Камни Гусевской земли - свидетели истории

Николай Скулов
(Светлой памяти Д.П. Барского посвящается)

     Во многих уголках Гусь-Хрустального района: у старинных храмов, на кладбищах, на полях, по берегам рек и озёр, в лесных рощах и урочищах лежат крупные камни – валуны.   
     На плоской мещерской равнине, среди лесов и болот, вдали от горных кряжей и скалистых берегов,  такие камни с глубокой древности привлекали к себе внимание человека, были почитаемы в народе и играли большую роль в быту и в духовной жизни. Это было характерно не только для восточных славян, но и для всего славянского мира, раскинувшегося в древности, за  15 веков до н.э. от Эльбы и Дуная – до Волжских берегов, от Балтики до Чёрного моря.

Камни, наряду с землей, водой, огнем, воздухом, еще с языческих времён, считались одними из первичных элементов сотворения мира,  символом Божественной Природы. Камни считались символом вечности, хранителями времени, обладателями чудодейственной силы, лечебных свойств.
 Всё это определяло их использование в различных магических ритуалах и обрядах. И в более позднее христианское время в народном представлении о Мироздании камень так же трактовался как опора, основание, стержень, мировая ось. 
  Камни- валуны, с геологической точки зрения  - крупные окатанные обломки горной породы отличаются по многим параметрам: составом, происхождением породы, цветом, величиной, формой, характеристикой поверхности, но всех их объединяет  природное происхождение – образовались они миллионы лет назад, а  десятки тысяч лет назад были принесены в наши края толщами ледника, обточены и отшлифованы его водами. Поэтому их часто в народе называют «дикарями». 

  Изучение  камней обнаруженных на территории Гусь-Хрустального района позволяет довольно четко выделить два периода  их использования человеком на территории Мещеры в различные исторические периоды.

     Первый – дохристианский период.
 В ходу были большие валуны, как правило, с минимальной обработкой человеком, отдельные или собранные в группы.
 В научно-популярной литературе эти камни разделяют по назначению:
Кромлехи – грубо обработанные рукой человека, вертикально установленные древние надгробия,
Обереги – крупные камни, установленные у жилища человека с целью защитить дом и его обитателей от злых сил. Как правило необработанные.
Менгиры –частично обработанные, вертикально установленные камни, выполнявшие ритуальные функции. Встречаются как в комплексах, так и поодиночке. Часто напоминающие мифические существа.
Следовики – камни со «следами» человеческих или звериных стоп естественного происхождения.
Чашечники – камни с естественными или искусственными углублениями, в которых скапливалась вода, считавшаяся священной.
Алтарные камни, или жертвенники – крупные камни с плоской, столообразной поверхностью, частично обработанные по краям, служившие в древности как место принесения жертвы.
Дольмены – мегалитические сооружения с перекрытием. Несколько камней дольмена обычно перекрыты одной большой плоской плитой. Служили как места захоронений и ритуалов. Как правило, обработанные в местах прикосновения с перекрывающей плитой.

Мегалитические святилища и древние обсерватории – крупные искусственные скопления камней, часто круговой формы. Отдельные камни обсерваторий указывают на стороны горизонта, значимые астрономические направления.
Камни с петроглифами – камни с рукотворными рисунками.    
Волновые камни, « волновики» - камни плоской формы, с волнообразной поверхностью, запечатлевшие морскую рябь, сформировавшиеся на краях океанических платформ, насчитывающих сотни миллионов лет. По составу песчаники и кварциты – ровесники формирования материковых плит. Люди чаще использовали их на курганах и древних могильниках.
Камни –  формы неправильного четырёхугольника, различной массы, как минимум с одной плоской стороной – так же на курганах и могильниках.

 Камни, отличавшиеся особой величиной или формой, овеянные  сказаниями и легендами, наделяли чудодейственной силой, считали священными. Именно поэтому в клязьминско-окском междуречье (Малой Мещере, Залещине) и в Большой (Правоборежней «Псевдо» Мещере)  до сих пор распространено почитание культовых камней, идущее из глубин тысячелетий.

Интереснейшие крупные камни достойные изучения и охраны лежат у сёл, деревень и в урочищах Гусь-Хрустального района : Никулино, Тащилово, Купреево, Сивцево, Гусь-Парахино, Пятница, Уляхино, Часлицы , Борзино, Вёшки, Палищи, Нарма, Махонино, Маклаки, в урочищах Ермус, Егрево, Нуксор, Маха, Ляды, Побойки, Бутово, Корсак, Колдай, Селимово, Лиственский Погост, Кошкар, Шушмор, Нуксор.

По народным поверьям, камни в первые времена создания мира были подобны живым существам: они чувствовали, размножались, росли, как трава, и были мягкими. Именно по этому в камнях до сих пор можно найти раковинки, веточки, волновую рябь, отпечатки ног Бога, Богородицы, святых, зверей, нечистой силы и даже громовые стрелы!
 Камни перестали расти, когда Бог проклял людей и землю за грехи… Происхождение крупных каменных глыб, валунов, скал и т. п. часто объясняется окаменением людей, великанов,  проклятых или наказанных за грехи. В народной традиции распространено почитание культовых камней особенно связанных с именами святых или легендарных событий, связанных с ними: Богородицы, Параскевы Пятницы, Николая Чудотворца, Никиты Бесогона, Варвары Великомученицы.
   По легендам камни — жилища богов, духов и предков. Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. Поклонение камням было распространено еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют мифы и легенды народов многих стран.
Люди совершали обряды, в которых важное место занимали приношения некоторым камням: лепешки, яйца, шерсть, деньги и другое. Камни служили местом паломничества. Паломники оставляли свои приношения (хлеб, полотенца, платки, ленты и подобное) около камней или развешивали их рядом на деревьях.
Считалось, что камень как бы впитывает в себя сверхъестественную силу души и духов, удерживая их в себе.
 В языческие времена большие камни - "мегалиты" на территории Волго-Окского междуречья становились объектами поклонения.  Положение валуна было так же очень важно, как и он сам.
 По рассказам старожилов, камень, в зависимости от его статуса и расположения может быть защитником или, наоборот местом обитания русалки, водяного. Считалось, что на грудах камней, собранных с полей, танцуют ведьмы. Место под камнем. связано с потусторонним миром: под ним скрываются во время грозы нечистая сила.
Однако некоторые камни почитали в народе особо: «кормили» их, считали их живыми и целебными. Обычно такие камни располагались в укромных, скрытых от постороннего глаза, местах.
 До сих пор в народе жива легенда о священном Синь-Камне, из под которого берет своё начало источник с Живой Водой…
           Наш знаменитый Гусевской поэт, краевед  Александр Васильев, еще в начале 60-х годов прошлого века, рассказывал, что слышал от рыбаков, охотников о Гусевском Синь-Камне, что лежит где-то недалеко от Гусь-речки.  Что был он когда-то почитаемым в народе и что из-под него бил ключ со Святой водой, что, будто бы,  к нему везли уцелевшие воины своего раненого воеводу – Евпатия Коловрата, после смертельной схватки с ордами хана Батыя, но не успели...
           В наше время о Гусевском Синь-Камне практически никто не вспоминал, а те, кто слышал о нем – считали народным вымыслом. 
           В 2008 году в Гусевской район приехал Д.П. Барсков – член Союза краеведов России, писатель, кандидат технических наук, потомок создателей Анопинского и Перовского стекольных заводов, к сожалению ныне покойный. Его интересовал вопрос о существовании во Владимирской  Мещёре древних культовых сооружений из камня – мегалитов. Сотрудничая с Гусь-Хрустальным городским историко-художественным музеем, увлеченный исследователь, вместе со своими коллегами- членами Содружества исследователей Мещерского края «Гео-ШУШМОР» из Подмосковья, нашел на границе Подмосковной и Владимирской Мещёры, а так же на территории НП «Мещера» несколько мегалитических сооружений. На некоторых камнях были обнаружены древние рисунки животных. Летом 2011 года начались поиски  легендарного Синь-Камня в районе одноименного урочища в окрестностях с. Цикул, д. Аксёново и пос. Красный Октябрь. С таким же успехом можно было искать иголку в стоге сена. Отчаявшись, организаторы экспедиции решили обратиться к директору Аксёновской основной школы С. М. Русакову с просьбой оказать содействие в поисках людей, хорошо знающих местность. Решено было возобновить активные поиски с летнего сезона следующего года. Но удача улыбнулась исследователям в лице Елены Гайтановой – жительницы д. Аксёново, с которой познакомил исследователей Сергей Михайлович Русаков. Она еще от своей бабушки слышала о Синь-Камне.
      22 октября 2011г. поиски Гусевского Синь-Камня увенчались успехом!      
В 40 км к юго- востоку от города Гусь-Хрустальный, в глухом урочище, в лесном массиве на берегу речки Кошкар, впадающей в Сентур (левый приток реки Гусь) в этот день было обнаружено таинственное мегалитическое сооружение.
Сооружение состоит из нескольких крупных валунов. Центральным элементом является огромная каменная глыба серовато-синего цвета с фиолетовым оттенком – Синь-Камень!
В плане он представляет собой овальный неправильный четырехугольник. Поверхность Синь-Камня ровная с небольшими шероховатостями и старыми сколами, а основание – плоское. Имеется боковая поддерживающая плита, оголовок которой возвышается сбоку от Синь-Камня, а основная часть под наклоном уходит под вторую массивную плиту. Осмотр показал, что это элементы единого мегалитического сооружения. Возможно, в земле сокрыты и другие его части. Из-под Синь-Камня, по свидетельству проводницы, ещё несколько лет назад бил родник. Ключевую воду десятилетиями брали в период летней покосной страды. Но со временем источник  высох, заилился без ухода.         
       В настоящее время Синь-Камень не является объектом почитания для местного населения. Но в давние времена, судя по названию урочища «Синий Камень», сохранившегося  на старых картах землеустройств, он был широко известен местным жителям. Проводя аналогию из отрывочных сведений, собранных из рассказов старожилов  в селениях Приозерной и Гусевской Мещёры, можно сделать целое повествование про мифологическую судьбу камня и его "сородичей": "Когда-то, в стародавние времена, жили на земле русской три великана: Горыня, Дубыня и Усыня. И была вся земля между ними поделена. Горыня жил в Горах, Дубыня - в лесах, а Усыня - на озёрах, болотах и реках. Самый сильный был Горыня. Он мог переносить на руках целые горы. В мещерские края он не заходил - боялся в болотах завязнуть. Жили великаны промеж собой мирно, но однажды поспорили - чья земля лучше и начали воевать. Усыня перегородил своими усами все реки - на земле Дубыни стали леса сохнуть, пожары начались. Но в тех местах, где леса не стало - реки, да озёра мелеть начали. Так и пришлось Дубыне и Усыне помириться. А Горыня мириться не захотел, стал свои горы руками ломать и камни швырять. Камни эти были не простые, в них частичка силы Горыни заключалась. Вот так всю свою силу Горыня и растратил, ослабел. Пришлось ему камни обратно собирать. А тем камням, которые он далеко забросил - Горыня волшебством приказал ползти самим обратно. Сколько времени прошло... Уж и великаны-то пропали, а камни всё ползают в поисках хозяина». Такие камни в народе считают "живыми" и по их цвету и необыкновенности называют «Синь-камни». В Мещёре было принято эти камни "кормить", приносить на них зерно, хлеб, а позже - деньги. Синь-камень считался женским. Женщины к камню приходили узнать про судьбу своих мужей, полечиться от женских недугов. В старину говорили, что в ночь, на троичной неделе, в окрестностях Синего камня можно услышать как поют русалки. Считалось, что если кто осмелится заночевать возле камня - тот может приобрести колдовские способности. Но чтобы они не ослабевали - надо время от времени приходить к камню. Камень будто бы начинает манить к себе человека. Тут важно вовремя остановиться, так как, пойдя к камню в очередной раз, человек может  бесследно исчезнуть…

       Гусевской или Мещерский  Синь-Камень, является уникальным объектом мегалитической культуры на территории Гусь-Хрустального района. Возраст этого сооружения возможно уходит в глубины тысячелетий. Именно поэтому Мещерский или Гусевской Синь-Камень  должен стать объектом неустанного интереса археологов и краеведов-исследователей. Сюда когда-нибудь обязательно пролягут туристические маршруты, поскольку объект является уникальным и имеет высокую культурно-историческую значимость.

       Второй - христианский период истории Мещеры имел очень длительный переходный период, растянувшийся на многие сотни лет. Отношение к камням трансформировалось, приобретало новые черты, в которых до сих пор наблюдается причудливое переплетение элементов  язычества и христианских традиций.
        Со временем были разрушены и  исчезли святилища, построенные на «местах силы», которые  каким-то загадочным образом умели находить наши пращуры: на красивейших суходолах, берегах рек и озер, в священных рощах со священными источниками. В этих же местах и были возведены монахами-миссионерами православные храмы после разрушения языческих святилищ. А камни, как «маркёры мест силы» -  остались!  И не только как пассивные «свидетели» минувшего. Они  традиционно использовались  как обереги у храмов, на пересечении дорог, на древних «волоках» и водоразделах, как верстовые и межевые указатели, как обереги у жилищ, на околицах сёл и деревень, на краях полей. Камни, как считали крестьяне, отдавали  свою силу урожаю и поэтому они лежали по краям полей и имели почетное наименование  - «Урожайные камни»!

         Даже в советское время, вернувшиеся в 1945г. с фронта бойцы, освобождавшие Восточную Европу от фашистского порабощения  - израненные, с уставшей, искалеченной войной душой, возрождали древний обычай почетания камней-оберегов, по примеру своих чешских и словацких собратьев – крестьян.
        По рассказам уроженца д. Часлицы Гусь-Хрустального района Михаила Сергеевича Анисимова (1946г.р.), его отец Сергей Гаврилович Анисимов         (1902г.р.) после очередного ранения, в конце января 1944г. был зачислен в стрелковый полк, освобождавший  Чехию. Бои шли в местечке Микульчицы, на берегах реки Моравы. Однажды им пришлось заночевать в одной чешской деревне. Хозяин дома довольно сносно изъяснялся на польском и на русском языках и на вопрос: - «А чего это у вас, у каждого дома здоровенные камни лежат?»
Ответил:  - «А для того, чтобы было видно какое хозяйство. Чем больше камней - тем крепче хозяйство. Значит много сынов в семье. Один камень – два вола!»
      Рассказ отца запал в душу Михаилу Сергеевичу и он рядом со своим домом, стоящим в конце деревенской улице у живописного пруда, из огромных валунов и мельничного жернова соорудил памятник своим  предкам.      
        Камни- «дикари», как символы вечности на Мещерской земле издревле использовались  в похоронной поминальной обрядности, в особенности в культуре Рязано-окских могильников начала  первого тысячелетия нашей эры, частично у племени мещеры, перенявшей некоторые черты культуры рязано-окцев, а чаще всего -  в великорусской среде  уже в период христианства. Примерно до середины 19 века, бытовал древний славянский обряд положения камня на могилу умершего в ногах, на средину могилы или у креста. Его ласково называли « камень, камушек, голыш».
     По рассказам жителей сел Тащилово, Великодворье, Парахино, Палищи, Купреево, Колпь, обычно намогильный камень заготавливался заранее и хранился у створок  ворот.  Иногда он просто лежал где-то во дворе, у колодца или в огороде. При необходимости, камень использовали даже в виде гнёта при квашении капусты и для других хозяйственных нужд. Такие камни назывались «гнётными»!  Камни красивого цвета, округлой формы, найденные во время земляных работ, никогда не выбрасывали, а хранили «до срока»… По рассказам старожилов сел Палищи, Тащилово и др., долгое время  на месте расположения старых деревянных храмов  16-18 веков, длительное время сохранялись большие плошади , покрытые камнями – древние могильники, на которых не строили домов и не устраивали огороды. Потом уже, в период «Безбожья», с 30-х годов 20 века про это забыли. По местам старых могильников прошли шоссейные дороги, расположились дачные усадьбы. Теперь потомки коренных сельских жителей, вернувшиеся на родовые места в виде дачников, выращивают картошку на могилах предков.
       Возможно,  обряд укладывания камней на могилы сохранился как древний отголосок при строительстве курганов. Я недаром употребил слово «строительство», потому что курган – это не просто песчаный холм, а сложное сооружение, состоявшее из нескольких слоёв. Важнейшим из них был сплошной слой мелких голышей размером с кулак. Обычно эти «голыши» подбирались светлых тонов. Чаще белых, серых или голубых. Укладывались они  под «куполом» кургана наподобие булыжной мостовой – сплошным слоем без промежутков. Мне всегда представлялось, что этот слой должен символизировать над могилой «небесный свод», «твердь небесную» распростёртую над «домовиной» имеющую  вид лодки или корабля…   
      Так что «каменный» похоронный обряд и уважительное отношение человека  к камню имеют древнюю историю. А у храмов  и на старинных кладбищах Гусь-Хрустального района эта традиция продолжается с раннесредневекового времени. Таких мест в Гусь-Хрустальном районе много, но самые важные:  села Тащилово, Палищи, Черсево, Крюково, Заколпье, окрестности д. Лесниково, Маха, Гусь-Парахино, Махонино.
      Очень редко, каменный погребальный обряд выражался в «подзахоранивании» всего рода в одной могиле под один большой общий камень! Обычно в таком случае на могиле камень лежит исстари, на одном  месте и  его называют семейным – родовым. В Рязанской области такие камни лежат также  на братских могилах воинов и жителей, погибших во времена Батыева нашествия, Казанских и Крымских набегов 13-16 веков. Такой камень в нашем районе сохранился только на старообрядческом кладбище близ д. Махонино, расположенном посреди обширного поля на маленьком лесном островке. Хочется выразить огромную благодарность местным жителям, сохранившим такой раритет! 
       Многие исторические ценности, неисследованные археологические памятники, древние курганы десятками, сотнями были запросто уничтожены, снесены колхозными бульдозерами по приказу «ретивых» председателей колхозов, отчитывающихся в сводках, во время очередных компаний  по выравниванию колхозных полей и превращения их в «зеленые конвейеры». Такое же кощунство происходило и происходит до сих пор при вырубке участков леса и распахиванию вырубок под лесопосадки…
        При строительстве новых каменных храмов, в более позднее время, со второй половины 19 века, камни  со старых могил почтительно хранили в подвалах храмов,  под поклонными крестами или использовали под фундаментами алтарей, церковных оград.               
   Опросы местных старожилов  в пределах Гусь-Хрустального района Владимирской области, показали, что народная память практически не сохранила историй, легенд и погребальных обрядов связанных с камнями на могилах. Чрезвычайно редко можно найти старожилов или их потомков, помнящих что-то о старых традициях.
А последнее мнение о камнях под алтарём храма и поклонным крестом, которое я услышал от местных прихожан  – чисто материальное: - «это… камни для намораживания и хранения холода в кладовых продуктов под храмом»!  А некоторые прихожане вообще утверждают, что камни –«дикари»  являются наследием язычества и их вообще надо «убирать с глаз куда-нибудь подальше» и что под ними хоронили «грешников». Самое распространённое сейчас использование таких камней, даже у храмов, чисто дизайнерское, для украшения клумб и устройства альпийских горок…

 Приходиться разъяснять, что камни у храмов, на сельских погостах, в лесных урочищах являются нашим историческим наследием. Их историю надо изучать, а сами камни всячески охранять от «любителей» всё перетаскивать на свою усадьбу.
           Судя по литературным источникам, беседам со священнослужителями, историками и краеведами, в народных верованиях жителей нашего региона, как известно лежащего на границе исторических, лингвистических, культурологических зон Клязьминско- Окского междуречья  (Владимиро-Суздальская земля, Великое Рязанское  княжество, Касимовское Царство) -  камень всегда имел большое значение в посмертной жизни души.
              Исстари было известно, что главное назначение камня – обеспечивать посмертное бытие души на том и этом свете, обеспечивать её взаимодействие с живыми!
Интересны пояснения жителей о необходимости наличия камня на могиле деревень Рязаново, Бутылки, Вырытово и села Нарма:- «Камень – это глаз для покойника на этом свете», «камень, на него пищу для души, это её стол. Поминальную еду ставим на камень», «камень как одеяло, тепло даёт», «камень, оглаженный родными -  на нём душа отдыхает»,  «камни на могиле живые, они для души. Камень это глаз души на этот свет», «камень это дом для души, «камень на могилу, это чтоб его в речку положить и на него наступить и на тот свет душе перебраться».
              Если внимательно присмотреться, на могилах находятся камни разных видов: обычные кварциты красно-серого или белого цвета, гранитные округлые камни-голыши, плоские диатомиты разных цветов или даже куски кремния с прожилками известняка.  Как правило, они имеют  прямоугольный, трапециевидный, «лодочный» вид.
           В количественном отношении, на погостах Владимиро - Рязанской пограничной зоны  преобладают намогильные камни  «дикари» необработанного вида. Их число, при следовании в северном направлении, постепенно уменьшается и увеличивается количество обработанных камней «дикарей»  с выбитыми надписями. Ближе к Правобережью Клязьмы начинают преобладать надгробья из мягкого «белого» камня известняка, добытого в каменоломнях Окско-Цнинской гряды.
           Меня всегда удивлял тот факт, что повсеместно доступный белый известняковый камень Окских берегов меньше использовался в качестве надгробных камней  на Левобережье Оки. При исследовании надгробий этой части Мещеры создаётся впечатление, что  камни- «дикари» имели наибольшее предпочтение, поскольку были символами «вечности»…
       Временн'ые характеристики – самые разнообразные: от первых веков на шей эры - до начала 20 века! Самый лучший пример: на могиле великого русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова, скончавшегося  8 апреля 1918г. в Абрамцево, перед массивным дубовым крестом лежит плита из розового кварцита- «волновика» без надписи!
      На месте бывшего мужского монастыря, основанного в Листвинском Стану на реке Колпь в 1540 г. Иваном Грозным, вовремя первого Казанского похода, существовало кладбище с могилами монастырской братии, на которых лежали плоские камни-кварциты с грубо выбитыми надписями кириллицей.
            При строительстве каменного Храма Воскресения Христова  в 1804г. году эти плиты были использованы под фундамент алтаря. И только одна могильная плита, использованная для фундамента ограды,  чудом сохранилась с читаемыми надписями: «Лета 7104-го (1596) преставился раб Божий священноерей схимник Закхей маия 29 дня» Это самый уникальный плоский кварцит –«дикарь» с надгробными кириллическими надписями середины 16 века , сохранившийся на территории Гусь-Хрустального района, имеющий большую историко-культурную музейную ценность.
     В 17 веке на могилах всё чаще и чаще стали появляться плиты из белого известняка толщиной 120-150 мм с великолепными  узорными переплетениями, даже по краю плиты. Белый камень был идеальным материалом для резьбы надгробий. Мягкий и податливый, он и раньше использовался для резных украшений храмов Владимиро-Суздальской Руси. Вероятно это произошло во время окончательного закрепления культуры Владимиро-Суздальской Руси в нашем регионе.
       В белом камне привлекает его простота. На территории Владимиро-Суздальской Руси для изготовления надгробий не использовались дорогостоящие материалы и надгробные памятники не имели вызывающей парадности и пышности. Надпись занимала центральную часть надгробия.
А по бокам вырезались узоры: вырезались линии «плетенка» — орнамент в виде перевитых жгутов – веревки – «лествицы».
Обязательными элементами украшения древнерусских (до периода раскола) надгробий были также изображение столба Велесова дерева – стилизация богини смерти   Макоши, узоры-«плетения» перевитых жгутов – веревки – «лествицы».
     Эти «плетения» нужны покойнику, чтобы с их помощью взобраться на небо по стволу Велесова дерева, а солярные знаки – круги в виде солнца, которые помещались в верхней части надгробия и в его середине – как указатель пути к СВЕТУ. В старообрядческие времена распространены были не только надгробные плиты, но и вертикальные надгробья в виде часовен, с иконами, витыми столбами, причудливыми солярными знаками  в различных пропорциях, заслуживающих тщательного дополнительного исследования.
     Прекрасными образцами таких надгробий конца16-начала 17 века служат чудом сохранившиеся захоронения в селе Крюково у Храма Успения Пресвятой Богородицы. Здесь покоится выдающийся дворянский род Дубенских верой и правдой служивший Царству Московскому на военном и дипломатическом поприще. 
На некоторых плитах кириллические надписи ещё возможно прочитать:
 «Лета 7156/1648 год  3-о сентября убиен раб божий Иоан Володимира сын Дубенской». Иван Владимирович Дубенской был главой в кремлёвских полках ещё при Михаиле Фёдоровиче Романове, но в разгар «соляного бунта в Москве» был тяжело ранен и скончался от ран. Другая плита, лежащая рядом с плохо читаемой надписью,  почитается жителями как  целебная! Прихожане Храма говорят, что под этим памятником покоится человек праведной жизни, поэтому если подержаться за камень руками  с молитвой - здоровья  прибавится и можно излечиться от болезни…
          Во времена Екатерины Великой Дубенские в Крюкове построили настоящий дворец. В обширных залах давались балы для всей новообразованной Владимирской губернии. Резиденцию Дубенских посещали многие исторические деятели — от графа Романа Воронцова до императора Павла I. От былого великолепия роскошной усадьбы Дубенских уцелела часть парка с кленовыми, липовыми и еловыми аллеями, целая система прудов с экзотическими названиями — Барский, Бабий, Свежий, Соленый…
           В более позднее время, после раскола в середине 17 века, надгробья стали более массивными, а резьба на них утратила былое великолепие. Практически исчезли солярные знаки и символы. Основную часть поверхностей надгробья заняли молитвенные псалмы и информация об упокоившихся. Такое впечатление, что произошла крутая ломка мировоззрения в сторону некоего упрощения…
    С середины 19 века надгробья из белого камня с остатками солярных знаков в виде многолепестковой ромашки исчезают и заменяются отполированными гранитными вертикальными  надгробиями часто с вставленными литыми чугунными крестиками.
    Однако, даже в наше время, исследуя старое кладбище можно заметить, что, на многих старинных могилах лежат простые камни- голыши. Причем место размещения камня на могиле разное: на уровне живота, в голове или ногах. Чаще всего его кладут на середину могилы или в ногах – у креста, за крестом или рядом с ним.
        Во многих селениях Гусь-Хрустального района, например в сёлах Гусь-Парахино, Пятница, Великодворье, Тащилово, Купреево, Константиново, Георгиево, Нарма, а также в пос. Золотково, Уршель и других встречаются с редкие положения камня в головах, где ставится и крест.
       Самые странные захоронения встречаются на действующем кладбище Гусь - Парахино на левом берегу р. Гусь, где не соблюдается традиционное трупоположение «восток-запад». Могилы с православными крестами располагаются полукругом, крестообразно, валетообразно…
        В заключении хочется добавить, что «каменная тематика» в погребальных обрядах различных регионов Мещеры – малоизученная, но очень интересная тема, заслуживающая пристального внимания. Необходим целый комплекс новых полевых исследований и экспедиций. Особенно много вопросов возникает  на пограничных зонах мещерского Приозёрья , в самом центре этого древнего «полиэтнического котла» называемого Мещерой.