Война гглазами Орлова и Сопина

Галина Щекина
Война  глазами  поэтов Сергея Орлова и  Михаила Сопина
Перед нами два взгляда на пережитую Великую Отечественную войну, взгляд поэтов  Орлова и  Сопина.  Они  оба знают о войне не понаслышке.
С первых дней войны Орлов оказался в истребительном батальоне народного ополчения, сформированного в Белозерске, в который вошли студенты-добровольцы. Прошло два месяца, Сергей получил направление на учебу в Челябинское танковое училище, после которого отправился на фронт. Всю войну Орлов прошел в составе танковых войск, в 1944-м его назначили командиром взвода. Первый  стих написал в 1938 и сразу был замечен.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/sergey-orlov
Детство Сопина  прошло в селе Ломное Курской области. Многие события связаны с бабушкой Натальей Степановной, "генералом в юбке". С 1938 по 1941 учился в школе. С 1941 - в мясорубке войны.  В семье кроме Михаила была старшая дочь Катерина,  мальчика помладше  его -  Анатолий,  погиб во время военной  бомбежки. Не случайно половина  стихов Сопина о войне. Он рано потерял родителей,  водил  солдат через линию фронта - и по наущению бабушки, и сам.  После войны  был задержан  среди беспризорников "за незаконное ношение  оружия", которое валялось тогда везде, а беспризорнику нужно было защищать свою жизнь. Из колонии им. Макаренко несколько раз бежал. Был еще эпизод: вступился за девушку, чтобы  помешать насилию, а  обидчиком оказался  советский  офицер. Сопин отбыл  17-летний срок, не совершив  преступления. Вышел на свободу в 1966.
В 1943 написал первое стихотворение. Источник  https://stihi.ru/2003/03/24-83
Если говорить о таких слагаемых элементах поэзии, как  о воображении и историческом факте, то  несомненно, стихи обоих поэтов надо рассматривать  с  исторической точки зрения. Ведь они не просто очевидцы, они оба  участники  сражений, ударная волна войны  стала отправной точкой  их  стихов. 
Все это было на самом деле, вот как  сказано в стихах Орлова:
Держись, сказала, за меня.
И, люк откинув, сам
Я вырвался из тьмы огня —
И вновь приполз к друзьям. (С.Орлов)

Бронебойным снарядом
Разбитый в упор лобовик,
Длинноствольная пушка
Глядит немигающим взглядом
В синеву беспредельного неба...
Почувствуй на миг,
Как огонь полыхал,
Как патроны рвались и снаряды…(С.Орлов)

В стихах  Сопина:

Мне шел одиннадцатый год,
И не моя вина,
Что не дошел он - что его
Оборвала война.
Слепой, истошный вопль в овсе –
Шли танки с трех сторон
Давили, били, рвали всех
Без всяких похорон.
На равных бой. И крик - ура!
Багряный след в овсе...
И на смерть бил, как били все.
И пропадал - как все (М. Сопин)

Тему людских страданий  С.Орлов описывает как часть среды, когда к войне присоединяется натиск природы:
По тем болотам подо Мгой,
Где мы по грудь в грязи тонули
И поднимались над кугой
На уровне летящей пули.
Смотрю, как мерзлую лозу
Пригнул к земле железный ветер,
Стою и слушаю грозу,
Как будто первый раз заметил,
Что подвиг, как бы он высок,
Как ни был бы красив,— работа.
И пахнет кирзою сапог,
И звездами, и солью пота (С. Орлов)
У Сопина  среда  скорее родственна, чем враждебна, она как бы страдает  вместе с человеком.Скорее всего происходит это потому, что  Орлова письмо  более хроникальное. А у  Сопина  через время. Когда к факту  добавлено осмысление:
Стой... че-ло-век... -
Застыл я, не дыша:
Ржавь проволоки,
Вышки да березы.
Я камень сдвинул,
А под ним - душа,
Прильнул к травинкам -
Зазвенели слезы.(М. Сопин)
Не  будем забывать, что Орлов пришел на войну взрослым человеком, а  Сопин участвовал в ней  ребенком. Многое из того что написал о войне Сопин – через большое время после войны. Он к войне подходил не раз. Издали. Орлов же писал  по свежему следу. Нельзя  говорить  о том, что более ценно видение  Орлова  или   видение  Сопина. Просто подход у авторов  был  совершенно  разный.
Руками, огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая карандаш.
Солдаты спят — они за день устали,
Храпит прокуренный насквозь блиндаж.
Под потолком коптилка замирает,
Трещат в печурке мокрые дрова…
Когда-нибудь потомок прочитает
Корявые, но жаркие слова
И задохнется от густого дыма,
От воздуха, которым я дышал. (С. Орлов)
Здесь  находит  читатель подтверждение правде, подтверждение тому, что  записал  автор  наживую, сразу  после  боя.
 Обоих авторов, Орлова и Сопина,  роднит способность говорить от всего поколения, ибо не остались они в стороне от великих  событий, они оказались их  частью. Не  случайно все чаще появляется в военных стихах  понятие  «мы».которое говорит о  массовости описанных событий: «Где мы по грудь в грязи тонули, И поднимались над кугой  На уровне летящей пули». (С. Орлов). «Люк открой и взгляни  в эту башню, Где пусто, черно... Здесь погодки мои  За великую правду В огне умирали!» (С Орлов)
«Я вправе говорить за всех,
За всю «братву-славян»!
Кто, ворогу кадык сломя,
Шел под Анадырь в снег.
Пришел или остался там
Без почестей и дат.
И честь, и память их свята –
Я сам из тех солдат» (М. Сопин).
 «Ты  помнишь плачущих навзрыд, Пришла беда – ворота настежь! Я шел в ненастье той  поры, Когда страна  была в ненастье. С коротким именем война. И я под бомбами за мамой кричал в пространство «отче наш». Но отче изгнан был  из  храма. Ползли нерусские кресты,  Глотали танки  жизнь и версты, Поэтому меня прости, Когда завидовал я мертвым…»(М. Сопин)
В картинах  войны под пером  Орлова все больше проступает элемент героики и подвига, а в картинах  войны  под пером Сопина подробных  мотивов все  меньше. Наоборот, смерть по Сопину страшна и бессмысленна.
В  этом диаметральная  противоположность двух  поэтических миров, двух  позиций двух авторов. Если обратиться  к  жизненной биографической   первооснове, то станет  ясно – у  героя Орлова вслед  за страданиями  наступила победа. А у героя Сопина – после страданий войны наступил  лагерь.  Отсюда  разность гражданских  позиций. У них образ  страны разный. У  Орлова – победительницы. А   у Сопина – мертвой  фигуры в простреленной шинели.
 Боец павший в битве у С. Орлова –  большой,  даже   величественный образ, он выразительно описан  знаменитым  стихом «Его зарыли в шар  земной».
«Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…»(С. Орлов)
В  тексте есть  сравнения, гиперболы  (шар земной  как  мавзолей), которые подтверждают  статус  погибшего   героя. Интонация  стиха напоминает маршевый  ритм. Тогда как в  стихах Сопина героев нет, только погибшие, нет марша победы. Если только  марш похоронный – солдатам  России.
 Полвека  снятся  сны о битвах,
Степных, метельных, дождевых,
Что я  живой среди убитых
И неживой  среди живых.
И  тягостно от лжепричастья
Словес - «никто  не позабыт»!
Кричу, но мне не  докричаться –
Кровавым грунтом  рот  забит.
И  слышу без вести пропавших.
Их мысли шепчут ковыли:
«Что там за жизнь у  близких наших?
Ответь, не зря мы  полегли?»
И я  броском назад три даты,
Туда, сквозь грязь, огужевым,
Где примут исповедь  солдаты
И нарекут  меня живым.(М. Сопин)
Стихи  Орлова более позитивные, «советские», а стихи  Сопина  более  жесткие, отчаянные. И  язык, соответсвенно, разный. В военных стихах Орлова  есть лирические ноты, в стихах  Сопина на тему  войны их мало, почти нет И  если  лирика Олова направлена не женщину, то у  Сопина чаще на страну.
Одна из сильных нот у Орлова  - это пафос. У Сопина пафоса нет. Орлов говорит о войне как  воин. Он умирает, но побеждает он сильный. Сопина часто от имени мирного человека, это больно. Он просто умирает, даже незаметно.
Если в стихах Орлова война кажется  справедливой, то у  Сопина война не просто несправедлива, она  преступна.

Разное у авторов и понятие о  победе.
У  Орлова:

Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
 Нам знать довелось на роду,
 Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году. (С. Орлов)

У  Сопина:

И ты вошла. Погоны полевые.
Из рук простреленных дала Устав.
И душу сжав,  Пробитую "навылет",
Перед тобой я на колени встал.
Молчи! Молчи... Какие униженья...
У нас всегда лихие времена. -
Во мне, в моем больном воображеньи,
Беда моя, А не твоя вина!
Твой прежний смысл
Замыло лунным светом.
Прощай. Прощай.
Прости... Прости...Прости...
Между тобой в былом
И мною этим
Мосточков опаленных
Не свести. (М. Сопин)

Если у  Орлова победа дана как  праздник, то у  Сопина  как траур и униженье, и данный человеку «устав из простреленных рук» – это непостижимые  муки. Да и душа прострелена. А  у  Сопина вообще нет однозначных понятий. Все понятия смещены. У С. Орлова, наоборот, война есть война, то есть  боль и ужас  смерти, а победа – это закономерный  финал  битвы. Сопин  победу  рассматривал как  поражение. С отрицательной  стороны смотрел на победу и В.Астафьев. Это никак не  умаляет подвига русских солдат на войне  1941-1945. Но важно помнить, что идеологическая оценка войны всегда была продиктована биографией  автора.