Война глазами поэтов Сергея Орлова и Михаила Сопина
Перед нами два взгляда на пережитую Великую Отечественную войну, взгляд поэтов Орлова и Сопина. Они оба знают о войне не понаслышке.
С первых дней войны Орлов оказался в истребительном батальоне народного ополчения, сформированного в Белозерске, в который вошли студенты-добровольцы. Прошло два месяца, Сергей получил направление на учебу в Челябинское танковое училище, после которого отправился на фронт. Всю войну Орлов прошел в составе танковых войск, в 1944-м его назначили командиром взвода. Первый стих написал в 1938 и сразу был замечен.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/sergey-orlov
Детство Сопина прошло в селе Ломное Курской области. Многие события связаны с бабушкой Натальей Степановной, "генералом в юбке". С 1938 по 1941 учился в школе. С 1941 - в мясорубке войны. В семье кроме Михаила была старшая дочь Катерина, мальчика помладше его - Анатолий, погиб во время военной бомбежки. Не случайно половина стихов Сопина о войне. Он рано потерял родителей, водил солдат через линию фронта - и по наущению бабушки, и сам. После войны был задержан среди беспризорников "за незаконное ношение оружия", которое валялось тогда везде, а беспризорнику нужно было защищать свою жизнь. Из колонии им. Макаренко несколько раз бежал. Был еще эпизод: вступился за девушку, чтобы помешать насилию, а обидчиком оказался советский офицер. Сопин отбыл 17-летний срок, не совершив преступления. Вышел на свободу в 1966.
В 1943 написал первое стихотворение. Источник https://stihi.ru/2003/03/24-83
Если говорить о таких слагаемых элементах поэзии, как о воображении и историческом факте, то несомненно, стихи обоих поэтов надо рассматривать с исторической точки зрения. Ведь они не просто очевидцы, они оба участники сражений, ударная волна войны стала отправной точкой их стихов.
Все это было на самом деле, вот как сказано в стихах Орлова:
Держись, сказала, за меня.
И, люк откинув, сам
Я вырвался из тьмы огня —
И вновь приполз к друзьям. (С.Орлов)
Бронебойным снарядом
Разбитый в упор лобовик,
Длинноствольная пушка
Глядит немигающим взглядом
В синеву беспредельного неба...
Почувствуй на миг,
Как огонь полыхал,
Как патроны рвались и снаряды…(С.Орлов)
В стихах Сопина:
Мне шел одиннадцатый год,
И не моя вина,
Что не дошел он - что его
Оборвала война.
Слепой, истошный вопль в овсе –
Шли танки с трех сторон
Давили, били, рвали всех
Без всяких похорон.
На равных бой. И крик - ура!
Багряный след в овсе...
И на смерть бил, как били все.
И пропадал - как все (М. Сопин)
Тему людских страданий С.Орлов описывает как часть среды, когда к войне присоединяется натиск природы:
По тем болотам подо Мгой,
Где мы по грудь в грязи тонули
И поднимались над кугой
На уровне летящей пули.
Смотрю, как мерзлую лозу
Пригнул к земле железный ветер,
Стою и слушаю грозу,
Как будто первый раз заметил,
Что подвиг, как бы он высок,
Как ни был бы красив,— работа.
И пахнет кирзою сапог,
И звездами, и солью пота (С. Орлов)
У Сопина среда скорее родственна, чем враждебна, она как бы страдает вместе с человеком.Скорее всего происходит это потому, что Орлова письмо более хроникальное. А у Сопина через время. Когда к факту добавлено осмысление:
Стой... че-ло-век... -
Застыл я, не дыша:
Ржавь проволоки,
Вышки да березы.
Я камень сдвинул,
А под ним - душа,
Прильнул к травинкам -
Зазвенели слезы.(М. Сопин)
Не будем забывать, что Орлов пришел на войну взрослым человеком, а Сопин участвовал в ней ребенком. Многое из того что написал о войне Сопин – через большое время после войны. Он к войне подходил не раз. Издали. Орлов же писал по свежему следу. Нельзя говорить о том, что более ценно видение Орлова или видение Сопина. Просто подход у авторов был совершенно разный.
Руками, огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая карандаш.
Солдаты спят — они за день устали,
Храпит прокуренный насквозь блиндаж.
Под потолком коптилка замирает,
Трещат в печурке мокрые дрова…
Когда-нибудь потомок прочитает
Корявые, но жаркие слова
И задохнется от густого дыма,
От воздуха, которым я дышал. (С. Орлов)
Здесь находит читатель подтверждение правде, подтверждение тому, что записал автор наживую, сразу после боя.
Обоих авторов, Орлова и Сопина, роднит способность говорить от всего поколения, ибо не остались они в стороне от великих событий, они оказались их частью. Не случайно все чаще появляется в военных стихах понятие «мы».которое говорит о массовости описанных событий: «Где мы по грудь в грязи тонули, И поднимались над кугой На уровне летящей пули». (С. Орлов). «Люк открой и взгляни в эту башню, Где пусто, черно... Здесь погодки мои За великую правду В огне умирали!» (С Орлов)
«Я вправе говорить за всех,
За всю «братву-славян»!
Кто, ворогу кадык сломя,
Шел под Анадырь в снег.
Пришел или остался там
Без почестей и дат.
И честь, и память их свята –
Я сам из тех солдат» (М. Сопин).
«Ты помнишь плачущих навзрыд, Пришла беда – ворота настежь! Я шел в ненастье той поры, Когда страна была в ненастье. С коротким именем война. И я под бомбами за мамой кричал в пространство «отче наш». Но отче изгнан был из храма. Ползли нерусские кресты, Глотали танки жизнь и версты, Поэтому меня прости, Когда завидовал я мертвым…»(М. Сопин)
В картинах войны под пером Орлова все больше проступает элемент героики и подвига, а в картинах войны под пером Сопина подробных мотивов все меньше. Наоборот, смерть по Сопину страшна и бессмысленна.
В этом диаметральная противоположность двух поэтических миров, двух позиций двух авторов. Если обратиться к жизненной биографической первооснове, то станет ясно – у героя Орлова вслед за страданиями наступила победа. А у героя Сопина – после страданий войны наступил лагерь. Отсюда разность гражданских позиций. У них образ страны разный. У Орлова – победительницы. А у Сопина – мертвой фигуры в простреленной шинели.
Боец павший в битве у С. Орлова – большой, даже величественный образ, он выразительно описан знаменитым стихом «Его зарыли в шар земной».
«Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…»(С. Орлов)
В тексте есть сравнения, гиперболы (шар земной как мавзолей), которые подтверждают статус погибшего героя. Интонация стиха напоминает маршевый ритм. Тогда как в стихах Сопина героев нет, только погибшие, нет марша победы. Если только марш похоронный – солдатам России.
Полвека снятся сны о битвах,
Степных, метельных, дождевых,
Что я живой среди убитых
И неживой среди живых.
И тягостно от лжепричастья
Словес - «никто не позабыт»!
Кричу, но мне не докричаться –
Кровавым грунтом рот забит.
И слышу без вести пропавших.
Их мысли шепчут ковыли:
«Что там за жизнь у близких наших?
Ответь, не зря мы полегли?»
И я броском назад три даты,
Туда, сквозь грязь, огужевым,
Где примут исповедь солдаты
И нарекут меня живым.(М. Сопин)
Стихи Орлова более позитивные, «советские», а стихи Сопина более жесткие, отчаянные. И язык, соответсвенно, разный. В военных стихах Орлова есть лирические ноты, в стихах Сопина на тему войны их мало, почти нет И если лирика Олова направлена не женщину, то у Сопина чаще на страну.
Одна из сильных нот у Орлова - это пафос. У Сопина пафоса нет. Орлов говорит о войне как воин. Он умирает, но побеждает он сильный. Сопина часто от имени мирного человека, это больно. Он просто умирает, даже незаметно.
Если в стихах Орлова война кажется справедливой, то у Сопина война не просто несправедлива, она преступна.
Разное у авторов и понятие о победе.
У Орлова:
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году. (С. Орлов)
У Сопина:
И ты вошла. Погоны полевые.
Из рук простреленных дала Устав.
И душу сжав, Пробитую "навылет",
Перед тобой я на колени встал.
Молчи! Молчи... Какие униженья...
У нас всегда лихие времена. -
Во мне, в моем больном воображеньи,
Беда моя, А не твоя вина!
Твой прежний смысл
Замыло лунным светом.
Прощай. Прощай.
Прости... Прости...Прости...
Между тобой в былом
И мною этим
Мосточков опаленных
Не свести. (М. Сопин)
Если у Орлова победа дана как праздник, то у Сопина как траур и униженье, и данный человеку «устав из простреленных рук» – это непостижимые муки. Да и душа прострелена. А у Сопина вообще нет однозначных понятий. Все понятия смещены. У С. Орлова, наоборот, война есть война, то есть боль и ужас смерти, а победа – это закономерный финал битвы. Сопин победу рассматривал как поражение. С отрицательной стороны смотрел на победу и В.Астафьев. Это никак не умаляет подвига русских солдат на войне 1941-1945. Но важно помнить, что идеологическая оценка войны всегда была продиктована биографией автора.