ты на каком-то круге ко мне подберёшься, то… уж извини, я ничего не смогу с собой сделать – просто выдавлю тебя с трассы. Как ты меня тогда, на «Москоу Рейсвей»…

Он помолчал. Подумав о чём-то своём, добавил:

– Ты понимаешь меня?

– Вполне, – усмехнулся я. Теперь всё стало ясно. – Сам бы на твоём месте вёл себя так же. Но беда в том, что я как раз не на твоём месте, потому что ты впереди. Однако всё ведь может измениться… Кстати, спасибо за предупреждение. Отныне буду вдвойне осторожным поблизости от тебя на треке. Так что поглядим, кто кого выдавит.

– То есть – без претензий? – с облегчением спросил Владимир.

– Абсолютно… Извини, мне надо идти, – сказал я, заметив, как машет мне мама откуда-то из-за толпы. – Встретимся за обедом.

– Точно.

Мы крепко пожали друг другу руки и пошли каждый своей дорогой.

Пожалуй, отнесу маме бутылку. Пусть выпьет за нас – за всю нашу семью, за то, чего мы вместе добились и что нам только предстоит.

А я не сомневался, что путь перед нами лежал долгий.



* * *



Мало-помалу солнце прошло зенит и медленно двинулось к западу. Над автодромом вязкой патокой растёкся летний зной, и казалось: ещё чуть-чуть – и воздух застынет подобно янтарю. Тогда останется разве что бежать в лес, чтобы нейти хоть какую-то прохладу…

К счастью, у нас имелись форменные тёмно-синие кепки. Свою я даже полил водой, прежде чем надеть и направиться в одно место на трассе.

Я был уверен, что найду там кое-кого. И что меня этот человек не прогонит.

…Сгорбленную фигуру на толстом бортике, отделявшем пит-лейн от главной прямой, я увидел издалека. В точности так же сокомандник (правда, сейчас его комбинезон, как и у меня, был расстёгнут, а рукава завязаны вокруг пояса) сидел там, прижав колени к груди и обхватив их руками, после того как выбрался из замершего у стены болида. После случайной аварии, которая и поломала ему все планы на гонку.

Я не стал кричать, привлекая внимание. Этому не было места в царившем здесь временном безмолвии.

Никита не обернулся ни когда я приближался, ни когда запрыгнул на барьер и уселся рядом, свесив вниз ноги.

– А, Миха, это ты… – вяло произнёс он, скосив на миг глаза в мою сторону. – Тебя можно поздравить?

– Не думаю, что это обязательно. Тебя не было на обеде, и я решил поискать, где ты можешь быть. Как видишь, не ошибся.

– Ну и зачем?

– Хотел поддержать. Разбитая машина – это ведь не конец света. За пару часов механики успеют что-нибудь придумать…

– Не в этом дело, – перебил меня Троицкий. – Когда просто цепляешь соперника, а сам съезжаешь с трассы, – это одно. А вот когда маневрируешь – и осознаёшь в последний момент, что тебе не осталось места, а болид вдруг решает взлететь, – это уже совсем другое…

Он спрыгнул с барьера и сделал несколько шагов в направлении пустующего стартового поля. Сбоку встал я, так же как и Никита глядя далеко вперёд – на лес на противоположном краю автодрома.

– Не знаю, как я сегодня выйду на старт, – покачав головой, тихо сказал Троицкий. – Помня о том, что произошло… Я ж тормозить резко буду каждый раз, если к кому-то приближусь!..

– А ты не тормози.

Никита повернулся и как-то странно посмотрел на меня.

Тупой совет, согласен. По-своему умный, но всё равно тупой. Поэтому лучше я разовью тему.

– Нет, серьёзно. Если ты сам не убедишь себя в том, что это была случайность и всё, что ты потерял, – несколько возможных очков в чемпионате… то за тебя это никто не сделает. Лучший психотерапевт – это воля.

– Спасибо, Миха, – ответил Никита и неожиданно фыркнул: – Успокоил… Ладно, попробую что-нибудь с собой сделать. А тебе желаю удачи. Сам я уже вряд ли стану здесь чемпионом, а вот ты ещё можешь за это побороться.

– Тебе спасибо, Никит, – сказал я и развернулся к пит-лейну. – Что, пойдём?

– Давай.

Мы перелезли назад через барьер. Затем переглянулись – и наперегонки побежали к трейлерам.

До финального заезда этапа оставались два часа.



_______________

[1] «Кюмиринг» – первая в Финляндии трасса уровня Grade 1. Введена в эксплуатацию в 2019 г., использовалась для тестовых заездов MotoGP. Запланированный в 2020 г. этап мотогонок отменён из-за пандемии.

[2] 1:11.437, Андреа Белички, 2003 г.

[3] Капета Тайра – персонаж одноимённого анимэ про гонки (2005). Отличался тем, что выигрывал заезды на старом карте или неисправном «формульном» болиде.

[4] Известная фраза с английского плаката 1939 года, получившая распространение в 2000-х.

[5] Хет-трик в «Формуле-1» – поул-позиция, победа, лучший круг; «большой шлем» – перечисленное плюс лидирование на всей дистанции. Применительно к «Ф-4» Атоев имеет в виду три победы, а в дополнение к ним три старта с первого места, три лучших круга и лидирование в гонках этапа.