Гений

Александр Петросян
-Виктор Михайлович, можно?

-Саша, я занят, - прошептал Виктор Михайлович, показав пальцем сперва на телефонную трубку у уха, а потом ткнув пальцем в потолок и одними губами сказал, -Сам! -и отвернулся к окну.

-Виктор Михайлович, очень нужно. Позарез.

-Да, все готово, и мы готовы. Все работает как часы. Гроссмейстер уже тут. Международная пресса, все здесь. Ждут. Да, все будет хорошо. Мы покажем миру, что наши шахматные компьютеры тоже чего-то стоят. Да. Конечно. Уверен - мы победим. То есть, наш компьютер победит в этом матче. Спасибо, всего доброго.

-Ты в своем уме, Саша, я с самим говорю, а ты лезешь. Что там, все готово? Через час начинаем матч. Как там их гроссмейстер, хорохорится?

-Дает интервью, говорит, что выиграет всухую. Разобьет в пух и прах.

-В его стиле. Посмотрим, как он будет побеждать. А ты чего приходил - то? Все в порядке, - насторожился Виктор Михайлович.

-Там…это…как его…

-Саша, что ты там мямлишь.

Саша попятился к двери, - Компьютер сбоил, диагностику не проходит, мы пока не знаем ни причину, ни как ее устранить,- сказал Саша и выскочил за дверь кабинета.

О дверь разбилось, что-то, судя по звуку стеклянное, а по силе удара - тяжелое. Саша ухом прильнул к двери. Виктор Михайлович изысканно и витиевато матерился. Саша узнал для себя несколько новых оборотов и постарался их запомнить, на будущее. Виктор Михайлович был из глубоко интеллигентной семьи, поэтому знал много.
Дверь дергали с той стороны, проклиная все на свете : Сашу, шахматы, гроссмейстера, погоду и соседей Виктора Михайловича по лестничной площадке..
Саша крепко держал дверь, зная, что если он ее отпустит - ему не сдобровать.
Ему не повезло. Он вытащил короткую спичку среди членов команды программистов, обслуживающих матч. И ему, как проигравшему, пришлось сообщить, что компьютер завис. И никак не хочет работать.

-Саша, открой, сволочь, не откроешь, я тебя в три шеи выгоню из института, нахрен. Открой.

-Виктор Михайлович, успокойтесь. Вам нельзя волноваться.

Дверь перестала дергаться, -Хорошо, можешь войти.

-Виктор Михайлович, отойдите к столу, пожалуйста.

Саша услышал шаги, открыл дверь и тотчас был схвачен за горло крепкими руками Виктора Михайловича.

-Ты что сказал, сволочь? Что значит сбоил?

-Вик…Мих…отпс…те, Вы…ня…задушите, -хрипел Саша.

Виктор Михайлович опустил горло. Саша упал на колени и закашлялся. Продолжая кашлять, он пятился к двери.

-Стоять! Ко мне! -грозно крикнул Виктор Михайлович.

-Вы меня убьете!

-Нет, не убью, выслушаю, а потом убью!

Виктор Михайлович сел за стол, -Говори.

-Программа не запускается. Ребята пытаются отладить, но навряд ли успеют к началу матча.

-Виктор Михайлович достал из папки чистый лист бумаги. Взял ручку и начал что-то писать.

-Виктор Михайлович, что вы пишете?

-Заявление об увольнении. Задним числом.

-Моем?

-Нет, своем. Вас потом и так вышвырнут. Меня когда-то звали на овощную базу заместителем директора работать. Думаю, сейчас самое время. Овощи не сбоят. Там поспокойнее будет.

-Не надо, Виктор Михайлович. Вы же гениальный ученый. Вы стояли у истоков создания нашего компьютера. Не нужно. Может все обойдется. Давайте перенесем начало матча на день-два. Мы найдем причину.

-День-два?! Я  самому пообещал, что все будет замечательно. Ты понимаешь - САМОМУ! Что мы выиграем. Наши технологии победят этих империалистов, будь они неладны. А ты - перенесем?! Это же позор! На всю страну. На весь мир!

Виктор Михайлович скомкал заявление и бросил комок в корзину, стоящую в нескольких метрах от стола. Бумажный шарик ударился о край ведра и закатился в угол.

-Промахнулся, -грустно сказал он, -Никогда не промахивался. Саша, у вас, случайно нет пистолета?

-Зачем, -с ужасом в голосе спросил Саша.

-Застрелиться, конечно. Чтобы не испытывать весь этот позор. Вешаться не хочу. Некрасиво.

-Нет, не надо.

-Что нет?

-Нет у меня пистолета, и вешаться не надо. Мы что-нибудь придумаем.

Виктор Михайлович посмотрел на часы, -До начала матча осталось двадцать пять минут. Что можно успеть сделать за это время. Повеситься или застрелиться.

-Виктор Михайлович, есть у меня одна идея. Вы разрешаете?

-Валяй. Делай, что хочешь.

Саша выскочил за дверь и помчался по коридору. Затем резко остановился и побежал обратно. Он распахнул дверь. Виктор Михайлович, сидя за столом, усердно мастерил из галстука петлю..

-Виктор Михайлович…, а что вы делаете?

-Не мешай. Черт! Опять не выходит.

-Дайте мне.

-А ты умеешь?

-Да.

Виктор Михайлович протянул галстук. Саша смотал его и спрятал в карман.

-Отдай.

-Нет.

-Отдай, сказал.

-Не отдам, потом отдам, если ничего не выйдет.

Виктор Михайлович откинулся в кресле и заплакал, - Чего ждать. Это конец. Зачем оттягивать.

Саша нажал кнопку селектора, -Ниночка, зайдите, пожалуйста, в кабинет к Виктору Михайловичу. И принесите ему чаю. И валерианки.

Он посмотрел на совсем раскисшего Виктора Михайловича, а потом добавил, - Ниночка не нужно валерианки. Лучше коньяку. Снова посмотрел на начальника, -Две бутылки, Ниночка. И побыстрее.

В кабинет влетела Ниночка - секретарь Виктора Михайловича. На подносе тихо звякали две бутылки коньяка и шесть бокалов.

-Чай сейчас принесу. Сколько чая?

-Не нужно чай, -пробурчал Виктор Михайлович.

 -И стаканы уберите, - сказал Саша, -Один оставьте.

-Один? - удивилась Ниночка.

Саша посмотрел на шефа и сказал, -Оставьте два. Ниночка, у меня к вам очень серьезная просьба. Где-то даже, задание чрезвычайной важности.

Ниночка приосанилась, - Слушаю.

-Ниночка, Вам нужно помочь Виктору Михайловичу. Он очень переживает. Матч и все-такое. Стресс. Понимаете?

-Понимаю - непонимающе сказала Ниночка, -А как помочь?

-Вы коньяк пьете?

-Немножко.

-Замечательно, -Саша отвел Ниночку в сторону и тихо сказал, чтобы уже открывший первую бутылку Виктор Михайлович, не услышал, - Составьте Виктору Михайловичу компанию. И присмотрите за ним, пожалуйста, у нас небольшие сложности с матчем.  А у него…, -он не стал говорить суицидальное настроение, поэтому сказал, -Прединфарктное состояние. Не выпускайте его из кабинета. Позовите кого-нибудь, если не справитесь сами. В общем приглядите за ним.

-Прединфарктное? Может тогда врача?

-Не нужно врача, -Виктор Михайлович чокнулся с бутылкой и залпом выпил налитый до краев бокал коньяка.

-Не нужно врача, -повторил за ним Саша, - Все, что нужно у него есть.

-Коньяк? -спросила Ниночка.

-Именно, помните, как в фильме - Врачи рекомендуют, для дома, для семьи. На вас одна надежда. Просто поговорите с ним. И не выпускайте из кабинета. И не выходите сами.

Тихо звякнуло стекло, оповестив о втором бокале, вливающемся внутрь Виктора Михайловича.

-Виктор Михайлович, можно взять вашего водителя, пешком не успею, -спросил Саша.

-Валяй, бери -ик, что хочешь, -икнул уже захмелевший Виктор Михайлович.




-Здрасьте, а дядю Мишу можно? А где он? Ага, понял, спасибо большое.

-Дядя Миша, ну выручите, я не знаю никого сильнее вас, кто разбирается.

-Сашенька, ну ты что, где вы, а где я. Не проси.

-Дядя Миша, погибаю. Если мы не успеем вовремя, головы полетят, дядя Миша. Моя голова.

-Ты хочешь, чтоб и моя была в этом списке? Нет Саша. Я долго живу и знаю куда не нужно лезть. Каждый должен знать свое место. Я свое знаю. Мне и так хорошо. У вас там куча ученых. Что они, не могут справится с какой-то железякой?

-Дядя Миша, это же честь страны. Родины.

Дядя Миша задумался, -Э-э-х! О Родине вспомнили, а где вы были когда…, ну да ладно, что было, то было. Хрен с ним, поехали…


Дверь в кабинет распахнулась и в нее влетел раскрасневшийся Саша. На столе лежали три пустых бутылки коньяка. Вероятно, у Виктора Михайловича была заначка. Ниночка спала на стуле, положив голову на сложенные руки.
Виктор Михайлович спал, откинувшись в кресле. В кабинете стоял аромат коньяка такой силы, что хотелось закусить шоколадкой, прямо с порога.

-Виктор Михайлович, -Саша потряс его за плечо, -Виктор Михайлович, проснитесь.

Виктор Михайлович открыл один глаз, пытаясь сфокусироваться на говорившем. После нескольких неудачных попыток, он разлепил второй глаз и прищурился, наводя резкость.

-Шурик, при-ик-вет. Ка-ик дела? При-ик-нес галстук? А я уже не хчу вшаться. Я вы-ик-ду в окно. Крас-ик-во, правда? Эт мне Ниночка псоветовла.  Прям сейчас и выйду.

Ниночка что-то промычала, не поднимая головы.

Виктор Михайлович с трудом поднялся из кресла и нетвердой походкой направился к окну. Уже падая, он схватился за штору и, сорвав ее, с грохотом, окончательно опустился на пол. Карниз упал на Виктора Михайловича следом.

-Не нужно никуда выходить, все хорошо, -Саша с трудом поднял Виктора Михайловича и усадил в кресло, - Мы выиграли матч.

-Вы-ы-и-игрли. Хи-хи! - Виктор Михайлович глупо хихикал. Выиграли?! - Он мгновенно протрезвел, и вскочил с кресла. Обнял Сашу и стал нещадно его трясти и хлопать по спине -Молодцы! Какие же вы молодцы! Не посрамили честь института, страны! Всем премии выпишу! По две, по три!

-И мне, -промямлила Ниночка.

-И тебе, всем! Молодцы! Как вам удалось? - Виктор Михайлович  радостно носился по кабинету с Сашей в объятиях.

-Отпустите, Вы меня раздавите, -хрипел Саша.

Виктор Михайлович отпустил Сашу, -Нина, приказ срочно, -он посмотрел на спящую и не проявляющую признаки сознательной жизни Ниночку, -А, ладно, позже. Рассказывай, -он плюхнулся в кресло. Как гроссмейстер?

-Гроссмейстер в шоке и недоумении. Счет шесть-ноль.

-В сухую! Только в нашу сухую. Получил, буржуй хренов. Молодцы, все же вы. Починили. Кстати, выяснили причину сбоя?

-Нет.

-Ну да ладно, главное выиграли, потом разберемся что да как.

-Виктор Михайлович, я задействовал человека со стороны, чтобы все исправить. Именно он нам и помог.

-Со стороны? И кто же этот специалист? Я хочу его видеть.

Саша приоткрыл дверь, Дядя Миша, входи.

-Знакомьтесь, Дядя Миша.

-Здравствуйте. Дядя Миша, простите, как вас по отчеству, неудобно как-то.

-Соломонович.

-Спасибо вам, Михаил Соломонович, спасибо за вашу помощь. Такой специалист. Почему я раньше о вас не слышал. Знаете что? Я хочу пригласить вас на работу. Максимальная зарплата, привилегии, все что пожелаете. Такие мозги должны быть в комфорте и удобствах. Согласны? Соглашайтесь. Ну же.

-Да я, не знаю, а что я буду делать-то у вас. Я и не разбираюсь в этих ваших компьютерах толком.

-Ну не скромничайте! Разобраться и починить сложнейший компьютер за пару десятков минут. Да вы компьютерный гений!

-Так я же и не чинил ничего.

-Я ничего не понимаю, Саша, что происходит? Мы выиграли?

-Да, только…

-Что только? Компьютер играл?

-Не совсем. Ну все видели, что на экране компьютер делает ход. Но играл не компьютер. Дядя Миша в соседней комнате.


-Дядя Миша?! - Виктор Михайлович непонимающе смотрел на собеседников.

-Дядя Миша вел школьный шахматный кружок. И наша школа всегда занимала первые места в соревнованиях.

-То есть с гроссмейстером играли вы? Не компьютер? -удивился Виктор Михайлович.

-Ой, да какой он гроссмейстер, -сказал Дядя Миша, - У нас в парке любой его сделает. Вот мой учитель Исаак Моисеевич, земля ему пухом, вот это был гроссмейстер. За всю свою жизнь я не выиграл у него ни одной партии.