Кризис, когда нет единства теории и практики

Павел Каравдин
КРИЗИС, КОГДА НЕТ ЕДИНСТВА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В науке есть  две части: практика и теория. Хорошо, когда они едины. Но если они ссорятся, в науке начинается кризис. Например, практика долго считала Земной шар неподвижно висящим в центре вращающейся вокруг нее небесной сферы. Но должна же теория как-то объяснить эту неподвижность, и она объяснила это тем, что пространство внутри небесной сферы залито эфиром, чем то вроде жидкости, нигде не оставляя пустоты. Это была теория Аристотеля. С тех пор сохранилось представление, что природа боится пустоты. Но народ не знал, что это кризис. Только несколько астрономов знали, что есть несколько планет, не совпадающих с теорией Аристотеля. Они хаотично блуждали по небосводу, не подчиняясь его движению.Хотя Ньютон и Гюйгенс жили в одно время, но мыслили по разному. От книги Коперника прошло уже около 150 лет, а Гюйгенс волнами  эфира начал объяснять оптические явления. А Ньютон понял, что если Земля движется, то это означает, что пространство пустое, эфира нет, нет и волновой теории. А свет может быть только потоком корпускул. Теория Ньютона и практика астрономии совпали.

Как-то один из моих оппонентов сказал мне, что он согласен с теорией Ньютона, но ему не нравится корпускулярная теория света. Лучше была бы волновая. Я как мог, объяснил ему, что любая теория содержит ряд положений увязанных друг с другом и произвольно заменять их невозможно. В пустом пространстве нет среды (эфира) для волновой теории. Но в 1802 г. Юнг пропустил свет через два малых, близких отверстия, увидел на экране полоски, которые назвал интерференция и решил, что его опыт доказывает наличие волн эфира. Его поддержали Френель и Максвелл. К сожалению, я не мог им объяснить то, что объяснил моему оппоненту, что для волновой теории нет среды (эфира). Не понимая этого, они ввели эфир Аристотеля в физику Ньютона через волновую теорию света. Автоматически возник корпускулярно-волновой дуализм, не замеченный сразу. Его «узаконил» только в 1924 г. де Бройль.

Понятно, что опять начался кризис, замеченный только под конец ХIХ века, когда практика Майкельсона, пытавшегося обнаружить эфир по теории Максвелла, разошлась с ней. Возникла теория относительности, а затем и квантовая механика. Понятно, что они как и корпускулярно-волновой дуализм выросли на пустом месте, на ошибочном сдваивании эфирной теории Аристотеля с безэфирной Ньютона. 

23.12.2021          Павел Каравдин