Гимназия. Три семинара о духовности

Лариса Гречаниченко
     2001год. 11 июля умер мой муж Слава. Состояние и настроение соответствующее. Но жизнь продолжается. У Константина Симонова в поэме "Пять страниц" есть строчки:   
            Человек выживает, когда он умеет трудиться.            
            Так умелых пловцов на поверхности держит вода.
     С 1 сентября новый учебный год. Новых тем за лето не приготовила, но есть много старых для новых классов. Понемногу отхожу. Через 2 недели зам. директора по внеклассной работе Лидия Павловна вызывает рук. кружка журналистики Инну Григорьевну, двух учителей психологии и меня на совещание и говорит, что на базе нашей гимназии состоится семинар на тему о духовности для резерва директоров школ Коминтерновского района. Будет 4 темы: Начальная школа, диспут учителей и выпускников, кафедра физики и мы. Наша тема: Воспитание духовности через эмоциональную сферу ребенка на основе шедевров мировой и национальной живописи. Регламент на каждую тему - 15 минут. Через месяц встреча с предложениями. Я объясняю свою ситуацию и договариваюсь с Инной Григорьевной, что в конце что-нибудь добавлю. Инна Григорьевна ответственная. Через месяц встречаемся в том же составе в кабинете директора Веры Васильевны. Инна Григорьевна наметила план и подготовила двух своих юных журналисток -девочек десятиклассниц. Я говорю, что у меня идей по-прежнему никаких. И вдруг Лидия Павловна говорит: "Никого не интересуют Ваши обстоятельства. Вы на работе и будьте добры через месяц готовы с разработкой темы." Я опешила. Она хорошо знала моего мужа еще до меня. Он вместе с секретарем Коминтерновского райкома партии О.А. Дёминым был у них в гимназии на празднике 9 мая, как ветеран войны. Она увидела моё выражение лица и сразу начала: Ну вот Вы вспомните руки на картине Рембрандта.... Я разозлилась. (Перед отъездом в Израиль я зашла к ней попрощаться, и она напомнила тот разговор и сказала: "Вы не должны на меня обижаться. Я, как педагог, понимала, что иначе Вас из того состояния не вывести". Она оказалась права.) Через месяц мы в том же составе у директора. Семинар через неделю после этого. Я предлагаю свои идеи на основе моих уроков. Взбунтовались психологи: Что? Лекции об искусстве на семинаре? - Какие лекции? Вы нам даете 15 минут, и мы укладываемся в этот регламент. Я на уроке рассказываю детям легенду о картине Рафаэля, как пример волшебной силы искусства и т.д. Кому нужна Ваша теория? - Но у нас раньше такого не было - я не знаю, что у Вас раньше было, я предлагаю то, что могу я. Меня поддержала Вера Васильевна и стали думать, как разделить мои материалы. Они не могли поверить, что я готова отдать их кому-то. Решили, что Легенду расскажет одна учительница, о портрете Боровиковского другая:
               Она давно прошла, и нет уже тех глаз
               И той улыбки нет, что молча выражали
               Страданья - тень любви, и мысли - тень печали.
               Но красоту ее Боровиковский спас.
               Так часть души ее от нас не улетела,
               И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
               К ней равнодушное потомство привлекать,
               Уча его любить, страдать, молчать, прощать.
Красота - это духовность, отсутствие красоты - бездуховность. Фашизм - картина Пикассо "Герника". (Рассказывает учительница истории). И далее: искусство никогда не умрёт, так как его корни заложены глубоко в народе и рассказывает о творчестве украинской художницы Катерины Билокур учительница украинского языка и литературы. У меня есть несколько репродукций её картин. И в конце я несколько слов. Инна Григорьевна ведущий и должна написать развернутый сценарий. В гимназии чудесные стенды, я готовлю на них свои репродукции - все отлично. Я сама поговорила с учителями, раздала им свои материалы. Мы готовы. Накануне перед семинаром звонит Инна Григорьевна, что у нее высокое давление и она не сможет прийти, а сценарий принесёт муж. Вера Васильевна в панике. На меня надежды никакой. Спокойна только Лидия Павловна. Она понимает, что я уже "завелась" и все будет хорошо. Вызывают "тяжелую артиллерию" -Татьяну Александровну - зав. кафедрой русского языка и литературы. Читаем сценарий. Она очень недовольна. Никто не любит "заносить хвосты" другим. В сценарии написано: Ведущий. А что говорит ведущий - нет. Я понимаю, что если не я, то кто же? И мне нужно это сочинять. Мы с Татьяной Александровной корректируем сценарий, т.к. я не знаю, что хотела говорить Инна Григорьевна и делаю свою связку. Вечером назначают генеральную репетицию и то, что я говорю, как ведущий, должно быть отпечатано. Что говорят учителя и юные журналистки, уже отпечатано. Сценарий полностью готов. Репетиция проходит с блеском после всего пережитого. Когда я похвалила учителей и девочек, они мне сказали: "А как же, мы должны были Вам соответствовать." А уставшая Татьяна Александровна сказала: "Вера Васильевна должна была знать своих сотрудников". Это было вскоре после моего первого урока в её классе - комплимент в мой адрес. И вот утром семинар. В зале весь педагогический состав гимназии и гости - резерв директоров школ всего Коминтерновского района с зав. Районо. Начала семинар кафедра начальных классов. В конце у них был танец утят - в желтых комбинизончиках с красными клювами - чудное зрелище. Потом был диспут: учителя и выпускники (очень умные дети). Потом очень творческий учитель физики, а потом мы. Все время наши стенды стояли перед их глазами. Еще раньше я попросила Татьяну Александровну подсказать мне, как по-педагогически закончить нашу тему и все получилось отлично.
     После окончания ко мне подошли наши учителя с восторгом и зав. Районо тоже.                О впечатлении сообщили "наверх". Лидия Павловна сделала мне замечание, что я слишком часто смотрела в сценарий. А как же иначе, он только что сверстался. Я очень волновалась и старалась   чтоб не подвести, и все получилось отлично. Когда я на следующий день после семинара позвонила Инне Григорьевне, спросила, как она себя чувствует и рассказала, как прошел семинар, что немного подкорректировали сценарий. Чудесно выступили её юные журналистки и все прошло хорошо. Если бы были Вы, было бы еще лучше. Без радости за всех, она сказала: "Я не сомневалась, что Вы справитесь (хотя она меня видела первый раз и в таком состоянии), но я прийду в гимназию и выясню, кто посмел корректировать мой сценарий. То-есть не общее дело, которое могло сорваться, а собственный престиж и амбиции. Мне стало нехорошо. Может быть я грешу, но я подумала, что она специально не пришла: попробуйте без меня. Я не знаю, какие у нее были отношения с дирекцией. Как до этого, так и после этого, я о ней ничего не знаю.
        Через неделю после этого меня просит зайти Вера Васильевна и сообщает, что наш успех решили закрепить на семинаре резерва директоров школ Харьковской области. Только нашу тему. Нам не страшен серый волк. Так как мы уже не в 15 минутном регламенте, я прошу добавить мне минут 20 для раскраски - пожалуйста. Им провели экскурсию по гимназии. Они входят в просторный класс, где установлены наши стенды и Лидия Павловна говорит: "А это Лариса Ивановна, о которой я вам рассказывала". Мне очень хотелось знать, что она им рассказывала обо мне. Настроение у учителей благостное, только зав. Облоно смотрит на меня пристально. Вера Васильевна заметно волнуется сидя рядом с ним. И мы опять проходим с блеском, даже успеваем сделать несколько снимков на память. Один из гостей уходя сказал: "Я бы тоже хотел сфотографироваться в этом цветнике." И опять сообщили "наверх". И вот в начале зимних каникул Вера Васильевна просит прийти в гимназию и сообщает, что будет еще один семинар - Всеукраинский. Да хоть Всесоюзный! И вот из всей Украины приезжают учителя, какое-то городское педагогическое начальство, директор Харьковского Лицея Искусств Раиса Ивановна Савиных. Мы опять проходим с успехом. Все кайфуем - и учителя, и девочки. Это эмоции. А теперь проза. За каждый из этих семинаров мне выдали премию в 1,5 раза больше, чем моя пенсия, записали благодарность в Трудовую книжку, хотя это мне уже не нужно было, как и раньше. Раз в год в городе проводили аукцион идей, и нашу разработку начали готовить туда. Лидия Павловна спросила, не возражаю ли я - я не возражала. Потом я уехала в Израиль и ничего об этом не знаю.