Детство не помнит пасмурных дней часть 2

Галина Санарова
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. РАДИО. КИНО. БИБЛИОТЕКА.

Столько всего интересного можно было узнать, слушая радио! Или смотреть в окно.
Например, я увидела как по нашей улице провели электричество!

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

 Это было замечательное зрелище!
Сначала появилась яма около ворот,  и потом привезли огромный,( до неба!) столб и вкопали крепко- накрепко. Я этот процесс сама проконтролировала. Чтобы убедится, теперь точно не упадёт!
Подумаешь, великое событие, да? Но ведь для ребенка 5 лет любое действие происходящее рядом, тем более вне рамок привычного, сразу становится незабываемым событием!

 Потом мужчины на «кошках!" залезли на верхушку столба и там проделали что-то загадочное. После протянули в доме провода, закрепляя их на фарфоровые «гирьки».  В патрон ввернули стеклянную лампочку.

«Нам делают свет!» - многозначительно сообщил брат Володя.

Потом зазвучала загадочная фраза: «скоро дадут свет»…

 Кто даст? Как можно свет дать?
 Вот утром становится светло само по себе! Никто и ничего никому не даёт…,

 Но его и правда дали!

Я помню, как нестерпимо ярко осветилась вечером наша маленькая избушка! И хоть свет был не стабильным, давали его пока темно: по утрам  и вечером, до 12 ночи,  но привыкли мы к нему быстро. И очень расстраивались, когда лампочка начинала мигать, а потом гасла. И снова на стене зажигалась керосиновая лампа, до тех пор, пока не починят дизель на электростанции..

  РАДИО

 Оно не выключались никогда.
День начинался и заканчивался звуками гимна.
  "Союз нерушимый республик свободных..."

 А моё утро начиналось с бодрой мелодии:
«На зарядку! На зарядку, становись!
Исходное положение…
 А теперь сделайте обливание, обтирание или примите душ!"- бодро наставлял голос из динамика.

Затем звуки пионерского горна и опять бодрый призыв:
«Слушайте пионерскую зорьку!»
 Значит пора завтракать и собираться в школу.

Весь регламент дня в домах не только на далёкой Камчатке, но и во всей стране, я думаю,строился на неизменном алгоритме радиопередач.

 Однако, в определённые дни были  передачи, которые я ждала с нетерпением:
 «Театр у микрофона»  - одна из самых любимых. Я
вслушивались в голосаа любимых артистов.
Николай Грибов, Ангелина Степанова, Ростислав Плятт, Татьяна Пельтцер, Юрий Толубеев… и другие.

 Помню как пережила просто неповторимые ощущения от одной передачи. И сюжет, и музыка, и исполнение меня примагнитили к месту. Я даже отчётливо,как сейчас,помню голос диктора произносившего фразу:
" Вы прослушали музыкально - театральную композицию по произведению Константина Паустовского "Корзина с еловыми шишками". В композиции прозвучала музыка Эдварда Грига". Это же были два открытия!
 Я узнала что музыка может сделать волшебным и живым рассказ.
 А сам рассказ меня побудил искать другие произведения автора в библиотеке.

Слушала я всё самозабвенно, поставлю табуретку и ухом в динамик, стоявший на этажерке. Чтобы не отвлекали разговоры домашних.

Мне было 7 лет, когда семья переселилась в новый дом. Нам подарили взамен старой круглой "тарелки" новое радио. Красивый чёрный ящичек. По центру круглая матерчатая вставка.
 И однажды мне пришла в голову идея узнать - кто сидит внутри радио? Как они там все помещаются?
Как это голос может быть без человека?

Выше я перечислила фамилии любимых артистов. Но тогда я знала только их голоса.

  И понимая что хочу сделать что - то, за  что меня отругают, я всё же решилась!
Вот уже и орудие преступления у меня в руках: маникюрными ножницами я прорезаю дыру в тканевом окошке… и там нет никого! Только что-то железное.
     Я сильно разочаровалась в своих ожиданиях – волшебство не случилось. А наказание пришло:конечно меня поставили в угол, но так и не рассказали откуда голоса?
  Разве могли что-то объяснить мне слова «от тока»?

 По выходным на перекрёстке у почты громко неслось из динамика:
«С добрым утром, с добрым утром и с хорошим днём!»  …
Эта передача совпадала с началом  детских сеансов в клубе.  Вот здесь я уже совмещала знакомые на слух голоса, с образами, которые воплощали любимые артисты.
 Два сеанса устраивали для ребят: в 12 и 14 часов. Если "картина хорошая", то я сразу же с выхода – на вход, по новой!

Особый шик у младших – влететь первыми и на коленки перед экраном!
Теперь - то понимаю, что  увидеть малышне что-либо из нумерованных мест за чужими головами было невозможно. Но взрослея, соблюдали чин. Рассаживались согласно купленным билетам – на своё место.
Клуб, или Районный Дом Культуры размещался в бывшей церкви, по традициям советского времени. И никакого  повышения пола не наблюдалось.

БИБЛИОТЕКА.

Я очень любила по пути «в» или «из» кино наведаться в библиотеку.
 Мне нравились толстые подшивки журналов
. «Крокодил» - это комиксы.
 «Мурзилка» - это почитать
. «Огонёк» - это картинки…
По мере взросления добавлялись интересы. Уже как старшую школьницу, перечитавшую всё в читальном зале,  библиотекарь - это была жена Георгия Поротова,( НЫНЧЕ ИЗВЕСТНЫЙ КАМЧАТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)  мне разрешала заход в запасники.

 И потом, когда мы переехали в пос. Куйбышево в Крыму, я, оглядев стеллажи читального зала и не найдя ничего интересного, по старому опыту заглянула запросто в глубины. Библиотекарь  набросилась на меня с негодованием. Но когда увидела что я выбрала, ( мне 15 лет) сменила гнев на милость. Это был Эмиль Золя. После мы очень подружились.

 В Мильковскую библиотеку я была записана с первого класса. Помню взяла впервые книжки  1 сентября и тут же на выходе, сидя на крылечке прочитала. Возвращаюсь поменять. Библиотекарь строго выговаривает:
- Галя, книжки надо сначала прочитать. А потом менять!-
 - Я уже прочитала!-
Требуют пересказать. Да легко! Хоть наизусть! Выдают новую порцию и её я не успеваю донести до дома…

КИНО

Много было фильмов про войну. И ещё живы были фронтовики. И фильмы были правдивые. Я часто плакала жалея героев. А мама меня утешала. Это же только кино!
Но как разделить вымысел и живые эмоции? Я вот сюжета самого фильма не помню. А название помню. "Иван Рыбаков" и как плачу помню. И как мама меня утешает, разве это забудется?
 Я даже киножурналы любила, хотя все их терпеть не могли и пропускали. А мне нравилась бравурная музыка и наплывающие в лицо титры " Новости дня"!
 Там и про "закрома Родины", и про "тысячи тонн стали".
 А бывает и повезет: покажут например сюжет про балет или театр.Даже на улицы городов посмотреть было большим удовольствием. Это же другая жизнь! Свои улицы я и с закрытыми глазами на велике бы объехала!

Утро и день – детям. Вечерние сеансы – взрослым.
Мои родители всегда уходили на последний девятичасовой сеанс.
А как же? Хозяйство, детвора… пока управятся!
Шли обычно в кампании с друзьями. А их дети Вася и Маруся оставлялись под мою опеку.
Время то уже позднее. Я всем книжку прочитаю и укладываю поперёк кровати четыре детских тельца, под ноги пододвинув скамейку, чтобы они не свисали.
Видимо тогда уже были у меня предпосылки будущей профессии.
Ребятишкам - дошкольникам я посвятила более 35 лет

Особой любовью пользовались индийские фильмы.
Помню, как однажды у нас «гуляли» на 7 ноября. Родители мои были дружны с семьёй кузнеца Мельника И. Ф. Он был папиным учеником по кузнечному делу.
Тётя Оля Мельник и мой папа были весёлыми и остроумными людьми, умеющими пошутить. Тётя Оля, обмотавшись импровизированным «сари», невероятно похоже, «мяукающим» голосом изображала  индийскую песню. А папа, намотав на голову полотенце в виде тюрбана, самозабвенно отбивал ритм на перевёрнутом ведре. Среди гостей царило неподдельное веселье, хохотали и взрослые и дети.
Я припоминаю много дурашливых сценок, участником которых был мой отец, умевший работать и веселиться.

Продолжение дальше.
http://proza.ru/2021/12/21/1380