Русский духовный голос

Филипьева Татьяна Васильевна
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

       Если вы до сих пор не побывали на спектаклях удивительного, уникального в своём роде, духовного театра «Глас», непременно прочтите эту небольшую статью. Она написана на одном дыхании зимой 2002 года, почти двадцать лет тому назад, в далёком заснеженном Джорданвилле (США), и опубликована там же в журнале «Православная Русь» №1 (2003 г.).
       В наши дни здание, о котором рассказывается в статье, расположено всё по тому же адресу, однако спектакли здесь не идут, поскольку давным-давно старый московский особняк находится на реставрации. Где ныне можно увидеть постановки театра «Глас», легко узнать из интернета. События двадцатилетней давности живы в моих воспоминаниях и по сей день, ими рада с вами поделиться Рождественским постом 2021 года.


РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ГОЛОС

       В тихой, удалённой от мирской суеты американской деревне есть община в честь преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны, где живут и спасаются трудом, постом и молитвой матушки и сёстры – невесты Христовы. В очередной мой приезд в Джорданвилль они любезно приняли меня пожить в одном из их домиков. В моей маленькой келье над изголовьем кровати висит чёрно-белая фотография Княгини Елизаветы в белом апостольнике, а ниже в рамочке – красиво вышитые крестом на белом фоне слова Иисусовой молитвы на английском языке: Lord Jesus Christ, Son of God, have mercy on me, a sinner. Сижу я одна, в полной тишине, смотрю на высокие сугробы снега за окном и вспоминаю, что в далёкой отсюда Москве, на улице Малая Ордынка, в доме номер 30/6 хранится святая землица, взятая у шахты под городом Алапаевском, где приняла мученическую кончину благоверная Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.
       Взяли эту землю со святого места православные супруги Никита и Татьяна, привезли в пакетике в Москву и положили святыньку за икону Владимирской Божией Матери. И вот спустя восемь месяцев пригласили их выступить на телевидении в передаче о Елизавете Фёдоровне. А Никита возьми да и скажи режиссёру: «У нас земля есть. Покажем её».
       Привезли в телевизионную студию землю, а она начала благоухать, и сильный аромат волнами растекался по огромному помещению студии. А происходило всё это накануне прославления Елизаветы Фёдоровны в России. Ну, не чудо ли Божие?!
       Сижу я в келье, а вижу в памяти моей, как иду я по Малой Ордынке в тот самый дом номер 30/6 – один  из милых особняков на тихой улице старой Москвы. Уже много лет я намеревалась прийти сюда. Слава Богу, сподобилась! Неброский парадный вход, и я оказываюсь в небольшом уютном фойе, украшенном картинами художника-священника Александра (Егорова). Несколько лет назад отец Александр бывал в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, где сейчас подвизается мой сын инок Всеволод.
       Прямо напротив входа – домовая часовенка с церковными свечами и иконами, есть, на что перекреститься православному гостю. В углу притулилась крошечная раздевалка. Нет, не с неё начинается театр «Глас» (так на старорусском звучит слово «голос»). Я пришла в этот православный театр смотреть сценическое действо о былых подвигах Российского воинства под милостивым покровительством Божией Матери.
       Небольшая сцена, маленький зрительный зал, пустующих кресел нет. Гаснет свет. Начинается спектакль. Перед нами – освещённое и по-особому оформленное пространство сцены. Людей нет. Но есть ощущение присутствия множества русских воинов разных эпох нашей многострадальной родины, хотя видим мы только их воинские мундиры, доспехи и оружие.            
       Звучит песня в исполнении убиенного русского поэта, певца и композитора Игоря Талькова: «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала, я тщетно силился понять...» И с первых же мгновений зрители, среди которых много подростков-мальчиков из какого-то приюта, захвачены происходящим на сцене. Мы не просто пассивные зрители, мы и активные участники разговора, который ведут с нами актёры.
       Зачем обычно люди идут в театр? Приобщиться к прекрасному, отвлечься от повседневных дел, а, возможно, расслабиться и отдохнуть, наконец. Отдохнуть мне не пришлось. Это была настоящая и серьёзная работа ума и души. Передо мною словно ожили святые, к которым не раз я обращалась в своих молитвах: святой великомученик Георгий, святой равноапостольный князь Владимир, святой князь Димитрий Донской. Такая встреча не может оставить верующего человека равнодушным. Чувство острого эмоционального переживания испытала я и при встрече с героями войн, где в тяжёлых битвах решалась судьба моей России.
       Всем строем спектакля авторы Никита Астахов и Татьяна Белевич утверждают мысль: только глубокая православная вера укрепляла дух русских воинов и вдохновляла их на победу Святой Руси в борьбе с супостатами всех мастей на протяжении тысячи лет.


***

       ... Несколько дней спустя я вновь спешу в особняк на Малой Ордынке. Государственному русскому духовному театру «Глас» скоро исполнится 12 лет, но в этом доме театр расположился не так давно. На этот раз идёт спектакль «Раб Божий Николай» – новое обращение к Гоголю. И снова в зале нет свободных мест, и опять среди зрителей много детей. Какая радость!
       Наша молодёжь ныне погружена в пучину материального, бездуховного, пошлого, а часто и откровенно бесовского мира. Утрачены в социуме нравственные ориентиры, забыты духовные традиции. Сохранились, правда, в языке отголоски духовных традиций. Говорят, например, о чём-нибудь: «Это надо знать, как “Отче наш”...» Имеется в виду, что уж «Отче наш…» знает каждый человек. Да так ли это?
       На занятиях по психологии общения я спрашивала у своих 20-40 – летних слушателей: «Кто может прочесть наизусть молитву “Отче наш”...»? За десять лет преподавания нашлись всего три (!) человека, которые действительно знали эту молитву.
       А здесь со сцены устами героев, например, пьесы «Старосветские помещики» читают и поют молитвы, приобщая зрителей к духовной работе. Хорошо сказано о спектакле в рекламном буклете: «Трогательное описание простой жизни бесхитростных людей неожиданно превращается в философскую притчу о жизни и смерти, о неизбежной греховности и неотвратимой расплате за каждый, даже самый маленький – грех». «Помните об этом, – призывает спектакль, – ибо каждый из нас уйдёт из этой жизни туда, где придётся ответить за всё». Богатая палитра эмоциональных реакций возникает у зрителей: есть чему порадоваться, над чем посмеяться, есть о чём крепко призадуматься, взгрустнуть и даже поплакать тихими светлыми слезами. Спектакль вновь открывает нам хорошо знакомого с детства Николая Васильевича Гоголя, но уже с другой, доселе неведомой стороны. В журнале «Москва соборная» № 2 (3) за 1998 год написано, что «постановщик спектакля, он же и художественный руководитель театра (Никита Астахов – автор), поставил свой памятник Гоголю, Гоголю – христианину, Гоголю – мудрецу, тайноведу, иноку, учителю жизни». С этими словами легко согласиться.
       Всего в репертуаре театра в настоящее время, помимо организации православных вечеров, – двенадцать спектаклей. Моим третьим спектаклем стала драма «Китеж», написанная более тридцати лет назад игуменом Иоанном, тогда ещё мирянином, а поставлена она впервые только теперь. Действие происходит в Смутное время отечественной истории, отягощённой междоусобными бранями и преступлениями, но спасаемой, по милости Божией, подвигом страстотерпцев, подобных святым братьям Борису и Глебу. Драма «Китеж» пробуждает множество ассоциаций, будоражит воображение и мысль, заставляет каждого сидящего в зале зрителя, невзирая на его возраст, ощутить биение своего православного сердца и открыть для себя мистическую связь настоящего с прошлым Святой Руси. Пьеса помогает заглянуть в события давно минувших лет и понять причины своих бед сегодняшних, и даже неожиданно получить ответы на собственные вопросы. Такова особенность этой постановки.
       Очень сильно сыграна сцена покаяния. Князь Юрий, роль которого замечательно исполнил заслуженный деятель искусств России Никита Астахов, стоя на коленях лицом к зрительному залу, воздев руки к небу, кается Богу в присутствии епископа в смертном грехе убийства своего родного брата. Невыносима стала ему тяжесть этого греха, и боль православной души до такой степени нестерпима, что готов он перед всем миром покаяться, не стыдясь быть опозоренным или униженным перед людьми. Эта волнующая сцена вызвала во мне глубоко личные переживания, связанные с моей первой сознательной исповедью в Спасо-Преображенском храме в Тушине на Троицын день, когда ложный стыд уже не мог сдержать меня, и я готова была пред всеми, а главное, пред Богом, покаяться, назвать душивший меня грех и тем самым обличить беса.
       Лица зрителей были сосредоточены, многие плакали, другие напряженно думали, пытаясь постичь глубинную суть таинства покаяния. Вот это, как мне кажется, и есть иллюстрация приобщения людей к древним и основополагающим традициям и принципам театрального действа и духовного общения людей посредством сценического искусства. Вместе с героями спектаклей зрители размышляют об истоках русской духовности и о том, как понимали Святость в православной культуре Руси. Известно, что многие деятели литературы и искусства, такие как Н. Гоголь, К. Станиславский, В. Мейерхольд, Г. Крэг, В. Брехт и другие размышляли о том, что корни театрального искусства, как и всей культуры, имеют религиозную основу. С религии это начиналось, на религию должно и опираться. Не случайно святитель Димитрий Ростовский тоже писал театральные пьесы для православных зрителей.
       Господь явно помогает директору театра Татьяне Георгиевне Белевич и художественному руководителю Никите Сергеевичу Астахову в их уникальном и необыкновенном деле. «Главная наша задача – нести с театральных подмостков неискажённое Слово Божие». За этими словами Никиты Астахова – трудная ежедневная работа. Театр не пытается подменить церковные службы и домашние молитвы, но весь его необычный коллектив старается помочь духовному просвещению людей, насильственно оторванных от веры и культуры предков, наглядно являя великую христианскую религию в её самобытном русском православном варианте. Здесь многие зрители впервые могут услышать отрывки из духовных сочинений Н.В. Гоголя, духовные народные песни, тексты из Евангелия, акафистов, жития святых отцов, песнопения церковного обихода, молитвословия и т. д.
       Во всех трёх спектаклях, увиденных мною в те дни, сплетены авторские тексты и фольклор, современная духовная музыка и духовные песнопения. А зрители вслед за артистами погружаются в общий ритм движения и развития действа, степень духовного напряжения которого задаётся музыкой и пением. Сложнейшие духовные тексты и песнопения захватывают всю полноту внимания, но видно по лицам, что многим зрителям придётся осваивать их заново, поскольку информационное пространство современного человека, особенно молодёжи, занято пустыми, а часто и душевредными мыслями, так что на душеполезные знания места не остаётся. Основываясь на древнейших корнях театрального искусства и обращаясь к общей духовно-нравственной коллективной подсознательной памяти, театр «Глас», его руководители и артисты вместе со своими зрителями стремятся расширить культурное пространство, в котором сиюминутные ценности измеряются вечными.
       Лично я убедилась в неверности расхожего мнения, что театр и Православие несовместимы. «Конечно, – говорит Татиана Белевич, – у нас нет сверх популярности. Видимо, у нас иная судьба. Мы должны не пожинать плоды, а, вероятно, сеять семена».
       Стучится в сердца и умы зрителей своими спектаклями театр «Глас». И открываются души людей к восприятию истинного, и оттаивают людские сердца, и познают люди себя и «други своя», и кто знает, для скольких людей пролегла дорожка к храму Божьему через зрительный зал театра, сколько людей вспомнили забытую ими Истину, а сколько о Боге узнали впервые.
       Очень ответственная задача стоит перед коллективом театра. Здесь без молитвы никак не обойтись. Вот почему молятся артисты перед репетициями и перед началом спектакля, возносят Богу и благодарственные молитвы в их домовом храме, расположенном в одном здании с театром.


***

       Я сижу в моей маленькой келье, смотрю на портрет страстотерпицы Княгини Елизаветы Фёдоровны и вспоминаю, что скоро мне возвращаться в Москву. Я обязательно пойду в русский духовный театр «Глас», чтобы увидеть спектакль «Крест-хранитель», ведь эта работа посвящена памяти Новомучеников Российских от безбожной власти убиенных, а в основе драматической композиции – судьба Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны.
       Дай, Господи, всем братьям и сестрам из театра «Глас» по молитвам всех святых, о которых рассказывает театр, здравия душевного и телесного и дерзновения духовного в их подвижническом деле во славу Божию. Да сохранит Господь всех делателей трудной работы на ниве Христовой.


Джорданвилль – Москва, 2002 год