Варшава Вена

Владимир Рабинович
Варшава — Вена
-------------------------------
Пошли  уже вторые сутки, как мы - семья семь человек - покинули свой дом в Минске и ехали, ехали, ехали.  Из Минска до Бреста на автобусе,  из Бреста в Варшаву на поезде и дальше из Варшавы в Вену.
  На таможне в Бресте нас два часа шмонали, словно зеков на приемке в тюрьме. Таможенники действовали согласно железнодорожному расписанию, потому что за двадцать минут до отбытия поезда их интерес к нам угас, они позволили  собрать в чемоданы разбросанное на досмотровом столе имущество и отпустили. 
Когда состав тронулся, я попытался открыть окно,  ничего не вышло и я крикнул через стекло  каким-то людям на перроне: «Прощайте!», но они не услышали. 
  Мама сказала:  «Похоже на эвакуацию» и заплакала.
Мы же, молодые жизнерадостные и глупые люди обнялись засмеялись, достали из сумки бутылку трехзвездочного грузинского коньяка.   Стюард принес стаканы для чая,  налили ему полстакана и выпили сами по пятьдесят граммов.
  Поляк сказал: «Гратулейшен с приобретением вольности!», - и показал в окно на бегущий пейзаж, какие-то перелески, озерцо, деревню.  От избытка чувств заплакали  все.    Стюард насмешливо заметил:
— Панове ж..ды плачут з ностальгии.  То вже Польща.
 Мы знали, что у поляков другого слова для нас нет и не обиделись.
В Варшаве была пересадка на  Вену.
Простояли восемь часов на перроне, куда приходил Венский поезд.  Отлучались только в туалет. 
Вагон в поезде Варшава — Вена оказался похожим на вагон пригородной электрички Молодечно — Минск.  Там были также запахи, затертые голые  деревянные сидения, грязный пол,   туалет с металлическим унитазом и металлическим умывальником.
Мы выбрали большое купе и заселились всем еврейским табором.
 Была поздняя ночь.  Положив под голову мягкие узлы, все спали, не спал только я, взволнованный торжественностью и драматизмом момента.  Мы пересекали границу Венгрии и Австрии, из развитого социализма с человеческим лицом в капитализм в высшей стадии империализма. Мне, как писателю,  непременно нужно было посмотреть, как  это произойдет.  Я стоял в коридоре и глядел в окно. Поезд остановился. Я увидел будку служебного помещения, с одним светящимся окном,  бегущих вдоль железнодорожной насыпи людей, одетых в зековскую униформу, в пидорках с кокардами и калашами в руках.  Мне стало страшно, я вернулся к своим родным. За стеной в соседнем купе были слышны приглушенные крики, ругань и удары. Шмонали  контрабандистов.  В наше купе вошел офицер, я  протянул ему пачку визовых документов для всей семьи, он махнул рукой и удалился. Проснулась  мама и спросила:
— Что это за станция?...