а ведь это было

Александр Дробноход
    Ещё в детстве мы детвора, собирались в доме соседки Прасковьи Игнатьевны Сметана, слушали рассказы о жизни людей в старину, как трудились, как проходили свадебные мероприятия  и о всяких страшилках, наводящих страх  в наших маленьких сердцах. Но главное и ценное в её рассказах сводилась к призыву любить свою землю, людей живущих рядом, проявлять заботу о старших, пожилых людях так, как делает она.  А  мы слушая  её советы, дома проявляли заботу к маме, папе, бабушке и дедушке, старались помогать  им  выполнять работу: ухаживали за хозяйством, мазали земляные полы в доме, пока  они на работе, за что получали благодарность.

 "Да мой же ты сыночек, мой же ты помощник, огромное тебе спасибо!»  - говорили мама или папа. Наши лица расплывались в улыбке и цвели как майские цветы.  Почти каждый вечер слушали рассказы не только пропитанные в воспитательном духе, но и о сверхъестественных силах, нагоняющий страх, боясь потом идти домой ночью. Особенно девчонки дрожали, как кленовый лист, а если честно, то я тоже не был исключением.

     Как-то в один из таких вечеров, моя мама Мария Дмитриевна, попросила меня в срочном порядке сбегать к бабушке на соседнюю улицу, снести что-то.  Ночь, ни одной звёздочки на небе, а надо идти. А тут ещё  я, пребывающий в страхе от рассказов Прасковьи  Игнатьевны. 

  Но делать нечего надо идти. Взяв прутик из проволоки,  я  помчался, и вдруг на перекрестке дорог  я  заметил в Чёрное пятно, переходящее мне путь. Замер от страха. Ведьма! Бросились мысли в моей голове. Замахнулся прутом и ударил по двигающимися комочку, после чего помчался, набрав такую скорость, что мне показалось  даже спринтер бы меня не догнал.
На утро шли в школу дети. Часов то не было, а идти 3 км до школы. Вовка Сметана, как всегда зашёл ко мне. По дороге он пожаловался, что какая-то сволочь отбила заднюю ногу его любимому котику. Хотел было признаться, но промолчал.

 Время шло мы взрослели. Вера в сверхъестественные силы как-то сама по себе пропала. Жили реальной жизнью. В свои 22 года я и был очевидцем этого явления.

  В далёком 1961 году после службы в армии, был направлен работать учителем начальных классов, в маленькое село Смирновка, колхоз им "Дмитрова". Всего одна улица, рядом пруд, богатый рыбой. Но главное, жили здесь люди добрые, дружные, пропитанные духом коллективизма, с устоявшимися жизненными устоями.

  Там же я женился на красивой девушке Оле. И вот вскоре у её тёти Дины сбедилась, выражаясь языком селян, корова, пришлось зарезать. А сбыть мясо можно было только в Ростове-на-дону. Транспортом была маршрутка "Журавлёвка - Ростов." Пришлось нам запрягать лошадей в рундук, погрузив груз, в четверг я, Оля, Надя(дочь тёти Дины)  и сама хозяйка коровы, уселись в рундук и отправились в село Журавлевку,а погрузив груз в маршрутку  вернулись домой. Распряг лошадей, загнал в баз, ворота закрыл на засов длинной палкой, направились домой. Пройдя метров десять, Надя спросила:
- Саня, сколько время на твоих?   Благо мы стояли около столба с освещением. Без пяти двенадцать. Ответил я. И тут случилось-то, чего никто из нас и не ожидал.

 Метров три перед нами образовался чётко обозначенный круг мерцающий огнем высотой до 3 см.  Мы были в шоке,  я вернувшись назад, выдернул самую длинную палку, решил попробовать воткнуть её в круг, но не тут-то было.

   Круг отодвинулся от меня на недосягаемое расстояние. Нам надо было идти прямо, а дорога сворачивала вправо  в сторону пруда и колодца с питьевой водой.  Я настойчиво следовал за огнём. Девчата просили прекратить преследование, но я вошёл во вкус.  Дойдя до колодца огонь пропал. Вот такое чудо предстало перед нами.  Слухи ходили, что этим занималась баба Галя, прибывшая из Украины. Так этот случай остался для нас загадочным.

  Через некоторое время произошёл довольно-таки забавный случай.Пастух пригнал коров на тырло,со всех концов маленького села Карс  шли женщины на дойку собственных коров. Подоив свою кормилицу, группами, а то и поодиночке возвращались с вёдрами наполненными парным молоком, желто - белого с отливом голубизны неба.

   Проходя мимо старика в рваном пиджаке, в латанных пере латанных брюках, три молодые девушки: Верка Пушкина, молчунья Катька Валова и настоящая стерва, славившаяся своей наглостью, злым как цепной пёс характером Зинка Юнкина. Старик стоял напротив здания школы сгорбившись, опираясь на клюку попросил у проходящих девчат, ну хотя бы полстакана молочка. Ленка подошла, глядя в глаза голодному старику сказала: -а не слипнется? И выбила стакан.

 Остальные смехом поддержали её. Смеясь прошли метров десять и вдруг с визгом начали поднимать платье, чтобы не замочить, им казалось они шли по воде. А идущая по отдали Матрёна Ивановна была поражена поведением девчат.
- Да что они малахольные творят?-сокрушалась она.  Поравнявшись со стариком, она заметила, как старик вытирая пальцем стакан, протянул его Матрёне  еле слышно произнёс просьбу
-Молодичка, дай пожалуйста молочка, ну хотя бы пол стаканчика.

 Матрёна поставила ведро с молоком, взяла  из рук старика стакан, достала из кармана чистую салфетку и  тщательно протёрла, налила до полна, как в этом селе выражается в "склянь " и поднесла его просящему. Старик взял стакан дрожащими руками, поднёс ко рту сказал:- какой запах!  И по глоточку, по глоточку так и опустошил   стакан.
-  Может ещё? Спросила Матрёна.
- Спасибо тебе! Дай-то бог тебе и твоей корове здоровья.

  Вдруг он обратил взгляд на Матрёну. Помолчал и сказал:- а всё-таки твоя коробка испорчена! 
-Как это испорчена? - молока даёт много и отличной  жирности –с недоверием сказала она.  Поверь моему слову, а придёшь домой налей этого  молока сковородку и на огне жарь, чтобы сгорело до последней капли, только много не наливай. Полстакана хватит.  Будь готова, тот, который старался сделать твоей кормилице пакость, прибежит к тебе с широко раскрытыми злобными глазами. 

  Распрощавшись и  возвратившись домой, выполнила наказ старика.  Дым заполонил всю кухню. И вдруг  к её огромному удивлению прибегает бабка Рахиля, глаза налиты кровью, сопровождая:
  -Что же ты, падлюка, делаешь? Я от твоего дыма задыхаюсь!
- Как это мой дым попал к вам?
- Ветер несёт, -кричала она.
- Тётка Рахиля, ветер  дует в противоположную сторону, да к тому же до вашего дома метров двести, а то и больше.

   Вот так Матрёна узнала человека , желающего медленной смерти корове. Обсуждая случившееся на селе, на сборе жителей, баба Матрёна вышла вперёд и произнесла очень нужные слова.
- Дорогие друзья? Мой совет вам,  чем заниматься черными делами, возьмите за правило - каждый день старайтесь отметиться хорошим делом.





       Дробноход А.Я.    с.Лопанка