Сгоревшая картина князя Г. Г. Гагарина

Алла Жданова
   
11 октября 1874 года в тифлисском театре, который горожане любили и которым гордились, давали оперу «Норма». Вдруг – с криком «Пожар!» из здания театра выскочили полуодетые артисты.
Пожарная команда явилась без лестниц, совершенно не готовая для борьбы с огнем. Дотла сгорел театр, художественное оформление которого было выполнено князем Григорием Григорьевичем Гагариным. Театр, о котором А.Дюма после посещения его в 1858 году в книге «Путешествие по Кавказу» писал: «За свою жизнь я видел почти все театры, но ни один из них по красоте не может сравниться с Тифлисским театром». И далее..
«Зал – это дворец волшебниц, без зазрения совести скажу, что зал тифлисского театра – один из самых прелестных залов, какие я когда-либо видел за мою жизнь». А вот что писал парижский журнал ""Иллюстрассьон" про этот грузинский театр: "... театр... представляет одно из самых элегантных, изящных и чарующих театральных зданий, которое только может создать человек".
И все это сгорело за два-три часа! Сгорели все декорации и бутафория, реквизит, богатейшая нотная библиотека....
А теперь – предыстория
«…В первый год по прибытии моем в Закавказский край, –
писал Михаил Воронцов военному министру графу Александру Чернышеву, – я признал полезным учредить в Тифлисе публичный русский театр… для ознакомления местного населения с русским языком, с русскими нравами и для постепенного сближения их с Россиею». На долгие годы сохранились среди солдат в русских войсках на Кавказе рассказы о простоте и доступности верховного наместника. После смерти князя там возникла поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер».
… Нашелся и инвестор, им оказался почетный гражданин Гавриил Тамамшев.
Художественное оформление будущего театра было поручено князю Григорию Григорьевичу Гагарину. Все внутреннее убранство зала осуществлялось по утвержденным эскизам и детальным чертежам, разработанным Г.Гагариным.
В оформлении зала были применены детали, выполненные из тисненного картона, произведенного на фабрике, находящейся под попечением князя Г.Г. Гагарина, взявшего на себя все расходы по изготовлению.
На голубом своде потолка были размещены девять медальонов с именами наиболее известных драматургов, в частности, Эсхила, Шекспира, Мольера, Гольдони, Грибоедова...
Лепные работы были выполнены лучшими персидскими
мастерами.
Огромную,1218 килограммовую люстру, доставили из Марселя пароходом. Люстра была уложена в разобранном виде в 12 больших ящиков, и с побережья Черного моря в Тбилиси ее доставили на арбах, запряженных буйволами.
Занавес театра, выполненный по эскизу Г.Г.ГАГАРИНА, представлял собой выдающееся художественное произведение. Вот как описывал его
Александр-Дюма: . «.. в центре рисунка…. с левой стороны от зрителя Россия, а с правой – Грузия. Со стороны России Санкт-Петербург и Нева, Москва и Кремль,мосты, железные дороги, пароходы, цивилизация, все эти образы потом теряются в так называемой мантии Арлекина.
Со стороны Грузии виднеется Тифлис со своими развалинами крепостей, базарами, откосами скал с яростной и непокорной Курой, чистым небом и, наконец, со всем своим очарованием.
У основания пьедестала, со стороны России, – крест Константина, рака св. Владимира, сибирские меха, волжские рыбы, украинские хлебные продукты, крымские фрукты, т. е религия, земледелие, торговля,изобилие.
Со стороны Грузии – роскошные ткани, великолепное оружие, ружья с серебряной оправой, отделанные слоновой костью и золотом кинжалы, шашки с золотой или серебряной насечкой, мандолины (род лютни),украшенные перламутром, барабаны с медными бубенчиками, т. е. парады,война, вино, танцы, музыка»
Все работы были закончены в сентябре 1854 года.
Руководить театром поручили Владимиру Соллогубу, который
как раз приехал на Кавказ служить по линии Министерства внутренних дел при Наместнике Кавказа.
Новый театр стал подлинным украшением города и первой ласточкой в строительстве городских театров на Кавказе.
 Но, к великому сожалению, он просуществовал только 20 лет. Без преувеличения можно сказать, что сгорел не только театр -  по сути сгорели плоды творческого труда нескольких лет, настоящая выставка произведениий выдающегося художника - князя Григория Григорьевича ГАГАРИНА.
И снова возвращаемся к Александру Дюма, который написал: : «Признаюсь, лестнo быть потомком Рюрика, иметь самодержавных предков, царствовавших в Старо-дубе, производить свое имя от Гагара Великого, являться при дворе и в салонах под именем князя Гагарина; но если бы сказали князю Гагарину «Вам надо отказаться или от вашего княжества
с коронованными предками, или от вашей кисти»,– думаю, что князь Гагарин  сохранил бы за собой кисть, называясь г-ном Гагариным безо всякого титула.Художники такого дарования трудятся для того только, чтобы называли их просто Микельанджело, Рафаэль, Рубенс…»

В 1896 году тифлисский театр возобновил работу в новом здании. Сезон открылся постановкой оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин. Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили в этом году отметил свое 170- летие, он ведет свой отсчет с 1851 года, когда по инициативе русского наместника М.ВОРОНЦОВА в Тифлисе был заложен камень в фундамент первого публичного русского театра на Северном Кавказе