Бабушки

Андрей Клыгин
 Что мы знаем о своих бабушках? Да ничего. В нашей жизни бабушки появляются уже старыми и по мере взросления так старыми и остаются. А ведь они тоже были молодыми! Влюблялись! Выходили замуж!
 У меня было две бабушки, одну мы называли - бабушка "Журавлёва", а другую - "наша" бабушка. Бабушка "Журавлёва" была добрая, всегда угощала конфетами, "наша" бабушка была строже, но тоже угощала, только мёдом, так как занималась пчеловодством и держала ульи, особенно мне нравился мёд в сотах! Иногда я присутствовал при её работе с пчёлами, надевал на голову сетку и всегда вздрагивал, когда на сетку садилась пчела. Бабушка же спокойно, голыми руками доставала соты, пчёлы ползали по её рукам, но она не обращала на их внимания.
 Отец как-то спросил "Почему мы бабушку называем Журавлёва, она ни какая не Журавлёва, она моя мать, такая же Клыгина, как и вы".
- Но она же живёт с Журавлёвыми.
- Тётя Шура моя сестра, до замужества была тоже Клыгина, - пытался объяснить отец.
- Но сейчас-то она Журавлёва! - отвечали мы.
 Отец только плюнул, так и не сумев нам всё объяснить. А ситуация оказалась забавной - мы бабушку Клыгину называли Журавлёвой, а вторую бабушку, которая к Клыгиным  отношения не имела, называли - "нашей".
 Дедушек своих я не знал, один погиб в начале войны под Ленинградом, а второй...
  Однажды, по дороге в баню отец тихо сказал:
- Дедушка умер.
- Какой дедушка? - спросил я.
- Твой дедушка, - ответил отец, - мой отец.
 "Как, у меня был дедушка?" Всё это время у меня был дедушка и я об этом ничего не знал, я ждал, что отец скажет ещё что нибудь, но всю оставшуюся дорогу отец молчал.
  Всю историю я узнал уже в зрелом возрасте. Оказывается, дедушка ушёл от бабушки к другой женщине, оставив её с шестью детьми и поэтому у нас было не принято о нём упоминать. Позже от дедушки часто приходили письма, что он в них писал, возможно просил прощения, возможно хотел вернуться, но об этом никто уже не узнает, так как бабушка все письма отправляла в печку, так и не раскрыв ни одного из них.
 Всё это трудное - предвоенное, военное и послевоенное - время, бабушка одна вырастила и воспитала шестерых детей. Во время войны дети постарше стали работать - помогать фронту.
 В 1946 году бабушка - Клыгина Александра Васильевна - была награждена медалью " За доблестный труд в великой отечественной войне". Позднее такой же награды удостоились дочь Александра ( тётя Шура) и сын Валентин (мой отец).
 Вот такая молодость была у бабушки "Журавлёвой".

 Молодость второй бабушки - Шестаковой Александры Фёдоровны - была похожа на триллер.
 Началось с того, что в молодости её насильно отдали замуж. Она несколько раз сбегала от нелюбимого мужа, но каждый раз её находили и возвращали обратно.
 И всё-таки очередной побег оказался удачным и её не нашли, она вышла замуж по любви, хоть и не расписались. Родила троих детей - двоих сыновей и дочь (моя мать). Но началась война и мужа отправили на фронт. В 1942 году он пропал без вести. Пропавший без вести погибшим не считается и поэтому от государства не было никакой помощи.
 Лишь только после войны нашлись свидетели его гибели, но и это не помогло, так как она носила другую фамилию, сколько ещё мытарств и унижений её пришлось пройти, чтобы взять его фамилию и наконец-то получить кое какую компенсацию.

 К чему я это всё написал? Да, молодость моих бабушек была не сладкая, но они прожили долгую жизнь! Сейчас долго жить не разрешают. Страна разделилась на два лагеря. Уже для многих закрыт вход в кафе, в столовые, в рестораны, в больницы, в кинотеатры и на стадионы. Ситуация схожа с Германией тридцатых годов, когда к власти пришёл Гитлер, а также с Соединёнными Штатами, когда на многих заведениях висели таблички "Вход только для белых". И что-то мне подсказывает, что жизнь наших детей и внуков будет не слаще чем у бабушек.