Ассирия и ее время

Вячеслав Кудяков
Обстановка в Передней Азии в VIII в. до н. э. была сложной и, надо сказать, довольно неприглядной. Доминировали здесь две великих державы — Урарту и Ассирия.
Царство Урарту подмяло под себя Западное Закавказье, изрядную часть Малой Азии, в зависимость от него попали Хетты. Завоевания были крайне жестокими. Чтобы предохранить себя от восстаний, цари Урарту прикидывали количество населения покоренных областей. Таким образом, они  определяли, какую долю населения сохранить, чтобы ее можно было без проблем удерживать в повиновении. А «излишки» истреблялись. Допустим, решено сохранить треть — и солдаты в каждом населенном пункте рассчитывают жителей, «третьего» оставляя в живых, а первых и вторых режут. Сдержать натиск Урартов сумела только Фригия, сохранившая самостоятельность.
Ближний Восток переживал глубокий упадок. От величия Египта остались лишь воспоминания, он был завоеван Ливийцами, поделившими его на множество княжеств. Мелкие государства Сирии, Финикии и Палестины непрестанно дрались между собой. Еврейское царство разделилось на два, Иудею и Израиль, враждебные друг другу. Иуде;йское ца;рство Иудея,  одно из двух иудейских государств (Южное царство) со столицей в Иерусалиме. Возникло в X веке до н. э. после распада Израильского царства Давида и Соломона. Включало в себя земли колена Иуды, колена Симеона, и половину колена Вениамина.  Пророк Исайя говорил: «Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши на ваших глазах съедают чужие». На здешние края распространяла свое влияние Ассирия.
Во времена фараонов,  население  этих двух государственных образований оказались в составе Египта. Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: «отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.» Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его но отпустил жителей Израиля? (Исх. 5. 1— 2)
Если внимательно читать Исход, то становится ясно — Моисей уговаривал фараона отпустить евреев на богослужение в пустыню.               
 Мол, отойдут недалеко, скот в жертву принесут. И сразу обратно! Пророк обманул не только фараона, но и своих соплеменников.
И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян. (Исх. 12. 36,37)
Но нам уже известно, что евреи жили обособленно от египтян в приграничной области Гесем. Многие жители Египта пренебрегали общаться с иудеями. Оба народа имели разные обычаи, устои, даже пища была разной. Земледельцы-египтяне глядели сверху вниз на скотоводов-иудеев.
 Вы понимаете, что не могли евреи обобрать египтян? Да и какой нормальный житель Египта отдаст добровольно свои сокровища еврею, которого считает недостойным уважения? Если мыслить логически — евреи, которые уходили, обобрали до нитки своих же соплеменников, которые  оставались. Под каким предлогом? Для освящения.
Ведь Моисей с сотоварищами собрали свой народ только лишь для жертвоприношения и уходили они дней на  шесть, не больше. В книге Исход гл.11 ст.2 бог прямым текстом говорит Моисею — пусть каждый выпросит у соседа серебряные и золотые вещи.
Зачем Моисею обманывать своих же? Чтобы сохранить тайну от администрации фараона. И среди народа Израиля хватало доносчиков и соглядатаев.  Узнай фараон, что толпа евреев не вернется — отпустил бы их? Вряд ли. Шестидневный поход с целью молебна и жертвоприношения Яхве — отличный повод собрать всех и по-тихому убраться восвояси...
Идти до Палестины четыре  недели, так говорили купцы, которые торговали с Египтом. Народ много еды и вещей не возьмет, так как думает, что отлучится максимум на неделю. Значит нужно золото, драгоценности и серебро. Чтобы покупать у кочевников еду и воду. А как заставить евреев взять ценные вещи с собой? Убедить, что их необходимо освятить!
Тогда можно собрать золото и драгоценности у тех, кто не пойдет! Ловко придумал Моисей.
Не все евреи пошли за Моисеем.
• остались больные и немощные;
• остались нищие, которым нечего было надеть и нечего было освящать на празднике в пустыне;
• остались матери с грудничками:
• остались члены смешанных семей. У которых муж или жена не были иудеями и не хотели идти на поклонение Яхве, чтобы не разгневать своих богов;
• остались просто ленивые люди;
не пошли с Моисеем те, кто ему не поверил. А таких было много.
 Из всех колен Израилевых со лжепророком отправились лишь 3 — семьи Рувима, Симеона и Левия (Исход глава 6).
И все они добровольно отдавали соседям, которые идут на молебен, нажитое непосильным трудом богатство, чтобы его освятили и вернули назад.             И никто так и не догадался, что больше никогда не увидит ни золота, ни праздничной одежды, ни самих услужливых и богобоязненных соседей.
Но сколько евреев на самом деле вывел лжепророк из Египта и почему никто не знает, где их носило 40 лет.
...отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исх. 12: 37–38)
Вас не смущает цифра в 600 тыс. мужчин? Большинство толкователей Священных Писаний опрометчиво подсчитали, что в путь отправилось более 3 миллионов евреев! Это мужчины, женщины, дети и старики. И в Ветхом Завете написано, что ушли они в 1 день. Но это невозможно.Давайте вообразим:
пусть беженцев было 3,5 миллиона;
пусть они шли стройными рядами, четко чеканя шаг;
1 ряд - 10 человек, между рядами расстояние 1 метр;
И идут они нога в ногу, при постоянной скорости.
Расстояние между первым рядом и последним составило бы как раз 350 километров. То есть — когда последние евреи покидали Египет, первые уже топали по Земле Обетованной.
А как на самом деле? Шла толпа, медленно и хаотично. Плелись старики и маленькие дети, люди гнали скот. Никакого порядка, все идут, как хотят. Такая толпа растянулась бы на 500-700 км. Если бы Исход был на самом деле — он длился бы несколько недель.
Понятно, что цифра в 600 000 мужчин, которые покинули Египет со своими семьями, скарбом и скотом очень преувеличена.
То есть Египет покидали всего 600 семей, а это 3-5 тысяч евреев. Уже более правдоподобно, не так ли? В более поздних Писаниях уже нет таких преувеличений, как в Исходе.
Где следы 40-летнего блуждания евреев по пустыне?
Дело в том, что археологи так и не смогли найти следов пребывания евреев в пустыне на Синайском полуострове. Сорок лет израильтяне во главе с Моисеем бродили по пустыне, пусть их было не 3,5 миллиона, а намного меньше. Следов нет. Как так-то?
Уже не одну сотню лет археологи буквально идут по следам беженцев из Египта. Тщательно ищут в каждом районе, который упоминается в Ветхом Завете и в самой Библии.
Например Кадеш-Барнеа — местечко в оазисе на границе Израиля и Египта. Согласно Ветхого Завета:
- здесь была очень длительная остановка (Втор. 1:46);
- из Ханаана разведчики вернулись именно сюда (Чис. 13:26);
- здесь умерла и была похоронена сестра Моисея Мирьям (Чис. 20:1);
- здесь из-за отсутствия воды евреи негодовали на Моисея (Чис. 20:13);
- рядом с оазисом умер и похоронен Аарон, старший брат Моисея (Чис. 20:22–29) и т.д. и т.п.
 
Все находки в пустыне на Синайском полуострове не относятся к библейским. Кадеш Барнеа, что у египетской границы, возле Ницаны, к историческому объекту никакого отношения не имеет. В центре этого места был обнаружен невысокий холм, являвшийся в древние времена крепостью. После тщательных раскопок (1956 г., 1976–82 гг.) обнадеженных археологов опять постигла неудача — не найдено никакого, даже маленького доказательства, что евреи Исхода когда-то были здесь.
Нет ни остатков поселений, не следов остановок на отдых. Нет даже осколков посуды! Да, они постоянно кочевали и нигде не задерживались (это версия богословов). Но! Следы и остатки деятельности кочевников находят, а от толпы евреев — ни следа. Очень трудно поверить, но многочисленная группа евреев оставила после себя память только лишь на страницах Ветхого Завета.
 Ничего не осталось и от былого могущества Мидии. Она тоже зависела от Ассирии. Даже официальным государственным языком служил уже не Арийский, а Арамейский, и правили страной чужеземные ставленники. Туго приходилось и Вавилонии. Ее теснило то царство Элам, расположенное на восток от Персидского залива, то воинственные князья мелких Халдейских княжеств.
Ассирия же казалась вечной и непобедимой. Здесь царь Тиглатпаласар III вместо прежнего народного ополчения создал профессиональную армию. И если до него ассирийцы только облагали соседей данью, стал присоединять побежденных, обращая в свои провинции. Когда Вавилон попросил помощи против Халдеев, Тиглатпаласар помог. Но при этом сам провозгласил себя царем Вавилонии. Впрочем, здесь он проводил мягкую политику — Вавилон, величайший в тогдашнем мире город, почитался «священным», а вавилоняне и ассирийцы были родственными народами, исповедовали одну религию и считали себя «братьями».
Другим покоренным приходилось куда хуже. При Тиглатпаласаре и его преемнике Салманасаре V Ассирийская империя захватила Сирию, Финикию, царство Манну в Западном Иране, восточные районы Малой Азии, подчинила Лидию. А для упрочения завоеваний применялась политика «насаху» — «вырывать с корнем». Побежденных депортировали в другие районы, а на их место переселяли пленников из иных мест. Чтобы народы «перемешались», оказались в чуждом окружении и не могли поднять восстаний.  Не напоминает ли это недавнее время, после победы  над царской Россией  во времена индустриализации РСФСР. Но больше это  похоже на послевоенные С Ш А.  В то время такая практика дала плоды сугубо отрицательные. Этнические границы были стерты. Население Передней Азии превратилось в безликую массу, говорящую на Арамейском языке. И в этой массе растворились сами немногочисленные Ассирийцы. Для перемешавшихся жителей империи не могло быть речи о каком-то «патриотизме», любви к своим властителям. Они были совершенно индиферрентны к политике и успехам своего государства. Жили лишь собственной выгодой.

Возникло государство - монстр. Столица его Ниневия отнюдь не зря была названа в Ветхом Завете «городом кровей». Она достигла высочайшего расцвета, но походила на паука, сосущего соки из всех соседних стран. Здесь сконцентрировались колоссальные богатства, награбленные в течение веков по всему Востоку. Строились роскошнейшие дворцы и храмы. Собирались библиотеки, воспевающие царей. Лучшие мастера украшали город барельефами, фресками, статуями. Среди таких богатств даже простолюдины могла существовать безбедно, привыкая к паразитарному существованию, но помня, что они — ассирийцы, владыки мира!
Славилась Ниневия и своим развратом, выделяясь даже на фоне других государств древнего Востока, нравы коих были далеки от аскетизма. Цари и вельможи развлекались в умопомрачительных оргиях. Лупанары были переполнены женщинами, девочками и мальчиками из всех покоренных народов, при изобилии и дешевизне «живого товара» тут могли удовлетворить любые вкусы клиентов.

Рабы были так дешевы, что служили разменной монетой — ими расплачивались за кувшин вина, за услуги садовника. Или убивали ради потехи. Садистские удовольствия у ассирийцев вообще были в моде. Их рисунки смакуют многочисленные и изощренные казни, сопровождавшие любую победу. Пленников массами сажали на кол, сжигали, резали. А когда вереницы рабов, пригнанные после очередных завоеваний, оказывались «излишками», затоваривая невольничий рынок, цари баловали своих подданных кровавым зрелищем — с пленников и пленниц сдирали кожу. Эта кожа покрывала все стены и башни Ниневии ради пущего устрашения врагов и гордости за свое величие. С той же целью у восточных ворот города был устроен своеобразный «зоопарк» — в клетках на цепях сидели пленные цари и толкли в ступках кости своих предков, вырытые из гробниц.

Но опорой Ассирийских царей среди покоренных народов и собственного «интернационального» населения могла быть только армия. Да ведь и она черпала кадры из той же перемешанной космополитичной массы. Быстро превратившись в полчища наемных убийц, ценивших только удовольствие резать других, грабеж и наживу. Такая армия не могла существовать без новых завоевательных походов. И они продолжались. В 722 г. до н. э. Саргон II разгромил Израиль, захватил его столицу Самарию, прокатился огнем и мечом по всему Ближнему Востоку. Тех, кто уцелел из «десяти колен израилевых», депортировали. А в Израиль Саргон переселил сирийцев и вавилонян. Но во время его похода восстал Вавилон. Заключил союз с Халдеями и Эламом, провозгласил царем халдея Мардук-аплу-иддина…

И вот в этот момент в Переднюю Азию последовало первое вторжение. Киммерийцев.
По кавказскому берегу Черного моря они ворвались в пределы Урарту. Царь Руса I двинулся на них с войском. Но кавалерии здешние державы еще не знали. Воевали массами бронированной пехоты, колесницами. Киммерийская великолепная конница засыпала врага стрелами, ударила в мечи и разнесла Урартов полностью.
В Ассирии была очень хорошо поставлена разведка, она чуть ли не первой в мире создала профессиональные спецслужбы, по здешней традиции их возглавлял наследник престола.
Архивы этого «разведуправления» обнаружены археологами, и в донесении шпионов, касающемся царя Урарту, говорится: «Когда он пошел на страну Гимир (Киммерийцев), его войско было целиком перебито, трое его вельмож вместе с их войсками были убиты, а сам он убежал и пробрался в свою страну. Его лагерь еще не был атакован».

Затем Киммерийцы сокрушили то, что оставалось от государства Хеттов. И в районе нынешнего Синопа основали свое «царство - Гимир», как именовали его Ассирийцы.
  До 711 г. до н. э. киммерийцы клевали и добивали Урарту, пока оно не признало себя данником пришельцев. В других государствах Востока политический расклад тоже менялся.
Египет захвалили Нубийцы, разбив Ливийцев и объединив страну. Они попытались возродить старые Египетские порядки. Нашли опору в местных жрецах, которые за возвращение и расширение привилегий охотно признали новых властителей законными фараонами, очередными воплощениями Амона-Ра.
Черные фараоны стали жениться на своих сестрах, как было принято в прежних династиях. Черные дамы и вельможи нарядились в традиционные египетские наряды, начали по здешней традиции обривать все волосы на теле и голове, заменяя их париками. И на рисунках их изображали вовсе не черными, а такими же, как египтяне.

«Возрождение» Египта подтолкнуло Иудею сбросить Ассирийскую зависимость и перекинуться под покровительство фараонов. А Саргон II завяз в войнах с Вавилонией и ее союзниками. Лишь в 710 г. до н. э. он сумел разбить и выгнать из Вавилона Мардук-аплу-иддина. Но торжество было недолгим. Киммерийцы добрались и до Ассирийских владений. В 705 г. до н. э. Саргон выступил против них со всей своей армией — однако и его киммерийская конница разгромила.
В битве погиб и сам Саргон. Это поражение Ассирии, дотоле считавшейся непобедимой, аукнулось по всей Передней Азии. Снова восстал Вавилон. Палестинское царство Экрон свергло проассирийского князя, вступив в союз с Иудеей и Египтом.

И сыну Саргона Синнахерибу пришлось усмирять непокорных — благо киммерийцы не тревожили, отвлеклись на разборки с Фригией. А усмирение было крутым. В битве при Альтаку Синнахериб разгромил войско Палестинцев, Иудеев и Египта. 
В летописи того времени  была запись: «Я прибыл в Экрон и перебил наместников и правителей, совершивших грех, а их трупы повесил на столбах вокруг города. Граждан города, совершивших преступление и грех, я включил в добычу». Затем Синнахериб покарал остальные мятежные области, и в описаниях своих «подвигов» хвастался: «Я отсек головы воинам и сложил из них пирамиду перед городом. Я сжигал в огне юношей и девушек. Оставшихся в живых пленных я сажал на колья вокруг города, а остальным выкалывал глаза».

В 689 г. до н. э. был взят последний очаг сопротивления, Вавилон. И если Саргон помиловал город за первое восстание, то Синнахериб за рецидив приказал полностью его уничтожить, несмотря ни на какое «побратимство».
Вся вавилонская знать была предана мучительным казням, простолюдинов продали в рабство или депортировали в Иудею и Израиль. Истуканы богов увезли в Ниневию и древнюю Ассирийскую столицу Ашшур. Вавилон был сожжен и разрушен, руинами запрудили Евфрат, чтобы река затопила город. И место, где он стоял, было проклято на 70 лет.

Но победы обострили политические дрязги в самой Ассирии. Аристократия была недовольна засильем военщины и ее влиянием на царя. Под влиянием любимой жены Закуту Синнахериб пошел на уступки знати, назначив наследником ее ставленника, младшего сына Асархаддона. Старшим, Адармелику и Шарру-уцуру, это не понравилось, они убили отца и попытались захватить власть. Но армия и знать не поддержали их. Асархаддон выступил против братьев, и они бежали в Урарту. Тем не менее, новый царь чувствовал себя на троне непрочно. И положение самой Ассирии было шатким. Она была окружена всеобщей ненавистью. Киммерийцы совершали набеги на зависимые от нее Манну и Лидию. И Асархаддон задумал искусственно создать «друзей» — себе и своему царству. А для этого реабилитировать Вавилон и превратить государство в дуалистическое, ассиро-вавилонское.

Были подправлены все хроники, из них исчезли упоминания о разрушении Вавилона Синнахерибом — якобы просто город подвергся каре богов. А потом они смилостивились. Цифру 70 лет изменили на 11 — в клинописи они похожи. И началось восстановление Вавилона. Собирали отовсюду уцелевших граждан, рабов и депортированных, возвращали им собственность. Но коренных вавилонян осталось мало, и город заселяли абы кем.

В 679 г. на Ассирию обрушился новый массированный набег Киммерийцев. После чего пришельцы заставили вступить в союз с собой Урарту и напали на Фригию. В трехлетней войне 676–674 гг. до н. э. ее одолели. Фригийский царь Мидас (тот самый, который в греческих мифах превращал в золото все предметы, к коим прикасался, и имел ослиные уши) погиб в сражении, а его государство прекратило существование.
Государство Мидаса вошло в состав «царства Гимир». Через Босфор получило возможность сообщаться с Фракийскими Киммерийцами, Трерами. Они охотно вступили в альянс с собратьями. Их войска тоже стали появляться в Малой Азии, нападая на греческие города и Лидию.

Но в это же время дали о себе знать и другие «гости» с севера. Скифы.

Справка:


Киммерийцы
 
Раса:   европеоидная.
Группа народов иранские народы. 
Общие данные:
Не следует путать с киммерами — кимврами, древнегерманским племенем.
Язык: Киммерийский
Первые упоминания «Одиссея», «анналы Ассирии»
Предки индоиранцы, карасукцы.
Историческое расселение:
Северное и Восточное Причерноморье, западное. Предкавказье и западный Кавказ,
северная Малая Азия (страна Гамирр )
 Киммери;йцы племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э.
и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное
название так называемых «до скифских» народов Северного Причерноморья
железного века.
Гимирру из ассирийских источников могут быть тождественны киммерийцам античных
 авторов, вытесненным из степей на Ближний Восток продвижением Скифов.

Данные о языке Киммерийцев ограничиваются самим этнонимом и 3 именами их вождей;
для всех этих слов предлагались иранские этимологии, ни одна из которых не бесспорна. Учитывая культурную близость Киммерийцев и Скифов по письменным источникам и
данным археологии, обычно предполагается, что их языки входят в иранскую языковую
группу (восточно - иранские языки)
По другой версии, Киммерийцы,  были Фракийцами по происхождению
В «Одиссее» Гомера они предстают как народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Известно, что они платили дань Урарту, нападали на Ассирию и Фригию. В их истории больше академических споров чем установленных фактов. Точно известно, что именно Киммерийцы в VIII-VII веках до н.э. господствовали в Северном Причерноморье.   
Киммерийцы, Скифы и Сарматы не были предками друг друга — все эти родственные группы поочередно вытесняли друг друга из Северного Причерноморья. Исследователи использовали ДНК из костных останков 35 человек, захороненных в Причерноморско-Каспийском регионе. При этом к носителям срубной культуры (бронзовый век, XVIII—XII века до нашей эры) они отнесли 13 из них, к Киммерийцам (XI—VII века до нашей эры) трех из этих людей, к Скифам (VII—IV века до нашей эры) — 14, а к Сарматам (VI век до нашей эры — IV век нашей эры) — 5.
Из них 18 были мужчинами, и могут быть более надежно отнесены к этим народам. Женщины у всех этих культур, как известно, часто брались из числа соседних этнических групп — как войной, так и выкупом.

Оказалось, что из 18 мужчин 17 принадлежат к разным вариациям гаплогруппы R (Y-хромосома, передается по мужской линии). Она доминирует среди индоевропейцев и сегодня. При этом среди срубников, наиболее древних из затронутых исследованиям групп населения Причерноморья, доминирует R1a. В настоящий момент она также доминирует у русских, украинцев, белорусов и поляков (примерно половина всех этих народов — ее носители). А вот начиная с Киммерийцев доминирует уже родственная ей, но иная гаплогруппа R1b. При этом она часто встречается и среди Киммерийцев, и у Скифов, и у Сарматов.

Выяснилось также, что три последних народа лишь близкородственны, но не являются предками друг друга. Все три группы произошли от более ранней популяции бронзового века, но к моменту появления Киммерийцев на исторической арене (начало железного века) предки этих трех групп уже жили отдельно. Таким образом, приход каждого из этих народов в Северное Причерноморье сопровождался не типичным генетическим смешением, но, напротив, вытеснением предшествующего населения из региона.



Халдеи

Первое упоминание о халдеях датируется 878 г. до н.э. Местом обитания народа называют Персидский залив. Возле его территорий располагались шесть племен. К IX веку халдеи стали продвигаться на север, предварительно заняв южные территории в Вавилонии. Для халдеев был характерен полуоседлый образ жизни. Все племена имели своих предводителей. Характерной особенностью племен стало стремление получения независимости от Ассирии и друг от друга.


Важным моментом в истории халдеев стало завоевание Вавилона князем Бит-Амуккани. Царствие правителя Укин-Цира продлилось 3 года, после чего ассирийцы начали плановое уничтожение халдейских племен одно за другим. Военные походы ассирийцев увенчались успехом, в том числе и в отношении Вавилона. Но с течением времени и Ассирийское царство стало претерпевать упадок. Летопись тех лет указывает, что в VIII веке до н.э. халдеи переместились в город Ур. Также они были замечены в Сипарре, Кише и Куфе. Тогда в народе начинает зарождаться идея об объединении. Противостояние с ассирийцами продолжалось, как и стремление овладеть Вавилоном. Вторым из халдеев завоевать его удалось Мардуку II, который правил великим городом в течение 12 лет.


Мардуком II была предпринята попытка сформировать коалицию с иудейским царем Езекии. Но в Вавилоне правление халдейского царя воспринималось негативно. Стремление побороть Ассирию требовало от Вавилонии значительных усилий, что в итоге стало причиной восстаний. Ассирийский царь Саргон II победил халдейского царя и был встречен вавилонянами подобно освободителю. После победы ассирийцев, Мардук II сбегает в Элам, но возвращается в Вавилон с войском сразу после смерти Саргона II, произошедшей в 710 году до н.э. Удержать престол дольше 9 месяцев Мардуку II не удается. Ассирийцы вновь одерживают над ним победу. Мардуку снова удается сбежать, но повторно захватить Вавилон он уже не смог. Владения халдейского царя Эламе были уничтожены.

Помимо Мардука II из халдеев Вавилон захватывал Мушазиб-Мардук и Набопаласар. Значимым периодом в истории халдеев было правление Навуходоносора, при котором произошло формирование Нововавилонского царства. Библия называет Навуходоносора халдейским царем, которому удалось покорить Иудейское царство. Его великое правление закончилось с нашествием персов.

Культура
Халдеи прослыли жрецами. Основными занятиями жрецов были астрономия и астрология. Среди халдейских жрецов была популярна идея бессмертия души. С ними отождествляли зороастризм.
Халдеи (вавилонское Kaldu, ивр. ;;;;;;;;;;;) — семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.
Слово «халдеи» неоднократно упоминается в Библии — например, в Книге пророка Аввакума и в Книге Иудифи (5:6). Халдеями в древнем мире также называли колдунов, магов, гадателей.

Ингуши имеют самый высокий уровень гаплогруппы J2 под 90% наследники Месопатоамии;

«Г1алг1а» (Г1алг1ай) — древний этноним ингушей, изначально древнее самоназвание ингушей точнее как и грузины называли ингушей — «глигви» = Хлигвы (халхи/Халди) = Халхай. Древний этноним «Г1алг1а/халха» сохранился у некоторых современных народов и обозначает «народ», «люди», «племя» (халха, халки, халкъ). Древние названия ингушей и их страны — ГIлигIвис (Хлигви), ГIлигIвети, — сохранились благодаря древним источникам, грузинским в том числе. "глигви" ГIлигIвети, ГIлигIвис, в последствии образовав термин - ГIалгIай-Галгай – ингуш, что является небольшим ингушским тейпом в горной Ингушетии, от которого пошло самоназвание ингушей. Сам термин ГIалгIайче легко и прозрачно этимологизируется из ингушского: ГIалгIай + че, где ГIалгIай – название народа, а “че” – внутренность, внутренняя часть, укрытая часть, защищённая часть. Г1алг1а — самоназвание ингушей, которым их называли соседние народы - Кхъалга (Кхалга-Халгай=Халдей)

Из известных источников можно судить, что Родиной бога Хал/Г1ал можно назвать халдейскую Северную Месопотамию. Собирание больших этнических общностей со сложной социальной структурой и государственностью (племен и народов) происходило уже под воздействием религий. ( Хал/Г1ал. Халдеи/Халхай). То-есть ингуши выходцы и древней Халдеи (Месопотамии) что полностью подтверждено не только исторической хронологией, но и ДНК-анализом который показал самый высокий процент гаплогруппы J2 у ингушей это 87%-90%

Гены J, древний великий народ халдеи (который известен под множественной терминологией), божество Хал/Халдеи/Халхай/Гхалгай (как производное). Халдеи — получили своё название как религиозная общность которые верили в Бога Хал.

Слово «халдеи» неоднократно упоминается в Библии — например, в Книге пророка Аввакума и в Книге Иудифи (5:6). Халдеями в древнем мире также называли колдунов, магов…
Аравийский полуостров заселён почти исключительно арабами. В центре полуострова породы чехла обрамляют Нубийско-Аравийский щит. Широко развиты массивы незакрепленных песков: пустыни Руб-эль-Хали, Дехна, Рамлат-эль-Вахиба и Большой Нефуд. На Аравийском полуострове и сопредельных островах расположены современные государства Бахрейн, южные части Ирака и Иордании, Йемен, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Ирака это некогда территория — Месопотамии.
8b0158d9ec6b9b11edf02c0228caf99b.jpg
Местом-же изначального проживания хаммито-семиткого (ингушского-Г1халг1айского=халдейского) племени которое позднее мигрировало в Месопотамию, был Аравийский полуостров.
Популярность халдейских жрецов оказалась настолько велика, что в мире стали встречать шарлатанов, выдававших себя за халдеев. Политик и писатель Марк Катон, живший во времена древнего Рима, призывал быть бдительными по отношению к самозванцам. Подтвердить свои корни жрец мог с помощью халдейской грамоты. Известны случаи, когда убиенный оказывался невинной жертвой, просто не успев достать свою грамоту. Влияние халдеев на вавилонскую культуру оказалось настолько велико, что многие путешественники не делали между ними различий. Математика халдеев стала одним из важнейших достижений, которое использовалось для решения возникающих задач. В Вавилоне активно использовали математические модели для измерения полей, создания ирригационных каналов, защиты от размытия рек. Некоторые исследователи и историки полагают, что вавилонская математика в некоторых моментах превзошла греческую. Однако шестнадцатеричная система уступала десятичной.