Детство не помнит пасмурных дней. часть 4

Галина Санарова
ИГРЫ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Как в озеро, я в прошлое ныряю.
В своих воспоминаниях тону…
Все запахи и звуки ощущаю.
И в Детстве я, по- прежнему, живу.

У памяти стою я на пороге.
Там долгий день. А темнота – страшна…
И в темноте ,за мною по дороге,
Бежит большая жёлтая луна!

Что окружало нас - служило нам игрушкой.
Песок и камни. Свежая трава…
И «мясом» в «суп» кидала я гнилушку.
Осколку битой чашки радовалась я.

Я дни перебираю, словно чётки.
В них светит солнце и ручей течёт.
И серебристо крыльями сверкая,
Заходит на посадку самолёт.

На этом самолёте улетела
В далёкий Крым решительно семья.
А нынче, как жемчужина в футляре,
В глубины детства помещаюсь я.

Дни детства, словно бусины, округло
Рассыпаны внутри моей души…
И как в костре потухшем угли,
Вдруг мою память обожгут в тиши...


Незабвенные «ЧИНИНКИ»

Как объяснить современному ребёнку, что игрушкой могут служить осколки битой посуды?
    Причём фрагментом с рисунком можно было искренне восхищаться.
 А если повезло, и есть два похожих кусочка, — можно поменяться.
 Каждая девочка хранила свою коллекцию. А играть друг к другу ходили со своими «чининками».
Именно таким смешным словом называли мы свои нехитрые "сокровища".
Должно быть от слова " чинить?"


Сейчас такой выбор игрушек, что фантазию напрягать не надо.
  А для детей поры моего детства, игровым материалом могло служить всё, что было под рукой.

Например, семена конского щавеля прекрасно «продавались в магазине» как гречневая крупа.
Трухлявая гнилушка в игрушечном супе прекрасно замещала «мясо».
 Какие замечательные весы можно было изготовить из двух крышечек от гуталина и досочки, помещённой на камень!

Путём подбора камешков-разновесов можно было установить условный вес. В пустые фантики завёрнутые камешки прекрасно исполняли роль конфет.

Зелёные ягоды шиповника и боярышника, всякая трава — как они расширяли ассортимент!
Сколько всякой "каши-малаши и супчика" можно было наготовить в пустой консервной банке!

У меня в детстве никогда не было куклы. Кажется, у меня и пупсов-то не было.
Первую настоящую куклу с чёрными волосами в косичках, с глиняной головой и ручками-ножками в нашем доме я увидела у младшей сестрички Танюшки. На 5 лет ей папа сделал подарок.привёз с материка, как говорят на Камчатке. А мне шел 11 год...

Как старшая, я не очень-то была свободна.
Досмотреть за сестрой и братом входило в мои обязанности.
 Поэтому книги были моими основными друзьями. Из них я узнавала обо всём. Читала много и всё подряд.

Любила киножурналы перед сеансом. Хотя ребятишки старались их пропускать, но ведь именно там показывали другой мир! Там ездили на трамвае и автобусе. Там танцевали балерины и пели артисты.
     Там показывали море! Я ведь не совсем верила даже родителям
 — Как это море может быть солёным?
Откуда столько соли взять?

Позже, когда я окажусь в городе Петропавловске - Камчатском, побегу к берегу бухты и суну палец в воду, а потом в рот!
И в точности, всё так и оказалось! Вода солёная.

 И долго меня будет донимать вопрос «Кто посолил море?»

Конечно, лучше всего, если дети будут заняты полезными делами. Сельским ребятишкам всегда найдётся занятие — поливать и пропалывать, ухаживать за животными.
 Наши родители уехали в отпуск, им обоим дали путёвку на курорт. Я с сестрой осталась на хозяйстве. Сестричке — 9 лет, мне — 14. Я должна была сама готовить еду — мама дала указания на этот счёт. Как и что можно приготовить. Печку надо топить, чтобы приготовить еду. А ещё и поросёнку еду запарить и накормить.
Я часто упоминаю фамилию Мельников. Вот и сейчас не обойтись.

Я сало не люблю,- решила я. Буду так кормить свинку, чтобы у нас, как у дяди Вани Мельника, сало было с прослойками мяса. Иду за консультацией и получаю ответ, что надо чередовать картофельно-отрубную диету с травяной. Меня озарило! Чего это я прослойки буду растить? Пусть одно мясо будет! Азартно принимаюсь кормить поросёнка травой, приправленной небольшим количеством запаренных отрубей.
Когда приехали родители в начале сентября, они меня похвалили.
Во-первых, за то, что умела накормить себя и сестру.
Во-вторых, за то, что собрала нас обеих в  школу 1 сентября.
В-третьих, за то, что дома порядок. Я даже закрутила (неумело правда), огурцы. Хотя они через неделю взорвались! Однако и этот поступок получил одобрение.
С гордостью я пошла демонстрировать свою заботу о свинье.
     Но вот тут-то меня ждала засада!
    «Ты что это тут дистрофика из поросёнка сотворила?» — ужаснулась мама.
    А я с важностью поделилась планами мясного содержания, которые, как оказалось, точно не входили в семейные планы.
 Должно быть, свинка не раз благодарно хрюкнула, выражая моим родителям радость за спасение.


А я, возвращаясь памятью к тем дням, думаю, что дети настолько самостоятельны и ответственны, насколько им разумно позволяют родители. Но ещё  я умиляюсь тому счастливому времени, когда в Мильково у родителей немного было поводов для страха и тревоги за детей, не то, что сейчас.


ЧЕРДАК


Всё самое интересное, мне помнится, было на чердаке.

Там висели в сумках противогазы. Два. Для взрослых. Мы в них играли и смешно хрюкали. Теперь я задумываюсь, а что детей не надо было спасать?

Почему-то мама прятала там от меня учебники.
 Наверное, боялась, что потеряю интерес, если прочитаю до школы. Но я всё равно находила.
А попутно и ещё много всего интересного.

 Например, родители купили электропроигрыватель «Ленинград». К нему подходили пластинки на 33, 45 оборотов. Новые. А старые, на 78 оборотов, вместе с патефоном ушли на чердак. Пластинок было очень много. Потому что свою коллекцию папе подарили молодые метеорологи, отработавшие в аэропорту по распределению срок и уехавшие домой.
   Из всего этого богатства в ходу были популярные песни типа «Вот кто-то с горочки спустился»,  так же исполняемые Воронежским хором и солисткой Марией Мордасовой частушки, и тому подобное творчество.
Всё что могло повеселить в кампании.


В коробках остались лежать хрупкие диски с глянцевыми синими и красными наклейками. На них напечатаны были таинственные слова:
   Попурри на тему… Арии из оперы «Иоланта»… Рондо… Хабанера… Ариозо…
Кто мне мог объяснить таинственное значение этих фантастических слов?
 Только они сами.
Я накручивала ручку патефона и слушала всё подряд. Не скажу, что всё подряд и нравилось… Скажем так,  избирательно: у меня появились любимые пластинки. Они складывались в отдельную стопочку:
«У любви, как у пташки крылья…» — вот, оказывается, что такое хабанера из оперы Ж. Бизе «Кармен»!
Страстная ария Роберта из оперы Чайковского «Иоланта» — «Кто может сравниться с Матильдой моей?» — тоже здорово!
Вот так, случайным выбором, я приобщалась к прекрасному в музыке. Совсем как Фрося Бурлакова!


А кроме того, в стопке пластинок были записи спектаклей  МХАТ им. Горького.
«Егор Булычёв и другие» — не всё понятно в этой пьесе. Но как сильно звучат голоса актёров!
« МОлитесь, мОлитесь пОд кОлОкОлами! А кОму мОлитесь? – страстно вопрошал мужской голос…
Или спектакль «Пигмалион». Тут было больше юмора и поэтому чаще ставились любимые диалоги Элизы Дулитл и профессора Хиггинса.
Театр был рядом! И какой!


Летом мне разрешали спать иногда на чердаке. Какое было наслаждение сидеть на лесенке и любоваться звёздным небом… А утром проснуться от того, что нос щекочут солнечные лучи. Солнце как раз всходило со стороны гор Валагинского хребта и светило в открытую дверцу. Я даже не могу вспомнить, чтобы донимали комары. Постепенно нагревалась железная крыша, становилось душно и жарко. И  я спускаюсь на землю…


Вспоминаю, как впервые увидела Мильково сверху. Знаю точно, что это было 1 июня, на День защиты детей. Детей сотрудников аэропорта просто прокатили на самолёте. Представить такое теперь невозможно! Но по тем временам — да! Не знаю, чья это была идея, однако, без поддержки  тогдашнего начальника аэропорта Серова И.И. воплотиться не могла.

ДЕТСКИЙ САД

Детский сад в 1960-х годах был в двух корпусах. Один около Антоновки — младшие и средние, другой — на Почтовой, старшие и подготовительные. Ясли были на Партизанской. Я в детский сад не ходила. Но забирала из садика Таню. Она очень любила своих воспитателей. И дома проигрывала весь сценарий пребывания. Рассаживала игрушки и проводила с ними занятия: рассказывала сказки, пела песенки. Делала «прививки» своим зайчикам и мишкам.
Летом старшие детки шли на прогулку мимо нашего дома. Все в беленьких панамках, парами, чинно шли в сторону Таловенькой, а потом обратно.

В детский сад ходил мой двоюродный брат Юра. Мне он рассказывал, что у него от детского сада остался в памяти вкус рыбьего жира. По моде того времени мальчиков одевали в матроски. На груди кармашек с носовым платочком. Мой брат послушно принимал в рот ложечку, а отойдя, сплёвывал содержимое в кармашек.

Силами музыкального руководителя детского садика однажды был поставлен спектакль «Теремок», в котором были заняты так же школьники. В том числе я — Лисичка. Спектакль шёл на сцене клуба. Почему я вспоминаю об этом? Потому, что истоки культуры, корни её — в детстве. Я разместила на сайте Одноклассников фотографию сестры, выпускную из садика в школу, столько пошло комментариев с воспоминаниями о тех временах!

ВЕЛОСИПЕД

Велосипед у папы был, как мне кажется, всегда. Я помню, что меня возили на багажнике брат Володя и отец. Я сама научилась ездить особым способом — через раму. Это когда нога подсовывается внутрь рамы и велосипедист висит сбоку. Потому что не достаёт не только до седла, но даже до педалей стоя.
Кто-то делал так же?

Первым обзавёлся своим велосипедом брат Саша. Ему привезли на катере новенький «Школьник» и я бегала по дороге от дома до здания тогдашнего Госбанка и обратно, помогая ему держать равновесие, пока он сам не научился. Мне велосипед купили попозже, подростковый, у кого-то уехавшего на материк.
 Катание по улицам села было одним из главных развлечений. Велосипед — главное средство передвижения: В магазин, на почту, по любому делу!
Но вот что было самым неприятным — воровали! Нет, не велосипеды. Выкручивали ниппели. А без этой мелкой детальки шины спускались и ехать было невозможно. И купить тоже! Папа как-то находил выход. У него всегда были в запасе разные трубочки.


Жду на следующую страницу.http://proza.ru/2021/12/22/1918