Имя адмирала Павла Котова присвоено морскому судну

Виталий Сергеевич Смирнов
Свершилось! Этот день настал! Наконец-то имя выдающегося организатора отечественного военного кораблестроения и одного из руководителей создания океанского ракетно-ядерного флота адмирала Павла Григорьевича Котова (1911-2007) будет увековечено в названии судна. Примечательно и особо значимо, что это стало известно в год празднования 110-летия со дня его рождения, а также 85-летия начала строительства Северодвинска, Почётным гражданином которого он является.

Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 258дсп от 19 марта 2021 года действительное наименование «Инженер-адмирал Котов» присвоено среднему морскому танкеру проекта 23130, который будет построен в ближайшие годы. Таким образом, положительно завершилась моя десятилетняя эпопея и переписка с Министерством обороны РФ и Главным командованием Военно-Морского Флота по вопросу увековечения памяти крупного военно-морского деятеля.

Интересно отметить, что по проекту 23130 на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в городе Шлиссельбурге Ленинградской области уже построен танкер «Академик Пашин» и строится танкер «Василий Никитин». Строительство осуществляется в соответствии с государственным контрактом для Министерства обороны РФ. Проект разработан ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург).

Судно представляет собой средний морской танкер, стальной, однопалубный, с бульбовой носовой и транцевой кормовой оконечностью, с надстройками бака и юта, с двойным корпусом в районе грузовых танков, с грузовым трюмом в средней части, с кормовым расположением жилой надстройки и машинного отделения, с дизельной одновальной пропульсивной установкой, с носовым подруливающим устройством, с категорией ледового усиления «Arc 4».

Танкер предназначен для приёма, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов: дизельного топлива, мазута флотского, керосина авиационного, моторного масла, воды; сухих грузов: продовольствия, шкиперского и технического имущества. Длина и ширина танкера составляют 130 и 21 метр соответственно. Высота борта – 10 метров. Наибольшая осадка – 7 метров. Максимальная скорость хода – 16 узлов. Максимальное водоизмещение – 12 тысяч тонн. Автономность по запасам воды и провизии – 60 суток. Экипаж – 24 человека. Спецперсонал – 12 человек.

1950-1980-е годы считаются «золотым тридцатилетием» отечественного военного кораблестроения, и это вполне закономерно. В этот период в СССР был создан один из самых мощных в мире ВМФ. Он не только достиг вершины своего могущества, но и прошёл глубокое качественное обновление и переоснащение. Стало традицией с гордостью утверждать, что был создан океанский ракетно-ядерный флот СССР. Но многие творцы этого флота, даже внёсшие исключительный по своей значимости личный вклад в его создание, известны в основном только специалистам ВМФ и кораблестроения.

К ним относится и стоявший во главе титанической работы по строительству флота на принципиально новой научно-технической основе, которая требовала огромных материальных затрат и участия научных, конструкторских организаций и предприятий промышленности практически всей страны, заместитель главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальник кораблестроения и вооружения ВМФ СССР адмирал П.Г.Котов. Его энергичная деятельность на этом посту в течение 20 лет (1965-1986 годы) была направлена на оснащение ВМФ страны новейшей техникой, оружием, вооружением и, естественно, боевыми и вспомогательными кораблями нового технического и тактического облика.

Он настойчиво осуществлял техническую политику и реализацию требований флота к проектам новых кораблей, выполнению плана строительства мощного океанского ракетно-ядерного флота страны. Этот период характеризовался развёртыванием строительства кораблей в невиданных ранее в истории страны масштабах.

Если в формировании идеологии программы военного кораблестроения решающая роль принадлежала С.Г.Горшкову с его аналитическим умом, то жизненную силу практически всем мероприятиям по её выполнению придавали исключительные организаторские способности, энергия и энтузиазм П.Г.Котова. При этом свои взаимоотношения с организациями промышленности, от которых в конечном счёте зависело выполнение программы, он строил на принципе равной заинтересованности учёных, конструкторов и производственников в оснащении флота кораблями, соответствующими современному научно-техническому уровню. Строительство флота стало делом жизни П.Г.Котова, которому он отдавал всего себя.

В те годы на вооружение начали поступать корабли нового поколения – атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые по своим основным тактико-техническим элементам не уступали подобным кораблям иностранных военных флотов. Началось строительство новейших эскадренных миноносцев проекта 956, ракетных крейсеров проекта 1164, больших противолодочных кораблей проекта 1155, больших десантных кораблей проекта 1174, тяжёлых атомных ракетных крейсеров проекта 1144, тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143. Одновременно создавались тральщики, катера на подводных крыльях и воздушной подушке, экранопланы и вспомогательные суда обеспечения. Корабли и суда этих типов и сейчас составляют основу ВМФ России.

П.Г.Котов – один из руководителей проектирования, строительства и испытаний атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Постройкой крейсеров проектов 667БДРМ и 941 была завершена крупнейшая в истории военного кораблестроения программа создания подводных ракетоносцев стратегического назначения, более 70 из которых построены в Северодвинске.

Он лично был причастен ко многим достижениям отечественного атомного судостроения. Участвовал в разработке проекта корабля XXI века, на сегодняшний день самого большого в мире действующего неавианесущего ударного боевого корабля, – флагмана Северного флота тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»; шести крупнейших в мире АПЛ, занесённых в Книгу рекордов Гиннесса, – тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941.

Получили дальнейшее развитие надводные силы общего назначения. Были созданы оперативные силы плавучего тыла, способные обеспечить свободу действий кораблей отечественного флота в любых районах Мирового океана. Всего в этот период было построено около 180 АПЛ с баллистическими и крылатыми ракетами и торпедно-реакторным вооружением, 100 крупных надводных кораблей, включая авианесущие и атомные ракетные крейсеры, 500 малых боевых надводных кораблей, 160 тральщиков и 300 вспомогательных кораблей и судов.

П.Г.Котов обладал высокой и результативной работоспособностью. Все его помыслы и действия были направлены на решение вопросов кораблестроения. Процесс создания корабля, начиная с поиска его облика, проектирования и завершая государственными испытаниями, являлся для него чем-то святым. Он жил этим – не было ни одного случая, чтобы в служебное время вёл разговоры на отвлечённые темы. Спуск каждого корабля на воду он сравнивал с рождением ребёнка, на спуске крупного корабля или выводе из дока головной атомной подводной лодки старался лично присутствовать.

Он всегда стремился быть в курсе хода испытаний кораблей, пусков ракет. Каждую неудачу на испытаниях воспринимал близко к сердцу и требовал тщательного расследования причин неудачи и принятия мер. Имел большой авторитет в ВМФ, среди судостроителей и представителей других отраслей промышленности, к нему относились с большим уважением и доверием главнокомандующий ВМФ СССР С.Г.Горшков, руководители оборонно-промышленного комплекса страны.

Подробнее о том, какую значительную роль в развитии отечественного флота сыграл адмирал Котов, и о его жизненном пути рассказывает моя книга «Адмирал и Почётный гражданин», вышедшая в свет в 2013 году в Северодвинске.

Вклад П.Г.Котова, выдающегося военного инженера-кораблестроителя, в строительство океанского ракетно-ядерного флота в течение 50 лет достоин почёта и уважения. Родина высоко, вполне заслуженно, оценила его. В 1974 году П.Г.Котову была присуждена Ленинская премия, а в 1980 году – присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Он был награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, российским орденом Почёта, медалями, в том числе «За боевые заслуги», а также орденами и медалями иностранных государств.

В Северодвинске – городе корабелов и моряков – тоже был отмечен его личный вклад в строительство флота. Решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 10 июня 1980 года П.Г.Котову было присвоено звание «Почётный гражданин Северодвинска».

В январе 2011 года исполнилось 100 лет со дня рождения адмирала П.Г.Котова. В связи с этой датой в Москве прошёл День памяти, в рамках которого состоялся круглый стол, посвящённый заслугам адмирала в развитии и строительстве ВМФ, укреплении обороноспособности страны. В завершение было принято решение обратиться к руководству Северодвинска, Почётным гражданином которого является Павел Григорьевич, с просьбой увековечить его имя в топонимике города.

В июле на имя мэра Северодвинска М.А.Гмырина поступило обращение от флотской и научной общественности с просьбой присвоить Кадетской школе Северодвинска имя П.Г.Котова. Под обращением стояли подписи Героя Советского Союза адмирала флота В.Н.Чернавина, адмиралов флота И.М.Капитанца, К.В.Макарова и А.И.Сорокина, Героя Российской Федерации академика В.М.Пашина, академиков И.В.Горынина и В.Г.Пешехонова, Героя Социалистического Труда и Почётного гражданина Северодвинска А.И.Макаренко, а также родных и близких П.Г.Котова.

25 октября Кадетской школе было присвоено имя адмирала П.Г.Котова, а 28 октября на фасаде школы открыли мемориальную доску в его честь. Этот день стал поистине значимой датой в истории школы и открыл её новую героическую страницу. В честь этого события была организована торжественная линейка, на которой присутствовали руководители города и оборонных предприятий, ветераны флота и корабелы. Приехали и гости из Москвы: адмирал Ф.И.Новосёлов, внучка и правнучка Павла Григорьевича – Татьяна Львовна и Мария Алексеевна Лежневы.

В тот же день мероприятия были продолжены в стенах Северодвинского городского краеведческого музея, где в торжественной обстановке состоялось открытие выставки «Секретный инженер-адмирал», посвящённой П.Г.Котову. Небольшая, но очень содержательная выставка лучше многих слов рассказала об одном из тех людей, чьим трудом создавался флот морской державы в те десятилетия, когда наша страна носила этот титул по праву.

В завершение мероприятия тогдашний директор музея заслуженный работник культуры РФ В.И.Стурова сказала о том, что его миссия – хранить историю и передавать её последующим поколениям. Так была открыта новая страница в истории Северодвинска. Выставка «Секретный инженер-адмирал» проработала до конца декабря, после чего по решению родственников Павла Григорьевича большая часть предметов была передана для экспонирования в музей Кадетской школы. Часть экспонатов поступила на постоянное хранение в фонды музея.

Присвоение имени П.Г.Котова Кадетской школе, открытие мемориальной доски в его честь, выставки в музее, проведение юбилейных мероприятий, выход книги – всё это увековечило имя легендарного адмирала в истории страны и города. А присвоение имени П.Г.Котова будущему танкеру – это ещё одно важное и значимое событие для всех нас.

Опубликовано 9 декабря 2021 года

На фото трёхмерная модель среднего морского танкера проекта 23130. С сайта Невского судостроительно-судоремонтного завода.