Святки, мистерия прозябающего Януса

Евгений Пимонович
    Святки*) - мистерия прозябающего**) Януса***).

     Январь не за горами!

    Янус и Календы, первые дни месяца, совпадающие с новолунием, напоминают нам о Древнем Риме, о календарях.   
 
    За последние двадцать веков менялись они – не упомнишь сколько раз!
    Было в нашей истории и 1 января 1700 года с Указом: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа ПЕРЕСТАТЬ ДУРИТЬ ГОЛОВЫ людям и считать Новый год повсеместно с первого января.

   А в знак доброго начинания и веселья здравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.

    В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

  А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

   Не было никогда -- и вот опять! «Здравствуй, ЗСИ****), Новый год!», -- собирались сказать подданные Петра Алексеевича.
   Ан нет, не угадали: с 1700 года в обиходе россиян появились не только арабские цифры!

   Железный конь начал вытеснять крестьянскую лошадку – император "Россию поднял на дыбы" – "Русь, куда несёшься ты?!",-спохватились потомки – "вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю"?!
   Знать бы, где соломки постелить...

   «Государство в отношении с обществом одержимо дурными привычками и одержимо поневоле: хотело как лучше, а получилось как всегда…», *****) – это наблюдение стало воздухом нашей жизни задолго до рождения Виктора Степановича Ч.

   Задолго до съёмок «Иронии судьбы» проделки Пьянуса, выпущенного династией Романовых из бутылки, были предсказуемы и что же, это кого-нибудь останавливало в преддверии Нового года?!
   

     Задурили-таки людям головы «сильные мира сего», оторвали от Неба, разлучили с прошлыми обрядами; всё перепуталось – и в Мiре, и в моём сознании.

   Хотя, так было всегда. Изменялись написания цифр и букв. Направление письма. И даже статус гласных и согласных.
  Не отличимый, почти, по написанию от нынешней «А» «алеф» финикийского алфавита был согласной буквой…
     Одно время считалась гласной Й («и с краткой»)...

     Неизменным был всё это время только видимый и ночной ход светила, распинающий ткань повседневности меж четырьмя датами, двумя солнцестояниями и двумя равноденствиями.

  ...«Гласные это самый нага голос», – уловил и напомнил Константин Бальмонт , показавший что может сделать любящий музыку с русским языком.******)
   Действительно, первые алфавиты состояли только из согласных букв, ведь гласные считались табуированными ликами Бога.
 И было их, ПРОТОГЛАСНЫХ, по версии Германа Вирта (подробнее http://proza.ru/2020/06/25/1677)  ПЯТЬ:
а _ е _ i  _о _ у .
      В Протоязыке Вирта произнесённое открытым ртом «а» - это открытый год (начало года), закрытый, утробный звук «у» - его конец, могила. «i» - промежуточный средний звук, звук севера, летнего солнцестояния. «е» и «о» -- визитные карточки весеннего и осеннего равноденствий (http://proza.ru/2020/08/21/584).
   Одно оставалось мной непонятым: особенных  точек года ЧЕТЫРЕ. Как же с ними совместить ПЯТЬ протогласных?!

  Без Козы, оказалось, не разобраться!
Она – обязательный персонаж Колядок, так же как и  Мехоноша и Звездарь (http://proza.ru/2020/12/30/1643).
   Личина, маска Козы удивительно совпадает с образом кириллической буквы ОУКЪ. Они настолько похожи, что не разберешь, что-кто было причиной,  а стало следствием.
   Помните потешку?
   «Идёт коза рогатая за малыми ребятами
Кто каши не ест, молока не пьёт, к вам иду-у-у
Забодаю, забодаю, забоду-у-у».

  Святки, длясь «от звезды до воды», начинаются «в самый жуткий час» астрономически определенный самой длинной ночью, когда маска Козы надевалась участниками древней мистерии.

   Взрослые и дети  ходили по домам, щедро сыпали зерно и пели «щедривки», посевальные песни:
  «Сею, вею, посеваю, С Новым Годом поздравляю! Рожь, пшеница пусть уродится, Счастье в доме пусть поселится!».

 Были и другие сегодня непонятные ритуалы.

   Например, мужики в Святки выходили во двор и трясли плуг, его «показывали» особому «третьему зрителю»,

  Двенадцать святочных дней и ночей пролетали весело, не заметишь – мороз, трещи не трещи, а пришли Водокрещи!

  Маска Козы, снятая и брошенная на стол личина, напоминает другую рогатую букву, букву оптимистичную, начало начал:  алеф, альфу, А.

  Не только от великого до смешного – один шаг. От трагедии ушедшего витка года, темного и студеного, засыпанного снегами воспоминаний –  до рождения витка нового, освященного живой водой тоже один поворот мистерии.
 От  ОукЪ до АзЪ.

   Теперь все пять протогласных Вирта оказались  на своих местах!
    А звёздочки сносок, рассыпанные по тексту – на счастье, на память о посеянной под зиму ЗЯБИ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОРАСТУЩЕЙ в своё время, ВЕСНОЙ!

   
       ПАМЯТКИ

*)
   Святки (святые, праздничные дни, зимние святки, коляды; др.-рус. св;токъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

**)
   В словаре старославянского языка «прозябающий» означает ПРОРАСТАЮЩИЙ.

***)
   Янус (лат. Ianus) — двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа 

****)
    Кропоткин, П. А. Дневники разных лет. — М.: Сов. Россия, 1992.

*****)
    Примерно так, буквами Кириллицы с ТИТЛО http://proza.ru/2021/11/15/609
, выглядел бы номер 1700-го года, кириллическими буквами с титлом,  кабы не Петровская реформа.

******)
     Точная цитата Бальмонта:  «…Я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку.»