Записки смотрящего. 85 Т. Дума

Татьяна Дума
 85

 Со стороны могло показаться, что после отъезда Олега, Анны и Наташи в Лондон, жизнь героев пришла в обычный ритм, не лишенный рутины. Виктор и Алеша работали, ездили в командировки, Лера и Женя учились. Няня по-прежнему опекала их, пекла на завтрак блинчики, тончайшие как кружево. Именно такие любили все.
На самом деле жизнь поставила перед ними трудные вопросы, на которые каждый искал ответы сам, слушая свое сердце. Они его умели слышать. Этим все были интересны мне.

В один из не частых вечеров, когда всем удалось оказаться за одним столом, Лера всех удивила. Виктор так и не поговорил с ней, не случилось подходящего случая. Она больше не плакала, он решил, что все как-то разрешилось само. Возможно, отношения с Катей отвлекали его внимание от дочери. Только он ошибался. Безгрешных людей на Земле не бывает.

- Папа, я давно хотела это обсудить. Мы все вместе, я не хочу больше откладывать, - голос Леры был твердым, чувствовалась ее решимость.
- Интересно. Рассказывай. Мы все тебя слушаем.
- Не знаю, насколько это будет вам интересно, но прошу меня не перебивать. Ты, папа ошибаешься, я не раз еще плакала.

 Алеша остановил ее, не дав продолжить.
- Лера, проясни, я впервые слышу о твоих слезах.
- Ты, как и папа, занят в последнее время своими чувствами, многое не замечаете. Я просила меня не перебивать. Поймешь по ходу. Так я продолжу.

Для меня насупило трудное время. Я привыкла к мысли, что мы всегда вместе. Я понимала, что когда-то у папы возникнут новые отношения, у Алеши все вроде было понятно, пока они не расстались с Катей. Потом наши лондонские родственники объявились, появилась Анна. Честно скажу – сейчас мне стыдно. Тогда все казалось концом всего. Я ревновала тебя, Алешка, и к Наташе, и к Анне. Ты всегда был только моим братом. Я тихо плакала. Мне хотелось уехать куда-то. Я измучилась совершенно.

Однажды я достала кольцо мамы, сама не знаю зачем, положила на тумбочку и задумалась. В комнате было темно, я не включала свет. В ту ночь я забыла закрыть шторы. Вышла луна и свет упал на кольцо. Оно засияло, от него расходились не сильные, но вполне различимые лучи. Я забыла о своих горестях и стала вспоминать, что же я знаю о женщинах нашего рода, тех, кто носил это кольцо. Оно передается по наследству старшей из дочерей.

Самой давней из тех, о ком мне рассказывала бабушка, была ее мама, моя прабабушка. Она из дворянского рода. У нее все было в жизни хорошо, но умерла она рано, не дожив до старости. Подробностей ее жизни я не запомнила. Бабушка была единственной дочерью. Вышла замуж по любви за молодого офицера. Он погиб вскоре, началась война. Бабушка стала молодой вдовой. Вскоре началась революция. Она не решилась куда-то уехать одна. Она осталась в России. Ей пригодилось знание языков, она нашла работу. Вскоре она встретила своего второго мужа. Он был из семьи путиловских рабочих. У него были большие способности к математике,  родители сумели дать ему образование.  Это спасло их в тридцатые годы. У них родилась моя мама. Она была поздним ребенком. Они переехали по настоянию деда из Москвы в маленький городок, в котором он всю жизнь проработал директором школы. Бабушка, имевшая прекрасный голос и мечтавшая о сцене, оставила свои мечты и создала в городе детскую студию, где обучала детей языкам и пению. Она сумела создать настоящий центр культуры. Позднее дети ставили спектакли, на которые собиралось много зрителей. Ты, папа, конечно, все это знаешь.

 В ту ночь я впервые почувствовала ответственность. Все женщины нашего рода умели стойко переносить трудности. Достойна ли я их памяти? Я поняла, что мама очень бы огорчилась. Я опять плакала. Я прощалась с детством, с той эгоистичной девушкой, которая думает только о себе. Утром я проснулась с радостью,  стала думать – как же дальше поступить. И поняла, - она выдохнула с облегчением, сделав паузу.
- Ты взрослеешь, сестра.

- Алеша, не перебивай. Я не сказала еще главное. О предках мы знаем очень мало, но помним их. Всего одно кольцо осталось. Больше ничего не удалось сохранить в те непростые годы. Память, она же не только в вещах. Я к чему это все рассказываю? Папа, ты, конечно, должен быть с новой женой. Наш дом создавала моя мама. Память о ней в наших сердцах. Мы ее не забывали и не забудем. Все. И ты, уверена. Для этого не стоит устраивать из дома музей. Идите с Катей и выбирайте новую мебель. Я желаю вам только счастья. И тебе Алеша, - теперь она слегка засмущалась, окончание речи прозвучало как-то  торжественно.