И радость и грусть

Александр Дробноход
       9 мая народ праздновал День победы. В направлении  клуба со всех концов села шли люди, такие красивые, нарядные. Шли поодиночке и семьями.  В  канун праздника  зацвела сирень. Федора подошла к кусту,  сломала ветку с пышноцветущими кистями,   прижала к груди, высказала  вырвавшиеся из души слова:

-  Прелесть какая! Уткнувшись лицом в ветку, она сразу же ощутила пьянящий запах   присущий только ей. Села на лавку рядом с Марфой, пришедшей навестить  подругу. 
- Посмотри Марфуша, на нашу степь с её благодатной землёй, нашу кормилицу.
- Да, красота-то какая! - сказала Марфа. А  я выскажу своё мнение. Вспомним нашу молодость, как жили со своими заботами, хлопотами, как проводили время, уходя далеко-далеко в степь. Как душа радовалась обилию  цветов, ковыля, животных.
 
Но настал день, эта красота была изгажена топотом сапог фашистов, уничтожали красоту и своей военной техникой, превратив её в безообразное состояние.  Земля была  изрыта окопами, от разрыва бомб  оставались глубокие ямы.  Сколько было уничтожено мостов не с честь. По приходу в село, фашисты забирали всё, оставляя семьи голодными.

-Не все страдали! - вступила в разговор Марфуша. -Возьми ты семью Крутилиных, они жировали.  Хозяин первым попросил командование немцев - быть старостой, пообещав  работу свою  вести справно.  Жена Полина по хозяйству справлялась. Даже дети их исполняли роль доносчиков.  Дома получали задания, какой вопрос выяснить, как его преподнести.

-А помнишь Фёдора, как в наше село внезапно  пришёл старичок. Невысокого  роста, на голове тюбетейка, вся такая в узорах , с палкой в руках, а за спиной старый засаленный рюкзак со скарбом.  Встретил его Иван Крутилин с вопросом:
- Ты кто, откуда? Куда?  Старик шепеляво ответил на все поставленные вопросы.  Староста проверил содержимое рюкзака, не найдя ничего подозрительного, отпустил. Приютила  старика  семья Морозовых Иван Иванович и его жена Матрёна Лукьяновна. Старик оказался балагуром, всё время шутил.  Каждое утро ходил на прогулку вдоль улицы, старался всегда проходить мимо немецкой техники.  После чего сворачивал в сторону пруда, где ловил рыбу и приносил в дом Борзовых.
 - Всё-таки еда! Хотя и зубов то нет!-с улыбкой говорил он, от чего его усы дергались, а рыжая борода редкая, как говорят три волосины наперекосяк, тряслась как в судороге. 

- А мне запомнился день, когда я по делам зашла к Борзовым. Под деревом сидели три мужика, дед Иван, старик Прокофий, а третий сидел спиной, Я его сразу и не распознала. Только потом, когда ближе подошла, поняла, что это был Федька Кожухов-мальчишка лет 14.  Что интересно, когда я подошла все замолчали, видимо говорили о чём-то важном. К  тому же прошел слушок, что дед Прокофий частенько шастает в посадку.   Напомним о случае  Федоре.
- А помнишь Федора тот день,  - встряла со своими воспоминаниями Марфа, когда после полудня мы чётко слышали разрывы снарядов, различали среди всей  стрельбы, наши родное стрекотание   автоматов. Наступали наши. Немцы спешно начали собирать свои вещички.

    Бежали на запад.  Драпали и «наши»  Крутилины  со своим выводком. Оказывается немцев  встретили наши герои-старики Иван Борзов и Прокофий, а  помощником был Федька Кожухов. Старанием этих людей были уничтожены миной легковушка, от гранаты три автомашины с немцами, а из автомата Федька строчил по убегающим фашистам, ну и семья предателя Родины, села своего и жителей. Так был смыт позор.  И получаса не прошло, как у посадки были наши воины. Командир полка Кузьминов Пётр федосеевич от души поблагодарил наших сельчан, распорядился выделить махорки.  Деда Прокофия, бывшего участника финской войны поблагодарил как-то по-особому  за проявленное мужество. Но главное, командир благодарил за отличную работу, проведенную в тылу.  Высказав на одном дыхании наболевшее Федора села на лавку  и  глядя вдаль, продолжила  свои рассуждения.

  -Вижу нашу степь совсем другую. Наряд не тот,от  неумелого  использования земли  потеряна благоухающая растительность нашей степи.  Нет Ковылей, Тюльпанов, Воронцов ,Адонисов,  только изредка можно найти кусты Чабреца. Среди этой пышной растительности  не увидишь крупной красивой птицы Дрофы.
- Да Марфуша, Так что остались одни воспоминания, не видеть этой красоты нашим детям, внукам. А ведь наши деды и прадеды учили нас любить нашу землю, лелеять её. Но...

    -Ой, Марфуша, давай спешить на праздник, такое не каждый день бывает. 
Нарвав по букету Сирени, подруги направились к клубу, где собралось на площадь всё село. Праздник удался на славу.
Звучала речь председателя сельского совета Болдыревой Людмилы Николаевны.
- Тогда многих не было на свете, когда гремел салют из края в край нашей необъятной Родины. Солдаты подарили нам этот великий май, победный май! Так давайте в этот день День освобождения Родины от фашизма воздадим дань уважения и памяти всем защитникам отечества живым и мёртвым.  В считанные минуты подножие обелиска покрылась морем цветов. Долго народ не уходил, собирались в группы, разговаривали, перечитывали  фамилии погибших.

   Заплаканные подруги вернувшись домой, уселились на лавку, но разговора не получилось. Тоска и скорбь по погибшим отцам и дедам не давали подругам без слёз и слова сказать. Расходиться по домам не хотелось и Федора сначала в пол голоса запела:

 -Этот День Победы  порохом пропах. Это праздник с сединою на висках.-И уже полной грудью вместе с Марфушей
- Это радость о слезами на глазах.     День Победы! День Победы! День Победы!





        Дробноход А.Я.     с. Лопанка