Разбойник Савка. Ч. 1. Сер. 9

Марина Егорычева
РАЗБОЙНИК САВКА
Сценарий по роману "Савкин овраг"
жанр: историческая сказка
Часть 1. Серия 9


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Савка убежал в Коломну, у него есть возможность устроить свою судьбу, но ему снится Марфа и он понимает, что она в беде. Силантий продолжает жестоко избивать жену, Марфа подумывает о смерти. Ванька устраивает встречу Марфы и Савки, они проводят время в овраге. Марфа возвращается домой, а Савка должен обдумать и подготовить побег. На сенокосе Марфа ударяет вилами своего ненавистного мужа, тот умирает. Царь в Коломенском, он празднует именины своей сестры. На царский двор приходит толпа, она требует суда, царь выходит к крестьянам и судит: казнить Марфу смертию. Марфу закапывают в землю на краю села, к ней приставлена стража. Ночью Савка поджег амбар, когда все побежали тушить пожар, он выкапывает полуживую Марфу и относит ее в овраг. Она умирает у него на руках, Савка хоронит ее в овраге и уходит куда глаза глядят. Львов узнает, что колдун Симон ходит часто к Стрешневу и тут же докладывает об этом царю. Царь ссылает Стрешнева в Вологду воеводой.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ БЕРЕГ МОСКВЫ-РЕКИ МЕСТО КУПАНИЯ ДЕНЬ

Девушки, среди которых Дашутка, Аглашка, купаются в реке. В зарослях камыша сидит Ванька, подглядывает. Ванька начинает выть, девушки пугаются.

Ванька идёт прочь, выходит в другое место, сам купается.

Ванька вылез, хочет надеть портки, но тут замечает незаметно подкравшихся уже одетых девушек.

АГЛАШКА
Ах вот это кто за нами подсматривал, хватай его, девки!

Девушки окружают Ваньку, Ванька орёт.

ВАНЬКА
Ай, не надо, помогите!

Ванька голый летит в заросли крапивы, за ним летит его одежда, Ванька орёт.

Ванька в портках сидит рядом с зарослями крапивы, плачет, надевает рубаху.

ВАНЬКА
Это всё ты, Савка, научил меня русалок пугать! Увижу тебя – убью!


НАТ. КОЛОМНА КРЕМЛЬ ДВОР КУПЦА ЛОЖЕЧНИКА ЛЕТО ДЕНЬ

Савка и РАБОТНИК КУПЦА (20 лет) носят холсты в сарай.

РАБОТНИК КУПЦА
Слышь, Сенька! А почему у нашего хозяина прозвище Ложечник, а он холстами торгует?

САВКА
Не знаю.

РАБОТНИК КУПЦА
А я знаю! На прошлой седьмице хозяин с братом своим бражничали, как разошлись они, давай важничать! Ничего-де, что наш дед ложки деревянные стругал, да мы Ложечниковы ещё Коломну на всё царство прославим! Мы не просто так!

Из дома выходит ДОЧКА КУПЦА, симпатичная девушка около 18 лет, она встаёт в дверях конюшни, следит за Савкой, который ходит по двору, улыбается.

РАБОТНИК КУПЦА
Слышь, Сенька, не пойму, чего ты теряешься?

САВКА
Отстань!

РАБОТНИК КУПЦА
Смотри, как она на тебя своими бесстыжими глазками глядит: съест!

САВКА
Тебе кажется.

РАБОТНИК КУПЦА
Да глянь хоть на девку: кровь с молоком! Да она сейчас из сарафана выпрыгнет и прямо к тебе в портки! Иди в конюшню, а я покараулю!

САВКА
Меня хозяин приютил, я это помню.

РАБОТНИК КУПЦА
Вот и отплатишь ему: иди давай, дочку его успокой!

Из дома выходит КУПЕЦ ЛОЖЕЧНИК(40 лет). Дочка Купца прячется в конюшне.

КУПЕЦ ЛОЖЕЧНИК
Сенька, иди в дом!


ИНТ. КОЛОМНА КРЕМЛЬ ДОМ КУПЦА ЛОЖЕЧНИКА ЛЕТО ДЕНЬ

Купец Ложечник сидит в углу на лавке, Савка стоит перед ним.

КУПЕЦ ЛОЖЕЧНИК
Дочка у меня выросла, я в ней души не чаю, ничего для неё не пожалею. Что скажешь на это, Сенька?

САВКА
Красивая дочка у тебя, хозяин, только я ничего худого не замышлял.

КУПЕЦ ЛОЖЕЧНИК
Ты мне зубы не заговаривай. Я что, не знаю, как дело молодое бывает?

САВКА
Ты человек бывалый, больше меня ведаешь.

КУПЕЦ ЛОЖЕЧНИК
Ну и как? Было у тебя уже? Знаю, что было!

САВКА
У нас в деревне баба одна жила, по дурацки всё получилось, мне и не хотелось тогда совсем.

КУПЕЦ ЛОЖЕЧНИК
Ну вот видишь! Сыновей у меня нет, зять мне сыном будет. Раз полюбился ты сильно моей дочери – я против не пойду. Только если не хочешь всё по правде сделать, уходи лучше. А то не смотри, что я смирный, если разойдусь, возьму ножичек – и всё твоё хозяйство к чертям собачьим. Ну что, испугался?

САВКА
Я не из пугливых! А с девками никогда нечестно не поступал, мне так моя матушка заповедовала.

КУПЕЦ ЛОЖЕЧНИК
Это хорошо, мне такой зять подойдёт. Ступай и обдумай всё.


ИНТ. КОЛОМНА ДОМ КУПЦА ЛОЖЕЧНИКА КОМНАТА САВКИ ЛЕТО НОЧЬ

На улице дождь с грозой. Савка спит.


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ОТВЕРШЕК ЛЕТО ДЕНЬ – СОН

Савка пробирается по оврагу.

МАРФА
(ВПЗ)
Савка, ты где? Зачем меня бросил?

Савка идёт на голос, доходит до дерева, под которым находится пещерка. Раздвигает корни, видит Марфу-девочку.

МАРФА
Савка, зачем меня бросил? Мне страшно!

КОНЕЦ СНА


ИНТ. КОЛОМНА ДОМ КУПЦА КОМНАТА САВКИ ЛЕТО НОЧЬ

На улице дождь с грозой. Савка просыпается.

САВКА
Беда с Марфушей, идти мне надо!


ИНТ. САДОВАЯ СЛОБОДА ДОМ СИЛАНТИЯ ЛЕТО УТРО

Марфа, Силантий, Дементий, Мать Силантия собрались на работу.

ДЕМЕНТИЙ
Пойдём уже, князь велел всем на уборку идти, а то пропадёт рожь!

Дементий и Мать Силантия выходят, Марфа так же направляется к выходу.

СИЛАНТИЙ
Погодим немного, потом родителей догоним.

МАРФА
Мне нельзя нынче, Сила!

СИЛАНТИЙ
Как так? Недавно у тебя было!

МАРФА
Не знаю, дело бабье такое, видно тяжёлое что-то подняла.

Марфа хочет идти.

СИЛАНТИЙ
Постой. А ну-ка задери подол!

МАРФА
Как же так можно?

Силантий быстро смотрит Марфе под юбку, Марфа бросается на выход, Силантий за ней.

СИЛАНТИЙ
Обмануть меня решила?


ИНТ. САДОВАЯ СЛОБОДА ДВОР СИЛАНТИЯ ЛЕТО УТРО

Дементий и Мать Силантия готовят инструменты, Дементий точит косу, Мать Силантия выносит серпы из сарая. Выбегает Марфа, бросается перед Дементием на колени, хватает его за ногу.

МАРФА
Батюшка, родненький, не вели Силе меня бить, я в прошлый раз два дня хворала, встать не могла.

ДЕМЕНТИЙ
(сыну)
А ну остынь!

СИЛАНТИЙ
Эта гадина мужа не уважает!

ДЕМЕНТИЙ
Об одном только думаешь, а кто работать будет? После работы со своей женой разберёшься!


НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КОЛОМЕНСКОГО РЖАНОЕ ПОЛЕ ЛЕТО ДЕНЬ

Крестьяне села Коломенского, а также жители Садовой слободы собирают рожь. Низкорослую рожь косят мужчины косой, высокую рожь собирают серпами.

Среди тружеников: Марфа, Силантий, Дементия, Мать Силантия, Андрей, Тимофей, Фроська, Аглашка, Агафья, Пелагея Ивановна, Симон Данилов, Ирина, Григорий, Егупко, Микитка. Тит Афанасьев.

Мужчины косят. Пелагея Ивановна, Микитка вяжут снопы.

Марфа работает серпом, вытирает пот.

Работники идут на отдых к телегам и шалашам. Марфа подходит к своей телеге, пьёт воду, идёт далее. Марфа идёт в кусты, растущие за полем, Силантий за ней следит.

Марфа выходит из кустов, одёргивает юбку, идёт вдоль поля, путь ей преграждает Силантий.

СИЛАНТИЙ
Опять не дашь?

Марфа бросается в сторону, падает, Силантий начинает её бить ногами. На крики обращают внимание люди.

На коне едет Князь Львов, к нему подходит Тит Афанасьев.

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Алексей Михайлович, Силка опять жену избивает, а мне работники нужны, многие захворали сегодня, не вели ему бить!

Князь Львов смотрит туда, где избивают Марфу, туда бегут Симон Данилов, Григорий, Егупко, Пелагея Ивановна, Ирина.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Что за люди такие? Сами не можете его утихомирить? Ждёте, когда насмерть забьёт?

Симон Данилов с сыновьями добегает до Силантия.

СИМОН ДАНИЛОВ
Гришка, Егупко!

Григорий и Егупко хватают Силантий с двух сторон за руки и оттаскивают его. Марфу поднимают Пелагея Ивановна и Ирина, уводят.

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВА
Говорила же тебе, не отказывай ему, меньше бить будет!

МАРФА
Не могу я больше так! Умереть бы!

Григорий и Егупко держат Силантия.

СИЛАНТИЙ
Отпустите! Щас тебе морду набью!

Григорий и Егупко отпускают Силантия. Перед ним стоит Симон Данилов с плёткой в руках. Силантий и Симон Данилов двигаются то в одну, то в другую сторону по кругу, готовые напасть друг на друга.

СИМОН ДАНИЛОВ
Давай, с казаком дерись, а не с бабой!

СИЛАНТИЙ
А твоё какое дело? Хочу и бью! Как будто ты своей жены не бивал!

СИМОН ДАНИЛОВ
Так ты её скоро до смерти забьёшь, без вины! Иди ко мне, отведай моей плётки!

СИЛАНТИЙ
Испугался я тебя, колдун проклятый! Не думай, что если Стрешнев тебя вином паивает, то тебе заступником будет. Вот пройдёт его время – тогда посмотрим кто кого!

Силантий плюёт в сторону Симона Данилова и уходит.

Разговор слышит Князь Львов, который не торопясь едет мимо на коне невдалеке.


НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КОЛОМЕНСКОГО ВЫГОН ЛЕТО ДЕНЬ.

Ванька пасёт коров. Пришли женщины на дневную дойку.
Ванька стоит рядом с Силантием и Марфой с ведром, показывает бубенец.

ВАНЬКА
Вот, дядя Силантий! Пропала ваша Бурёнка, нигде её нету. Бубенчик, наверно, развязался!

Силантий берёт бубенец и трясёт им перед лицом Марфы.

СИЛАНТИЙ
Это ты бубенец привязывала? Иди ищи, а то ты у меня вместо Бурёнки дойной коровой будешь!

Силантий подносит кулак к лицу жены.

ВАНЬКА
Ну, я пошел, мне стадо гнать.

Ванька уходит, оборачивается показывает рукой в сторону Сухого оврага.

ВАНЬКА
Вы её тама посмотрите, тама она где-то пропала.


НЕТ. ОКРЕСТНОСТИ КОЛОМЕНСКОГО ВБЛИЗИ СУХОГО ОВРАГА ЛЕТО ДЕНЬ

Марфа ищет корову, смотрит среди мелкого кустарника, подходит к отвершку Сухого оврага.

МАРФА
Вот и Савкин овраг.
(кричит)
Бурёнка, где ты? Чертюга окаянная!

Марфа подходит к отвершку, где начинаются заросли. Вдруг слышит негромкий голос.

САВКА
Бурёнка! где ты?

Марфа поворачивается на голос, видит в кустах Савку, который стоит у привязанной коровы и корпит её травой. Вид у Савки виноватый. Марфа бросается к нему.

САВКА
Помнишь меня ещё? Ты прости ме…

Марфа не даёт говорить, обнимает Савку и плачет.

МАРФА
Савва, Саввушка! Ты пришёл за мной!

Савка и Марфа начинают кружиться  в объятьях, чуть не падают, крепко друг друга обнимают. Савка тащит Марфу глубже в заросли и овраг, по дороге с Марфы падает головной убор, Савка видит синяки на лице и шее у Марфы, у Савки на глазах появляются слёзы.

САВКА
Да что с тобой сделали? Не плачь, тебя прошу, сердце разрывается!

МАРФА
Не могу я больше, Савка! Умереть лучше, чем так жить!

Савка прижимает Марфу к своей груди, Марфа успокаивается. Они садятся на землю.

МАРФА
А знаешь, я и не плакала почти всё это время ... как узнала, какое оно горе бывает настоящее, так и плакать перестала ...

САВКА
Прости меня, что бросил тебя! Князь меня убить приказал, лучше бы и убил!

МАРФА
Всё я знаю, мне Пелагея рассказала. Только думала, что он тебя убил, а ты живой! Радость-то какая!

САВКА
Думал я тебя выкрасть, но потом решил, куда тебя отвезу? Всё одно поймают и точно прибьют! А потом подумал, что замуж тебя выдадут за хорошего мужика (тебя же не могли выдать за недоброго!), выдадут, ты меня и забудешь. Не думал, что так выйдет!

МАРФА
Молчи! Не говори ничего боле! Постой немного.

Марфа встаёт, заходит за спину Савки, сбрасывает с себя одежды, садится, обнимает Савку сзади, Савка поворачивается к Марфе.

МАРФА
По-моему будет нынче! ты моим мужем будешь!

Марфа обнимает Савку.

САВКА
Подожди, я сейчас!

Савка встаёт, отходит в сторонку, приносит охапку травы, кладёт траву, стелет на неё кафтан, какую-то подстилку.

МАРФА
Заране приготовил?

Савка молчит.

МАРФА
Не стыдись, не видишь: сама пришла!

Савка склоняется над Марфой, Савка в ужасе.

САВКА
Марфуша, на тебе живого места нет!

МАРФА
А ты глаза закрой и не смотри!

Марфа притягивает Савку к себе.

Марфа лежит на груди у Савки, она счастлива.

МАРФА
Правду бабы говорят! Сладка любовь!

Савка гладит Марфу по волосам.

МАРФА
Знаешь, о чем я всё это время больше всего жалела?

САВКА
О том, что не случилось у нас тогда ничего ...  в саду, у речки, в поле ...

МАРФА
... тогда бы хоть знала, за что меня так бьют ...

САВКА
Думаю, надо тебя в мужицкое платье переодеть. На коне держаться сможешь?

Марфа кивает головой в знак согласия.

Где-то вдалеке играет жалейка.

МАРФА
Слышишь, играет кто-то!

САВКА
Это нам Ванюша знак подаёт, пора домой тебе уже идти!

Марфа и Савка у коровы. Марфа доит корову, даёт испить Савке молока, надевает головной убор, улыбается, берёт корову, уходит.


ИНТ. САДОВАЯ СЛОБОДА ДОМ СИЛАНТИЯ ЛЕТО ВЕЧЕР

Силантий сидит на лавке, напротив него сидят Дементий и Мать Силантия.

МАТЬ СИЛАНТИЯ
Ну, где они? а что, если волки?

ДЕМЕНТИЙ
В одночасье и коровы, и жены лишишься! Дурак ты видно у меня, чего сам не пошёл искать?

СИЛАНТИЙ
Ну что вы право … я чего … я ничего, сказал, чтобы она корову нашла …

Мать Силантия глядит в окошко.

МАТЬ СИЛАНТИЯ
Ой, идёт моя голубушка! И коровка с ней.

Марфа входит в избу, садится от усталости на лавку у входа, не смотрит никому в глаза.

МАРФА
Нашла чертюгу, чуть в овраг не свалилась, сейчас пойду доить ... потом вечерять будем ... –

МАТЬ СИЛАНТИЯ
Я сама вечерять соберу, а ты к коровушке иди!

Марфа встаёт, идёт на выход.

МАТЬ СИЛАНТИЯ
Не забудь, завтра твой отец придёт на именины!


НАТ. САДОВАЯ СЛОБОДА ДВОР СИЛАНТИЯ ЛЕТО НОЧЬ

Марфа выходит из сарая, идёт к воротам, запирает их. Марфа облокачивается на изгородь, смотрит на звёзды, улыбается.


ИНТ. САДОВАЯ СЛОБОДА ИЗБА СИЛАНТИЯ ЛЕТО ВЕЧЕР

Семен Петрович пришёл в гости к зятю на именины дочери. Семен Петрович и Силантий сидят за столом, едят и пьют, Марфа ставит на стол блюда с угощением, бутылку.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну, за именинницу!

Семен Петрович и Силантий чокаются и выпивают.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну что ты так на неё злишься? Баба она работящая, всю работу исполняет, стряпает вкусно. Марфуша, где пироги?

Марфа стоит у печки, вынимает пироги.

МАРФА
(наигранно)
Сейчас будут, батюшка!

Марфа ставит на стол поднос с пирогами.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Ну вот, видишь!
(потирает руки)
Вот видишь, и стряпать умеет!

Семен Петрович жуёт пирог.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Баба - она как скотина ласку любит, где с строгостью с ней надо, а где и побаловать.  На, иди, дай ей кусок пряника, мне с кухни принесли.

Семен Петрович суёт Силантию пряник.

СИЛАНТИЙ
Да зачем это, батя?

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Дай! Послушай тестя.

Силантий встаёт и идёт к жене, которая уже сидит за прялкой.

СИЛАНТИЙ
На.

МАРФА
(наигранно)
Благодарствуй муженёк за угощение, только я его потом съем, сейчас мне прясть надобно.

Силантий садится за стол.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Вот видишь, без работы баба не сидит, лишнего хлеба не есть, чего тебе ещё? А чего у вас ребёночка нет? Если что не так, надо к камушку сходить, так старые сказывали! У меня не было сына, так хоть внучек будет!

Семен Петрович ушёл домой, Силантий спит, спят Дементий и Мать Силантия. Марфа вытирает посуду. Марфа раздевается, ложится рядом с мужем, улыбается.


ИНТ. САДОВАЯ СЛОБОДА ИЗБА СИЛАНТИЯ ЛЕТО УТРО

Силантий, Марфа собираются на работу. Марфа надевает ожерелье, которое ей подарил Савка.

Силантий тянет за ожерелье, нитка рвётся.

СИЛАНТИЙ
А это зачем? Чай не праздник.

Марфа приходит в бешенство, она ударяет руками об стол, глаза её горят, она замахивается руками на мужа, она наступает на Силантия, он отступает к стенке от неожиданности.

МАРФА
Ты что натворил?! Пошто моё ожерелье порвал?! Как его мне теперь собрать?

Марфа начинает ползать по полу, собирать бусины. Входит Дементий, Силантий смотрит на него с испугом и удивлением.

ДЕМЕНТИЙ
Что за крики? Потом соберёшь, на работу пора!

Марфа поднимается, глаза её продолжают гореть, она берёт платок, выходит наружу.

ДЕМЕНТИЙ
Не трогай, Силка, никогда бабьев нарядов и уборов, они за них поубивают.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДРУГОЙ БЕРЕГ ЦАРСКИЙ ЛУГ ЛЕТО ДЕНЬ

Почти все крестьяне работают на сенокосе, в отдалении мужчины косят траву, вблизи женщины ворошат сено граблями, мужчины закидывают сено на стога вилами.

Среди работающих на лугу: Силантий, Марфа, Дементий, Мать Силантия, Пелагея Ивановна, Фроська, Аглашка, Дашутка, Андрей, Тимофей, Григорий, Егупко.

Марфа, Пелагея Ивановна ворошат сено. Марфа идёт вперед о чём-то с радостью думая. К ней подходят Фроська и Аглашка.

ФРОСЬКА
Ты смотри, как Марфуша светится-то от счастья!

Марфа пугается и перестаёт улыбаться.

ФРОСЬКА
Прямо звёздами горит, и под глазом звезда, и над глазом!

Марфа начинает ворошить граблями сено.

Фроська и Аглашка смеются. Подходит Пелагея Ивановна.

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Ну что вы к ней пристали? Неизвестно, какой ещё у вас муж будет!

ФРОСЬКА
А то! Знаем мы, кто подговаривал Савку идти яблоки воровать! А теперь где Савка? Сгинул он! А я может того, до сих пор по нему сохну. Ни себе ни людям!

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Пошли отсюда, идите работайте до дождя успеть надобно!

Фроська, Аглашка, Пелагея Ивановна уходят. Марфа берёт вилы и начинает с ожесточением закидывать сено на стог.

Приходит Силантий с вилами, он с неким уважением смотрит на работу жены. Силантий вытирает руку об портки как будто чем-то брезгует, подходит к Марфе, кладёт руку на задницу.

СИЛАНТИЙ
Ну иди сюда что ли, дай я тебя приласкаю ...

Марфа вздрагивает, отскакивает от Силантия.

СИЛАНТИЙ
Ты смотри, Марфа, не зли меня!

Силантий берёт вилы в руки, закидывает охапку сена наверх.

СИЛАНТИЙ
А то как бы не нарвалась!

Силантий смотрит на Марфу, перебрасывает вилы в правую руку, трясет вилами.

Марфа смотрит на Силантия вызывающе, так же перебрасывает вилы в правую руку.

МАРФА
Не подходи ко мне, Силантий! Не трожь меня больше, слышишь? Никогда больше не трогай!

СИЛАНТИЙ
Что ты сказала? Пугать меня решила? Да я тебя ... на вилы насажу …

Силантий наступает на Марфу, грозя ей вилами. Марфа в состоянии аффекта замахивается на мужа вилами, попадает ему в висок.
Марфа в ужасе бросает вилы, не может кричать.

Силантий лежит на земле и стонет, постепенно сходятся люди, Марфа бросает на них испуганные взгляды.

Вдруг приходит СТАРУХА с кривой клюкой, она направляет клюку на Марфу.

СТАРУХА
Убивица!

Люди приходят в себя от шока, мужчины уносят Силантия на самодельных носилках.

Люди набрасываются на Марфу, срывают с неё головной убор, бьют её, тащат куда-то.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР МАРФЫ ЛЕТО ДЕНЬ

На улице слышны какие-то крики. Семен Петрович выходит из избы на голоса. Мимо бегут внуки Егоровны.

Внук-3
Ваша дочка мужа своего вилами убила! Все на царский двор бегут!

Внуки убегают. Семен Петрович хватается за сердце, ему плохо.

СЕМЕН ПЕТРОВИЧ
Мой грех!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ДВОРЕЦ ЦАРЯ ПАЛАТА ЛЕТО ДЕНЬ

По середине обширной палаты стоит богато накрытый стол, за столом сидят: Царь Алексей Михайлович, Боярин Морозов, Князь Львов, Семен Стрешнев, Мария Лыкова, Царевна Ирина Михайловна, Царевна Анна Михайловна, Царевна Татьяна Михайловна.
У столика, который стоит у стены, на котором стоят кушанья и кувшины с напитками, стоит Стольник-2 и ещё два стольника.
Двое рынд стоят у двери. Празднуются именины Царевны Анны Михайловны.

Царь Алексей Михайлович поднимает кубок.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Пью за здоровье сестры моей любезной Анны Михайловны. С имениными тебя!

ЦАРЕВНА АННА МИХАЙЛОВНА
Благодарю тебя, государь мой Алексей Михайлович! Отведай именинного пирога!

Все пьют за здоровье именинницы, Стольник-2 ставит на стол именинный пирог. Доносится шум толпы. Все настораживаются.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Что за шум?

Князь Львов встаёт.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Государь, я пойду узнаю, в чём дело.

Князь Львов уходит.

ЦАРЕВНА ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Не нравится мне этот шум, вдруг народ взбунтовался?

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
По голосам – немного людей, на верно крестьяне пришли жаловаться на управителя.

Возвращается Князь Львов, кланяется.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Беда, великий государь! На сенокосе жёнка Марфа своего мужа вилами забила. Люди кричат, что такого злодейства они доселе у себя не видали! Требуют, чтобы ты, государь, вышел к ним и суд свой праведный вершил.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Не я ли великий государь и отец родной для своих крестьян? Мне и суд вершить над ними! Пустите их во двор, выйду к народу моему на крыльцо!

Царь Алексей Михайлович встаёт и уходит в сопровождении Князя Львова, Семёна Стрешнева, Боярина Морозова, Стольника-2.

Царевны и Мария Лыкова перепуганы.

ЦАРЕВНА ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Как возможно такое злодейство?

МАРИЯ ЛЫКОВА
Говорят, что бил он её смертным боем! Она по нескольку дней с постели не вставала!


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР КРЫЛЬЦО ЦАРСКОГО ДВОРЦА ЛЕТО ДЕНЬ

Толпа – человек 30-40, мужчин и женщин, среди которых Пелагея Ивановна, Марьица, Агафья, Герасим, Мать Ваньки, Дашутка, Мужик-1, Мужик-2 – шумят перед царским дворцом. Взойти на царское крыльцо им не позволяют 10-15 стрельцов с бердышами.

Царь Алексей Михайлович выходит на крыльцо, с ним – Князь Львов, Боярин Морозов, Семен Стрешнев, Стольник-2. Царь спускается по лестнице вниз, от земли его отделяют три ступени. Толпа шумит, перед царём ставят без головного убора, с растрёпанными волосами, с кровоподтёками Марфу.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Тише! Царь к вам вышел! Пусть кто-нибудь один скажет!

Толпа затихает.

МУЖИК-1
Марфа Семенова дочь мужа своего вилами ударила, он теперь помирает лежит! Мы все это злодейство видели! Хотим, чтобы ты, государь, суд свой праведный нынче вершил!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Умер её муж или нет? От этого наказание будет зависеть!

К царю пробирается Мать Силантия, народ расступается перед ней. Она падает рядом с Марфой и перед царём на колени.

МАТЬ СИЛАНТИЯ
Умер сын мой единственный! Убила его ведьма проклятая! Вели её, государь, казнить смертию! Смотрите, люди, сама себя срамлю!

Мать Силантия срывает с себя головной убор. Царь Алексей Михайлович в ужасе.

МАТЬ СИЛАНТИЯ
Верши, государь, суд! Не сойду с места!

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
(посреди толпы плачет)
Что ты стоишь? Вались царю в ноги, проси, чтобы помиловал!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
(Марфе)
Говори, ты убила мужа?

Марфа поднимает свои пустые загнанного зверя глаза на царя.


НАТ. ЗАСНЕЖЕННОЕ ПОЛЕ ЗИМА ДЕНЬ – ВОСПОМИНАНИЕ

Царь Алексей Михайлович на псовой охоте. Загнана волчица, Царь Алексей Михайлович смотрит на неё и ужасается.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР КРЫЛЬЦО ЦАРСКОГО ДВОРЦА ЛЕТО ДЕНЬ

Царь Алексей Михайлович стоит на крыльце и смотрит на Марфу.

МАРФА
Да, это я его убила.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Слушайте мой указ! Вина её доказана! Велю казнить жёнку Марфу смертию по нашему обычаю! А теперь расходитесь!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ ПАЛАТА ЛЕТО ДЕНЬ

Царевна Ирина Михайловна, Царевна Анна Михайловна, Царевна Татьяна Михайловна, Мария Лыкова смотрят в окошко.

МАРИЯ ЛЫКОВА
Государь велел казнить Марфу смертию!
(Царевне Анне Михайловне)
Проси брата, чтобы помиловал бедную ради твоих именин!

Входит Царь Алексей Михайлович.

ЦАРЕВНА АННА МИХАЙЛОВНА
Государь, правитель должен быть милосердным!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Нет, решения своего не изменю! Государь должен держать своё слово!
(кричит)
Возвращаемся в Москву!

Царь Алексей Михайлович уходит.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ПРИКАЗНАЯ ИЗБА ПАЛАТА ЛЕТО ВЕЧЕР

Князь Львов сидит за столом, Дьячок Артемий Дмитриев пишет за своим столиком.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Пиши: И по указу великого государя жёнка Марфа оставлена под стражей в приказной избе до следующего дня.

Входят Служивый Антошка и Служивый Егошка.

СЛУЖИВЫЙ АНТОШКА
Алексей Михайлович, кому укажешь воровку караулить? Мне или Егошке?

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Да кто вам доверит осужденную караулить? Вам прикажешь мёртвого под стражу взять, так от вас мертвец и тот сбежит! Пусть два новых стрельца с неё глаз не спускают, чтобы она с собой чего до казни не сделала!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ПРИКАЗНАЯ ИЗБА КОМНАТА ЛЕТО ВЕЧЕР

В небольшой комнате на полу сидит Марфа. Её караулят два  стрельца: СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА и СТРЕЛЕЦ МИТЬКА, обоим около 25 лет.
Стрельцы сидят за столом, пьют квас.

Входит Священник Артемий Мартынов, он чего-то боится.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Чего пришёл, поп?

СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ МАРТЫНОВ
Я пришёл к осужденной, к покаянию её привести!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Ну так приводи!

Священник Артемий Мартынов с опаской подходит к Марфе.

СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ МАРТЫНОВ
В чём хочешь покаяться?

МАРФА
Грешна я, батюшка Артемий! Убила Силку, только мужем его не считаю, Савка мне муж!

СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ МАРТЫНОВ
Что ты несёшь? Умом тронулась? Спроси хоть про родителей! Мать твоя с горя волосы рвёт, а батюшка твой отходит уже! Как услышал о тебе – так и упал!

Марфа закрывает уши руками, начинает завывать!

Священник Артемий Мартынов крестит её, уходит.

СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ МАРТЫНОВ
(на выходе)
Следите за ней, вроде как умом тронулась, как бы чего не сделала.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Да ведьма она, сразу ясно, Митька, а Митька, может проверим? У всех ведьм хвостик сзади.

Стрелец Петька встаёт, идёт к Марфе, она смотрит на него безумным взглядом. Стрелец Петька раздумывает, идёт обратно.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Да ну её, ещё укусит.

Входит МУЖИК-2 с длинным прутом.

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
А тебе чего?

МУЖИК-2
Я это, пришел мерку снимать.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Да она с тебя ростом, с себя сними.

МУЖИК-2
Нет, не надо с меня снимать, с неё надо.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Подними её, Митька, пусть снимет.

Стрелец Митка подходит к Марфе, Мужик-2 с опаской ставит рядом с Марфой прутик, измеряет по горло, лишнее отламывает от прутика. Мужик-2 уходит.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Как есть ведьма! Гляди, Митька, как глаза у неё горят! А нам её всю ночь сторожить! Когда уже еду принесут?

Входит Ванька с кувшином и миской, накрытой крышкой.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Ну а тебе чего? Чего там у тебя?

ВАНЬКА
Я поесть осуждённой принёс и попить.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Митька, проверь!

Стрелец Митька встаёт, смотрит в кувшин, снимает крышку с миски, в миске курица.

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
Вроде вода, а это – курица!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Давай сюда! Зачем ей есть, завтра всё равно казнят!

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
Петька, может не надо отнимать?

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Меньше мучиться будет! Нам давай курицу, а ей одну водицу.
(Ваньке)
А ты - ступай, побег решил устроить?

Ванька уходит, так и не подойдя к Марфе, Стрелец Петька начинает есть курицу, Стрелец Митька даёт Марфе кувшин с водой, Марфа начинает с жадностью пить.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ЗА СЕЛОМ ЛЕТО ВЕЧЕР

Мужик-1 и Мужик-2 копают глубокую яму. Один в яме, другой землю отбрасывает.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ УЛИЦА ЛЕТО НОЧЬ

На улице людей не видно. Воют собаки.


НАТ. ЧЕРТАНОВСКИЙ ВОЛЧИЙ ДВОР ЛЕТО НОЧЬ

По клеткам бегают волки, рычат, садятся, начинают выть.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ КРУТОЙ БЕРЕГ ЛЕТО УТРО – СОН

Марфа стоит на галерее церкви Вознесения, смотрит на реку Москву. Спускается вниз. К Марфе подъезжает Савка на коне, он привёл вторую лошадь.

САВКА
Садись, убежим!

Марфа садится на лошадь, они скачут на конях прямо в обрыв. Кони скачут по воздуху, перелетают Москву-реку.

САВКА
Смотри, Марфуша, летим!

МАРФА
А куда нам лететь, Савка?

САВКА
А никуда! Здесь мы останемся, нет ничего милее родимой сторонушки!

Савка и Марфа разворачиваются и опять летят на Коломенское.

КОНЕЦ СНА


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ПРИКАЗНАЯ ИЗБА КОМНАТА ЛЕТО УТРО

Марфа спит на полу на какой-то подстилке. Стрелец Петька спит на лавке, Стрелец Митька спит, положив голову на стол. Все просыпаются. Стук в дверь. Стрелец Петька открывает затвор, отворяет дверь. В дверях стоит Пелагея Ивановна, за ней Жена Герасима.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Чего вам?

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Мы пришли приговорённую к казне приготовить!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Проходите!

Пелагея Ивановна и Жена Герасима заходят. За ними идут Служивый Антошка и Служивый Егошка, они заносят лохань, ведёрко с теплой водой и ковшик.

МАРФА
Мне бы на двор!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Митька, отведи её на двор! Но только гляди в оба!

Стрелец Митька уводит Марфу. Служивый Антошка и Служивый Егошка идут за ними. Женщины принесли с собой в узелке чистую рубаху, простынь, раскладывают вещи на лавке.

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Не убежит она уже! Не видишь – набегалась!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Я не первый год служу! Воровские хитрости знаю!

Возвращаются Марфа и Стрелец Митька. В углу стоит лохань, Марфу ставят в лохань.

ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА
Отворотитесь что ли! Бежать тута некуда!

Стрелец Петька и Стрелец Митька отворачиваются.

Марфу раздевают, омывают водой, вытирают простынёй, одевают на неё чистую рубаху, затем сажают на стул, заплетают две косы. Всё делают торжественно, приличествующе данному случаю.

Пелагея Ивановна и жена Герасима кланяются Марфе и уходят. Приходят Служивые Антошка и Егошка, уносят лохань и ведро.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ЗА СЕЛОМ МЕСТО КАЗНИ ЛЕТО УТРО

У ямы стоит Марфа. По бокам Марфы стоят Стрелец Петька и Стрелец Митька. Сбоку стоят Герасим и Мужик-2. Сзади стоит Дьячок Артемий Дмитриев. Рядом с ним стоят Князь Львов и Священник Артемий Мартынов.

Спереди стоят жители села, среди них Пелагея Ивановна, Ванька, Мать Ваньки, Марьица, Егоровна с Внуком-1, с Внуком-2 и с Внуком-3, Соседка Варвара с Мужем Варвары, Соседка Татьяна с ребёнком на руках, Тит Афанасьев, Дашутка, уже замужняя женщина Машутка стоит рядом со своим мужем Костей-Кощеем, Андрей, Тимофей, Симон Данилов, Ирина, Григорий, Егупко, Агафья, Жена Герасима, Фроська, Аглашка, Мужик-1, Антип, Конюх Авдей, Хачатур и другие.

ДЬЯЧОК АРТЕМИЙ ДМИТРИЕВ
По указу царя и великого князя Алексея Михайлович велено Силантиеву жену Марфу Семена дочь казнить смертию.

Князь Львов что-то шепчет Дьячку Артемию Дмитриеву.

ДЬЯЧОК АРТЕМИЙ ДМИТРИЕВ
Пусть осуждённая скажет своё последнее слово!

Марфа кланяется.

МАРФА
Простите меня, люди добрые! Виновата я пред Богом и пред вами! Грех на мне душегубства!

Бабы начинают плакать. Некоторые мужские голоса выкрикивают: «Ведьма!»

Священник Артемия Мартынов подходит к Марфе, даёт ей поцеловать крест.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Приступайте!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Прыгай, или помочь?

Марфа спускается в яму.

Девушки плачут, среди плачущих Фроська и Аглашка. Женщины начинают причитать: «прости нас, горемычная, прости, коли виноваты в чём перед тобою!»

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Начинайте!

Герасим берёт лопату, подходит к яме.

ГЕРАСИМ
Прости меня, Марфа Семеновна, не по своей я воле.

Герасим начинает закапывать Марфу, Мужик-2 так же закапывает.

Женщины воют, Муж Варвары кричит на Варвару.

МУЖ ВАРВАРЫ
Что глаза опустила? Смотри, что бывает за убийство мужа!

ВНУК-3
Бабушка, её щас в землю закопают? Бабушка, зачем это?

Из толпы слышны вперемешку слова скорби и злости: «несчастная! Погубили тебя! Ведьма! Так со всеми будет!»


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ЗА СЕЛОМ МЕСТО КАЗНИ ЛЕТО ДЕНЬ

Все разошлись, остались только Стрелец Петька и Стрелец Митька на карауле.

Мимо проходят Фроська и Аглашка, бросают копеечки на погребение.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Целый день стой, так и самому сдохнуть можно!

Слышен стон. Камера показывает, что из ямы торчит голова Марфы, закопанной по плечи.

Мимо идёт Ванька, бросает копеечку. Ванька держит за спиной фляжку с водой, свободной рукой показывает в небо.

ВАНЬКА
Орёл!

Стрельцы автоматически смотрят в сторону. В это время Ванька выплёскивает воду на лицо Марфы, Марфа облизывает влажные губы.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Ты зачем пришёл?

ВАНЬКА
Я? Копеечку принёс на помин души, обычай такой!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
А ну пошёл, меня не проведёшь, решил собаке воды дать? А вот поймаю …

Ванька убегает.

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
Да ладно, Петька, пусть бежит, малой ещё, жалостливый!

Начинает темнеть. Стрельцы начинают мёрзнуть.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Посмотри, Митька, может уже сдохла?

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
Нет, глазами моргает.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Эдак три дня помирать будет! Хоть бы сменили нас уже!

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
Скоро Антошка с Егошкой придут!

Стрелец Петька подходит к Марфе, роется в мелочи, берёт несколько монет.

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
Петька, ты чего? Нельзя так!

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
А я что, должен просто так здесь мёрзнуть?

Слышен звук набата. На лицах стрельцов отражается яркий свет пламени.

СТРЕЛЕЦ ПЕТЬКА
Пожар, пожар! Что делать будем?

СТРЕЛЕЦ МИТЬКА
Бежим царский двор спасать, как бы огонь не перекинулся, потом виноватыми будем!

Стрельцы бегут на пожар.

Из темноты выбегают Савка и Ванька, они начинают быстро откапывать Марфу руками и небольшой лопатой. Савка пытается напоить Марфу, но она уже в беспамятстве.

САВКА
Скорее, скорее, Ванька, ночь уже!

Савка тащит Марфу из ямы, попутно освобождая её от земли.

Ванька приводит двух лошадей. Савка кладёт Марфу поперек лошади, сам садится на другую, едет в сторону Сухого оврага.

ВАНЬКА
Савка, не сможет она ехать! Укрыться надобно!

Савка с Марфой уезжают, Ванька бежит на пожар.


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЗАРОСЛИ ЛЕТО НОЧЬ

На лошадях прискакали Савка и Марфа. Савка останавливается, сходит с лошади, снимает Марфу с лошади, на руках несёт её в заросли.

САВКА
Сейчас, Марфуша, подожди, сейчас я тебя согрею и напою!

Лошади, освободившись, поворачивают в сторону Коломенского.

Савка укрылся с Марфой в отвершке Сухого оврага, держит её на руках. Он укутал Марфу в кафтан, в шерстяное одеяло. Марфа стонет.

САВКА
Марфуша, ты спасена! Не умирай только! Как я без тебя на белом свете буду?

Светает. Марфа открывает глаза, говорит слабым голосом.

МАРФА
Савка, ты пришёл за мной? Я знала, что не бросишь меня. Только поздно уже… Никогда не бери на душу грех смертоубийства! Не надо этого.
(тихо поёт)
Не ходи к реке, не топчи траву ... белы камушки – это глазки мои, шелкова трава – это волос мой …

Марфа умирает, Савка плачет.


НАТ. ОТВЕРШЕК СУХОГО ОВРАГА ЛЕТО ВЕЧЕР

Савка весь в слезах выходит из пещерки, образованной корнями дерева. Он держит в руках небольшую лопату. Савка немного присыпает пещеру землей, заваливает вход кустарником. Савка идёт, выходит из оврага на дорогу, солнце садится, Савка уходит в лучах вечерней зари.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ПЛОЩАДЬ У ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ ЛЕТО ДЕНЬ НАШЕ ВРЕМЯ

Сотрудница музея в костюме знатной москвички XVII века, рассказывает, её слушает группа людей. Среди людей СЛУШАТЕЛЬ и СЛУШАТЕЛЬНИЦА – молодые люди.

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
И пошёл Савка куда глаза глядят.

СЛУШАТЕЛЬ
А что было потом с другими?

СЛУШЕТЕЛЬНИЦА
Князь Львов после казни Марфы перестал мстить своим обидчикам?

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
Нет, после казни Марфы князь решил отомстить дяде царя и его жене. Наконец удалось Львову поймать Стрешнева на проступке, который чуть не стоил Семену Лукьяновичу свободы.

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ПРИКАЗНАЯ ИЗБА ПАЛАТА ЛЕТО ДЕНЬ

За столом сидит Князь Львов, перед ним стоит подавленный Тит Афанасьев. Дьячок Артемий Дмитриев сидит за другим столом, что-то переписывает.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Ну что скажешь, староста?

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Слава Богу, пожар потушили, народ вроде успокоился. Семен скончался позавчера, а жену его каменьем кто-то прибил, хворая лежит. Прикажешь найти …

Князю Львову это не интересно, он не даёт договорить.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
А что боярин Стрешнев?

ТИТ АФАНАСЬЕВ
А что боярин?

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Живает ли в Коломенском и подолгу?

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Живает, так у него здесь и двор имеется!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
А кто к нему на двор ходит и в Чёрную Грязь езживает?

ТИТ АФАНАСЬЕВ
Так с людьми своими он живёт, все у него имеются: и конюхи, и псари, и дворовые люди! А кто к нему езживает, мне не ведомо. Он – дядя царев, я за ним не слежу!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
А Симон Данилов, что?

ТИТ АФАНСЬЕВ
Так мужик он, из донских казаков. Тягло и повинности несёт исправно. Конюх хороший, иногда на конюшне служит. А боле ничего не знаю. Иное что – не моё дело, князь Алексей Михайлович, уж не обессудь.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Ну смотри, как бы опять чего не вышло. Можешь ступать!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ПРИКАЗНАЯ ИЗБА ПАЛАТА ЛЕТО ДЕНЬ

Князь Львов сидит за своим столом, Дьячок Артемий Дмитриев пишет за своим столиком. Посередине палаты стоит приказной человек Иван Аминев.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Так как тебя зовут, говоришь?

ИВАН АМИНЕВ
Приказной человек я, Иван Аминев, так ты меня знаешь!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
(Дьячку)
Пиши: пришёл приказной человек села Коломенского Иван Аминев.
(Ивану Аминеву)
Так что ты сказать хотел?

ИВАН АМИНЕВ
А что я сказать хотел?

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Куда Симонко Данилов езживает?

ИВАН АМИНЕВ
Симонко? Он много куда езживает, но к кому именно мне не ведомо.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
А в Чёрную Грязь езживает?

ИВАН АМИНЕВ
Езживает.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
(Дьячку)
Пиши: Иван Аминев извещал, что в селе Коломенском живёт крестьянин Симонка Данилов, а приезжают по него всякие люди, а куда его возят и для чего, того он не ведает. И тот Симонко Данилов по часту бывает в Чёрной Грязи, в вотчине боярина Стрешнева.
(Ивану Аминеву)
Что-то ещё сказать хочешь?

ИВАН АМИНЕВ
Нет, больше ничего не знаю.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Ну ступай тогда с Богом!

Иван Аминев уходит. Князь Львов встаёт, подходит к двери, открывает дверь, кричит.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Стрельцов ко мне и позовите дьяка Давыда Дерябина, он в царском дворце, ожидает приезда государя!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА СИМОНА ДАНИЛОВА ЛЕТО ДЕНЬ

Симон Данилов сидит за столом, раскладывает травки по кучкам. Ирина хлопочет у печки.

В избу входят Князь Львов, Стрелец Петька, Стрелец Митька.
Ирина от неожиданности роняет горшок.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Где сыновья твои?

СИМОН ДАНИЛОВ
На речке с конём!

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Забрать их в приказную избу и травы соберите!

В избу вбегает ещё три стрельца, они начинают обыскивать дом.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ПРИКАЗНАЯ ИЗБА ПАЛАТА ЛЕТО ВЕЧЕР

Князь Львов и ДЬЯК ДАВЫД ДЕРЯБИН (40 лет) сидят за столом, Дьячок Артемий Дмтриев сидит за другим столиком с письменными принадлежностями, он ведёт протокол.

Симон Данилов стоит посередине палаты.

СИМОН ДАНИЛОВ
Я - Симон Данилов, крестьянин села Коломенского, пришёл с Дона лет с восемь тому назад.

ДЬЯК ДАВЫД ДЕРЯБИН
Говори: чародейство и ворожбу делал ли и в каких домах?

СИМОН ДАНИЛОВ
Я людей лечил травами и кореньем.

ДЬЯК ДАВЫД ДЕРЯБИН
А у Семена Стрешнева в деревне его что делал?

СИМОН ДАНИЛОВ
В Чёрной Грязи лечил я лошадей и псарских ребят.

ДЬЯК ДАВЫД ДЕРЯБИН
Как давно знаешься с боярином Стрешневым?

СИМОН ДАНИЛОВ
С тех мест, как вылечил человека его Мишку Трубача.

ДЬЯК ДАВЫД ДЕРЯБИН
Боярин Стрешнев тебя, Симонко, вином паивал и как часто?

СИМОН ДАНИЛОВ
Семен Лукьянович меня вином паивал, бывал у него по часту на его московском дворе, в Коломенском, в Чёрной грязи.


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ ЦАРСКАЯ ПАЛАТА ЛЕТО ВЕЧЕР

На тронном месте сидит Царь Алексей Михайлович, по бокам стоят рынды.

Стольники, среди которых Стольник-1, стоят у стены. Посередине стоит Дьяк Давыд Дерябин, читает. Князь Львов стоит у входной двери.

ДЬЯК ДАВЫД ДЕРЯБИН
Сказал, что он, Симонка, и жена его, Иринка, многое ведовство и шептанье и чародейство и ворожбу делали во многих домах, и у Семена Стрешнева ведовством своим и шептаньем и кореньем лечил людей его, да в Семеновой подмосковной вотчине в деревне на Черной Грязи лечил лошадей и из конюшни дьявола выгонял травами и кореньем ворожбою с наговорами. И про ту лечьбу Семен Стрешнев ведал и в те поры сам там был.

Царь Алексей Михайлович приходит в бешенство, он встаёт, стучит посохом о пол, кричит.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
С чародеями знаться, которые порчу на невест наводят? Крёстное целование позабыть? Пренебречь государевым здоровьем? Провести следствие, Симонку расспросить накрепко!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ДВОР СЕМЕНА СТРЕШНЕВА ПОМЕЩЕНИЕ ПЕРЕД ВХОДНОЙ ДВЕРЬЮ ЛЕТО НОЧЬ

В дверь громко стучат.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Откройте, дело государево!

Приносят свечи, Слуга Стрешнева отворяет дверь. Входит Князь Львов. К нему выходит Семен Стрешнев.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Велено тебе, Семен Стрешнев ехать в деревню твою Чёрную Грязь и сидеть там безотлучно, ждать государева указу.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Сейчас ночь, утром поеду.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
Не гневи, боярин, великого государя, я тебе охрану дам!

Из-за внутренней двери показывается перепуганная Мария Лыкова. Князь Львов подходит к Марии Лыковой.

КНЯЗЬ ЛЬВОВ
И ты, боярыня, собирайся, и тебе велено с мужем ехать!


ИНТ. МОСКВА ПРИКАЗ СЫСКНЫХ ДЕЛ ПЫТОЧНАЯ ЛЕТО ДЕНЬ

В пыточной сидят за столом князь АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ (47 лет), думный дьяк ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ (40 лет), ведут допрос. Дьяк Давыд Дерябин сидит за отдельным столом, пишет.
Два палача стоят рядом с Симоном Даниловым и Ириной.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Кого на перво пытать будем, Федор Кузьмич?

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Давай бабу!

Ирина начинает биться в истерике.

ИРИНА
Не надо, так всё скажу!

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Говори: ведовство и чародейство делала, и кто тебя научал?

ИРИНА
Учил меня наговорам муж мой, Симон, лечила я малых детей травою папоротником, да от грыжи да от ворогуши да от черной немочи и от иных болезней есть у меня травы бел цветок да девесил. Брала я ту траву и приговаривала и призывала на помощь всех святых, и наговоря ту траву в воду кладывала и по трижды своею рукою крестила, а говорила аминь по трижды. Больше ничего не делывала!

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Теперь пытать её, а муж пускай смотрит!

Ирину палачи раздевают до рубахи, подвешивают на дыбе, Ирина орёт.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Говори: у боярина Стрешнева в доме бывала ли и что там делала?

ИРИНА
Приезжал к нам Стрешнева человек Мишка Трубач, присылала его Семена Лукьяновича жена Мария Алексеевна, чтоб мне приворотить королевича, но я отказала, и в те поры муж мой был на Москве.

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Давай теперь, Алексей Никитич, мужа её пытать, баба больше не выдержит.


ИНТ. МОСКВА ПРИКАЗ СЫСКНЫХ ДЕЛ ПЫТОЧНАЯ ЛЕТО ДЕНЬ

В пыточной сидят за столом князь Алексей Никитич Трубецкой, Федор Кузьмич Елизаров, ведут допрос. Дьяк Давыд Дерябин сидит за отдельным столом, пишет.

В пыточную привели Григория, Егупка и Микитку. Палачи ждут приказаний.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Кого на перво расспрашивать будем, Федор Кузьмич?

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
На перво будем старшого сына расспрашивать Егупка, потом середнего, а младший пусть смотрит пока.

Григория подвесили на дыбе, Егупка уже увели, Микитка стоит и трясется.

ГРИГОРИЙ
Лечили мать и отец людей травами, а что наговаривали – того не знаю.

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
У Семена Стрешнева бывали?

ГРИГОРИЙ
Бывали, и в Москве, и в деревне его.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Уводите его. Теперь ты, малой, нам расскажешь, чего знаешь!

МИКИТКА
Я ничего не знаю.

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Пытки не боишься? Мать с отцом людей лечили?

МИКИТКА
Лечили травами, боле ничего не знаю.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Что отец твой делал в деревне на Чёрной Грязи?

МИКИТКА
Лечил лошадей в конюшне у боярина, я с отцом был.

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
А Стрешнев где в то время был?

МИКИТКА
В те поры боярин был там же, в деревне своей.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Ну что ж с тобой теперь делать нам? Федор Кузьмич, мал он ещё, как считаешь, следует ли его пытать?

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Думаю, Алексей Никитич, он и так уже всё рассказал со страху. Отпустим его без пытки!


ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ГОСУДАРЕВ ДВОР ПРИКАЗНАЯ ИЗБА ПАЛАТА ЛЕТО ДЕНЬ

В палате стоят Алексей Никитич Трубецкой, Федор Кузьмич Елизаров, он читает указ. Дьяк Давыд Дерябин сидит за столом и ведёт протокол. Посередине стоит Семен Стрешнев. У дверей стоят Служивый Антошка и Служивый Егошка.

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Семен Стрешнев!

СЕМЕН СРТРЕШНЕВ
Лукьянович – не сказали!

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Велено без Лукьяновича тебя величать!
(продолжает читать)
Семен Стрешнев! В нынешнем году в селе Коломенском боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову да дьяку Давыду Дерябину приказной человек Иван Аминев извещал, что в селе Коломенском живёт крестьянин Симонка Данилов, а приезжают по него всякие люди, а куда его возят и для чего, того он не ведает.
И того ж дня в селе Коломенском тот Симонка сыскан и расспрашиван, а в расспросе повинился, а сказал, что он, Симонка, и жена его, Иринка, многое ведовство и шептанье и чародейство и ворожбу делали во многих домах, и у тебя, Семена, ведовством своим и шептаньем и кореньем лечил людей твоих Сережку Немчинова да Мишку Трубача от падучие болезни да псарских ребят. Да в твоей ж подмосковной вотчине в деревне на Чёрной Грязи лечил лошадей и из конюшни дьявола выгонял. И на московской двор к тебе, Семену, ходил и в деревню приезживал и прихаживал по часту, и жена его, Иринка, у тебя и жены твоей бывала ж, да в селе-де Коломенском он, Симонко, у тебя бывал же и ты, Семен, его вином паивал.
А жена его, Иринка, сказала, что присылала Мишку Трубача жена твоя, Мария Алексеевна, для того, чтоб ей приворожить королевича …

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Какого ещё королевича?

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Вольдемара!

Семен Стрешнев подбегает к Федору Кузьмичу Елизарову и пытается выхватить у него указ.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Не может быть, дай мне читать, я не верю.

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
Семен, встань на место! Не об том об чём следует думаешь! К царевне Ирине Михайловне приворожить просила жена твоя!

Семен Стрешнев облегчено вздыхает и становиться на место.

ФЕДОР КУЗЬМИЧ ЕЛИЗАРОВ
И ты, Семен, то всё делал, преступя государево крестное целование и забыв Бога и государеву премногую к тебе милость, знался с злыми ведунами, и в селе Коломенском Симонко у тебя бывал многожды, а государево пришествие в село Коломенское бывает по часту, и ты, Семен, государева здоровья не остерегал и государя про таких злых ведунов не известил.
Был ты пожалован кравчим, чего был не достоин. И ты, Семен, при государе и при боярах такое слово говаривал: кто с ведунами знаетца и тот-де достоин смерти, и то ты говаривал воровскою лестью.
И приговорили бояре за то твое воровство тебе, Семену, учинить жестокое наказанье и сослать в дальние в сибирские города в тюрьму. И государь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси милость тебе положил, наказанья жестокого тебе Семену учинить не велел, а велел тебя послать на Вологду и быть на князь Иваново место Черкасского.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Что ответишь, Семен?

Семен Стрешнев кланяется в пол.

АЛЕКСЕЙ НИКИТИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Пиши: поклонился.

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Пиши: стражду, стражду я!

ДЬЯК ДАВЫД ДЕРЯБИН
Два раза писать?

СЕМЕН СТРЕШНЕВ
Два раза пиши! Стражду, гнев государя принимаю за своё согрешения к Богу и челом бью на государеву милость, чтоб государь велел быть мне в Чёрной Грязи за приставом, чтоб не велел мне ехать в Вологду на место воеводы! Я человек молодой, у государевых дел нигде не бывал, как бы государеву делу моею простотою какая поруха не учинилась!

Семен Стрешнев снова кланяется.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ПЛОЩАДЬ У ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ ЛЕТО ДЕНЬ НАШЕ ВРЕМЯ

Сотрудница музея в костюме знатной москвички XVII века, рассказывает, её слушает группа людей.

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
И приказал царь сослать своего дядю за такое преступление воеводой в город Вологду, а князя Львова после этого от службы отставили.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА
А что было с Касимовской невестой царя?

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
В январе 1648 года царь Алексей Михайлович женился на Марье Ильиничне Милославской и с тех пор перестал кручиниться. Боярин же Борис Иванович через некоторое время женился не сестре царицы и таким образом породнился с царём. После этого Всеволожских простили и вернули из ссылки обратно в Касимов. Только Евфимия замуж так и не вышла и хранила до последнего дня платок и кольцо, подарки царя, умерла она в 1657 году.

СЛУШАТЕЛЬ
А Стрешнева простил царь?

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
Простил, в 1651 году дядя царя вернулся из ссылки и снова был приближен ко двору.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА
А как же Савка, больше не появлялся в Коломенском?

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
Вернулся Савка в родные края только через много лет. Но это уже совсем другая история!


НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КОЛОМЕНСКОГО ПОЛЕ ЛЕТО ДЕНЬ

Изображение в черно-белых оттенках. Царь Алексей Михайлович едет на коне со свитой в Коломенское. Рядом с ним едут Стольник-2 и Афанасий Матюшкин.

На пути следования у дороги стоят на коленях крестьяне.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Что за люди?

СТОЛЬНИК-2
Государь, опять чернь челобитную хочет подать. Велишь их прогнать?

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Нет, не надо. Возьми челобитную и скажи вкратце в чём дело, только важного не упусти.

Царь Алексей Михайлович доезжает до крестьян. Стольник-2 берёт у них челобитную, читает.

СТОЛЬНИК-2
Государь, это крестьяне Симонова монастыря подмонастырной слободки. Говорят, что поставили к ним в слободу казаков, а те казаки чинили всякие бесчинства, жён их насильничали, хлеб отбирали, птицу отнимали. И из-за таких безчинств сошли они из слободки своей. Ещё пишут, что подавали челобитную боярину Борису Ивановичу Морозову, но он их то челобитие оставил без внимания.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Скажи им, что жалобу их я рассмотрю, пусть уходят.

Царь Алексей Михайлович продолжает свой путь. Останавливает коня.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Делу – время, потехе – час. Возвращаемся в Москву!

продолжение http://proza.ru/2023/10/31/74