Тайна рамы под зеленым репсом в галерее 1812 года

Сергей Плетнев
      


       О том, что на Руси всегда были мужественные люди, сильные духом и телом, наглядно свидетельствует данное небольшое историческое расследование, проведенное  моим любопытством  много лет назад. Жить в нашем замечательном городе и не пользоваться всеми его достопримечательностями, по крайней мере, неуважительно и преступно по отношению к самому себе. Изучать, знать и любить исторические реликвии, хранящиеся в музеях и сердцах многих поколений россиян, – долг каждого культурного человека, и одно из основных наиболее доступных занятий для нас – петербуржцев. Беспримерное мужество, стойкость и героизм проявил наш народ в борьбе с полчищами Наполеона, успевшими поработить до своего вторжения в наше Отечество почти все народы Европы.  С восхищением вспоминали подвиги русских воинов их современники и потомки. Отечественную войну 1812 года воспели в прекрасных стихах Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов. Л.Н. Толстой запечатлел ее в грандиозной эпопее «Война и мир». Об Отечественной войне 1812 года напоминают статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора, Триумфальные Нарвские ворота, воздвигнутые в честь гвардии, возвращавшейся в Отечество в 1814 году, Александровская колонна на Дворцовой площади.
       Но среди этих мемориальных сооружений особняком стоит Военная галерея Зимнего дворца, входящая в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа. Здесь находятся 332 портрета военачальников русской армии – участников кампаний 1812-1814 годов, начавшихся вторжением французских войск в Россию и окончившихся менее, чем через два года победоносным вступлением русских в Париж. Но не все знают о том, что среди портретов работы Джорджа Доу находятся и тринадцать пустых рам, затянутых зеленым репсом, с именами тех, кто должны были быть изображены.
     Художник уехал из России, не выполнив заказ царя и Генерального штаба до конца. А между тем, было очень непросто попасть в список тех, кого считали достойными кисти художника; это являлось своеобразной наградой, и лишь немногие из военачальников были удостоены такой чести. Вот именно это обстоятельство – кто же должен быть изображен на месте «безликих» рам – меня и заинтересовало. Самой простой показалась надпись «Генерал-майор Евграф Владимирович Давыдов». А не тот ли это общеизвестный, блистательный портрет кисти Ореста Кипренского, который находится в Русском музее    Сюжет его всем нам знаком с детства. Молодой красавец-гусар стоит в небрежно-свободной позе, гордо подбоченясь и положив руку на эфес сабли. Во всем его облике видны удаль, смелость, презрение к опасности.  Ловко сидит на нем нарядная гусарская форма – белые чакчиры и надетый «в рукава» алый ментик, который чаще носили накинутым на одно плечо. Давыдова украшают гордость гусара – усы, носить которые разрешалось только в легкой кавалерии. Черные кудри оттеняют смугловатую бледность лица, темные глаза полны жизни, страсти и отваги, но в них затаились и мечтательность и безотчетная грусть.  Ни в одном портрете той поры так ярко не запечатлен образ героя времени Аустерлица и Бородина, когда воинская доблесть, боевая слава и горячая любовь к отечеству увлекали русских людей. Именно в эти годы в обществе начинает складываться тот образ «гусара», который потом становится примером для восхищения и подражания. Это – буян и дуэлянт, храбрец и мечтатель, человек благородный и отважный до безрассудства. В русской истории и поэзии этот тип воплотил знаменитый герой – партизан 1812 года Денис Давыдов, и не случайно около ста лет картина Кипренского считалась его изображением. Между тем, в действительности на портрете – не Денис Давыдов, а его двоюродный брат Е. В. Давыдов (1775-1823). Доказательство этого оставил сам художник. В 1940-х годах советские исследователи, изучая в архиве составленный Кипренским «реестр» его картин, обратили внимание на собственноручную запись художника: «Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гвардии гусарском мундире, почти в целый рост картина, писана в 1809 году, в Москве». Инициалы «Ев.В.» заставили искать в семье Давыдовых молодого гусара, которому они бы подошли. Им оказался двоюродный брат Дениса – Евграф Васильевич Давыдов (его родной брат Евдоким никогда не служил в гусарах, а был кавалергардом). Е.В. Давыдов не был так знаменит, как Денис, но его послужной список говорит о том, что он был героем. Вступив в службу шестнадцати лет, он с 1807 года уже имел чин полковника лейб-гвардии гусарского полка. Он воевал с Наполеоном, принимал участие в битве под Аустерлицем, храбро сражался в Отечественной войне 1812 года, несколько раз был ранен. В 1813 году Евграф Владимирович был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость», а в августе того же года в «битве народов» под Лейпцигом лишился левой ноги и правой руки. Уволенный в отставку и почти неспособный двигаться, он еще десять лет прожил в своем имении Аксинино, ежечасно ожидая смерти, но находя в себе мужество шутить. Проанализировав все прочитанное, можно было сделать вывод: Портрет в Военной галерее 1812 года с подписью «Генерал-майор Е.В. Давыдов» – не безлик, а знаком и известен всем нам со школьной скамьи.
Р.S.  Это из стола, где пролежало более двадцати  лет.  Была на сайте 1812 год, среди многих биографий генералов.  Показалось, что будет актуально, до тех пор, пока рама будет затянута зеленым репсом.