4. Бобруйск. Вторая смена

Александр Парцхаладзе
        Как часто мы,  вопреки Уставу,  устраивали свои  непритязательные пирушки,  на которых,  как правило,  бутылка бывала на всех одна,  а угощение сводилось к тому,  что продавалось в сельмаге?  Редко, во свяком случае гораздо реже, чем хотелось.  Обычно  праздновали мы чей-то день рождения,  и тогда на столе могли появиться еще и гостинцы из посылки,  полученной именинником.  Или отмечали  какое-нибудь  особое событие.               
        К примеру - удалось избежать беды.  Нешуточной.  Да еще и задержать преступника.               
               
        - Что? - этим занимаются не рядовые из роты охраны, а специально обученные, подготовленные сотрудники спецорганов?  Да, конечно, но сами-то преступники   как раз и не склонны  общаться  с представителями правопорядка.  И предпочитают,  если им приспичило,  добывать себе оружие не у них.               
               
        Но лучше рассказывать все по порядку.  Сначала - где?  В карауле, конечно, где народу немного,  а часовой на посту и вовсе один.  Когда?  Ночью,  потому что ночью  спрятаться легче.  А лучше всего - глубокой ночью,  когда любого  человека  ко сну тянет,  и часовой в этом смысле  не исключение.  Значит,  где-то между двумя и четырьмя часами,  в самое глухое время.  Для того, кто стоял на посту, понятно - это Вторая Смена.  Если стоишь на вышке,  тебя как-то защищает высота.  И, если не спишь,  смотришь по сторонам,  всегда успеешь заметить опасность.  Тем более,  что территорию  освещает прожектор.  Хуже,  если тебе приходится  шагать по периметру объекта,  вглядываясь в ночь,  потому что прожектор  освещает контрольно-следовую полосу,  а слева от тебя,  за колючкой,  растут деревья.  Их кроны густы,  ветви перевешиваются через ограду с колючей проволокой,  и ты идешь по узким  длиннющим  досчатым мосткам,  в метре над землей,  попадая то и дело в затененное пространство.               
        Мостки  окружают охраняемый объект с трех сторон.  С четвертой,  самой короткой,  там, где находится караульное помещение,  оттуда опасности никакой - там товарищи,  там выставлены для охраны и собаки.  А тебе ходить два часа подряд:  сначала по длинной стороне,  примерно двести метров,  потом по короткой - это примерно пятьдесят,  затем,  сделав еще один поворот,  опять по длинной.  И обратно.  На весь путь в полкилометра длиной  уходит минут десять:  торопиться не нужно.  Будешь ты бегать, или идти неторопясь,  смена придет все равно в положенное время. 
               
        На этот раз разводного с новым постовым я ждал в четыре:  попал при разнарядке именно во вторую смену.  Мне повезло:  ночи были еще достаточно теплыми. Но уже совсем темными:  начало сентября - это не июнь,  когда и в три часа ночи виден каждый листочек. Комары исчезли еще в августе.  Прожекторы  светили исправно,  контрольная полоса выглядела безупречно.  Мешал только громкий скрип досок под ногами.  Старые мостки  скрипели при каждом шаге,  а так хотелось идти бесшумно и - если б только возможно было! - невидимкою.  Когда ты на свету,  а там,  слева  за колючкой - темнота и справа, за следовой полосой с прожекторами, со второй линией колючки - там тоже темень, тогда  начинает казаться,  что за тобой наблюдают.  Притаились   среди деревьев,  в кустах,  притаились и ждут... чего?   Не знаешь,  но начинаешь нервничать.  Оглядываться.               
               
        Нужно оглядываться!  Запомните - нужно оглядываться  время от времени,  как бы ни казалась спокойной и безопасной вам ваша жизнь.  И я оглянулся.  Не тогда,  когда был на виду - для чего показывать, что ты беспокоишься? - оглянулся, оказавшись в тени свисавших из-за ограды ветвей березы.               
        Я не поверил своим глазам:  совершенно не прячась,  не пригибаясь,  через контрольно-следовую полосу  к моим мосткам  шел мужчина.  Высокий, плечистый.  Вот он у мостков,  стоит,  опершись на них руками.  Вот уже на мостках.  На голове кепка.  Почему он не прячется?  То, что прятаться ему было бессмысленно, я умом понимал,  как понимал и то,  что человек этот минуту назад перелез через первую линию ограждения.  Но - идти вот так, открыто?  Расстояние между нами сокращалось быстрее,  чем я соображал.  А когда сообразил наконец,  что ему нужен скорее всего именно я,  спина одеревенела.  И только руки не подвели:  в секунду я  сорвал  перекинутый через плечо автомат и щелкнул предохранителем.               
               
        Полагалось  крикнуть: "Стой! Кто идет?!".  "Стой, стрелять буду!" - если этот  чужак не остановится. И сделать в крайнем случае предупредительный выстрел, в воздух.  На все это не оставалось времени.  Я заорал: "Стой, стрелять буду" и тут же для убедительности выстрелил,  выходя из тени деревьев.               
        Незнакомец  опешил.  Ему казалось,  что я продолжаю  идти,  спиною к нему.  И ему  достаточно дождаться,  когда я поверну за угол,  чтобы спрятаться  именно там,  где я оглянулся,  в тени начинавших желтеть берез.  А потом - встретить меня,  когда я буду возвращаться,  не  подозревая,  что он  притаился за поворотом.   
        Я не знал, один ли он, этот мужчина,  нет ли за оградой его сообщников.   Единственное, что я знал точно - мне нужно дойти - целых десять шагов! - до столба, на котором  спасительный тумблер, дойти, чтобы подать сигнал тревоги.  После моего выстрела  незнакомец стоял с поднятыми вверх руками.   Я перевел рычажок автомата в положение "стрельба очередью" и предостерег:  одно движенье, и я выстрелю без предупреждения.  Каким далеким показался мне  этот столб с сигнализацией!  Но уже через минуту - я даже не ждал их так быстро - ко мне бежали мои товарищи.               
               
        На пост вместо меня выставили другого часового.  Незнакомца под прицелом теперь уже трех автоматов  отвели в караульное помещение.  А минут через десять появились вызванные по тревоге  дежурный по караулам  и сопровождающие его особисты.  Взяли мой рапорт и уехали,  забрав с собой  угрюмо молчавшего  незнакомца.  Молчавшего,  потому что оправдываться для него не было смысла:  не мог же он сказать,  что заблудился - он, перебравшийся через колючку, через вспаханную полосу...               
        А там уже, куда его увези - там, рассказали нам потом,  он признался: охотился не за часовым,  конечно, а за автоматом - добыть оружие  его послали подельники.               
               
        Как кого наградили? Начальник караула получил одну широкую лычку на погоны вместо прежних трех узких. И отправился в краткосрочный отпуск к себе в Вологду. А меня по моей просьбе  первым после Приказа отпустили домой, сразу после Майских Праздников,  на месяц раньше остальных.  И это было самой лучшей наградой:  дома меня ждали жена и родившаяся прошедшим  летом дочь.