Это жизнь наша такая

Феозва
Журнал "Добродетель" №46.

Елена ХИМЧЕНКО,
старшая сестра Марфо-Мариинского сестричества милосердия
г. Белгород

ЭТО ЖИЗНЬ НАША ТАКАЯ

Целый день, с утра до вечера, идут к нам люди со своими проблемами. Люди разные, всякие. Молодые и старые. Здоровые и больные. Трезвые и не очень. Вот явился очередной: «Отправьте меня в Питер». А сам выпивший и без паспорта, и срок действия справки об удостоверении личности на днях заканчивается. На следующий день он опять пришёл, потом ещё. Неделю ходил: «Отправьте… отправьте… меня там ждут». Ну ты протрезвей хотя бы –ведь тебя ж в поезд даже не пустят, говорю. А он всё пуще – и за неделю приобрёл облик классического бомжа. Ну о каком поезде может быть речь. И вдруг он исчез, не стал приходить. И мы уже о нём почти забыли. Но, как оказалось, исчез он не навсегда. Проходят две недели, и он является, но какой-то совершенно другой, как будто обновлённый.
Как потом выяснилось, бродяга наш человек церковный, много лет по монастырям работает, ценный, можно сказать, незаменимый кадр, электрик – мастер своего дела. Но со своими слабостями и со своей непростой жизненной историей, с искушениями и испытаниями…
В общем, наконец отправили мы его. Через время позвонил: спасибо, мол, что вы мне помогли уехать, меня тут очень ждали.
Ну вот как так, думаю, за неделю можно было человеческий облик потерять? И сама себе отвечаю: а что удивительного – разве ж это единственный случай? Смотришь на них – тех, что приходят к нам ежедневно на обед, – и кажется, что все они уже одинаковые, никакой жизни в них нет. Но это далеко не так. Разговорятся, бывает: у каждого за спиной что-то своё интересное, важное и не навсегда потерянное. Офицер, художник, учёный, музыкант… Один вон летом такой концерт в парке устроил, так на рояле играл, такую аудиторию собрал, такой восторг вызвал! Ну и почему же он не на сцене филармонии, не в концертном зале? Почему все они сегодня здесь, в очереди за тарелкой супа?
Эти ставшие уже праздными вопросы мы, сёстры милосердия, уже не задаём. Как всё в нашей жизни переплетено – добро и зло, правда и ложь, как всё непросто. Зато часто вспоминаются – и на каждом шагу подтверждаются – слова «всероссийской матушки» Великой княгини Елизаветы: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено». Она повторяла их, спускаясь на самое дно общества, оказывая помощь обитателям трущоб, ночлежек, бродягам, нищим, не боясь ни грязи, ни болезней. И не сомневаясь в своей этой деятельности. А ведь у неё была возможность вести совсем другой образ жизни. Конечно, она была «не от мира сего». Но тем сложнее, наверное, было в мире этом существовать, а тем более пытаться его улучшить –чтоб стало в нём хоть немного добрее, красивее, радостнее…
Конечно, сегодня у нас во многом другая жизнь, не то общество. И мы не те. И пример святых людей, живших больше века назад, может послужить разве что красивой историей, недосягаемым образом, иконой! Куда нам до них в наших сегодняшних делах. Однако же они нам помогают! Подсказывают! «Общаясь» с ними, неожиданно находишь ответы на свои насущные вопросы. Недаром же говорят: когда читаешь житие святого, то он за тебя молится.
Значит что? Значит, надо стараться подражать и продолжать традиции. А чтобы продолжать, надо их изучать. Находить время. И об этом непрестанно твердит нам старый друг нашего сестричества неутомимый краевед Павел Альбощий. Человек, преданный своему делу, много делающий и много знающий из истории православной Белгородчины. Многие наши сёстры принимают участие в проводимых им экскурсиях по Белгороду и говорят, что это не только интересно, познавательно, но и полезно. Ну а для меня тем более: ведь я всего шесть лет живу в Белгороде и многого, конечно, не знаю. А знать необходимо. Потому что территория –это как семья, это организм, в котором всё взаимосвязано, история и люди, события, традиции, законы. И надо их знать и понимать, чтобы органично вписаться и жить в этом. Тем более что есть чему поучиться, есть с кого взять пример.
Традиции благотворительности, меценатства, попечительства на Белгородчине широки и разнообразны. И все они зарождались и развивались в основном по инициативе и под эгидой православной церкви. Всем известно, что делами милосердия и благотворительности бедным особенно отличался святитель Иоасаф. Епископ Никодим в своё время превратил Свято-Троицкий монастырь в обитель благотворительности, в поприще служения людям. В конце девятнадцатого – начале двадцатого веков здесь было много благотворительных фондов, организаций, помогавших нуждающимся. После революции, правда, они свою деятельность прекратили, в общем, как везде по стране. И вот теперь наша задача – возрождать традиции. И она очень важна, поскольку это есть и вознас самих.
Конечно, это непросто. Потому что и повреждена наследственность, и многое нам не по силам, и благодати той нет, которую стяжали святые под-вижники. Но резервы есть, и их нужно найти и использовать. Тем более что у нас есть наша церковь, есть такие покровители, мы можем вместе с ними помолиться Богу. Ведь святые отцы говорят, что при нашествии искушений в первую очередь нужно находить и обращаться к тем святым, которые сумели побороть эту же страсть, ведь они наши ходатаи и молитвенники перед Господом. Так и при нашем служении в первую очередь нужно просить о помощи тех святых, которые жили в этой местности, занимались такими же делами. И многие наши сёстры милосердия могут рассказать о случаях чудесной помощи святых – и в частной жизни, и на поприще служения.
Не то время? А это неважно. Ведь человек был создан один раз – по образу и подобию Божию. И мне кажется, отблеск этого образа всегда остаётся в любом человеке. Иначе некоторых людей вытерпеть было бы невозможно. Ну а если иногда мы этого видеть неспособны бываем, то тогда нужно просто пожалеть – ведь ему плохо! – и постараться облегчить его состояние. Всё равно ведь любой человек – какой бы он ни был – нам от Христа посылается. Это жизнь наша такая – во Христе. Служить мы должны друг другу, создавая цепочку добра. Как одна из наших волонтёров рассказывала: «Вот вы мне однажды дали пелёнки для лежачей мамы, и мне захотелось тоже чем-то послужить. Но чем? Денег у меня нет… И я придумала: буду приходить мыть полы…» Далеко не у всех, конечно, такие «решения» рождаются, есть немало недовольных просителей: и мало им, и всё не так, и жалобы писать хотят… Но так нам и надо. Чтоб не загордились, не вообразили себя подвижниками и благодетелями.