Философия коммуникативных помех

Гадаев Алексей Вениаминович
Помехи - это всё, что нарушает концентрацию внимания участников на работе и обучении. Некоторые из этих помех совершенно незаметны, другие замечаются, но оставляются без внимания и через некоторое время исчезают сами собой; какие-то помехи обсуждаются вслух, если на них реагирует участник, другие люди.
Виды помех

1.Помехи привнесенные извне. Нередко встречаются люди у которых сложилась непростая ситуация в личной жизни или профессиональной сфере. Болезни членов семьи, проблемы с супругом, конфликты на работе могут накладывать отпечаток на чувства людей и приковывать к себе внимание. Порой проходит некоторое время, прежде чем человек сможет отвлечься от своих забот. В этом случае помогает неформальный разговор с друзьями, товарищами или приятелями. Иногда человек сам решает сообщить близким или друзьям о том, что отвлекает его от плодотворной работы.

2.Ассоциативные помехи. Всё, о чем говориться в кругу общения, может вызывать сольную личную реакцию – возникнут воспоминания о каком-то событии, надежда или опасение. Например, человек только расстался с близким человеком, и тема расставания вызывает внутреннюю «цепную реакцию». В результате некоторые участники разговора переживают одновременно с пострадавшим, возникает «энергетическая дыра» отчетливо воспринимаемая большинством участников. Основные провоцирующие возникновения «энергетической дыры» темы: насилие, смерть, проблемы в отношениях, политика, школа, университет, секс и сексуальная дискриминация, расизм, деньги, дети, разводы, болезни, безработица, увольнения, начальство, родители.

3.«Цензура» и сдержанность. В каждом коллективе, команде есть свои «табу», то ест запрещенные темы или сообщения. И если кто-то хочет об этом поговорить, его прямо или косвенно остановят. Частые табу- сильные эротические влечения, личные антипатии и критика других людей, друзей и приятелей, родных и близких. Табу может быть выражение сильных чувств (прежде всего горя и ярости), критика родственников, организаций и социальных институтов помогающих человеку. Если сильные чувства или страстные мысли постоянно подвергаются цензуре, в сплоченном коллективе возникают ощутимое напряжение. Это может привести к «парализации» групповой энергии и ограничениям в команде. Тогда возникает насущный вопрос: какую степень откровенности и близости может позволить себе эта команда?

4.Нарушения коммуникации. Постарайтесь, чтобы участники команды обращались друг к другу прямо. Это предполагает «Я высказывания»: « Я раздражён» вместо «Нас всех раздражает» и т.д.
Сюда же относится использования открытых вопросов («Что вы думаете об этом? – это приглашение к разговору, тогда как «Вы согласны со мной?» - манипулятивное «псевдоприглашение», в этом случае спрашивающий не заинтересован в дифференцированном ответе.
Стимулируйте рефлексивное слушание. Фраза «Вы хотите сказать, что …» проверяет правильно ли слушатель понял то. что сказал другой участник разговора.
Процесс слушания нарушается если:
Мы заранее раздумываем, что скажем в ответ.
Мы слишком быстро даём совет, и этим мешаем собеседнику сообщить больше.
Мы заранее знаем, что скажет другой. У нас сразу возникает ассоциация: «Недавно со мной случилось нечто похожее…»
Мы делаем поспешные выводы.
Мы упражняемся в чтении мыслей: «Я знаю, что ты думаешь», «Ты подавлен», и т.д
Не менее вредны коммуникационные и мыслительные «блокады» парализующие говорящего и слушателя. Обратите особое внимание на высказывание такого типа:
Это не так уж важно…
Меня никогда никто не слушает…
Со мной всегда так…
Я говорю это один раз и не буду повторять…
Вы должны знать, что я думаю…
Я говорил вам это, но знал, что вы не будете слушать…
Так не пойдёт…
Никто не может этого…
Я пробовал уже всё… и т.п.
Если участники перебивают друг друга, если кто-то не получает подтверждения, что его сообщение услышано, если робких участников не поощряют к тому, чтобы они больше сообщали о себе, аторитетный собеседник должен вмешаться.

5.. Латентные программы. Под этим подразумевается скрытые цели, которые существуют у членов команды. Они могут мешать спонтанному поведению, активному общению. (Ведь общение часто означает «открытие себя».
Примеры:
Я нахожусь здесь, потому что вынудили, на самом деле я хочу уйти.
Я хочу, чтобы встреча была короткой. Потому что мне надо скорее вернуться домой.
Я хочу произвести хорошее впечатление.
Я хочу всем нравиться.
Я участвую, потому что увлечен кем-то.
Если в команде достаточно доверия, такие «латентные программы» можно раскрыть. Как правило. Этот процесс приводит к значительному повышению командной динамики.

6.Притяжение и отталкивание, зависть и конкуренция. Социальное поведение команды в значительной степени определяется их жизненным опытом. Отношения с родственниками и авторитетными личностями в детстве. Очередность рождения, знакомая социальная среда – всё это влияет по поведение в команде. Наше восприятие других участников может искажаться переносом (Ты как мой отец»). А также проекцией собственных чувств и желаний на других. В случае негативного переноса (Мне всегда не по себе, когда Володя подходит ко мне») авторитетный член команды может осторожно попытаться вместе недовольным участником исследовать, был ли а его жизни кто-то похожий на Владимира. Прежде всего дайте собеседникам попасть в положение аутсайдеров или «козлов отпущения» и следите за тем, чтобы внутри команды не было раскола по типу «мужчины против Женщин», «Авторитетного члена против ведущего наставника».

7. Ситуативные помехи. Эти затруднения возникают в основном в результате фрустрации, вызываются стрессом.
Подобные трудности проявляются в:
Посторонних разговорах;
Опозданиях;
Пропусках встреч;
Саркастических замечаниях;
Высказываниях дискриминационного характера;
«Монополизаторском» поведении во время дискуссии;
Вербальных атаках на участнов или ведущего;
Манерности или клоунаде и т.п.

8. Волнующие сообщения извне.
Иногда при общении становится известны новости. Сильно волнующие всех или отдельных людей:
Драматические политические события;
Существенные изменения в кругу общения;
Личные удачи или несчастья.
О таких волнующих известиях нужно говорить, чтобы команда стала работоспособной. Не очень разумно обходить их молчанием.

Помехи напоминают участникам и наставнику о том, что хаос – такая же норма, как и порядок. Но в основном надо философски реагировать на внезапный беспорядок. Как правило, помеха вызывает сигнал тревоги: она означает нечто новое для нашего мозга, а это новое выступает на первый план. Нужно всегда сообщать о помехах и обсуждать их, и в этой ситуации вероятность возникновения новых помех уменьшается.
Философия помех
Помехи – это часть нашей жизни. в повседневной жизни, в семье, на работе постоянно возникают неожиданные ситуации. Нарушающие нашу деятельность, наши планы. Жизнь хаотична. Помехи случаются часто, и лучше на них настроиться, чем подавлять. Лучше рассматривать помехи как некий вызов. Если мы принимаем их и стараемся что-то получить, то косвенно сообщаем: команда не лаборатория. Не стерильная среда. А реальная жизнь. Всё, чему я научусь, я могу позже применить в жизни.