Паучиха

Елена Арсенина
 из книги Сказки Волжского края "Живая душа калачика чает..." Саратов 2023 год. Издательство "Кубик"

                Сказка о мастерстве, коварстве и любви
            
Это произошло очень давно.  Настолько давно, что перестало быть реальностью и превратилось в сказку. Недобрую, зловещую. От которой мурашки по телу и холодок под сердцем. Оно, конечно, лучше бы не вспоминать, забыть навсегда. Да как тогда понять нам и определить: что есть мы - люди, человеки? И что такое  -  наше мироздание, как оно устроено? какое место отведено нам в этом и в том мире? А есть ли он на самом деле  - тот мир? Если есть, существует, почему он скрыт, не доступен нашему пониманию?
Законы мироздания  хорошо усвоили наши предки и постарались донести  до нас, потомков, суть полученных знаний и уроков. Вот и у этой истории есть мораль, своего рода предупреждение. Страшную плату придется заплатить тому, кто посмеет перейти черту дозволенного, и  потревожит, пусть даже ненароком, невзначай,  неистовые, черные силы, которые наводняют  тот запретный, таинственный мир … Имеющий уши да услышит! Итак, моя история…

                *****
В одном селении жил кузнец.  Молодой, статный, косая сажень в плечах. Играючи  прутки железные  на спор в кренделя сворачивал. Когда лошадям  подковы ставил, полсела сбегалось посмотреть. Парень -  одно загляденье: матери на радость, всем на удивление! Силушкой богатырской, умом тоже не был обижен.  А вот счастье кузнеца стороной обошло. Влюбился он без памяти в местную красавицу - Марину.
На сколько красива была девушка, на столько высокомерна и надменна. Взглянет, что рублём одарит. Но не каждого. Парня и вовсе не замечала. В кузне больших денег не накуёшь. А нет денег,  нет интереса. Марина знала себе цену. Уж она точно не продешевит!
Обидно стало парню. Надумал завоевать благосклонность девицы с помощью роскошного подарка – кружевной шали. Благо, в селе своя искусная мастерица имелась.
Днём идти к мастерице кузнец не осмелился. Узнают дружки да местные кумушки, потом проходу не дадут – по какой такой надобности ходил? Вот и дождался темноты.
…Изба стояла обособленно, на самом краю села, оконцами и дверью к  непроходимому лесу.
 За избёнкой, с    тех самых пор, как поселилась в ней  одна молодая  ткачиха,  дурная слава тянулась.  Кто такая, из каких мест - не известно. И что самое удивительное, с годами красавица не старела. Ни морщинки, ни сединки. Брови вразлёт. Взгляд пронзительно жгучий. Румянец во всю щёку. Косы смоляные венцом вокруг головы уложены. Но красота  черноокой мастерицы была холодной, отталкивающей. А вот умелицей она слыла редкостной! Такие холсты* ткала, коврики настенные, скатёрки, шали кружевные вывязывала – красоты неописуемой. Разных фасонов, сказочных узоров.
Приезжали  с заказами  из самых дальних мест, богатых и знатных домов. На деньги и похвалы не скупились. Но жила рукодельница на удивление скромно, замкнуто. Славой, богатством не хвалилась, мастерством ни с кем не делилась. Людей не то, чтобы сторонилась, держала на почтительном от себя расстоянии. Молода, красива, статью королева, а вот душа  потёмки. Почему поселилась в глухом месте, стоящем на отшибе доме – не понятно. С такой  красотой,  умением и талантом  открыла бы мастерскую в городе, жила в сытости и полном довольствии. В общем, людям было о чём посудачить.
Однако ничего плохого за ткачихой не замечали. Поэтому, поначалу, принял народ  отшельничество и нелюдимость красавицы за обыкновенное чудачество.
Но со временем, то ли от зависти, то ли в отместку за надменность и гонор неприступной молодки, по каким--либо другим причинам, начали поговаривать: будто  сотканная её руками красота у заказчика силы забирала. Тот  чахнет и болеет, а ткачиха с каждым новым клиентом всё хорошеет и молодеет…
Чем ближе кузнец к дому подходил, тем неспокойнее на душе становилось… Не верил он в россказни досужих баб, посмеивался над людской глупостью. А тут  вдруг  страшно  стало. Тело покрылось противной, липкой испариной. Где-то рядом зловеще ухнул филин.
- А… Чтоб тебя! - Сердце парня дрогнуло. Оступившись, он качнулся в сторону,  судорожно  цепляясь за куст бузины, что росла у задней стены дома. Глаза заволокло туманной пеленой.  Кузнец, привалившись к стенке, перевел дух. Затем  повернул за угол и побрёл на слабый огонёк в оконце, пробивавшийся  сквозь неплотно задёрнутую занавеску.  Прежде чем постучать, парень заглянул в окошко и обмер…
…Нашли  беднягу ранним утром около кузницы. Насилу вытащили из-под сломанной телеги. Прибывший лекарь только руками развёл:
- Тут иначе, как без нечистой силы не обошлось. Батюшку зовите! – Покачал головой и быстрее из избы вон, чтобы к нему не пристало.
Батюшка окропил парня  святой водицей.  Стал читать нужные для такого случая молитвы. На лбу кузнеца проступила испарина. На впалых щеках заиграл румянец. Сгрёб он пальцы в щепоть, судорожно дёрнул рукой, словно хотел осенить себя крестным знамением. Но ослабевшие руки не подчинялись ему.  Из груди несчастного вырвался хриплый, протяжный стон. Батюшка склонился над болящим, прислушался. Из бессвязного бормотания   он разобрал  только три слова: «ткачиха – паучиха, ткачиха…». Размашисто перекрестившись, батюшка продолжил своё дело…
Что случилось той злополучной ночью, так и осталось тайной. Поздним вечером ушёл кузнец из дома молодым и здоровым. Нашли его на рассвете дряхлым и больным.
Поговаривали, что парень сошёл с ума от любви к красавице Марине, которая ему якобы отказала. Другие уверяли, что кузнеца  сгубило обыкновенное любопытство. Подсмотрел мастерство ткачихино, за то и был ею наказан. Некоторые же уверяли: ткачиха тайно влюблена в парня и, лишив его разума, жестоко отомстила за измену.
Как отреагировала Марина на болезнь несчастного кузнеца? Да никак. Безразлично. Вскоре вышла замуж за вдового, зажиточного купца из соседней деревни. Там же и роскошную свадьбу сыграли. Поговаривали, что подвенечная фата на Марине  выткана руками той самой  умелицы. Не поскупился жених для молодой невесты -  заказал кружево неземной красоты, тончайшей, искусной работы.
Только подарок новоиспечённого жениха не принёс Марине счастья. Вскоре перестало радовать богатство, наскучил  нелюбимый старый муж. Начались в доме склоки и ссоры. А потом и вовсе срамное случилось. Сбежала молодка  с заезжим кавалером, прихватив из дома всё ценное. Даже платье подвенечное  с кружевами не погнушалась прихватить. Как говорится, с драной  овцы хоть шерсти клок. Не выдержав  людской молвы и позора, законный престарелый супруг Марины быстро убрался на погост: напился с горя, то ли ненароком, то ли в дикой злобе, смахнул со стола свечу. Занялась изба ярким пламенем, насилу потушили. Только хозяина откачать не могли, угорел горемыка…
А вот кузнец долго в себя приходил.  Но святые  молитвы и горячая материнская любовь вернули его к жизни. Только это был уже не тот, весёлый и разбитной красавец, как прежде.  Силы в нём заметно поубавилось. И вот ещё что: заметили люди в парне одну странность. Не знал тот, куда руки деть. Всё что-то перебирал пальцами, будто узор невидимый выплетал.
Матушка смотрела-смотрела, смотрела-смотрела  да и подсунула, под сыновни  беспокойные руки, лыко*. Ещё  с лета для лаптей* заготовленное, чтобы было, чем себя зимой занять. Не успела оглянуться, а на лавке готовые чудо-лапотки* стоят, непривычным взгляду узором сплетённые. Такую красоту в  будни не оденешь,  только в великий праздник: людей  удивить, себя порадовать.
Когда лыко закончилось, в дело ивовые прутья пошли.  Руки парня не знали отдыха. Лукошки, корзины, короба, сундучки, люльки, игрушки на забаву ребятне, припасливым, домовитым  хозяйкам … А когда силы вернулись, снова встал к наковальне. Принялся  разные, не виданной красоты вещицы выковывать: ларцы, табакерки и другие безделицы тонкой ручной работы. По селу тут же пересуды всякие начались:
- Видно, решила проучить ткачиха парня, но потом пожалела-таки: разум отняла, зато мастерством одарила! Хоть с голоду не помрёт, всё, какую копеечку заработает…
- Ай, да кузнец! Раскрыл, всё-таки, ткачихину тайну!
Вот только плата за подсмотренное мастерство слишком высокой оказалась…

*прялка (прялица) – орудие женского труда (в деревнях, сельской местности); деревянное приспособление для прядения нити.
*холст (холстина) – ткань, сотканная из льняных нитей, путём их переплетения на специальном деревянном приспособлении.
*лыко – выделанная  молодая кора лиственного дерева (например, липы).
*лапотки (от слова «лапти») –  плетённая из лыка (либо пеньковых верёвок) обувь, которую в старину носили крестьяне.
*люлька – подвесная колыбель для младенца