Рейсер. На открытых колёсах. Глава 7

Даниил Смит
Пятница, 5 июня 2015, под Волоколамском



Прохладный ветерок лизнул мне лицо и разлохматил волосы, но затем притих, уступая дневному теплу временно одолженное место.

Я стоял у конца пит-лейна около самого ограждения и, пристроившись с краю барьера из щитов, с улыбкой до ушей смотрел на пустующую старт-финишную прямую.

Эх, раньше, помнится, любил я осенний дождь и зимние сугробы, а своё сибирское лето терпеть не мог, как суп недельной давности. А теперь – радуюсь хорошей погоде, причём хорошей не в моём прежнем, а в общепринятом понимании. Плохой погоды не существует; стоило ли перемещаться в чужое тело на шесть лет в прошлое, чтобы понять это?..

Рад был я и по другой причине.

Сегодня официально начинался гоночный уик-энд на «Moscow Raceway», и мне предстояло вновь сесть за руль верного «Татууса», чтобы гнать вперёд и под одобрительный рёв мотора ловить кайф от скорости.

Пятница, день тренировочных, а не рейтинговых заездов. И всё же, всё же…

Интересно находиться на автодроме было и вот почему. Если в Ахвенисто этап «Ф-4» являлся основным номером программы, то здесь – ни фига: будьте любезны удовлетвориться статусом гонок поддержки. Своего рода разогрев публики перед концертом звёзд.

А что у нас тут были за «звёзды»? Ага – пятый этап чемпионата мира ФИА по кузовным гонкам. Сегодня также две тренировки, завтра – двухсегментная квалификация, в воскресенье – две гонки. Примерно такие же, как и у нас: по 16 кругов. Разве что среднее время круга чуть больше.

А наше «младшеформульное» расписание почти повторялось (но квалификации было две, и вторая гонка по регламенту стояла тоже в субботу) у другого эшелона поддержки – отечественной «Формулы-Мастерс», вроде чемпионата России на болидах класса «Ф-3», то есть на один уровень покруче. Из Интернета узнал, что у них в заездах основное время на три минуты длиннее… ну и, если не ошибаюсь, нынешний сезон – последний для этого состязания.

И первый для моего. К счастью или к сожалению?

Будет зависеть от того, что у меня выйдет по результатам семи уик-эндов.

– …Видом любуешься? – послышался рядом голос Игоря.

– Ну да. Всё-таки автодром рангом повыше, чем Ахвенисто, да и лес не так близко к бортикам – можно побольше разглядеть…

– А мне, наоборот, там природа сильнее понравилась, – сказал инженер, становясь сбоку. – На майском этапе были почти настоящие гонки в лесу. А в эти выходные – словно в чистом поле…

– Но ведь не так важно, где именно проводятся гонки? – Я повернулся к Игорю. – Важно то, как они пройдут, верно?

– Смотря для кого, да? – Инженер тоже посмотрел собеседнику (то есть мне) в лицо. – Скажи, ты как для себя чувствуешь эту трассу?

– Она… не очень удобная. Да, пошире, но это лишний простор для соперников. Много достаточно медленных поворотов… Я стараюсь воспринимать это просто как необходимые условия на текущем уровне игры под названием «Формула-4 – 2015», который должен буду пройти. В конце концов, глупо злиться на создателей трека, если сам вылетел за поребрик.

– Спокойно. Ты никуда здесь не вылетишь. По крайней мере, за последнюю неделю на симуляторе не допустил ни единой ошибки…

– Однако лишь несколько раз выезжал из минуты тридцати семи, – заметил я. – Придётся потрудиться, чтобы завоевать стартовые и финишные места в первой половине решётки.

– Без труда, как говорится… – фыркнул Игорь. – Может быть, то, что помогло тебе в третьем финском заезде прыгнуть до первого места и удержаться на подиуме, просыпается только в те минуты, когда ты сидишь в реальном кокпите? Перед дисплеем ты как будто подсознательно ощущаешь, что это всё не то, а потому и не можешь высвободить в себе… себя, что ли?..

– Да, наверное…

– Как бы там ни было, после тренировочных сессий получим более чёткое представление о твоих отношениях с «Moscow Raceway». – Инженер хлопнул меня по плечу. – Посмотрим, до какой позиции ты в итоге дотянешься. Я подсчитал: в Ахвенисто без своих аварий ты вполне мог бы набрать очков на двадцать больше. Поэтому постарайся отыграться по максимуму. Я верю в себя. А теперь пошли. Пора выезжать на трассу.



…Я снова за рулём болида… Невероятное, неописуемое, мощное ощущение! Гудит, соглашаясь с любыми моими мыслями мотор; аккомпанементом шумит ветер, влетая над головой в воздухозаборник «Татууса», да слышится собственное дыхание под покровом подшлемника. Симфония скорости – под её звуки я забываю про непростую конфигурацию автодрома и немилосердную жару в кокпите. Про все земные заботы и печали. Это как полёт – лишь колёса почему-то соприкасаются с асфальтом. И поскольку машина лететь не хочет, вместо неё летит душа, увлекая за собой и тело, и машину…

Первые пять-шесть кругов я «вкатывался» в трассу, формируя в голове её более точный и наглядный образ, нежели в программе. А когда перед очередным изгибом автоматически направил болид по идеальной траектории, – понял, что могу здесь гоняться по-настоящему.



Незадолго до конца сессии, проезжая «эску»[1] в секторе со множеством поворотов, я подумал: «А отчего бы не спрямить путь по поребрикам? Правда, это будет два раза подряд ранний апекс, но… чем чёрт не шутит: может, одна точка торможения и в самом деле лучше двух?..»

И на оставшихся кругах я пробовал воплотить в жизнь открытый лайфхак. Поначалу не сработало и я маленько прокатился по траве, но затем стало получаться. Я даже замерил в уме: если по старой схеме я проходил «эску» за две с лишним секунды, то по новой уложился в полторы! Чем не бонус для квалы и гонок? Главное, чтобы стюарды меня за эту фишку штрафовать не начали…

Но вот полагавшееся на тренировку время истекло, и нас флагами зазвали обратно на пит-лейн. Когда я выбрался из кокпита, меня уже поджидал Игорь.

– Парень, это было нечто, – сказал он мне, пока механики затаскивали болиды в боксы. – Жаль, что телеметрия запрещена; я визуально за тобой наблюдал на главной прямой – на одном из кругов ты на полторы секунды приблизился к тому, кто впереди ехал! Если продолжишь так и дальше, самое меньшее один подиум в кармане. Сейчас информацию с датчиков считаем, вечером проанализируем… А пока – пойдём отдыхать. Может, даже на езду более взрослых гонщиков посмотреть успеем…



* * *



Суббота, 6 июня 2015



Со вчерашнего дня трибуны заметно заполнились: вместо отдельных мест занята была примерно четверть кресел. Основной наплыв будет завтра; к тому же, только что закончилась первая гонка «Формулы-Мастерс», сегодня ещё где-то проводится «Формула-Е», так что небольшой интерес публики понятен. На квалификации WTCC всяко более людно было.

Мне-то на зрителей в принципе плевать: что они есть, что их нету, – лишь бы родители за моими стараниями наблюдали, а остальное побоку. Вон, кстати, они сидят – во втором ряду, поближе к стартовому полю. Вся прямая как на ладони.

Я же – на седьмой стартовой позиции. Видимо, не надо было так выкладываться в первой же свободной практике. Тогда я показал абсолютно лучшее время – только, увы, ни на что оно не влияло. Вторую тренировку я провёл более вяло, начав спотыкаться на той «эске» и будучи из-за этого вынужден вернуться к старой тактике. На квалификации я нервничал чуть сильнее обычного, поэтому не смог показать ничего круче минуты тридцати шести и тридцати двух сотых, что в условиях неплохо продвинувшихся соперников и определило меня на занимаемое место на старте.

На поуле стоял – кто бы мог подумать! – Алексей Корнеев, опередив меня на четверть секунды. Правда, его сосед по первому ряду Хуовинен оказался утром ещё быстрее, но, похоже, за что-то был оштрафован. Далее располагались Матвеев, Атоев, Кари и Троицкий; кто находился позади меня, я не запомнил. Всего в этапе участвовали тринадцать пилотов: «отвалился» Эрикссон, и временно выбыли Ахмед с Евстигнеевым. Британца очков всё же лишили, но на моём положении в чемпионате это не отразилось.

Солнце, по счастью, не било в глаза, скрытое облаком. В шлеме и комбинезоне было жарковато, но я терпел, как и все прочие. Перед гонкой нам дали напиться, однако уверен: через полчаса захочется опять и очень сильно. Хотя что всё это по сравнению с трудами пилота «Ф-1», теряющего за полтора часа до двух килограммов веса…

Новый механик, неразговорчивый стриженый мужчина лет тридцати, заканчивал готовить болид к старту, возясь с передним левым колесом. Стоило ли мне опасаться новых неудач по вине загадочного господина Формана? Скорее всего, нет: любой мало-мальски соображающий человек поостерёгся бы натыкаться на одни и те же грабли и повторять прежние ошибки. Нужно просто не облажаться, и тогда какое-то время всё будет хорошо. Ведь будет же, да?

Нет мне ответа.

…Два зелёных огня, возвестившие начало прогревочного круга, я встретил как спасение от тягостных раздумий и покатил в середине цепочки машин по извилистой траектории, разогревая резину.

Шины зарекомендовали себя ещё на прошлом этапе, и, будь моя воля, я бы ввёл эту марку на всех соревнованиях «формульного» типа. Но, к сожалению, главный параметр гонок не удобство для пилотов, а зрелищность для зрителей…

И вот мы снова разместились на старте. Тихонько фырчали двигатели, да чувствовался разлитый в воздухе будоражащий аромат напряжения, которое повисло над треком.

Сейчас тут всего на три машины меньше. Казалось бы, ниже и ответственность – но нет, наоборот, выше, ибо чем дальше заходит чемпионат, тем труднее будет отыгрываться за ошибки. И немного тревожно: сколько болидов выйдет на старт потом? И что вообще в этом варианте XXI века станется с гонками?

Одни вопросы. И только упоительный дзен заезда поможет ненадолго от них отвязаться.

Раз светофор, два… три, четыре, пять – погасли! Первая передача, газ. Срываюсь с места, лечу вперёд.

Корнеев глохнет на своей поул-позиции, и все направляются в объезд по внутренней стороне. Кажется, лидерство теперь у Атоева, за ним Кари, молниеносно прыгнувший туда с пятого места, и замыкает тройку Хуовинен. Следом пускается в погоню Матвеев – ну и затем я с Ситниковым и Нюлундом на хвосте проскакиваю мимо Троицкого. Именно в таком порядке мы и проходим первый поворот, отделённые друг от друга десятыми долями секунды.

После петляния по зигзагам мои преследователи слегка подотстали, а я, выжав до предела дроссель, вплотную пристроился к Матвееву. К концу первого круга финны прошли Атоева и бросились в отрыв, начиная борьбу за победу.

Надо срочно что-то делать, иначе так и застряну во втором эшелоне, пока двое уроженцев Суоми будут делить между собой кубки. Применить прикол с «эской»? А что, это единственное место на круге, где я могу оказаться сильнее. Если соблюдать осторожность, конечно.

На втором круге атаковать в той связке не вышло. Матвеев успел перекрестить траекторию и заставил меня притормозить, чтобы избежать столкновения. Ничего, гонка только началась, всё ещё впереди.

Круг спустя я попробовал снова – и прижал наконец Ивана к поребрику, а сам вклинился между ним и Атоевым. Финны оторвались уже на пару секунд, и если я желал хотя бы попытаться догнать их, то следовало как можно скорее пробиться на третье место.

Атоев держался за позицию крепко, прямо-таки зубами вцепился. Любые мои потуги протиснуться по внутреннему краю или объехать по внешнему блокировались, причём так изящно, что мне стоило немалых усилий не отставать от ростовчанина. А сзади в довесок тройка Матвеев – Ситников – Нюлунд напирала…

С меня градом катил пот, впитываясь в ткань подшлемника. Сердце стучало как бешеное. Дыхание отдавалось в ушах звуками исполинских мехов. Но я держался. Я должен был держаться – это во-первых. А во-вторых, я знал, что другие ощущали то же самое, так что мы были в равных условиях.

Зато каким освежающим покажется тёплый ветер, когда заезд кончится…

Зазевавшись, я ошибся в повороте, вылетел на траву, и Матвеев прошёл меня обратно. Вознамерились обогнать и ехавшие следом Ситников с Нюлундом, но я, рассерженный потерей позиции, тут же вырулил на трек, прижал их в следующем изгибе к внутренней обочине и проскочил вперёд, вновь устремившись в бой.

Прошла примерно половина гонки. Матвеев будто понемногу сдавал, позволяя Атоеву увеличивать разрыв, и на девятом круге, воспользовавшись трюком с «эской», без особого труда оставил Ваню позади. Как он будет справляться с натиском соперников, это уже его дело.

Вскоре я опять приблизился к Владимиру на расстояние атаки. Тот всё больше отставал от финнов и фактом нахождения на трассе впереди меня успел почти полностью убить мои шансы на победу. И сейчас закрывал мне путь и на подиум.

В очередной раз спрямив «эску», я поравнялся с Атоевым и поехал с ним колесом к колесу. Второй сектор круга мы продержались вровень – изредка один из нас выдвигался вперёд где-то на треть корпуса, но переменность внешних и внутренних траекторий не давала кому-либо получить преимущество.

Один из следующих поворотов должен был вывести нас на длиннейшую прямую трека, за которой как раз следовал старт-финиш. Перед этим изгибом (предпоследним, 14-м по счёту на круге) я начал помаленьку смещаться кнаружи, заставляя Владимира жаться к внешней кромке асфальта.

Но это был достаточно скоростной поворот – я в него вошёл на четвёртой передаче, лишь слегка заехав на внешний поребрик напротив апекса. Атоеву повезло меньше: он не успел сбросить скорость, и его вынесло за пределы трассы. И, вспахав грунт шинами, он вырулил обратно уже в полусотне метров за мной.

Вины за этот инцидент я за собой не чувствовал. Рано или поздно я всё равно обогнал бы Владимира: если не так, то как-нибудь по-другому. А то, что он вылетел… ну мог же пораньше затормозить, а не надеяться объехать меня по внешке! Не выбил же я его, в конце-то концов…

Или выбил? Контакта вроде не было… Но тут уж судьям решать.

В зеркалах я обретённым острым зрением видел и то, что происходило позади Атоева. У Матвеева, судя по всему, возникли какие-то проблемы, и он пропустил своих преследователей, которые, в свою очередь, стали догонять уже Атоева.

Что ж, пока они там за четвёртое место бодаются, надо сокращать отставание от финнов. У меня в запасе оставалось всего несколько кругов, и под большим вопросом то, смогу ли я отыграть потерянное при прорыве вперёд время и расстояние.

А Хуовинен как раз серьёзно наседал на Кари, стремясь отобрать лидерство. Это противостояние тоже можно использовать, раз уж я создал себе с обеих сторон чистое пространство.

Но… как, если у них машины, зараза, такие мощные?! За пять кругов мне удалось отыграть всего пару секунд, как ни старался применить свой суперскилл «гоночного бога». Видать, у них он вообще работал на полную катушку.

А может, правда койраненовские аппараты сделаны покруче эсэмпэшных? По регламенту вроде всё одинаковое… Но кто ж его знает, как оно там. По-моему, сами гонщики тоже чрезвычайно талантливы. Да вспомнить Шумахера, который выиграл два своих первых титула на «Бенеттоне» – невыразительной по сравнению с тогдашними топовыми брендами машинке! Или – из «будущих» – Рассела, проходившего в третий сегмент квалы на отстающем от прочих «Уильямсе»… Так что главным в трио «пилот – болид – трасса» являлся всё-таки пилот. Но и машина тоже очень важна.

И Кари с Хуовиненом в данный момент полностью оправдывали надежды, возложенные на них допуском к чемпионату такого уровня.

Ну да и… «гоночный бог» с ними. В уик-энде ещё две гонки будут, завтра попытаюсь победить хотя бы в одной из них.

…Но что это? Ближайший маршал размахивал жёлтым флагом. Хуовинен сумел-таки к этому времени опередить Кари, так что у них двоих проблем не будет. Потому что обгоны теперь запрещены, а финны разыграли друг меж другом лидерство чуть раньше. А за нарушение правила могут неслабо так наказать…

Подъезжая к старт-финишу, я заметил стоящую за поребриком машину Корнеева, если я правильно помнил его гоночный номер. Похоже, из-за его аварии флаги и вывесили – за два-то круга до финиша.

Эх, заморозили моё третье место, заморозили…

С другой стороны, это пятнадцать очков, которые лишними быть никак не могут. Правда, Хуовинен с двадцатью пятью и Кари с восемнадцатью оторвутся от других в зачёте ещё сильнее, поэтому я совсем скоро должен буду начать побеждать в надежде противопоставить им хоть что-то.

Иначе борьбу за титул можно считать проигранной изначально.

Тут в зеркале я увидел какое-то движение и присмотрелся повнимательнее. Да это же Нюлунд! Воспользовался тем, что Атоева снова вынесло в четырнадцатом повороте, и под шумок пробрался мимо него и Ситникова.

Увы, под жёлтыми флагами.

Значит, не видать этому финну «завоёванного» четвёртого места. Пусть лучше россияне очки зарабатывают… а иностранцы в целом могут быть довольны и так.

Через пять минут пелотон финишировал вслед за пейс-каром.

Я сидел в кокпите, запрокинув голову, и почти что с закрытыми глазами вёл на первой передаче болид к пит-лейну – с удовлетворённым осознанием того, что сделал всё бывшее сегодня в моих силах.



После награждения, когда я, облитый шампанским, с кубком в руке шёл через пит-лейн к главному зданию автодрома, где сейчас собирались все наши, мне навстречу двинулся явно поджидавший меня Атоев.

Мы встали друг напротив друга около въезда в боксы на относительно свободном от людей пространстве. На отдалении за спиной Владимира выделялась фигура его гоночного инженера. Игоря видно не было.

Мы, два пилота, повторно, оказались один на один. Как и в гонке.

– Миша, ты меня выдавил, – сказал Атоев. Не обиженно, а скорее констатируя факт. – Это было не очень честно с твоей стороны, тебе не кажется?

– Так, давай сразу всё разберём в деталях, чтобы потом непоняток не было, хорошо? – Дождавшись кивка Владимира, я стал объяснять на пальцах: – Мы подходили к тому повороту бок о бок примерно с одинаковой скоростью. Но тогда какое-то время я уже тебя активно прессинговал, и ты должен был понимать, что я всерьёз намерен обогнать тебя. Смещаясь к внешнему радиусу, я расширял себе место для манёвра. Ты же, вместо того чтобы в ответ оттеснить меня обратно, остался на своей траектории. А с такой позиции обогнать можно было лишь при огромном везении, например удачно применив поздний апекс. По сути, ты сам отдал мне место… Наконец, главный вопрос: контакт был?

– Нет, не было, – бесцветным голосом ответил Владимир.

– Ну и всё. Считай произошедшее простым гоночным инцидентом. Завтра можешь меня так же вытеснить, если захочешь. Внесём в гонку элемент зрелищности… А кубки сами по себе ерунда, их при старании сколько угодно можно выиграть. Важнее то, что стоит за ними…

– Ты о чём? – нахмурился Атоев.

– Мы с тобой оба в российской команде, и, даже несмотря на то что чемпионат полностью личный и нет командного кубка из-за того, что все машины одинаковы, нам надо вместе двигать Россию к победе. То бишь совместно прорываться к вершинам, работая друг на друга и общими усилиями отражая натиск финнов. А начнём мешать друг другу, выяснять, кто круче, – те нас сметут. Понимаешь?

– Вроде бы да, – задумался Володя. – И что ты предлагаешь? Выработать какую-то общую тактику?

– Скорее всего, да. Во второй гонке этапа мы стартуем рядом, поэтому будет логично сообща наседать на финнов, а как только кому-то удастся между ними вклиниться, затем должен будет протиснуться и другой. А там уже гонимся за Кари и мотаем ему нервы… В третьей сможем ещё и Лёху Корнеева подключить с его поулом, а вот мне придётся прорываться…

– Хм, интересно. Надо над этим поразмыслить… Но думаешь, так легко забыть случившееся?

– Извини меня, Володя, за то, что я тебя вытеснил, я думал, это будет обычный манёвр, а вот как получилось, – скороговоркой произнёс я. – Доволен? Можем до кучи вдвоём сфоткаться с этим кубком…

– А что, давай, – улыбнулся он.

И я понял, что мир восстановлен.

Атоев попросил своего инженера снять нас на телефон и переслать сообщением в соцсети. На фотографии мы стояли рядом и вместе держали мой кубок бронзового призёра, выставив каждый на свободной руке два пальца буквой «V». Оба были достойны этого третьего места.

– Ну что, пошли к нашим? – предложил я, когда фотка была сделана и инженер вновь отошёл.

– Пошли, – с улыбкой кивнул Владимир.

Мы пожали руки и вместе направились ко входу в главное здание.



* * *



Воскресенье, 7 июня 2015



– Осторожнее при обгонах, – на ходу бросил я Артёму Кабакову, идя вдоль шеренги болидов к своей машине.

– Что?.. – донеслось мне вслед от растерянного гонщика.

Но я уже подошёл к «Татуусу» и стал забираться в кокпит. Времени всё объяснять не было. Если честно, и желания тоже.

Здесь я никому не смел проговориться насчёт того, что в теле Жумакина поселилось сознание из будущего, и это меня вынуждало менять историю тайно, исподволь, одним фактом собственного существования. Но я знал, что должно произойти в ближайшие шесть лет, и рано или поздно обязан буду выйти на новый уровень игры в попаданца – более явные изменения хода событий.

А пока не пошли глобальные общественные катаклизмы двадцатых годов можно было начать и с малого. К примеру, с предотвращения аварий в гонках с моим участием.

В моём старом времени второй заезд московского этапа «Ф-4» 2015 года был перед самым концом остановлен красными флагами из-за наиболее серьёзного происшествия во всём сезоне. Тогда Кабаков пытался в злополучном 14-м повороте обогнать Масленникова, но тот случайно поддел задним левым колесом его переднее правое. Машина Артёма от этого подлетела в воздух, перевернулась и в положении колёсами вверх пропахала траву кожухом воздухозаборника. Сам Артём не пострадал, и даже болид за несколько часов восстановили до гоночного состояния, и результаты были заморожены на моменте прямо перед аварией.

Но всё это произошло – а я теперь хотел это отменить, чтобы иметь на последних кругах возможность побороться с финнами за места на подиуме.

Мы расселись по болидам. Сотрудник дал отмашку, и я первым вывел машину на пит-лейн и покатил впереди всех наших к выезду на трек. Правда, вслед за белыми агрегатами лидеров-иностранцев. Ничего, это мы ещё поправим…

Был только одиннадцатый час утра, так что в кокпите я ощущал прохладу и уют, которых, скорее всего, не будет вечером на заключительном заезде. Асфальт пока не очень нагрелся, и шины станут изнашиваться медленнее. Это хорошо. Можно будет знатно погоняться…

Вместе со всеми я проехал круг и остановился в считанных сантиметрах перед жёлтой линией, показывающей разрешённое положение колёс, на своём третьем стартовом месте по итогам вчерашней гонки. Передо мной крупным планом была видна корма болида Хуовинена, начинавшего заезд с первой позиции. Слева и примерно посредине между нами расположился Кари, прямо за ним – Атоев, ну и дальше – кто как обозначился в окончательном субботнем протоколе.

Никлас Нюлунд всё-таки был наказан за обгоны под жёлтыми флагами (я так думаю, ему где-то полминуты ко времени плюсанули) и откатился в самый конец списка проехавших всю дистанцию – на… десятое место из тринадцати.

На шестом ряду грида заняли места Матвеев с Корнеевым, столкнувшиеся за два круга до конца прошлой гонки. Ну и замыкал решётку Троицкий, который сошёл на первых минутах из-за проблем с механикой.

Подоспевший персонал закончил финальную доводку болидов перед стартом, и после двух зелёных огней мы отправились на прогревочный круг.

…И вот дан старт! Кари молниеносно прыгнул вперёд, сразу же обходя Хуовинена. Я применил вычитанную на «формульных» форумах коронную схему «1-я передача – газ 75% – 2-я передача – газ 100%» и так же резво рванулся с места.

К первому повороту мы втроём подошли плотной группой: два финна и я у них на хвосте. В зеркалах отражалось какое-то хаотичное броуновское движение среди второго эшелона, но Атоев смог-таки удержать четвёртую позицию и войти в первую серию зигзагов на полсекунды позже меня.

Над старт-финишем с главной трибуной разносилась через динамики эмоциональная болтовня молодого комментатора, но я уже ничего не слышал за рёвом двигателя, шорохом шин и редкими скрипами чьих-то элементов конструкции.

Я был в своей стихии.

…Владимир продержался не очень долго. На четвёртом круге его прошли Ситников с Исаакяном, проскользнув по внутренней траектории в поворотах второго сектора. И вскоре ростовчанин проигрывал соотечественникам около двух секунд.

Эх, а я так надеялся… Значит, осталось пробиваться самому. В одиночку. Как и раньше. Ничего, я привык.

Сам я после пяти кругов из приблизительно полутора десятков сохранял третью позицию, отставая от Хуовинена на ту же пару секунд и от Нико Кари – на три с половиной. Это уж на глаз определил, мне ничего не сообщали.

Всегда стоит чётко осознавать, насколько соперники в данный момент тебя опережают. Это позволит и более реалистично оценить свои силы.

Я старался держать темп, по моим прикидкам, в минуту тридцать семь за круг. С Нико тягаться сейчас было невероятно трудно: похоже, финн поймал кураж и собрался лидировать до самого финиша. А вот до его сотоварища Алексантери ещё вполне реально было дотянуться.

Что я и делал.

Семь, восемь, десять, двенадцать кругов… Всё меньше времени для решающего манёвра. Кари начал отъезжать от Хуовинена, к которому, в свою очередь, незаметно подкрадывался я; между двумя белыми болидами разрыв увеличился примерно до двух секунд, а между мной и Алексантери, наоборот, сократился до одной. Но я не знал, насколько к этому времени выложился соперник и хватит ли его упорство до конца сезона.

Плюс нервы поматывало и ожидание красных флагов. Послушается ли Артём моего брошенного мимоходом совета? Или сработает человеческий фактор либо инерция истории и всё повторится? Узнать это было для меня важно вдвойне.

Тринадцатый круг… В очередной раз виртуозно спрямив связку из двух поворотов (из-за скорости приходилось делать это и выбирать нужный момент интуитивно, практически наугад), приблизился к Хуовинену вплотную. Думаю, финн не был этим доволен – потому всячески пытался какое-то время меня сбросить.

Дважды он прижимал меня к обочине в череде зигзагов, и только решимость обойти во что бы то ни стало спасала меня от перетормаживания, блокировки шин и, как следствие, отката на прежнее отдаление. Я просто перекрещивал траекторию и оказывался с другой стороны на таком же мизерном расстоянии.

Главную прямую мы проходили вровень, выжимая газ до предела. Перед заворотом на старт-финиш я находился с внешнего края, поэтому смог сохранить большую скорость и после выхода из изгиба даже оказался немного впереди.

Под взволнованные вопли комментатора и одобрительный шум толпы мы пронеслись по межсекторной прямой. Теперь всё зависело от первого поворота: получится ли пройти Алексантери сейчас или нужно будет попробовать позже.

По внешке ехать там было заведомо проигрышным вариантом. И я заблаговременно стал сдвигаться чуть вовнутрь, оставляя финну меньше места. А как только заметил, что тот притормаживает перед заходом в поворот, – до отказа крутанул руль вбок и по-шумахерски немного надавил на педаль газа во время своего торможения.

Меня отнесло инерцией чуть дальше, чем я рассчитывал, но я остался на трассе. Покрышки проскользили метра три по прохладному асфальту, прежде чем вернулся держак. И сразу, когда восстановилось сцепление, я резко газанул, снова смещаясь на Хуовинена.

На ум ни с того ни с сего пришёл короткий айтишный анекдот: если в машине одновременно нажать на газ и на тормоз, она сделает скриншот. Что ж, в моём случае этим «скриншотом» был боковой вид белого болида, фактически подрезанного мной после выхода из поворота с большой скоростью.

Хуовинен вынужденно тормознул, прижатый к обочине, но затем поравнялся со мной и хотел в следующем изгибе меня атаковать. Однако я «захлопнул калитку» у него перед носом, показав гонщику корму своего болида.

Кари маячил впереди. Я понял, что его уже не догнать.

А от Хуовинена отъехал на более-менее комфортный десяток метров – и с замиранием сердца стал ждать завершения гонки.

Четырнадцатый круг; пятнадцатый!.. Выезжая между двумя финнами на главную прямую, я краем глаза глядел на ближнего маршала: будут флаги или нет?! Что там, позади, в 14-м повороте?..

Маршальский пост пронёсся мимо. Мы снова зашли на старт-финиш, и… флагов не было! Аварии Кабакова не случилось! А значит, через два круга будет совершенно нормальный финиш. С клетчатым флагом, как полагается.

Я сделал это. Я изменил историю. Пусть и совсем чуть-чуть, но всё же.

То есть это возможно. Проверено и доказано мною…

Задумавшись, я и не заметил, как подпустил Хуовинена к себе на опасное расстояние. Понадобилось опять наращивать темп и по мере сил отрываться. Но мне улыбнулась удача: удалось малость вынести Алексантери с трассы в том самом предпоследнем повороте. Как Володю вчера, но не так далеко – финн почти сразу вырулил обратно.

Однако я отъехал вперёд на те же ранее потерянные десять метров и через пару минут под шум трибун пересёк финишную черту на честно (мелкие нюансы не в счёт) заработанной второй позиции.

Чёрт возьми, да теперь призовые места занимать стало у меня чуть ли не традицией.

Выходит, я делаю всё правильно. Надо бы так и впредь.



* * *



После награждения прошли два часа.

Был перерыв между двумя гонками WTCC. Первую мы все благополучно пропустили за необходимыми формальностями, обедом, общением с родственниками и отдыхом, а вот вторую нам разрешили посмотреть, и мы поднялись на верх наполовину заполненной главной трибуны, где имелись свободные места.

По пути со мной поравнялся Артём. Вид у него всё ещё был немного ошарашенный.

– Миха, ты как знал обо всём!.. – сказал он мне, изумлённо качая головой. – Я хотел в конце заезда Сашу Масленникова обойти – и вижу: наши створы колёс пересекаются, и он щас меня как подденет!.. Твои слова вспомнил и чудом успел отвернуть. Ты-то откуда мог знать?..

Мы поднимались по ступенькам, и я кожей чувствовал на себе пристальный взгляд Артёма.

– Да чисто как совет это было, – пожал плечами. – Интуиция…

– Ну ладно, – хмыкнул он, и мы стали рассаживаться.

На трассе пока было пусто: даже ещё подготовка к старту не началась. И я решил это время использовать на то, чтобы обсудить с товарищами кое-что, касающееся нашей третьей гонки. Кое-что очень важное.

– Эй, парни, – привлёк я общее внимание. – Есть дело серьёзное, надо поговорить.

– Что случилось? – спросил, повернувшись ко мне, Атоев, сидевший тремя креслами левее. Судя по его тону, он до сих пор явно был недоволен своим шестым местом. – Хочешь теперь, чтобы мы все попробовали эту твою командную тактику?

– Ну-ка, ну-ка… Мы чего-то не знаем? – насторожился Никита Троицкий.

– Ща всё объясню… Вам не кажется, что финны нас на этом чемпионате конкретно нагибают? Защищаясь поодиночке, мы ничего с ними не можем сделать, и в итоге им все призы, а нам – так, по мелочи…

– У большинства даже этой «мелочи» нет, – заметил кто-то далеко слева от меня.

– Во-первых, завидуйте молча. Во-вторых, что бы там ни говорили, мы команда и должны этому слову соответствовать. Я предлагаю объединить наши усилия, чтобы оттеснить соперников как можно дальше, а самим, напротив, продвинуться, насколько сможем, вверх в протоколах гонок и личном зачёте.

– Интересно, как? – спросил тот же голос. – Антикрылья, что ли, им ломать при попытках обгона?..

– Не совсем. Я считаю, надо разделять их, вклиниваться между ними и не пускать вперёд. Если мы медленнее, то можем их задерживать, пока подтягиваются те, кто сзади, чтобы отодвинуть соперников ещё сильнее. Видите, что кто-то из своих едет быстрее и в состоянии будет атаковать иностранца впереди, – пропускайте, не торгуйтесь, потом обгоните сами. Главное – взять побольше баллов, и мы сможем этого добиться, лишь скоординировав действия.

– Типа тебя тоже без разговоров пропускать? Хочешь за наш счёт урвать очередной приз?

– Да хватит уже, я хочу как лучше для всех. Если сработает, то вы как минимум останетесь на своих позициях. Вот смотрите. Допустим, едет финн пятым, кто-то из вас – шестым и седьмым, причём седьмой быстрее. Шестой пропускает седьмого, тот догоняет финна, при случае проходит его и начинает, чуть замедлившись, задерживать соперника. В это время подкатывает тот, кто пустил сокомандника вперёд, и сам пробует обогнать финна. В результате русские – шестой и пятый, иностранец – седьмой. Можете затем и между собой пободаться, но ни в коем случае не возвращайте места финну. Как вам такой план? Учтите, более быстрые всё равно прорвутся, а это – шанс и для остальных. Подумайте, парни. Чемпионат должен выиграть кто-то из нас. Иначе какой смысл?

В верхнем ряду трибуны воцарилось молчание. Гонщики переваривали услышанное, взвешивали «за» и «против». И от их решения зависело многое.

– Почему бы и нет? – пробормотал спустя какое-то время Атоев. – Мы так только поможем друг другу, а если и нет, то сумеем вернуться к прежнему варианту: каждый сам за себя.

– Я с тобой, Миха, – сказал Троицкий. – Посмотрим, что у нас получится.

– Это всё хорошо на словах, но в реале могут появиться непредвиденные трудности, – продолжил я. – Например, кто-то заглохнет на старте, стоявший сзади уткнётся в него и сильно отстанет. Поэтому в первые секунды важно никому не закрывать другому траекторию. У меня такая идея: те, кто будет на чётной стороне решётки, смещаются ко внутреннему краю трассы, на нечётной – к центру. Это должно сработать. И ещё следует избегать фальстартов и касаний, чтобы ни к кому из нас не придрались стюарды.

– Даже не знаю… – вздохнул Корнеев. – С одной стороны, мой поул даст мне шансы выиграть; с другой, эта тактика вполне может позволить кому-либо пробиться поближе и забрать победу себе. Так что не знаю…

– Первое место в любом случае стоит оборонять. Разве что не ценой лишних очков для финнов. Решайте. Пленники хвоста пелотона могут бороться друг с другом как им угодно. Я никого не заставляю. Рассчитайте точно свои возможности, чтобы…

Не найдя больше слов, я развёл руками и умолк.

К стартовой решётке стали подъезжать машины участников WTCC.

Гоночный уик-энд близился к завершению.



_____________

[1] «Эска» – связка из двух поворотов с двумя точками торможения (ср. «шикана»).