Запомнившиеся моменты уроков в гимназии

Лариса Гречаниченко
    Первые уроки. В параллели шестых было 5 классов. В трех классах уроки прошли нормально. Учителя обрадовались и детям было интересно. Подхожу к учительнице 6-А класса, чтоб договориться, когда прийти на классный час. Она тоже очень обрадовались, что будут такие уроки, но говорит мне, что они слушать не будут, Вы не волнуйтесь и продолжайте.  Удивилась: для чего я буду говорить, если они не будут слушать. Оказалось, что с 1 по 5 класс учились в гимназии по Занковской системе и в параллели 6 классов произошел "отбор". И в этом 6-А -"сливки". Очень развитые дети, на уроках очень шумно, соревнуются друг с другом. С ними очень трудно, но интересно работать. Зато открытые уроки - одно удовольствие - дисциплина, четкие ответы. Я задумалась, рассказала дома мужу.  Он меня подбодрил: "Что, ты не заставишь слушать себя шестиклассников?" И я продумала свой урок в этом классе. Представилась, рассказывала, задавала вопросы, на которые они могли дружно ответить: Да! Вы видели радугу: Да! Вот как радуга расцвечивает небо после дождя, так и знание, понимание искусства расцвечивает нашу жизнь. А те вопросы, на которые я знала, что у них нет ответа, повисали в воздухе и я объясняла.  Они поняли, что мне есть, что им рассказать. В такой обстановке прошел весь урок. Рассказ, вопрос – да - рассказ, вопрос – молчание, рассказ и т.д. Когда урок закончился, все дети, выходя из класса, говорили спасибо, приходите к нам еще. Когда все ушли, Светлана Павловна - классный руководитель, учительница математики сказала мне: "Если я кому - нибудь расскажу, как прошел этот урок, мне не поверят". И этот класс стал у меня самым любимым. В свой день рожденья я всегда проводила урок в этом классе. Неизменно они меня встречали с поздравлением "Happy birthday to you our teacher!' Они учили 2 иностранных языка.
           К празднику День Победы 9 мая я подготовила рассказ "Искусство о войне". Среди прочего я рассказала о памятнике генералу Карбышеву, о концлагерях, о Холокосте - когда людей уничтожали только за то, что они были евреи, проводя политику геноцида целого народа. Когда рассказала о песне Бухенвальдский набат и начала читать стихи Александра Соболева: "Люди мира, на минуту встаньте! ..."  Класс встал, а у меня стал ком в горле. Я показала жестом, чтоб они сели и продолжила. Дети об этом ничего не знали (6 класс). Мне помнится, я рассказала об этом Лидии Павловне и у них был разговор на педсовете. На следующем уроке ко мне подошел еврейский мальчик и сказал: "Дедушка просил передать Вам большое спасибо за то, что Вы нам об этом рассказали".
            Урок на тему Владимир Высоцкий - поэт, артист театра и кино. 6 класс.
Прихожу, развешиваю на доске фотографии. Подходит мальчик и говорит: “А мой дедушка его терпеть не может. Он алкоголик и наркоман”. Я ему говорю: “Вот ты послушаешь, что я сегодня расскажу и расскажешь дедушке, а потом скажешь мне, что сказал дедушка, хорошо?” На следующем уроке он подходит ко мне и говорит: "Дедушка сказал Вам большое спасибо, он этих стихов и песен не знал. Нам дали послушать большую пластинку, и дедушка изменил свое мнение." А для чего мы работаем! На этом уроке я рассказываю, как для меня начался Высоцкий. Когда мы слушали пластинки "на ребрах", никакого впечатления, одни хрипы и тюремная тематика. Но народ шумел, хвалил, было непонятно. В 1967 году в Харькове проводили слет туристов, в котором приняли участие все молодые барды Союза с правом спеть одну песню (Кукин, Клячкин и др. в том числе Владимир Высоцкий). Слет проходил в субботу в поселке Эсхар под Харьковом и всем присутствовавшим так понравились прозвучавшие песни, что организаторы решили повторить в воскресенье концерт в Харькове. Срочно сняли зал "Пищевиков" (А может быть так было заранее задумано). По "сарафанному" радио разнесли сообщение и зал был полон. Вот на тот концерт мы с подружками и попали. Для Высоцкого это был второй концерт, первый был в Ленинграде незадолго до этого. Ему не давали выступать нигде. Мы запастись тетрадями, ручками и записывали куплеты песни по-очереди, а потом свели всё вместе. Высоцкий пел песню "На нейтральной полосе". Вот об этом я рассказывала и конечно, читала стихи. Через несколько лет уже ставила пластинки. После урока ко мне подходит очень развитая девочка и говорит: "Лариса Ивановна, а там же в стихотворении есть матерное слово". Я ей ответила: "Ты же видела, как я это обошла жестом (все поняли, но слово не прозвучало). С этой же девочкой позже был разговор. Она у меня спрашивает: "Вы на днях смотрели передачу "Как стать миллионером"? - Да. - Там был вопрос: В каком музее мира находится картина Рафаэля Сикстинская Мадонна и было 4 ответа: Прадо, Лувр, Дрезден, Третьяковская галерея. И я сразу ответила. Мой папа (он журналист) не знал и спросил: "А ты откуда знаешь?" Я сказала, что нам на уроке искусствоведения рассказывала Лариса Ивановна. Не зря работаем!
     Самый интересный урок из всех, я считаю, об Эпохе Возрождения и творчестве Рафаэля, но это будет позже. А на первом уроке, как пример волшебной силы искусства, я рассказываю о картине Рафаэля Сикстинская Мадонна. Эту картину Рафаэль написал по заказу Римского Папы Юлия II для монастыря Святого Секста в небольшом итальянском городе Пьяченца. И почти 240 лет она украшала стены этого монастыря, когда туда приехали из Дрездена и предложили монахам продать эту картину. По всем городам Италии прокатилась волна протеста. Но, несмотря на бурный протест итальянской общественности, монахи, испросив разрешения у Папы Римского, продали эту картину в Дрезден за 20.000 цехинов, по другим источникам за 70 кг золота. И с тех пор она находилась в Дрездене, исключая годы войны, когда ее перепрятывали, и 10 лет после Победы. В 1955 году Советское Правительство вернуло Германии сокровища Дрезденской галереи, предварительно отреставрировав их в музеях Москвы и Ленинграда. История спасения картин Дрезденской галереи — это отдельный интересный рассказ.
      Перед картиной Сикстинская Мадонна пережил молитвенный восторг жизнелюб и богоборец Гёте, перед ней в волнении стоял Достоевский и его знаменитая фраза - "Красота спасет мир" родилась перед этой картиной, маленькую копию которой он всегда носил с собой. Все, кто видел эту картину и владел пером, оставили о ней свои воспоминания. О ней существует много легенд, одну из которых я рассказываю детям на первом уроке, как пример волшебной силы искусства.
       Легенда. У Рафаэля, как у каждого талантливого художника, были обожатели, были и завистники. Когда картина была уже почти готова, Рафаэль отлучился из Рима. Воспользовавшись его отсутствием, завистники распространили в городе слух, что на своей картине Рафаэль изображает известную в городе куртизанку. Поставили возле Храма бочонки с вином (всегда есть много желающих выпить за чужой счет) и повели эту пьяную толпу в сопровождении благонамеренных горожан (которые, конечно, были возмущены тем, кого изображает художник, работающий по заказу Папы Римского) к мастерской Рафаэля. Расчет был прост -- сейчас толпа в пьяном и религиозном угаре сметёт картину. Вот кто-то из недругов взламывает замок. Толпа заполняет мастерскую. Мастерская просторная. На мольберте, накрытый покрывалом, стоял холст. Картина большая 265х196 см. Мадонна на ней изображена в натуральную величину. Вот кто-то из недругов взбегает по ступенькам к мольберту, срывает покрывало и.... Толпа замерла. Кого они ожидали увидеть, и кого они увидели. По облакам, ступая босыми ногами, как простая крестьянка, шла к ним эта прекрасная женщина и несла своего ребенка. Толпа замерла и в молчании покинула мастерскую. Картина была спасена.
       На уроке я рассказываю легенду. После слов "куртизанку" все поворачиваются к "Васе", который знает про "это" все. Но я к этому готова и сразу поясняю: женщину легкого поведения высшего света. В одном из классов, рассказывая легенду, я очень увлеклась. Обычно после слов: кого они ожидали увидеть (не делаю паузы) и кого они увидели. А тут увлеклась и говорю: кого они ожидали увидеть? (делаю паузу) И в ответ слышу: б..... У меня реакция мгновенная: Считай, что я этого не слышала. И продолжила, но урок усвоила. За несколько уроков до этого после окончания своего урока, я складываю свои материалы, дети не расходятся. У них "мероприятие". Встает "Вася" и говорит: “Маргарита Анатольевна, извините, я виноват и все понял. Потом еще кто-то что-то говорил, его пожурили и все разошлись. Мы с ней дружили (учительница музыки). Я спрашиваю: "В чем он провинился? " Оказалось, что в это время была выборная кампания и директор гимназии попросила учителей, чтоб дети просили своих родителей голосовать за генерала, который баллотировался по нашему округу. И вот она рассказала биографию этого генерала и показала портрет и сказала: "Посмотрите какой мужчина!" И Вася ей в ответ: "А Вы пробовали?" Что?! Родителей к директору! и т.д.  Я ей сказала: "Так он же прав" и т.д.  Поэтому я уже была на страже, но тем не менее потеряла бдительность и получила ответ на свой вопрос, правда быстро среагировала. Я у детей тоже многому научилась.
            После одного из уроков в 6 или 7 классе ко мне подошла бабушка одной из наших девочек и сказала, что у нее есть еще одна внучка, которая учится в школе №44 и у них таких уроков нет. Она попросила меня провести несколько уроков в той школе. Я окончила семилетнюю школу №44 в 1953 году. Она находилась на углу улицы Карла Маркса и Ярославского в небольшом двухэтажном здании, рядом с украинской школой №25. А сейчас это уже десятилетка и находится в другом районе, где-то на посёлке Артёма. Я провела у них несколько уроков. В это время они создавали Музей школы и разыскивали материалы. Я рассказала им о директоре школы, об учителях, которых помнила. Отдала им в Музей выпускную фотографию нашего 7-Б класса. Сейчас можно было бы дополнить рассказом о Марине Волжанской и передаче "Пионерская зорька".
            Уже несколько лет я работаю в гимназии. Хочу "освоить" старшие классы. Подхожу к классному руководителю 10-А класса (тоже "сливки") Татьяне Александровне – заведующей кафедрой русского языка и литературы, по статусу "Заслуженный учитель".  Все учителя в гимназии молодые, только несколько человек постарше. Татьяне Александровне лет 50 (мне 62). Блондинка интересная, уверенная в себе, немного вальяжная. Представляюсь. А она мне отвечает: "У меня в классе гениальные дети. Вот если бы Вы проводили такие уроки, как Дмитрий Сергеевич Лихачев или композитор Дмитрий Кабалевский (одно время были их уроки по ТВ), тогда моим детям было бы интересно, а так я считаю нет." Ничего себе сравнение!  Она еще не знает, что я делаю, но говорит это. Ну нет, так нет. У меня много других классов, которые хотят и любят слушать. Я вспомнила цитату из Зощенко: "Я на это ничего не ответил, но в душе затаил некоторое хамство". Через несколько месяцев заместитель директора Лидия Павловна спрашивает меня: "Вы уже познакомились с Татьяной Александровной? " -Да. Я не хотела ей рассказывать, как мы познакомились. Но опять подошла чуть позже к Татьяне Александровне твердо и решительно сказала: "Я должна провести хоть один урок в Вашем классе, так как я отчитываюсь перед дирекцией". Она нехотя, с явным неудовольствием согласилась, но сказала, что она на этом уроке не будет так как ее класс дежурный по гимназии и она пойдёт все проверять, а ее дети очень организованные, ответственные и будут меня слушать. В день урока после звонка я открываю дверь, захожу, здороваюсь. На меня ноль внимания. Все "ответственные" сидят на партах и болтают. Я говорю: “А Татьяна Александровна сказала, что вы готовы меня слушать." Всех с парт как ветром сдуло. Конечно, я взяла своего любимого Рафаэля. Эпоху Возрождения они изучали по истории в девятом классе, так что эта тема была им знакома. Тем интереснее у меня была задача. Развешиваю репродукции и начинаю рассказ. Через несколько минут входит Татьяна Александровна с красной повязкой дежурного на рукаве и садится на заднюю парту (Я думаю, что она у кого-то что-то спросила, а может хотела убедиться в своей правоте). У меня настроение боевое: я должна победить. Рассказываю с настроением может быть большим, чем всегда. Когда говорю, что на сегодняшний день атрибутировано 26 Мадонн Рафаэля и под впечатлением от этих картин поэт Всеволод Рождественский написал такие стихи.... У Татьяны Александровны удивленно - возмущенное выражение лица и плеч: какой Всеволод? Роберт! Я это вижу и говорю: "Да, да, именно Всеволод, не Роберт Рождественский" (и тем посрамил дьявола - цитата) и читаю стихи:
                На нас глядят два озера печали,
                И в каждом по звезде отражено.
                В эпоху Возрождения писали
                Так лишь Мадонн на фоне синей дали,
                Земных или небесных все равно.
                Вот почему извечный лик Мадонны,
                Лик женщины с младенцем на руках,
                Сияньем материнства озаренный,    
                Стал символом не фрески иль иконы,
                А вечности земной, презревшей прах.
         Когда урок окончился…. Ильф и Петров "Лед тронулся, господа присяжные заседатели" (цитата). И еще из нашего любимого А.С. Пушкина: "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог". К чести Татьяны Александровны, она сменила тон в разговоре со мной и уже в следующем учебном году говорила с низко снятой шляпой: "Мы бы хотели послушать об импрессионистах, пожалуйста, о Сальвадоре Дали, пожалуйста". Следующий год у них был очень напряженный и она сводила все 3 класса параллели в один урок, и я провела у них эти две темы. Тогда уже с материалом было легче, и я с удовольствием готовила эти темы. Она меня пригласила на Новогодний вечер (есть фото), а потом и на выпускной вечер. Со сцены она сказала: "В зале присутствует учитель, с которым мы путешествуем в мир прекрасного. Это Лариса Ивановна". И еще несколько тёплых слов обо мне.  Мне вручили цветы и подарок - большой пакет с деликатесными продуктами (чего я уже давно не видела. У гимназии были спонсоры). За эти 7 лет работы в гимназии я поняла, какое это счастье - работать учителем, когда на тебя смотрят 30 пар глаз, которым интересно то, что ты рассказываешь. И какой это тяжкий труд - всю жизнь, каждый день в школе - я бы не выдержала. Хорошие учителя - это особые люди - такая порода. Мне повезло, хотя бы в два последних школьных года иметь таких учителей. У меня в эту работу выросло "хобби" и это было большое удовольствие. Прав был Сократ: "Знания за плечами не носить. " Это дало мне зарядку на всю последующую жизнь и до сих пор.